Игра года – 2019

По сложившейся уже более 10 лет назад традиции ближе к концу декабря я называю лучшие игры уходящего года в традиционных номинациях, которые когда-то придумались и с тех пор с минимальными изменениями повторяются год за годом. Вот и сегодня, уже в 13-й раз объявляю список лучших настольных игр 2019 года, удостоенных премии «Игра года» от BoardGamer.ru.

Выбирая ту или иную игру, в первую очередь я стараюсь смотреть на настолки, в которые впервые удалось сыграть в уходящем году. Это означает, что победителем в той или иной номинации не обязательно становится игра, выпущенная именно в 2019 году. Это может быть любая игрушка, выпущенная когда угодно. Главное условие — мы играли в неё в этом году, и она оказалась хорошей. И по большому счёту неважно, сколько партий сыграно, одна, десять или сто. Главное, что настолка — достойная.

В этом году на премию наложился специфический отпечаток. Постепенно я всё больше и больше становлюсь приверженцем мысли о том, что настольных игр становится слишком много, и пробовать все новинки подряд совсем необязательно. Есть достаточное количество хороших, проверенных временем игр, которые гарантированно доставляют удовольствие классными партиями. Поэтому если встретите в списке игру, которая вышла не в 2019 году, а раньше, или даже уже называлась победителем в какой-либо номинации в предыдущие годы, не удивляйтесь.

Итак, поехали.

Лучшие настольные игры 2019 года по версии сайта BoardGamer.ru!

Самая первая номинация по традиции это «Лучшая семейная игра». Под этим понимается настолка с не очень сложными правилам, за которую можно усадить практически любого человека, возможно даже ранее незнакомого с настольными играми, и так или иначе, он сможет в неё играть. Или же это игра, в которую могут играть две семейные пары. Или несколько членов одной семьи разных возрастов. И очень желательно, чтобы такая игра, будучи достаточно простой, чтобы поддаваться новичкам, предлагала достаточно интересный процесс, чтобы увлечь и опытных настольщиков.

В уходящем году подобных игр было несколько. Это и Azul, который по большому счёту мы только в 2019-м и распробовали. Это и «Фруктогонщики», у которых при всем своём интересном подходе к игровому процессу, однако оказалось недостаточно интересных «фишек», чтобы подстегнуть нас пройти целую кампанию. Это и London и Trains, не очень сложные игры именно в плане процесса, но достаточно хорошие если взглянуть на глубину предлагаемых решений, которые мы осваивали как бы заново, после примерно пятилетнего перерыва.

Но самой лучшей, всё-таки, оказалась настолка «Королевство кроликов» от издательства GaGa Games. Привлекательная внешне игрушка про размещение кроликов на поле, основанная на понятной и доступной механике выбора карт, она сочетает в себе все необходимые черты. Привлекательное оформление, недолгие партии, практически полное отсутствие пауз между ходами. Есть небольшой нюанс, связанный с некоей хлопотностью подсчёта очков, но он вполне преодолим. В общем, «Королевство кроликов» — классная игрушка. Если ещё не играли, попробуйте!

Следующая номинация — «Лучшая игра для двоих игроков». И с этой номинацией, пожалуй, было определиться сложнее всего. За год было немало хороших дуэльных игр. Это и 7 Wonders: Duel, и «Пэчворк», и A Few Acres of Snow, и даже «Подводные города» (в которые, как мне кажется, два игрока — это максимально комфортный состав, если больше, слишком затянутыми получаются партии). Но ни одну из этих игр не поднимается рука назвать лучшей.

Но есть ещё одна игрушка, как раз из тех, с которыми впервые мы познакомились именно в 2019-м. Маленькая, всего лишь из колоды карт. Настольная игра Fugitive про беглого преступника и преследующего его полицейского. Заставляющая работать совершенно неожиданные части мозга и думать так, как обычно за настольными играми не думаешь. Кто-то может сказать, что она слишком простая, слишком быстрая, или даже слишком примитивная, но это совершенно не отменяет того факта, что Fugitive — классная и оригинальная. По возможности рекомендую попробовать (к сожалению, на русском языке игра не выпускается, что текста в ней никакого нет, так что для знакомства подойдёт любое издание).

