Добро пожаловать в мир настольных игр

Мафия превращается… превращается… в оборотня! Обзор игры «Однажды ночью: Оборотни»

Все знают «Мафию». И те, кто играет в современные настольные игры, и тем более те, кто с ними не знаком. И можно отметить устойчивую тенденцию, чем более человек погружен в среду настолок, тем меньше, как правило, ему нравится «Мафия». Всё потому, что в игре нет главного – значимых решений. Все эти «голосую за него, потому что слышал шорох с той стороны» на самом деле не опираются ни на что, в лучшем случае на какие-то ощущения.

Для людей неискушённых оно, может, и привлекательно, но почему-то опытные настольщики буквально все как один воротят от «Мафии» нос. Возможно, именно поэтому настольные издатели так стараются сделать некую новую «Мафию», которая будет интересна для искушённых игроков. И выпушенная компанией GaGa Games игра «Однажды ночью: Оборотни» (в оригинале One Night Ultimate Werewolf) — как раз такая попытка.

О компонентах

«Однажды ночью» — это очень компактная коробочка. Когда её открываешь, возникает подозрение, что в неё даже игру забыли положить, потому что всё, что внутри – это полтора десятка больших картонных жетонов персонажей, и такое же количество небольших круглых жетончиков, на которых изображены эти же самые персонажи. И всё. Не считая буклета правил.

С точки зрения качества тут всё хорошо. Картон плотный, иллюстрации наглядные, функциональные. Круглые жетоны довольно крупные. Прямоугольные жетоны довольно-таки большого размера (к слову, не очень понятно, чего бы их не сделать в виде карт). Ну и сама коробочка тоже ничего, красивая.

К числу компонентов по большому счёту стоит отнести и цифровое приложение. Оно не лежит в коробке, но в правилах есть QR-код, по которому его можно удобно скачать на любое мобильное устройство. Приложение бесплатное, и, вообще-то, как бы и не нужно. В игру можно играть и без него, просто в таком случае кто-то из игроков должен взять на себя роль ведущего. Но, безусловно, куда проще играть именно с приложением. Тем более, нет никаких причин его не использовать.

О правилах

Как и в случае с «Мафией» перед нами игра для компании. Формально играть в «Оборотней» можно любым составом от 3 до 10 человек. Рекомендованное же количество игроков – от 5 до 10. А самую первую партию, вообще, рекомендуют играть строго впятером заранее подготовленным набором ролей.

Важно, что самих ролей всегда больше, чем игроков. Вот, в «Мафии» всегда берутся карты по количеству участников, и каждый получает по одной. В «Оборотнях» же всегда остаются 3 лишние карточки, которые лежат на столе лицом вниз. Скажем, если играть впятером, то ролей в игре будет восемь. И важно подчеркнуть, что в игре может быть максимум 2 оборотня. То есть теоретически возможна ситуация, когда «мафии» за столом нет вообще, если обе такие карточки не достались никому (в таком случае чтобы победить игроки должны прийти к выводу, что никто не мафия).

С точки зрения правил тут всё очень похоже на уже неоднократно упомянутую «Мафию». Игроки втайне друг от друга получают некие роли и смотрят кому что выпало, ничего не сообщая друг другу. Все роли делятся на две категории, это оборотни (так называется местная мафия) и мирные жители. После ознакомления с ролями все засыпают, потом через какое-то время просыпаются, и начинается самое интересное – фаза голосования. Да ещё и отводится на неё всего 5 минут, прямо по таймеру.

Самое главное, что вся игра тут состоит из одного дня. То есть вот эта вот привычная схема «все засыпают, мафия ночью убивает мирного жителя, все просыпаются и решают, кого казнить, и так – несколько раз» нивелирована буквально до одного дня, до одного голосования. Игроки должны всё как следует обсудить и проголосовать за кого-то одного. Если это окажется оборотень, мирные жители выигрывают. Если казнят невиновного, побеждают оборотни.

И тут наступает ступор. Да как так-то? Ну, получили роли. Ну, уснули. Ну, проснулись. Как голосовать-то? На что опираться? Как понять, кто может быть оборотнем, а кто мирным жителем? Чем, вообще, всё происходящее отличается от «Мафии»?

К счастью, разработчики игры прекрасно осознавали, что подобное непонимание обязательно возникнет. И об этом напрямую написано в правилах, мол, в первый раз вам вообще будет ничего непонятно, как, за кого и почему голосовать. Но вы сыграйте 3-4 раза, и потихоньку начнёте понимать, что тут к чему. И, учитывая, что на одну партию надо буквально 5-10 минут, это точно сделать несложно.

Так в чём же дело? Почему сперва непонятно ничего, и как это понимание приходит? Всё дело в ролях, которые получают игроки. Тут есть привычная мафия (то есть оборотни) и обычные мирные жители (так называемые обыватели). И есть ещё и другие мирные жители, тоже мирные, только не совсем обычные. Эти роли умеют всякое, что позволяет им в первую и единственную ночь совершать различные манипуляции с картами ролей.

Кто-то умеет подсмотреть чужую карту. Кто-то может стащить роль другого игрока, а тому отдать свою. Кто-то способен поменять местами чужие роли. А кто-то просто способен в конце ночи посмотреть свою карточку роли. С учётом того, что происходит ночью, это может быть очень важно. Потому что роль, с которой ты засыпаешь, может оказаться совсем не той, с которой ты проснёшься.

