На сайте Настольные игры в Новосибирске появился отличный обзор локализованной версии игры Mare Nostrum, известной в России под названием Цивилизация. В нём рассказывается о правилах этой настолки и о качестве её русской версии.
Mare Nostrum – это “Наше море”. Так римляне называли Средиземное море, омывающее их Римскую Империю. Понятно, что нашим локализаторам об этом знать не обязательно и им куда как виднее, каким образом лучше обозвать игру, чтобы она принесла побольше бабла, нежели какому-то там буржуинскому автору, который, поди, и по-русски-то не грит ни разу. Поэтому в локализованном варианте вместо забугорной Mare Nostrum появилась Цивилизация, имеющая мало общего и с Sid Meier’s Civilization (которая явилась в свою очередь прямой наследницей Advanced Civilization), окромя того, что везде отсчет начинается с античных времен. Правда, в отличие от вышеперечисленных, в Mare Nostrum он там же и заканчивается., ибо никакого движения во времени, по сути, не происходит.
Вы берете на себя роль одного из лидеров пяти древних околосредиземноморских цивилизаций: римлян, греков, вавилонян, египтян, или карфагенян. Ваша задача – возвыситься над прочими народами и остаться в истории как самая великая нация. Для этого необходимо либо первым построить пирамиды, либо собрать “комплект” из героев и чудес света количеством не менее четырех штук, в любой пропорции. Для достижения этой эпохальной (мы ведь говорим про память в веках) цели вам придется торговать, конечно же строить и, безусловно, воевать.
Сам ход игры как раз протекает непосредственно в трех фазах:
- Фаза торговли
- Фаза строительства
- Фаза войны
В игре также присутсвуют три титула, каждый из которых управляет своей фазой:
- Великий мореплаватель отвечает за фазу торговли
- Великий строитель курирует фазу строительства
- А Великий завоеватель рулит, пожалуй, самой интересной и долгой фазой – фазой войны
Фаза торговли
Во время фазы торговли, все игроки выставляют на “продажу” (в том количестве, в котором укажет Великий мореплаватель) свои ресурсы: товары и монеты. Затем, по указке Великого мореплавателя начинается обмен. Торговля происходит очень просто – Великий мореплаватель первым берет у кого-нибудь из игроков карточку выставленного на продажу ресурса. Игрок, у которого забрали ресурс, сам берет у любого другого игрока ресурс, и т.д. – пока на столе не останется ни одного несторгованного ресурса.Фаза строительства
Затем наступает фаза строительства, когда нации могут строить сооружения, включая строительство чудес света и покупку великих героев древности – и те и другие дают ощутимые бонусы и приближают покупателя к победе, а также создавать отряды на те ресурсы, которые им удалось обменять.
Указывает, кто в какой очередности “отстраивается” Великий законодатель.
При торговле стоит учитывать тот маленький нюанс, что строить и создавать сооружения и отряды можно лишь за “пакеты”, состоящие из различных товаров, либо исключительно за монеты.
Например, если построить рынок стоит 6 ресурсов или монет, то это должен быть непременно пакет только из шести разных товаров или только из монет – смешивать эти два вида ресурсов нельзя.Фаза войны.
Завершает цикл обычно самая долгая и самая волнительная стадия – фаза войны. Рулит сей стадией игрок, обладающий титулом Великого завоевателя. Именно от его слова зависит, кто первым начнет двигать свои войска, а кто последним.
Сухопутные отряды могут передвигаться только по суше (кроме возможности переправы), морские – только то морю. При этом атаковать провинции могут лишь сухопутные войска, триремы выполняют лишь роль перевозчиков и истребителей вражеских судов. Крепости относятся к сухопутным отрядам, но они не передвигаются и не атакуют, они стоят там, где их возвели и охраняют мирный покой граждан страны.
Когда сухопутные отряды сталкиваются друг с другом, происходит сражение. Битва проходит просто и понятно – каждая сторона столько раз кидает кубик (или кидает столько кубиков), сколько привела с собой пацанов. Сумма всех бросков одной стороны складывается и потом делится на 5 (до целого числа). Получившееся число – количество уничтоженных отрядов противника. В итоге, кто остался жив, тот и папа. Крепости, как уже было сказано, не атакуют, за них обороняющейся стороне автоматом накидывается ажно цельных 6 очков.
