Конец года – время подведения итогов, и традиционно на BoardGamer.ru объявляются самые-самые игры последних 12 месяцев. Есть более десятка привычных номинаций, и в каждой называется лучшая игра уходящего года.
Один нюанс – привязке к дате издания игры тут нет. Это не обязательно настолки, впервые выпущенные именно в 2023 году, или именно локализованные в текущем году. Игры могут быть совершенно любыми, важно лишь, что именно в них мы играли в уходящем году, и именно они доставили максимум удовольствия.
Но даже если где-то и мелькает старая игра – ничего плохого в этом нет! Да, оценки субъективны, но плохого тут не посоветуют. Если в какой-то номинации увидите победителя, который вам не знаком, приглядитесь к нему. Вполне возможно, игрушка очень даже стоящая, но по какой-то причине оказалась вне поля зрения.
Но хватит уже лирических отступлений. Переходим к церемонии награждения.
Итак!
Лучшие настольные игры 2023 года по версии BoardGamer.ru!
Первая традиционная категория – «Лучшая семейная игра». В этой номинации отмечаются несложные игры, адаптированные для семейного круга, за которые можно садиться и взрослым, и детям. Правила тут не тяжёлые, партии не затягиваются, а процесс – максимально доступен и понятен.
Зачастую бывает так, что в этой номинации есть явный победитель, игра, обошедшая остальных с большим отрывом. В этом году можно назвать несколько хороших претендентов, которые по каким-то причинам немного не дотянули до победы. Это хорошее геометрическое евро «Акрополис», необычная игра в жанре «тяни и пиши» «Добро пожаловать на Луну», а также парочка таких забавных и несложных вещей, как «Шарлатаны из Квидлинбурга» и Dorfromantik.
Но со всеми этими играми знакомство получилось скорее шапочное, а на долгой дистанции лучше всех себя проявила совсем маленькая игрушка «Следующая станция: Лондон». Небольшая коробочка с блокнотиком и цветными карандашами внутри, предлагающая рисовать на листочках схему лондонского метрополитена. Это очень простая, очень быстрая, а ещё и наглядная и красивая игра похожа на цифровую Mini Metro и доставляет очень приятные ощущения. За плечами более полтора десятка партий, и останавливаться мы не намерены: листочков в блокноте ещё немало!
«Следующая станция: Лондон» — лучшая семейная игра 2023 года по версии BoardGamer.ru. Спасибо большое издательству «Стиль Жизни» («Игроведу») за её выпуск на русском языке. Держим кулаки за новый тираж, а также за локализацию дополнений. Ведь за рубежом уже вышло первое продолжение про Токио и готовится ещё одна коробочка, про Париж.
Следующая номинация – лучшая игра для двух игроков. Тут рассматриваются игры, которые либо изначально рассчитаны строго на двоих, либо поддерживают и другое количество игроков, и в том числе отлично работают именно вдвоём.
И тут тоже было немало хороших игр, в том числе отмеченный годом ранее «Сундук войны», неустаревающая классика Battle Line (она же «Баталия»), а ещё «Генералы», в которых большая часть партий наигрывается именно дуэльно.
Но была и ещё одна условно новая игрушка, Star Wars Deckbuilding Game. «Условно новая» — это потому, что она хоть и только что вышла, но когда в неё играешь, невозможно отделать от ощущения, что ты уже играл в нечто очень похожее. И это неудивительно, потому что она – это как почти 10-летней давности «Звёздные империи», только со всякими наворотами и дополнительными возможностями.
Основа игры – привычный колодостроительный движок с двумя ресурсами: атака и деньги. Деньги нужны на покупку новых карт, атака – чтобы бить оппонента. Только в отличие от «Звёздных империй» у оппонента как бы есть несколько жизней, и с потерей каждой он может несколько усиливаться. А ещё тут можно атаковать не только соперника, но и карты его масти на общем рынке, что даёт всякие приятные бонусы. В целом игрушка очень-очень, любителям колодостроительных настолок строго рекомендуется. Жаль, на русском языке её пока нет и, кажется, в обозримом будущем не предвидится (уверен, Hobby World старались заполучить её как могли). Но при желании приобрести в России её можно.
Далее идёт «Лучшая карточная игра». Тут группируются игры, состоящие преимущественно из колоды карт. Помимо уже упомянутой Star Wars Deckbuilding Game в уходящем году были такие настолки как Scout – карточки с цветными цифрами с оригинальной механикой «переворота руки», а также «Море, соль, бумага», где надо собирать всяческие хитроумные комбинации. Обе эти настолки хороши, но толком их распробовать не удалось, поэтому здесь будем чествовать классику – Battle Line. Небольшую игру, где два игрока соревнуются кто сумеет собрать лучшие комбинации из своих карточек.
