В Блоге о настолках появилась заметка, в которой Alt рассказывает о своих впечатлениях от Puerto Rico и сравнивает эту настолку с одной из самых известных игр 2008 года — Cuba. Сравнение выходит в пользу Cuba, и я в этом полностью поддерживаю автора. Даже если не принимать во внимание тот факт, что Cuba намного красочнее и нагляднее Puerto Rico, у неё хватает и других преимуществ. Эта игра не такая математичная, не требует стольких подсчётов и куда проще в освоении.
Конечно, свои недостатки есть и у Кубы и, в первую очередь, это довольно своеобразная механика. Мы играли в эту игру несколько раз и каждый раз после окончания партии её победитель не мог объяснить и не понимал, почему он выиграл. Проще говоря, в игре так много возможностей, что сложно осознать, какой же именно шаг оказался верным и привёл тебя к победе.
Два с половиной часа длилась партия в “Puerto Rico“, сопряженная с разбором правил. Играли максимально возможным числом игроков — впятером.
Почему-то, несмотря на то, что PR несколько проще “Cuba“, геймплей гораздо больше понравился у последней, причем не только мне. Я думаю, что всему виной разный подход к распределению ролей. Если в “Cuba” или “Race for the Galaxy” каждый игрок имеет на руках всех персонажей (все возможные фазы, в случае RftG), то в PR взятие персонажа означает уменьшение выбора для остальных. Это приводит к более скрупулезному просчитыванию цепочек решений, и как следствие, игра становится более хардкорной.
Теперь, имея возможность сравнивать “Cuba” и PR, могу сказать, что в первой гораздо больше нюансов, но это тот случай, когда игру это не портит.
Производство. Все эти выставления фигурки рабочего, получения ресурсов по определенной строчке и столбцу, активация работы построенных зданий — все это в “Puerto Rico” отсутствует и реализовано гораздо проще для понимания. Есть 5 видов товара и, соответственно, 5 видов сырья. Кукуруза — единственный ресурс, сырье которого сразу является и товаром. То есть, снятая с плантации кукуруза не нуждается в постобработке и сразу может быть продана за деньги или победные очки. Чтобы получить остальные четыре вида товара, нужно помимо плантаций иметь соответствующие фабрики переработки сырья. Причем, физически фишек сырья не существует. В фазе выработки просто считается, что каждая плантация с колонистом на нем приносит одну единицу сырья. Сырье (кроме кукурузы, которая, одновременно и товар) в случае отсутствия ресурсов для обработки просто пропадает. Его нельзя хранить, продавать или покупать.
Чтобы плантация или здание функционировали, нужно разместить там хотя бы одного колониста. Многие здания позволяют размещать больше одного колониста, за счет чего повышается пропускная способность здания. Например, фабрика по обработке индиго с тремя колонистами позволит за одну фазу произвести три единицы индиго, если у игрока есть три работающих плантации, поставляющих сырье.
Как видно, механика производства гораздо проще, чем в “Cuba”. Ну а с фазой develop из RftG мне сложно сравнивать. Все-таки RftG — это усовершенствованный “San Juan”, а последний похож на PR лишь сетом и персонажами.
Продажа товаров за победные очки. Здесь мне больше нравится реализация “Cuba”: определенные заранее на карте корабля места для различных видов товаров, стек стоимостей продажи. В PR же три корабля имеют разное количество трюмов. Более того, в один корабль можно грузить лишь один вид товара и, более того, в другой корабль этот вид товара грузить уже нельзя. Перед выбором капитана игроку приходится крепко задуматься над тем, кто в каком порядке какие виды товара будет грузить.
В общей степени, видно, что “Cuba” была создана по мотивам PR. Но многие усложнения и добавление доли случая привели к тому, что “Cuba” стала не такой хардкорной, как “Puerto Rico”. PR проще, но хардкорнее, математичнее и строже. Мне не понравилось.