Морские битвы происходят точно так же, за одним исключением – если на суше столкнувшиеся войска будут воевать в обязательном порядке, в море суда могут мирно сосуществовать в одной провинции – все зависит от решения того, чей корабль вошел в провинцию.
Надо сказать, что война очень дорогое удовольствие, но весьма прибыльное при правильном рассчете.”Виктория!
Победа, как уже было указано, достигается путем постройки “главного” чуда света – пирамид. Стоит эта радость как самолет – ажно 12 различных ресурсов: т.е. все виды товаров, представленных в игре, или двенадцать монет, набрать которые малореально.
Другой путь к победе кажется более долгим (но, все-таки, наверное, лишь кажется): собрать четырех геров или чудес света рангом помельче, чем пирамиды, или и того и другого понемножку. Каждый герой или чудо света стоят по 9 разных товаров или монет, т.е. в итоге получается 27 ресурсов против 12 у пирамид. Однако на парактике собрать их гораздо проще, чем разом двенадцать.”Есть одно но…
У каждой цивилизации есть свои особенности, которые проявляются благодаря наличию у каждоого народа изначального уникального и неделимого героя, который оные плюшки и дает. Например, у Римлян это Юлий Цезарь (позволяет строить войска за два ресурса против трех у прочих наций), у карфагенян – Ганнибал (+1 в битве каждому сухопутному отряду и изначлаьно дает Карфагену один отряд воинов), у египтян – Клеопатра (может один раз в фазу строительства обменять любой товар на монету, или монету на любой товар), и т.д.
Все, кто умеет считать, наверное, заметили, что речь шла о четырех героях/чудесах света за 9 ресурсов, а в итоге получилось при подсчете почему-то 27, а не 36, как должно бы было быть. Дело в том, что изначальный герой тоже входит в счет для набора “победного комплекта”.
Греция – единственная цивилизация, чьи триремы могут оказывать своим сухопутным войскам “поддержку”, добавляя +1 за каждую “поддерживающую” трирему. Ни одна нация более поддерживать свои войска не может в принципе.
На самом деле, у каждой нации своя “роль” в игре, это определяется и бонусчами и географическим расположением. Например, римляне – типичные завоеватели, карфагеняне – торговцы, египтяне – строители, и т.д.ЛоКАЛизаторы?
К сожалению ,весьма нередки ситуации, когда локализация игры получается из рук вон плохо: корявый перевод, куча ошибок, дешевые материалы производства – сплошь и рядом в попадаются в локализованных играх, в той или иной степени. Не избежала огрехов и Mare Nostrum.
Кратко опишем известные минусы и плюсы локализации.К минусам можно отнести:
- уже указанный вначале косяк с названием, вносящий путаницу в ряды игроков и покупателей.
- ошибки при переводе и невнятность правил, которые приходится добивать различными FAQ’ами.
- ошибки географического характера: у локализаторов наблюдается явная проблема с опредлением сторон света – востоком и западом, на карте они везде попутаны местами
- картон карточек мог бы быть и потолще, впрочем это стандартная болезнь всех наших локализаций почти без исключения.
- ОЧЕНЬ тонкие и неудобные жетоны контроля. Что мешало сделать их если не деревянными, то хотя бы из плотного картона, который удобно брать без страха погнуть или порвать – совершенно непонятно.
- почти на всех жетонах построек – храмах, городах и рынках – перепутаны обратные черно-белые стороны. Свезло в этом плане лишь караванам – у них с изнанкой все в порядке.
- то, что “новая редакция” (по заверениям надпсии на коробке) оказалась слишком “сырой” и пришлось ее дотачивать советами и пояснениями на форумах.
Зато за фигурки отрядов: воинов, крепостей, трирем – локализаторы заслужили большой жирный плюс. В оригинальной версии фишки отрядов представляет из себя абстрактные геометрические фигурки, и илишь корабли отдаленно напоминает нормальные. Здесь же – и четыре вида всяко-разно вооруженных воинов и реальные башни крепостей, и триремы – все это выполнено на крепкую пятерку.