«Баталия» устойчиво держит планку по соотношению количества решений на единицу времени и напряжения за столом, а также позволяет прочувствовать очень приятные ощущения, когда удаётся собрать мощную комбинацию, или просто одолеть противника блефом. А ещё – это одна из тех редких игр, партии в которую оставляют исключительно положительные впечатления и, как правило, если сыграть всего разок, то тут же хочется повторить (благо короткое время партии этому благоволит).
На русском языке «Баталию» выпускала «Лавка игр», настолка есть в продаже, кто не играл – очень и очень рекомендуется.
Следующая номинация – это «Лучший филлер». Тут отмечаются маленькие игрушки, состоящие как правило из одной механики, и не требующие много времени ни на освоение, да и на партию, собственно, тоже.
Под эту категорию, в общем-то, подходят уже упомянутые Scout и «Баталия», но всё же самая лучшая подобная «маленькая» настолка в уходящем году – это «Следующая станция: Лондон». Она очень хорошая, и, хотя уже и отмечена как лучшая семейная игра, в категории филлеров у неё тоже нет конкурентов. Ещё один довод в пользу нового тиража и локализации следующих коробочек в серии!
Далее идёт лучшая игра для компании. И тут, конечно, нельзя не вспомнить «На старт! Внимание! Вскачь!», которая дарит непередаваемые ощущения присутствия на реальных скачках и проигрыша кровных денег на тотализаторе. Даже припомнить сложно, в какой настольной игре был такой же бешеный азарт толпы, такое же яростное «боление» за свою лошадь и такие же судорожные метания на тему чего, куда и сколько поставить.
Однако сыграли мы всего разок и, как это ни странно, есть сомнения, что эта игра сумеет выдержать долгую дистанцию. Но пусть это будет победитель, даже немного авансом. Издательству Choo Choo Games благодарность за появление русской версии.
Есть такая «блуждающая» номинация – лучшая соло-игра. Вообще-то, настольные игры – это про встречи с друзьями и про общение, но иногда бывает и так, что играешь один. Это происходит не каждый год, но в 2023-м такое случилось – за год накопилось свыше двадцати партий во Friday.
Это карточная игра про приключения Робинзона Крузо на необитаемом острове, в которой нужно справляться с множеством препятствий и прокачивать свою колоду, добавляя туда всё новые и новые карты, чтобы одолевать всё более и более серьёзные неурядицы. Знакомство с этой игрой началось где-то 10 лет назад, но именно в 2023-м её удалось пройти! Да ещё и на максимальном уровне сложности. И при этом она доставляет удовольствие не только самим фактом окончательной победы, но и каждой партией, а то и каждым ходом.
Увы, на русском Friday не издавалась и, непохоже, что рассматривается к локализации, но при желании можно найти где приобрести её на английском, что очень рекомендуется сделать. Текста там на карточках немного, так что языковой барьер особой проблемой не будет.
Ежегодно ещё есть желание отмечать лучшую отечественную игру. В уходящем году в этой номинации было трое претендентов. Во-первых, наконец-то, после стольких лет ожидания вышло продолжение «Зельеварения». Во-вторых, наконец-то дошли руки попробовать «Акватику». В-третьих, заново выпустили игру «Взлёт разрешён!». Но «Зельеварение» 15 лет спустя уже хотя и завлекает, но не настолько. «Акватика» — это, увы, всего лишь ещё одно евро, пусть и с хитрой механикой. А во «Взлёт разрешён!» мы сыграли всего разок, плюс, всё-таки, это переиздание. Как-то это маловато для победы в номинации (тем более, что эта игра уже называлась лучшей отечественной игрой в 2016 году.
На самом деле лучшее, во что сыграли в уходящем году от отечественного разработчика – это прототип под названием «Коррупционеры», который показывали на «Граниконе». Хочется надеяться, игра доберётся до издания и сможет получить заслуженную награду уже в следующем году! А пока, увы, в этот раз в номинации «лучшая отечественная игра» у нас победителя нет.
Следующая номинация – «самая инновационная игра». Тут чествуются настолки, которые показывают что-то новое, доселе невиданное. И в уходящем году одна такая игра была, она запомнилась всем, пусть даже сыграть в неё можно всего лишь разок. Это «Безмолвный свидетель», настольный детектив от «Лавки игр», в который можно и нужно играть исключительно с голосовым помощником. Умная колонка или приложение в телефоне выполняют роль ведущего, выслушивают вопросы игроков, выдают на них ответы, озвучивают закадровый текст и события, в общем, делают всё то, что в обычных детективах возлагается на самих игроков, оставляя участникам игры только одну задачу – анализировать поступающую информацию и разгадывать загадку преступления. Это определённо новаторский подход. Сам по себе факт появления настолки с голосовым помощником, может быть, востребован не всеми, но это точно небольшая, но революция.
