В Блоге о настолках опубликован обзор игры Blue Moon City. После первой партии у автора остались не очень хорошие впечатления от этой игры, она показалась ему слишком сумбурной и хаотичной. Тем не менее на сайте BoardGameGeek рейтинг этой настолки 7.36 из 10, а значит это вполне неплохая игра.
Эта, созданная Райнером Книциа в 2006 году, настолка продолжает повествование о мире Синей (да-да, синей! ) Луны примерно с того места, где окончилась история ее карточной прародительницы: война окончена, пришло время собирать камни. А также мешать раствор и лепить кирпичи. В общем, восстанавливать разрушенный войной город, от которого осталось, фактически, только здание суда. К руинам возвращаются элементальные драконы. Как посланники бога Синей Луны, они облечены властью воссоединить Священный Кристалл, который защитит город. Вопрос лишь в том, кого драконы облекут властью править заново воссозданным городом. Этот будет тот из игроков, кто первым сможет пожертвовать Обелиску кристаллы определенное количество раз.
Сходства между “Blue Moon City” и карточной “Blue Moon” нет практически никакого, за исключением вопроса художественного решения. Как всегда, здоровая доля абстрактности игр от Книциа позволяет натянуть на каркас из используемых механик любую шкуру истории и сюжета. Стоит отметить, что нелюбимой многими кницийской математичности тут почти нет. Игра была номинирована на “Spiel des Jahres-2006″ и получила премию “Meeple’s Choice Award-2006″.
Итак, основа основ этой игры — 21 двусторонний квадрат со зданиями города. На одной стороне квадратов находится как бы схема, чертеж будущего здания, а на другой — оно же, но уже построенное, во всей своей красе. Только один квадрат не имеет “чертежной” стороны — это здание суда, которое при подготовке к игре кладется в центр стола. Остальные 20 квадратов будут выкладываться на стол чертежной стороной вверх. Здание суда окружается с четырех сторон тремя храмами и дворцом. Остальные квадраты перемешиваются и выкладываются вслепую так, чтобы образовать определенную фигуру.
На чертежных сторонах квадратов помимо схематичного изображения здания, несущего исключительно художественную функцию, находятся важные пиктограммы. В частности, это серия цветных квадратиков (от одного до четырех) с цифрами внутри каждого. Цвет квадратика — это цвет определенной расы существ, а цифра (более пяти) — необходимый условный вклад этой расы в восстановление здания. Чтобы реализовать такой вклад, игрок должен, находясь своей фишкой в этом квадрате-здании, сыграть из руки комбинацию карт, которые дали бы в результате нужное количество очков нужного цвета. Если это происходит, игрок ставит одну из фишек-кубиков своего цвета на соответствующий квадратик здания. Это означает, что часть работ по восстановлению здания закончена. В этот квадратик больше кубиков поставить нельзя.
В тот момент, когда один из игроков на своем ходу закрывает своим кубиком последний квадратик на здании (Вот он, Книциа во всей красе: геометрия какая-то, а не обзор!), считается, что здание восстановлено полностью. Начинается раздача премий тем игрокам, кто участвовал в восстановлении этого здания. Происходит это в несколько этапов.
1. В верхнем левом углу “чертежной” стороны здания, нарисована золотая звездочка, а снизу и справа от нее находятся изображения бонусов, которые получат игроки. Тот игрок, чьих кубиков на этом здании больше всего, получает то, что изображено справа от звездочки. В случае, если у нескольких игроков одинаковое количество кубиков на здании, считается, что этот бонус забирает тот, чей кубик стоит на левом квадрате.
2. Каждый игрок, имеющий на этом здании хотя бы один кубик (включая и игрока из пункта 1), получает то, что изображено на юг от звездочки.
3. Каждое полностью отстроенное здание, находящееся рядом (по горизонтали и вертикали) так же дает бонусы каждому игроку, участвовашему в этом восстановлении. Эти бонусы нарисованы на квадратах со стороны уже отстроенных зданий. Даже если у игрока больше одного кубика на текущем здании, от зданий-соседей он получит бонус только один раз.
Все эти премии представляют собой различные комбинации карт, кристаллов и драконьих чешуек. Разнообразие карт в руке дает больше возможностей для дальнейшего отстроя города, кристаллами игроки жертвуют Обелиску, а чешуйки в будущем помогут получить еще больше кристаллов. После получения премий квадрат свежеотстроенного здания переворачивается на другую сторону.
Ход игрока делится на 3 фазы.
1. Передвижение. Игрок может передвинуть свою фишку на два квадрата-здания. Нельзя ходить по диагонали, однако можно изменять направление движения.
2. Восстановление здания. Игрок за счет карт из руки может сделать один или несколько вкладов на постройку здания, на котором стоит его фишка. Если игрок пришел на квадрат здания суда, он может сделать пожертвование Обелиску.
3. Игрок может сбросить 0, 1 или 2 карты из руки и взять из колоды в руку на две карты больше, чем сбросил.
В процессе хода игрок может играть из руки карты, которые могут изменить процедуру хода согласно их возможностям. Подробнее о картах расскажу ниже.