В общем, если сранить качество локализации с другими – оно совсем не хуже, а кое-где даже гораздо лучше. Так что за локализацию СМАРТу можно поставить твердую “4?, не кривя душой.
Резюме
Это прекрасная игра, достойная оценки “отлично” с минусом. Минус – за косяки в правилах, но не более того. Очень неплохо сбалансированная, с хорошим сюжетом и идеей – она принесет обладателю и его друзьям немало приятных минут. Любите стратегиии и неторопливые игры супротив быстрых “казуалок” – берите, не пожалеете. Такое мое мнение. Несмотря на косяки, игра – на все деньги, бесспорно.
блин, обнаружил тута свой обзор — дай, думаю, перечитаю свежим взглядом… очепяток и пропущенных случайно зпт — море. %) Надо будет делать правленную версию и отправлять Кеше линк повторно. %)
@Qwerty
Попробуй через Word прогонять тексты перед отправкой 🙂
Дело не в Ворде, хотя он спасает от очепяток. Обычно я их «руками» вычитываю и правлю, но тут несколько торопился — собирались играть в игру на сходке, поэтому торопился анонс сделать. Поэтому не очень внимательно проглядел.
И, кстати, ворд зпт не показывает, увы. А набирать изначально в ворде я не люблю. Копировать же в ворд тоже не фонтан, он так покосячит форматирование, что потом замучаешься править.
Выход один — быть более внимательным и проверять несколько раз. 🙂
Прикольно, что названия провинций появились только при локализации. В оригинале на карте тока названия городов. Не понял с обратными сторонами? Там че на храмах города и наоборот? В моей (старой) версии они с обеих сторон цветные. Не думаю, что игра на ту 1000 которую она сейчас стоит, но на те 380 за которые я брал очень даже. Мне нравится.
сайт все никак не могут починить толком, поэтому пишу так (вход не работает).
про названия ты не прав — в английской версии они тоже есть, зацени скрины на БГГ.
угу, примерно так — на храмах города и наоборот (или рынки на городх — не помню), плюс вторая сторона черно-белая.
игра толковая, и — надо признать — на все деньги. но локализация, как всегда, режет по живому.
@Qwerty
Играл в немецкую, после чего и купил локализацию — небыло там названий. Посмотрел на БГГ….. тож не увидел названий? тока города подписаны ))))
Да, чо-то я затупил. Видать попутал с чем-то. Был 100% уверен, что названия провинций в оригинале есть.
Да мелочи. Больше интересно по каким правилам играли, с какими особенностямит персонажей, какими государствами (не цивилизациями) играли, кто победил?
По оригинальным + различные разъяснения/изменения с форумов и комментов.
Особенности обычные, кроме: Рим — строит легионы за 2; Греция — строит триремы за 2.
В будущем, я думаю, сделаем так, что блокировать сможет только Греция.
Вы вернули Периклу старые особенности. Пробуйте измененные, те которые у вас сейчас в карте… И у Цезаря карту не поправили? Если нет, то это вааще писец, игра пошла на переиздание, чтоб еще косяков получить…
Старые особенности — это какие? У меня счас в карточке написано: получает трирему, если владеть картой до первого хода и может оказывать поддержку. Мы добавили к этому еще и строит триремы за 2. Греция и так одна из самых слабых, если не самая слабая нация, по сути. 🙂
У Цезаря счас написано: «строит крепости за 2».
@Qwerty
Я всегда думал, что первоначально у него был такой текст: Трирему в начале игры, трирема стоит 2 и +1 за трирему в морской битве.
С исправлениями: Трирему в начале и поддержка сухопутным войскам +1 за трирему.
Чет сам засомневался… и не могу вспомнить с чего я это взял ))))
второй вариант — во второй редакции, которая как раз у меня. чтобы в первой — без опнятия. 🙂 идею о «трирема за 2» взял с одного из форумов, кажется, или из комментов каких-то — не помню уже. 🙂