В номинации «Лучшая игра для компании» на победу могли бы претендовать несколько настолок. Это и «Прорисунки» от «Лавки игр», в которых нужно рисовать из нехитрых геометрических фигур всякие интересные штуки. Это мог быть «Цербер» от «Эврикуса», где реализована очень интересная идея про то, как убегая от медведя достаточно бежать не быстрее всех, а быстрее хоть кого-нибудь. Это могла быть забавная игра в объяснение слов «Опасные слова» или даже «Детектор правды», русская адаптация отличной настолочки Privacy, предлагающей поотвечать на провокационные вопросы в компании друзей (кстати, Privacy была лучшей игрой для компании 2013 года).

Но всё же самой лучшей и самой весёлой в уходящем году была Time’s Up! (которую, кстати, я уже называл лучшей игрой для компании в 2016 году). Как-то мы вновь стали её раскладывать раз за разом, а результат всё неизменный. Каждая партия — это обязательно море смеха, веселья, да ещё и компания обзаводится каким-нибудь новым локальным мемом. Обязательно попробуйте. Это одна из лучших настолок для вечеринок из тех, что сейчас есть на рынке. Спасибо компании Hobby World за её локализацию и зададимся вопросом, не пора ли выпустить какое-нибудь дополнение? 🙂

Следующая номинация — «Лучшая детская игра» — традиционно вызывает сложности. Так уж сложилось, что в детские игры мы практически не играем. В лучшем случае, ну, несколько экземпляров в год. В уходящем году к таковым можно отнести «Кусалочку», прикольную настолку на раскладывание пасьянса в реальном времени — раунд в ней длится пока игроки задержали дыхание и не дышат.

Ещё была единственная партия в «Историю игрушек 4», такой себе сбор сетов, хороший, но особо не выдающийся. И ещё «Зомби в школе», детская игра с многообещающей механикой «наследия», но с очень уж прямолинейным игровым процессом. Так что, увы, в этот раз у нас победителя нет.

В номинации — «Лучшая карточная игра» — мы чевствуем настолки, состоящие преимущество или практически из карт. Подобных хороших игр в уходящем году было немало. Это и уже упомянутые Trains и London (правда, в них всё же ещё есть вполне функциональные поля). Это крайне оригинальный колодострой про зомби-апокалипсис After the Virus, игра в которой мы делаем совсем не то и совсем не так, как в обычных колодостроительных настолках. Мы продолжали кампании карточного «Ужаса Аркхэма», мы познакомились с прекрасным «Карманным детективом» Юрия Ямщикова…

Но в этой номинации победа всё же уходит другой детективной игре, карточной серии «Элементарно» от издательства «Стиль Жизни». В ней вышло уже 6 коробочек-дел и ещё 3 уже на подходе. Если не пробовали, рекомендую, причём, начинать советую с дела под названием «Последний шанс», очень уж оно мне самому пришлось по душе. Это всего лишь колода карт, в которую можно сыграть ровно один раз. Вам даётся возможность раскрыть дело, установить обстоятельства преступления и изобличить виновного. Сделав это, возвращаться к нему уже не получится (ответы-то уже все известны). Но сам процесс — хорош. Тем более, что его удалось «посадить» на достаточно простую и понятную даже новичкам механику.

Далее идёт «Лучший филлер». Что касается филлеров, маленьких несложных игр с быстрыми партиями, их в этом году тоже было немало. Это и уже упомянутая Fugitive, и Mind, классная настолка с совершенно необычным игровым процессом. И старая добрая No Thanks, классная игра на жадность. Под конец года мы опробовали ещё одну необычную настолку — Форт от Фридмана Фриза.

Но всё же самой востребованной, самой интересной, самой «долгоиграющей» маленькой игрой уходящего года стала Jump Drive. Я уже называл её лучшим филлером в 2017 году, но тогда это было так: мы сыграли всего одну партию, и я понял, какая это хорошая игра. А в этом году была возможность сыграть далеко не одну партию. И первоначальное впечатление неоднократно получило подтверждение, игрушка, действительно, стоящая! И жаль, что на русском не издаётся.

Не все игры можно достать, не все игры можно купить, а некоторые даже вообще не продаются, их можно сделать только самостоятельно. Если вам знаком смысл аббревиатуры PNP или формулировки «распечатай-и-играй», вы понимаете о чём идёт речь. И, хотя, казалось бы, игр множество, на любой вкус, нет-нет, да и получается, что что-то печатаешь и режешь сам. Отсюда и номинация «Лучшая игра «распечатай-и-играй».