В комплект игры входят три разноцветные фигурки драконов. Перемещение драконов между квадратами зданий целиком контролируется картами. Если игрок ставит хотя бы один кубик на восстановление здания, где сейчас находятся дракон(ы), он получает по одной чешуйке за каждого дракона на этом квадрате. Всего чешуек в игре довольно мало (15 для игры на четверых, 12 — на троих и всего 9 для игры вдвоем) и как только они разбираются игроками из банка полностью, происходит расчет бонусов. В том случае, если игроку не хватило чешуек (должен был взять две, а осталась только одна), недобранные чешуйки фиксируются в уме. Потом определяется игрок с максимальным количеством чешуек — он получает 6 кристаллов. Если таких игроков два — каждый из них получает по три кристалла. Каждый игрок, у кого не менее трех чешуек получает также по 3 кристалла. Игроки, у кого меньше трех чешуек ничего не получают, но и не сбрасывают свои чешуйки обратно в банк, в отличие от тех, кто получил кристаллы.
Игрок, пришедший на первой фазе хода на центральный квадрат здания суда может делать пожертвования Обелиску. Картонный Обелиск имеет на себе ромбики с числами. Числа в ромбиках растут вдоль Обелиска снизу вверх: минимальное — 7, максимальное — 12. Игрок, делая пожертвование, должен поставить свой кубик на незанятый ромбик с числом и заплатить за это соответствующее числу количество кристаллов. Ромбики заполняются кубиками игроков, начиная с самых дешевых, снизу вверх. Побеждает игрок, первым выставивший на Обелиск определенное количество кубиков: при игре вчетвером — 4 кубика, втроем — 5 кубиков, вдвоем — 6.
Колода из 80 карт включает в себя по 10 карт каждой из 8 рас мира Синей Луны. Каждая карта имеет некое значение вклада при восстановлении здания. Это значение может варьироваться от 1 до 3, причем карты с силой 1 или 2 имеют еще и специальные возможности и могут быть сыграны не только во второй фазе хода. Рассмотрим их поподробнее.
Черные (Vulca) управляют Огненным драконом. Черную карту с силой 1 можно сбросить и переместить красного дракона на любой квадрат-здание. Черная “двойка” же позволяет переместить красного дракона не более, чем на три квадрата. Красные (Terrah) точно так же управляют зеленым драконом, а Синие (Aqua) — синим.
Похожие на птиц серые (Flit) перемещают фишки игроков. “Единичка” позволяет переместить свою фишку в любой квадрат, а “двойка” пройти дополнительные 2 квадрата (то есть, общим счетом, 4). Перемещения происходят только в соответствующей фазе.
Зеленые (Khind) карты используются, как джокеры. Все 10 зеленых карт — “единички”, но при составлении комбинации карт для восстановления здания, игрок может использовать зеленую карту, как “единичку” любого цвета.
Коричневые (Mimix) могут стать джокером с силой 3, но только объединившись по парам. Вместе две любые коричневые карты силой 1 или 2 образуют джокера с силой 3, которого игрок может использовать для вклада в восстановление здания.
Белые (Hoax) могут изменять цвета других карт в руке. Белая “единичка” позволяет “перекрасить” до 4 карт одного цвета в любой другой цвет. А “двойка” позволяет так же перекрасить лишь одну карту из руки. Спецвозможности карт при перекрашивании не изменяются.
Желтые (Pillar) позволяют за один ход сделать больше одного пожертвования Обелиску, лишь бы кристаллов хватило. Правда, за дополнительное пожертвование игроку придется заплатить на один или два (желтая “единичка” или желтая “двойка” соответственно) кристалла больше, чем номинально.
Единственная пока партия в BMC оставила ощущение хаотичности и не дала никаких предпосылок для размышлений о выигрышной стратегии. Тем менее, на уровне действий с картами руки, конечно, необходимо какое-никакое, но планирование. Возможно стратегичность в этой игре скрыта и не видна с первого взгляда. Если это так, то мне еще предстоит раскрыть для себя эту игру. Если же нет, то можно акцентироваться не на победу, но на процесс. А процесс сам по себе очень увлекательный, особенно на уровне комбинирования карт руки. Тем не менее, на данный момент, я вряд ли бы стал играть в эту игру две партии подряд.
На BGG эта игра имеет рейтинг в 7.36 баллов, набранный почти тремя тысячами игроков, что говорит о том, что игра эта популярна, известна и многим нравится. В общем зачете игра занимает 102 место. Наверное, это одна из наименее математичных игр Книциа. Можно сказать, она совсем не математичная. С другой стороны, ожидаемая большая доля рандома на уровне пополнения руки из колоды сглаживается большим количеством карт-джокеров.
Играли уже 7 партий, но все никак не можем решить «Белая “единичка” позволяет “перекрасить” до 4 карт одного цвета в любой другой цвет» — а действительно ли только одного??? Правила четко не говорят
Правила как раз чётко говорят, что только одного! Если недостаточно буквы правил, то, вот, подтверждения (хотя и не официальные) с форума BGG (на английском):
http://boardgamegeek.com/article/2180200#2180200
http://boardgamegeek.com/thread/396276/brown-cards-with-rainbows-and-white-cards-with-rai