Любопытно, что буквально только что вышел ещё один аудио-детектив, «Прослушка» от «Мосигры». В следующем году обязательно с ним ознакомимся. Глядишь, ещё составит конкуренцию «Безмолвному свидетелю» в плане инновационности.
Бывает так, что играешь в игру и понимаешь, что вроде все и хвалят, но ничего хорошего в ней нет. Совсем не заходит, а то и раздражает. И уходящий год без подобного разочарования не остался. Попробовали мы сыграть в War Room, глобальную стратегию о Второй мировой войне… Больше часа готовились к первой партии. Выбрали сокращённо-ознакомительный сценарий из 6 ходов. Сыграли половину, потратив на это 6 часов, и поняли, что продолжать смысла нет вообще. Шесть человек за столом, а довольных – никого. Такое вот коллективное разочарование.
Увы, игра реально устарела. Недалеко ушла от механик Axis & Allies, особенно с вот этими многочисленными бросками кубиков на определение итогов боя. Ну не должно быть такого, что 90% времени игроки занимаются обслуживанием механик и компонентов. Всё же игра – это про подумать, про решения, а не перекладывание фишечек, броски кубиков и прочие «сервисные» действия. Зачастую «Разочарование года» номинация крайне субъективная, но тут случай особый. Невозможно и представить, кому, в принципе, можно рекомендовать такую игру. Держитесь от неё подальше!
В номинации «Сюрприз года» отмечаются игры, от которых особо ничего не ждёшь, а внезапно выстреливает что-то очень классное. Как правило тут заведуют новинки, это типичная ситуация именно применительно к ним: ни на что, в общем-то, не рассчитывал (а, возможно, и, вообще, не хотелось даже пробовать), а оказалось, прям, огонь. Но в этом году ситуация иная. Есть безоговорочный победитель, не относящийся к новинкам.
Это игра Legendary: A Marvel Deckbuilding Game родом аж из 2012 года, которую уже как-то отмечали, но со временем она стала собирать на полке пыль. А тут внезапно достали, сыграли, и какая-же она классная! Хотя, казалось бы, всего лишь обычный колодострой, просто с кучей карточек, которые дают огромную реиграбельность. Ну и ещё кооперативный. Вот, действительно, то ли забыл уже, но, уж, точно не ожидал таких приятных ощущений. Определённо – сюрприз года!
Лучшее дополнение – очень сложный случай. Вот в этом году по горячим следам отличной партии в Legendary удалось разжиться аж двумя дополнениями, но ни в одно из них так и не сыграл. Похожая история с «Доминионом». Две новые коробки и едва-едва удалось прикоснуться к Dark Ages, но прочувствовать её пока не получилось.
Очень ждал «Бессмертия» для «Дюны. Империи». Как только за ней не охотился. В итоге не нашёл, напечатал колхозным методом, потом собрался печатать промышленным методом. Правда, пока собирался, уже и локализация вышла, так что теперь уже играем в официальную русскую версию. Вот только, увы, есть к этому дополнению вопросы. Что ни говори, а чуток оно игру утяжеляет и, что самое досадное – удлиняет. В общем, пока вопрос открытый, вполне может так случиться, что в будущем будем играть только с «Расцветом Иксианцев», без «Бессмертия». Так что лучшего дополнения в этом году не оказалось.
Ещё одна интересная номинация – лучшая игра для опытных игроков. Тут соревнуются тяжеловесы, большие коробки с длинными партиями и сложными правилами. Но что-то именно в этом году и тут наблюдается запустение. То ли времени уже толком ни на что нет, то ли отсутствует желание погружаться в сложные правила, но даже претендентов по большому счёту не так много.
Ну, попробовали мы карточную «Войну кольца». Но разве это настолка для продвинутых? Ну, сыграли в Europe Divided, но и там ничего сверхсложного нет. Супер тяжёлую игру Impulse мы сами не осилили и предали забвению. А больше, особо, ни во что сложное-то и не играли. Мельчает практика. Увы, победителя в номинации нет.
А вот со «старыми играми» ситуация обратная. В такое играли немало и довольно активно. Тут и несколько партий в тот же «Доминион», и уже упомянутая Legendary: A Marvel DBG. Можно припомнить незабываемую партию в «Господин Великий Новгород», 20-летний раритет! Но есть одна игра, которая перебивает всех. Она, хоть, и кажется довольно свежей и новой, на самом деле ей уже 6 лет. Причём, это игра одноразовая, рассчитанная максимум на 24 партии, но мы никак за прошедшие 6 лет её не осилим.