В уходящем году было несколько прецедентов. «Мини-генерал» или Mini WWII, довольно серьёзная игра с партиями на пару часов про Вторую Мировую войну. Уже упомянутые Fugitive про кошки-мышки преступника с сыщиком, а также неординарный колодострой After the Virus. Но самой неожиданной и, пожалуй, самой интересной, назову 30 Rails, настолку про строительство железных дорог, для которой почти ничего не нужно. Лист бумаги, карандаш или ручка, два шестигранных кубика, и у вас уже есть игра! И не просто игра, а игра интересная, увлекательная, со стратегией и тактикой и со сложными решениями. Да ещё и недолгая, укладывается в полчаса. Если ещё не пробовали, обязательно сыграйте!

Очередная номинация — «Лучшая отечественная игра». Надо сказать, что уровень отечественного игростроя за последнее время существенно вырос. Более того, появилось профильное мероприятие, где разработчики показывают свои прототипы, это я о «Граниконе», питерском фестивале. Настолки отечественных авторов разбирают издательства, ставят в свой производственный график… В этом году, вон, даже «Акватика» выстрелила на «Эссене».

Однако если опираться на личный опыт, как-то получается, что мы играем не в очень большое количество игр отечественного происхождения. А, вот, чтобы прям хороших и интересных в этом году, их не сказать, что было очень много. Ну, «Экономикус» карточный. Ну, «Кассиопея». Ну, «Мстители. Война бесконечности». Ну, «Не закороти цепь!». Увы, ни одну из них назвать прям выдающейся язык не поворачивается.

Хороша была «Война миров», но у неё есть непробиваемый конкурент. Конечно же речь о «Карманном детективе» от Юрия Ямщикова, выпущенном «Лавкой игр». Вот, уж, на что мне понравилась «Элементарно», что не мог её не отметить, но детектив, пожалуй, даже лучше. Потому что в нём механика осмысленная, дело надо именно что расследовать, анализировать версии, выбирать перспективные, а временами ещё и взвешивать риск и возможную награду и принимать непростые решения.

И, главное, «Карманный детектив» — это целая серия игр. Пока что доступно только самое первое дело, но уже в следующем году ожидаются ещё минимум два. Посмотрим, получился ли у кого-нибудь перехватить звание «лучшей отечественной игры» в 2020-м!

От отечественных игр переходим к зарубежным разработкам, выпущенным на русском, и назовём «Лучшую локализацию». Рынок сейчас очень насыщен. Выпускается много, даже более чем достаточно крайне достойных проектов. Это и те же «Немезида», «Остров духов», «Маго-рыцарь», Gen 7 и даже ROOT. Но лучшей вне всяких сомнений и даже без альтернативных претендентов на победу в этой номинации я называю Twilight Struggle. «Мрачная борьба», как привык называть её я, и «Сумеречная борьба», как её назвали в локализации, это масштабная стратегия о противостоянии двух сверхдержав, СССР и США, в Холодной войне, охватывающей почти половину XX века.

Это очень мощная игра, с которой я познакомился более 10 лет назад. В то время был единственный вариант сыграть в неё на русском, перевести самостоятельно, самостоятельно же напечатать, изготовить поле, нарезать карты, определиться с жетонами. Всё это я когда-то сделал и остался доволен. А теперь эта настолка доступна на русском языке. И пусть она достаточно сложна, чтобы быть доступной для случайного игрока, это всё равно очень хорошая игрушка. И в том числе и потому, что благодаря ей знакомишься с ходом истории и наиболее значимыми событиями времён, когда СССР ещё существовал.

Отдельно нужно похвалить российское издание, в котором напечатаны дополнительные промо-карты, а также была возможность обзавестись специальными тематическими кубиками и буклетом с исторической справкой по событиям в игровой колоде.

Ещё одна традиционная номинация — это «Лучшее дополнение». И она чуть не осталась без победителя. Претендентами могли бы быть «Зельеварение. Трава и грибы», но выпускать дополнение к настольной игре с такой графикой в 2019 году точно нельзя (при том, что механически оно очень годное). Ещё из дополнений остался неопробованным «Стальной голем» для «Алхимиков» (мы и в базу-то толком не поиграли). Не остался я в восторге, точнее, не распробовал, дополнение к «Ганимеду».

Но, зато мы познакомились с набором «Повелитель Токио. Подзарядка!». И это просто огонь! Дополнение, совсем незначительно меняющее игру, но зато в самых нужных местах. С ним «Повелитель Токио» прямо-таки засиял новыми красками, и я не могу придумать ни одной причины для того, чтобы играть без этого дополнения, если хоть раз его попробовать. Очень годная, очень уместная вещь.

