За отчётную неделю сыграны 6 партий в 5 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), среди них было 3 новинки: «Звёздные художники», «Счастливый билет» и Agricola: All Creatures Big and Small:

Звёздные художники

Счастливый билет

Agricola: All Creatures Big and Small

Level 10

Time’s Up!

Возьмите «Агриколу». Уберите из неё всё, что связано с расширением дома и семьи, распашкой грядок и их засевом. То, что останется – это и есть «Агрикола» на двоих игроков. Игра, сосредоточенная исключительно на разведении животных.

Всё тут довольно просто и компактно. Есть стартовый кусочек фермы 2 х 4 клетки. В последующем его можно будет вдвое увеличить. На этом пространстве придётся строить загоны, возводить хлева и обустраивать кормушки. То бишь создавать комфортные условия для жизни скотины. Животных тут 4 вида: овцы, свиньи, коровы и лошади. Как и в обычной «Агриколе», они периодически дают приплод, и именно за них в финале партии начисляются очки. И штрафы, если в какой-то категории выявляется провал (мы же всё-таки играем в «Агриколу», тут развиваться надо равномерно).

По сравнению с обычной «Агриколой» есть нововведение. Тут ещё можно возводить всякие постройки, но нужны они всё с той же целью – размещать животных. А так – всё привычно. Есть диски рабочих, их надо ставить на поле, где есть места действий двух типов. Мы либо получаем какие-то ресурсы, либо тратим их, чтобы получить что-то на своей ферме. Некоторые вещи копятся ход от хода, так что можно подгадать момент и сорвать куш.

Партия длится ровно 8 ходов. Кормить семью не надо, животные плодятся после каждого хода (если есть хоть одна пара одного вида и если есть где разместить приплод). В финале считаются очки. За животных каждого вида, за очень большое количество животных в каждом виде, и за возведённые постройки.

К слову о постройках. Их преступно мало: 4 обычных и 4 уникальных. И все всегда доступны, в каждой партии. Это как если бы в обычной «Агриколе» играть с изначально открытыми картами раундов, причём их порядок всегда был бы один и тот же. Другими словами, уже во второй партии понимаешь, что сторонними условиями реиграбельность тут вообще не генерируется. И теоретически может сложиться так, что игроки просто нащупают оптимальные ход, после чего игра выродится.

И тут на помощь приходят дополнения. Их аж 2 штуки, и в каждом аж по 27 новых уникальных построек. Видать, в какой-то момент сознание у издателя проснулось (точнее, возможно ещё на этапе выпуска базы его усыпила жадность). Поэтому в голую базу можно сыграть раза 3-4, затем, боюсь, покажется, что нужна добавка.

В целом ощущения от игры приятные. На партию надо где-то полчаса. Это 8 ходов по 3 действия, всего 24. Немного, но и немало. Каждый ход – это приятная вещь, ты всегда что-то получаешь. Либо это новые стройматериалы, либо новые животные, либо развитие фермы. Плюс постоянно надо решать пространственную головоломку, прикидывать, как лучше обустроить свой участок, где поставить забор, а где воткнуть постройку. Это довольно неожиданно, первое желание – строить загоны как в обычной «Агриколе». Но тут есть ограничение по количеству заборов, так что хочешь – не хочешь, а приходится помимо заборов ещё и строить домики, чтобы их стены служили недостающими заборами.

Думаю, погоняем ещё несколько партий, а затем придётся задумать о дополнениях.

«Счастливый билет» — это игра, в которой нужно прокладывать автобусные маршруты на карте Лондона и Нью-Йорка. Звучит почти как Ticket to Ride и даже выглядит похоже, потому как игроки тут выкладывают на поле разноцветные деревянные брусочки (почти что вагончики!), но на деле это совсем не «поезда».

Охарактеризовать игру можно как «инвертированный roll&write. Обычно же в подобных настолках как, у каждого игрока есть персональный листочек, где мы что-то там чертим или рисуем, а в финале по специальному алгоритму считаем очки. Тут же разработчики исхитрились сделать так, что маршруты мы как бы рисуем, но на едином общем поле. И не рисуем, а выкладываем их деревяшками своего цвета. Персональные листочки при этом никуда не делись. На них надо постоянно отмечать всякие параметры своего маршрута: каких пассажиров удалось подобрать, какие места посещены.