Это «Пандемия. Наследие: Второй сезон». Когда-то мы активно начали в неё играть, но внезапно разразилась самая настоящая пандемия Covid-19, и партии временно сошли на нет. Через какое-то время мы снова собрались за ней и вновь что-то пошло не так. В этом же году внезапно удалось взять себя в руки, организоваться, и вот уже более-менее стабильно три партии за плечами. Такими темпами в 2024 году, глядишь, получится приступить и к третьей коробке с нулевым сезоном. Вот так-то. Если кто не играл в «Пандемию», обязательно попробуйте. И, если понравится, берите «Наследие». Точно не пожалеете! И здорово, что всю серию выпустили на русском. За это спасибо «Стилю Жизни».
Ну и лучшая игра года. Тут уже давно нет никакой интриги. В восьмой раз подряд победа уходит «Генералам» и во второй раз подряд – «Дюне. Империи». Обе эти игры очень хороши и закрывают множество жизненных ситуаций, когда можно поиграть в настолки. «Генералы» довольно просты, не представляют особой сложности для объяснения новичкам и играются за час любым составом от 2 до 6 человек.
Неважно, если не набирается полный состав, кто-то один может взять на себя 2 или даже 3 колоды, у нас в компании это давно не проблема. Более того, все давно выучили карты, и, как в том анекдоте про пронумерованные анекдоты, при розыгрыше озвучиваем только названием и всем уже всё понятно, пояснять что именно там за эффект никому не нужно. В том числе и поэтому партии идут крайне бодро и динамично.
И самое главное. Несмотря на то, что счётчик партий уже перевалил за цифру 400, игра всё ещё продолжает нравится и, более того, умудряется подкидывать какие-то ситуации, которых раньше вообще никогда не было. А это тоже очень ценная вещь. Много ли есть других настолок, которым есть что показать хотя бы после сотой партии?
С «Дюной» ситуация чуть другая. Во-первых, в неё нужно играть обязательно с дополнением «Расцвет Иксианцев». Во-вторых, по сравнению с «Генералами» эта игра посложнее, потяжелее, да и партии в неё подлиннее, идут 2 часа, а могут даже и дольше. Тут нет командного формата, как в «Генералах», каждый играет сам за себя (по крайней мере, пока мы не доберёмся до коробки Uprising, где появляется режим «трое на трое»). Тут надо считать, потому что как в любом евро, нужно копить ресурсы и потом их тратить, максимально выгодным образом стараясь сконвертировать их в победные очки.
Но тут ещё есть и война. Пусть не прямая, а таки-опосредованная, некий аукцион, где мы делаем ставки солдатами с помощью хитроумных механик, но всё равно это важная вещь для евроигры – взаимодействие. Оно в «Дюне» присутствует и хорошо ощущается. А ещё тут невозможно всё просчитать из-за карт интриг, плюс чувствуется вес и цена победных очков. Их для победы надо набрать всего 10, а не где-нибудь 227, как в каком-нибудь среднестатистическом современном евро. В общем, тоже очень хорошая игра. Играем в неё довольно часто, не собираемся останавливаться и всем советуем.
И, вообще, в целом советуем такой подход – найти настолку, которая нравится всей компании, и не откладывать её на дальнюю полку, не отказываться от неё в пользу бесконечного потока новинок, а периодически раскладывать. Пусть не каждый раз, но регулярно. И через какое-то время вы столкнётесь с удивительным эффектом, когда все играют в одну и ту же игру, все её познают, у всех растёт в ней мастерство, и, главное – всем она доставляет удовольствие. Когда это всё с вами случится, знайте, вы постигли настольное счастье!
* * *
Список победителей предыдущих лет:
«Гегемонию» и «Город Великой Машины» попробуйте обязательно, интересно было бы услышать впечатления.
Явная недоработка «Звезды». Прислали бы популярному блогеру коробочку «Слово за слово.Вечеринка» — был бы призер и в номинации отечественных игр)
Лучшая «старая» игра — пожалуй, это моя любимая рубрика
Баталия — любимая дуэльная игра с супругой уже многие годы))
@Liquid
В ближайшей перспективе — точно нет. Только, вот, прикидывал. В очереди стоят почти 20 коробок. Не хочется её пополнять.
@vladdrak
Пробовали же эту игрушку на «Граниконе». Хорошая, но «Коррупционеры» её перебивают)
@ivan111
Респект!
@Дмитрий
На троих пробовали? Огонь, прям!
Или хардкорный дуэльный режим: без карт тактик, без десяток, по 6 карт в руке вместо 7.