Ещё одна номинация, «Самая инновационная игра». В ней отмечаются настолки, привнесшие не то, чтобы в жанр, в хобби, что-то совершенно новое, ранее невиданное. В уходящем году было несколько претендентов. Скажем, Zendo. Не столько игра, сколько коллективно-медидативная головоломка, в которой ведущий задаёт некий алгоритм, а игроки должны его разгадать. Или та же Mind, игра в колоду карт с цифрами, но предлагающая крайне необычный процесс — ходы в реальном времени в полной тишине. А вот, ещё, теоретически, «Кассиопея». У неё прямо на коробке написано «инновационная игра», но что-то содержание эту надпись не очень подтвердило.

Победителем же становятся «Алхимики». Очень любопытная локализация от GaGa Games, которая а) сращена с цифровым приложением для телефона и (или) планшета и б) подкидывает очень интересные задачки в ходе игры, которые, скажем прямо, не каждый сможет или не каждый будет рад решать. Но то, как это всё оформлено, обустроено и преподнесено, безусловно крайне инновационно.

Далее идёт «Разочарование года». В ней отмечаются игры (если таковые есть), от которых чего-то ждал, а ожидания не оправдались. Игра не обязательно может быть плохой, просто лично мне — не подошла. Кандидатами могли бы быть «Кассиопея» или «Мстители. Война бесконечности», но припоминать их смысла нет, потому что налицо безусловный лидер — это «Одержимость», флагманский продукт от Hobby World, презентованный широкой аудитории на «Игроконе».

Увы, но обещающая интересное и увлекательное полукооперативное приключение игра оказалась на деле затянутой, местами нелогичной, странной, и, вообще, вызывающей подозрения в том, что подобная разработка опоздала на рынок лет на пять. Ну или просто это настолка, которая совершенно не подходит мне по жанру.

Следующая остановка — «Сюрприз года». Здесь, напротив, отмечаются игры, от которых ничего особенного не ожидалось, а результат впечатлил. И такая настолка в этом году попалась. Это The Mind, небольшая карточная игра с крайне необычным процессом. В ней игроки получают на руки карты с цифрами, а затем их нужно выкладывать на стол в порядке возрастания. Вроде ничего такого, но есть нюанс. Общаться, разговаривать, каким-то образом передавать друг другу информацию — категорически нельзя. Каждый сидит и думает, сыграть уже эту карту или нет. И всё.

Сразу же возникает вопрос, а такое, вообще, возможно? Как же так, играть карты, если нельзя разговаривать? Как в таком случае добиться того, чтобы люди выкладывали их именно по порядку? Практика показывает, что всё это реально. Словами это передать сложно, это нужно попробовать самому. Гарантирую, ощущения непередаваемые. И в следующем году, кстати, к этой игре будет приобщиться проще, потому что её планируют выпустить на русском языке. Ждите игру «Разум» от GaGa Games.

Предпоследняя номинация, «Лучшая игра для опытных игроков». В ней отмечаются настолки, рассчитанные на подготовленную, серьёзную аудиторию. Игры со сложными правилами и, зачастую, длительными партиями. Игры, на которые люди собираются сознательно, осознанно, специально выбирая для них время.

В уходящем году подобных настолок было немало. Могла бы победить в этой номинации игра «Остров духов», но в неё удалось сыграть всего одну партию, маловато, чтобы полностью её прочувствовать. Можно было бы отметить неординарную ROOT, где зверьки сражаются за лесные территории, вот только каждая из четырёх фракций в игре живёт полностью по своим правилами и оперирует уникальными механиками, но в неё после Cuba Libre я предпочёл глубоко не погружаться. Можно было бы выдвинуть Kemet, но тут тоже в активе всего одна партия, маловато будет.

А есть ещё одна игра, в которую мы играем уже не первый год, и которая, кстати, уже была «Лучшей игрой года для двоих игроков» в 2013-м. Это A Few Acres of Snow, колодостроительная стратегия от Мартина Уолласа про сражения Франции и Англии за восточное побережье США и частично территорию Канады в XVIII веке. Игра очень хорошая, даже несмотря на то, что в ней есть очевидно выигрышная стратегия.