Основная механика сильно напоминает недавно освоенную «Следующую станцию «Лондон». Открываем карту, и она задаёт некий вектор – как надо ехать. На листочке игрока для каждой карты есть расшифровка, показывающая, что надо взять 1, 2 или 3 спички и как-то их положить (по прямой или с поворотом). Партия недолгая, 12 ходов и всё, считаем очки. Но за это время надо успеть сделать многое: выполнить личное задание – проехать некий маршрут из точки А в точку Б, да ещё и транзитом через точку В, выполнить пару общих заданий, дополнительно стимулирующих посещать некие точки на поле, ну и ещё неплохо бы собрать некие бонусы на своём листочке, которые начисляются по всяким хитрым схемам.

Что любопытно, другие игроки на поле существуют не совсем в параллельной реальности. Если ты едешь по участку, где уже кто-то проложил маршрут, за это полагается небольшой штраф. Так что периодически надо думать, как лучше проложить свою трассу. Хотя за 12 ходов, кажется, не разгонишься. Это, всё-таки, немного (в том же «Лондоне» ходов может быть более 40).

Первые впечатления немного подпорчены не совсем внятными правилами по начислению очков за пару категорий пассажиров. Причём, открыл даже английские правила, их прочитал, и то тоже не с первого раза стало понятно. Ну и загадка, конечно, кто выбирал цвета для игроков. Всё же бирюзовый, жёлтый, зелёный, фиолетовый и чуть менее светло-фиолетовый – это довольно оригинальный вариант. Неужто вместо второго фиолетового нельзя было взять синий, чёрный, серый или хотя бы коричневый?

В целом впечатления от игры хорошие, но они накладываются на «Следующую станцию» и пока «Лондон» кажется интереснее. В нём интереснее пространственная задачка и больше решений. Хотя свой плюс у «Билета» всё же есть – как-никак, а соперники тут всё же чувствуются (тогда как в «Лондон» реально все играют по соло-партии, а потом просто сравнивают общий счёт). Но в целом неплохо, попробуем ещё.

«Звёздные художники» оказалась простенькой игрой, рассчитанной на компанию. Один игрок тут выбирается ведущим, а остальные как бы объясняют ему слово. Способ объяснения тут весьма неординарный, нужно рисовать заданное понятие на листочке, причём рисуют все остальные игроки кроме ведущего. Они должны изобразить единый общий рисунок, причём каждый конкретный игрок должен нарисовать фигуру согласно выпавшей ему карточке. А затем ведущий глядя на несколько карт со словами, должен найти среди них правильный ответ (сопоставляя их с рисунком).

Задумка очень понятная, но в аудиторию игры, боюсь, наша компанию не попадает. Самая лучшая игра на объяснение слов у нас уже есть, это Time’s Up!, а с рисунками в настольном формате, в принципе, мы как-то не особо дружим. Поэтому попробовали и отложили.

Ещё один подход сделали к Level 10. В прошлый раз разложили её на двоих, не особо впечатлились. На этот раз попробовали сесть втроём, может большей компанией будет интереснее. Увы, нет. Игра по-прежнему показывает себя как коллективная головоломка, где надо всё время обсуждать кто в какой цвет может сыграть, думать и распределять действия примерно на 3-4 хода вперёд, и тогда можно найти верное решение. Ну или не найти, если обсуждение идёт недостаточно живо. И вот именно в этом игра и раскрывается – это головоломка, требующая коллективного решения. Возможно кому-то такое и нравится, но мне что-то не особо.

Снова подчеркну, что основанная на той же идее «разложи карточки с цифрами по порядку» игра The Game намного интереснее и веселее. Там, во-первых, нет такого жёсткого требования насчёт постоянного проговаривания кто куда может сходить (хотя оно и рекомендуется), и, во-вторых, там есть эмоциональные качели: очень плохие и очень хорошие ходы. В Level 10 же ходы – это как в Red 7. Ты или проиграл, или пока ещё нет. Никаких качелей. Либо нашёл решение, либо не нашёл и тут же проиграл. И такой подход что-то не очень нравится. Возможно ещё один подход мы сделаем, что, возможно, он окажется последним.

* * *

Time’s Up! традиционно позволяет скрасить любой вечер ситуацией, когда все хватаются за животы и не знают, как спастись от непрекращающегося смеха. Вот и в этот раз было, товарищ тянет карточку и начинает выдавливать из себя с огромными паузами: «Война была… последняя… американская…». А в ответ крик: «Саддам Хуссейн». И что характерно – верно! И это только один эпизод!