О впечатлениях

Первое впечатление от игры очень сумбурное. Непонятно очень многое: почему так мало компонентов; как, вообще, это может работать; почему надо играть в каких-то оборотней, а не во всем известную «Мафию»; как вычислить этих самых оборотней и как, вообще, это можно сделать всего за один игровой день.

Но, как и написано в правилах, нужно всего лишь сыграть несколько раздач и наступает прозрение. Внезапно оказывается, что всё не так просто. И, заодно, выясняется, что играем мы даже и не совсем в «Мафию», а как будто бы в небольшой настольный детектив. Только если в обычных детективах надо раскрыть преступление, узнав, кто, как и почему его совершил, то в «Оборотнях» ставятся немного иные вопросы.

Здесь нужно выяснить, что произошло ночью. И не просто произошло – а что случилось с картами ролей. И вопроса по большому счёту здесь два. Первый – какие у кого роли. И второй – как карточки ролей перемещались ночью между игроками. Меняли ли они владельцев, и если да, кому какая карточка ушла.

Вот как выглядит со стороны «Мафия»: люди сидят и все говорят одно и то же – «я мирный гражданин». Поначалу и в «Оборотнях» всё также. Но тут есть второй слой игры. У участников есть некая информация о том, что происходило ночью. И рано или поздно они начинают ею делиться. Кто-то может рассказать, какую карту и у кого подсмотрел. Кто-то сознается, что поменял местами роли таких-то игроков (но не видел, что это за роли). Кто-то может сказать, что утром смог посмотреть свою роль, и остался мирным. Или чистосердечно признаться, что засыпал оборотнем, но его роль ушла к кому-то другому.

И вот тут-то и начинается коллективное расследование. Вся группа пытается выстроить картинку, как «гуляли» карточки между игроками. Нужно постараться понять, где лежали карты оборотней, когда все засыпали, и где они оказались утром. Теоретически может даже случиться и так, что кто-то получил карточку оборотня, а проснулся уже без неё. И, может быть, этот игрок даже об этом не в курсе (утром ведь подсматривать свои роли нельзя).

Особую пикантность происходящему придаёт то, что оборотни, как и в «Мафии», знают друг друга. И, конечно же, врут. И особенно забавно, что оборотень может прикидываться не просто мирным жителем, а мирным жителем с особой ролью. Это позволяет не только ввести в заблуждение остальных игроков относительно того, что ты не мафия, но и увести в сторону коллективное обсуждение о том, что происходило ночью с карточками ролей. Всего-то нужно вбросить неверную информацию, сказав, например, что подсмотрел карту такого-то игрока, а там – оборотень. И пусть тот как хочет, так и оправдывается!

Но, конечно, подобные провокации всегда несут в себе риск. Ведь может оказаться, что роль, которой прикрывается оборотень, выпала кому-то ещё. И тогда уже начинаются неприкрытые обвинения друг друга во лжи. Остальные игроки в этот момент должны стараться опросить остальных, узнать у носителей других ролей что известно тем, и попытаться понять, кто из потенциальных обманщиков всё-таки говорит неправду. Чья информация не укладывается в картину, складывающуюся из прочих известных фактов.

А поскольку на обсуждение выделяется всего лишь 5 минут, партии протекают просто стремительно. За ограниченное время нужно всё обсудить, всё узнать, сделать все логические построения и вычислить таки-оборотня. И при этом информацию зачастую приходится вытягивать из окружающих буквально по крупице. Потому что для многих выгодно не выдавать всё сразу. Скажем, кто-то может сказать, что подсмотрел чью-то роль, но не говорить чью. А потом показать на кого-то пальцем, но не говорить сразу какую роль у него увидел (а, например, сперва послушать, что скажет тот игрок).

И внезапно оказывается, что можно играть почти в «Мафию», только осознанно, по-настоящему, с решениями и интересным процессом. Потому что в «Оборотнях» есть всё, что нужно. Интересные обсуждения, острые моменты, доводы и контрдоводы и всегда в основе всего лежат конкретные факты. Да, иногда их может не хватать, а в каких-то случаях судьба партии может свестись к тому, что идёт слово против слова. Но для игры на 5 минут это более чем простительно.

Заключение

«Однажды ночью: Оборотни» — это очень хорошая игра. Это правильная «Мафия» здорового человека (которая хорошо бы с самого начала была бы именно такой). И, что очень важно, точно также, как в «Мафию», в неё могут играть обычные люди. Её определённо можно рекомендовать любителям настольных игр на социальную дедукцию. Да и если вы, в принципе любите настольные игры, не откажите себе в удовольствии попробовать в неё сыграть. Партия займёт всего 5-10 минут, и это точно стоит того, чтобы познакомиться с одним из самых лучших вариантов «Мафии» (если не самым лучшим!).

2 комментария

  1. Денис II

    Не согласен, что в Мафии нет решений. Просто Мафия — это не настольная игра, она отличается от них не только по форме, но и по сути.

  2. Alex

    Вам надо попробовать сходить на Мафию там, где игроки наиграли более 50 игр. Получите интересный опыт. Поверьте там осознанный выбор и люди умудряются ВЫЧИСЛИТЬ твою роль и никто не разговаривает в стиле я мирный, я не мирный. Там также очень хорошо проявляются такие качества как красноречие и харизма.
    Мафия может быть очень жестокой к новичкам, поэтому в таких клубах даже делят столы по уровню игроков.
    Лично мне мафия не нравится по одной причине — если тебя убивает, то остаток партии ты сидишь и куришь бамбук. Вот это основное преимущество оборотней. Плюс не нужен отдельный ведущий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