Вообще из первой десятки игр на BGG я играл в “Agricola“, “Puerto Rico”, “Power Grid“, “Dominion” и “Race for the Galaxy”. Понравились мне только “Энергосеть” и “Гонка за Галактику”, остальные же не прельстили абсолютно. И если партия в “Dominion” воспринималась просто на “нейтрально с минусом”, то игры №1 и №2 у меня четко ассоциируются теперь со словом “тягомотина”.
Интересно, что в конце заметки упоминается Agricola о покупке которой я сейчас подумываю. Alt характеризует её словом "тягомотина", и это меня настораживает. Пожалуй, я перечитаю обзоры этой настолки ещё раз чтобы убедиться, что она мне понравится.
Это как:
Причем, физически фишек сырья не существует. В фазе выработки просто считается, что каждая плантация с колонистом на нем приносит одну единицу сырья.
Есть там все фишки — а если их не хватает одному из игроков — он просто в пролёте, даже на фотке вверху поста есть фишки…
А игра в моём кругу кстати на педьестале — недавно ввели в игровой круг двух АБСОЛЮТНО зелёных девчёнок — так их от Пуерто не оттащить — даже на Каркасон уговаривать приходится)))
Однако за мнение спасибо — захотелось посмотреть, что же там в этой Кубе?
Насчёт Агриколы — я тут скачал давече PnP версию (к слову в хорошом качестве и в сравнительном порядке) — всё есть- но печатать собака много-премного, листов под 30-40…. Если надо — выложу на SendSpace.
выкладывай
Увы, в Кубу не играл, но от Пуэрто постоянно ловлю желание сыграть второй раз подряд, а для меня это крайне редкое ощущение.
«Мы играли в эту игру несколько раз и каждый раз после окончания партии её победитель не мог объяснить и не понимал, почему он выиграл. Проще говоря, в игре так много возможностей, что сложно осознать, какой же именно шаг оказался верным и привёл тебя к победе.»
У меня такиеже впечатления от «In the Year of the Dragon» http://www.boardgamegeek.com/boardgame/31594 выйграл хоть и тощился в конце, а два лидера даже не считали меня конкурентом, а потом раз, два и победа. хоть общии впечатлении и положительные после двух игр говорить об тактике сложно,,, что-то делал что бы выйграть, но и другие 4 игрока не в носу ковыряли, а выйграл я,,, думаю случай мне помог и то что 2-3 раза мне ни кто свинью не подложил(неосознанно), кстати инициатива была всегда самая низкая у меня(и в этом есть некоторая закономерность)…
Мне «Пуерто-рико» понравилась немного больше «Кубы». У Кубы главный плюс — шикарное оформление. Зато у ПР проще правила, и сама она более наглядная — всегда понятно,к чему приведет тот или иной выбор. Хотя игры очень похожи, и нет смысла иметь в коллекции обе.
Мне, наоборот, больше нравится, когда каждому достаются разные персонажи. Это повышает уровень взаимодействия игроков. Правда, этот вывод я сделал сравнивая Сан-Хуан и Race for the Galaxy. Ни в Кубу, ни в Пуэрто Рико — не играл.
Urazoid: Я говорю о сырье, из которого вырабатывается на фабриках продукт. Кроме кукурузы, все остальное сырье — виртуальное.
хоть намекни где искать pnp версию?
@Alt
А, теперь понятно…
@Animast , @kopcap_76 , @и остальные :
Получите и распишитесь))
http://www.sendspace.com/file/5a9n7y
Фишки корректно заменены корреспондирующими(ух какое слово) тайлсами — да и в общем наборе- всё на месте, проверял. Единственный недостаток — раскиданно в разнобой, постепенно пытаюсь всё собрать в один файл. Версия не моя, я просто нашёл её случайно в нете))))
Да здравствует возможность пробовать мороженное перед покупкой)))
Скачать материалы игры “Пуерто-рико” не получается, также как и до этого при скачивании игры Lifeboat у меня почему то открывается пустая страница с двумя бледными надписями.Но потом с новой ссылкой всё получилось. Помогиге,пожалуйста, почему так происходит не знаю?
выложите агриколу еще раз плиз)