Хотелось бы раскладывать её даже чаще. Тем более, что для неё есть несколько сценариев, которые охота как-нибудь попробовать. Локализации увы, как не было, так и нет. И вряд ли когда-то мы её увидим.

Ну и остаётся «Лучшая игра года». Этот титул всегда достаётся настолке, в которую мы играем часто и регулярно. В разных компаниях, разным составом, снова и снова. И, главное, не надоедает, и каждая партия по-своему интересна.

И тут секретов нет. Это всё те же «Генералы. Вторая мировая» или Quartermaster General. Правда если подходить с формальной точки зрения титул уходит игре Quartermaster General WW2. Это второе издание «Генералов», представленное в этом году на Эссене. В нём поправлен баланс, теперь шансы на победу у Оси существенно выше, чем в базе, плюс каждая страна получила парочку точечных улучшений, позволяющих проворачивать невиданные ранее штуки. Причём, вторая редакция нравится настолько, что мы даже играем исключительно в базовый вариант, без дополнений с самолётами, французами и китайцами (для них есть прототип второго издания дополнения, но мы его сознательно не используем, как-то игра кажется неоправданно затягивается).

Игрушка настолько нравится, что практически регулярно собираемся специально на неё раз в неделю. Суммарное количество партий в «Генерала» перевалило уже за 250. Звание «Лучшей игры года» уходит им уже в четвёртый раз, как началось всё в 2016 году, так «победная серия» до сих пор и продолжается. И, честно говоря, уже даже самому интересно, поменяется ли что-нибудь в 2020-м?

* * *

Список победителей предыдущих лет:

Игра года – 2018

Игра года – 2017

Игра года – 2016

Игра года – 2015

Игра года – 2014

Игра года – 2013

Игра года – 2012

Игра года – 2011

Игра года – 2010

Игра года – 2009

Игра года – 2008

Игра года – 2007

30 Rails, A Few Acres of Snow, Alchemists, Bunny Kingdom, Deranged, Fugitive, Jump Drive, King of Tokyo. Power Up!, Quartermaster General, The Mind, Time’s Up! Deluxe, Twilight Struggle, Карманный детектив, Премии и награды, Элементарно



Похожие записи
  • Игра года — 2007
  • Правила «Ticket to Ride: Europe» на русском языке
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Настольная игра для весёлой компании
    1. NoName
      30 Дек 2019 из 7:16 | #1

      Можно было не тратить время на этот «топ». Всё очевидно.


      Автору хочется пожелать в след. году называть настольные игры именно настольными играми, а не «игрушками».


    2. Юрий Ямщиков
      30 Дек 2019 из 12:29 | #2

      Юра, спасибо, рад снова — спустя 7 лет, получить эту награду!


    3. Аноним
      30 Дек 2019 из 17:04 | #3

      Вроде же всем этим играм сто лет в обед 🙂 Как они оказались в ТОП 2019? 🙂


    4. pilot63
      31 Дек 2019 из 2:26 | #4

      Впервые за несколько лет нашел в номинациях что-то потенциально для себя интересное — Fugitive захотелось попробовать.

      А Трава и грибы, наверное, всё-таки доп к Эволюции, а не к Зельваренью :))

      Ну, и немного странно, что если Карманный детектив вроде как даже лучше Элементарно, то почему победа досталась не ему?..


    5. Pard
      31 Дек 2019 из 15:45 | #5

      Мой топ-2019 (и немного 2020). Из тех игр, которые я сделал себе сам (про всё я уже писал), с названиями номинаций.

      Herbaceous Sprouts и Wingspan — семейная,


      Era: Medieval Age и Promenade — стратегия,


      Las Vegas Royale — кубики,


      Nova Luna и Point Salad — победные очки,


      Reigns: The Council — для вечеринок,


      Fogsite — умозаключение,


      Tang Garden — красивая,


      The Crew: The Quest for Planet Nine — карточная,


      Twice As Clever — соло,


      UBOOT: The Board Game — войнушка (хоть и не сделал, но перевёл),


      Bus — недооценённая классика,

      Games Cards — моя игровая система


    6. Аноним
      09 Янв 2020 из 11:13 | #6

      @NoName

      «…называть настольные игры именно настольными играми, а не «игрушками»…». Очень, очень и очень странный комментарий. Может быть еще какое-нибудь «умное» пожелание сделаете автору?


    7. Андрей
      22 Янв 2020 из 10:48 | #7

      @Аноним

      Скорее всего адепт BGC подъехал


    1. Трекбеков пока нет.