В конце 2014 года Игровед, он же Стиль Жизни, выпустил на российский и международный рынки две игры отечественного производства. Про одну из них — Коста Руана. Пиратские острова — я уже рассказывал. Настало время поговорить о второй, которая называется Артифициум.
Артифициум переносит игроков в средневековый город, где им придется примерить на себя роль ремесленников и наладить производство разных полезных ресурсов. Придется построить лесопилку, засеивать поля, затем производить еду, уголь и сталь. В итоге самый умелый ремесленник построит замок или башню мага. Играть в Артифициум могут от 2 до 6 человек. Заявленное время партии составляет от 30 минут до 1 часа.
Внутри коробки игроков ожидают персональные планшеты из плотного картона, общий счетчик очков, колода карт, россыпь пластиковых прозрачных кристалликов золотистого цвета, а также 8 деревянных дисков, на которые нужно будет поклеить наклейки соответствующих цветов. Качество всех компонентов очень достойное. Планшеты и счетчик — плотные, толстые, карты (как кстати, и планшеты со счетчиком) сделаны с текстурой "лен".
Партия в Артифициум начинается с того, что фишки игроков выставляются на нулевую отметку на общем счетчике очков, после чего каждый игрок получает свой персональный планшет. По замыслу разработчиков в Артифициуме нужно строить здания и параллельно преобразовывать одни ресурсы в другие. ТАк вот, планшет — это сердце игры, на нем изображены различные ресурсы и схематично показано что из чего можно произвести. Сами по себе ресурсы отмечаются при помощи кристалликов. На планшете есть поля "лес", "рожь", "сталь", "уголь" и так далее. Если у тебя произвелось два леса — нужно положить 2 кристалла в область "леса". Если 1 пшено преобразовалась в 1 еду, нужно передвинуть 1 кристалл из области зерна в область пищевых продуктов. Кроме того, кристаллы могут быть и сами по себе отдельным ресурсом — монетами. Так, в начале игры каждый игрок получает по 5 монет. Они отображаются кристаллами, выложенными рядом с планшетом.
Также в начале игры каждый игрок получает по 5 карт. Все игровые карты делятся на 2 типа: карты действий и здания. Основные игровые карты — это здания, которые либо приносят ресурсы, либо позволяют преобразовывать существующие ресурсы. И в том и в другом случае здания приносят победные очки. Схема такая: разыгрываешь здание, выполняешь то, что на нем указано (получение или преобразование ресурсов) и за это начисляются очки. Если эффект здания не использован (например, нечего преобразовывать) — очки не начисляются. Второй вид карт — карты действий — позволяют совершать некоторые манипуляции с картами и ресурсами. Как то: украсть карту или ресурс у соперника, повторно сыграть одну из своих карт, получить из банка дополнительный доход.
Еще 6 карт выкладываются на стол в открытую. Это так называемый рынок, на котором игроки могут обновить свою руку, если из колоды пришло что-то неважное. Также в игре есть возможность скинуть все карты с руки и набрать новые. Так можно сделать 1 раз в ход.
Ход начинается с того, что игроки по очереди меняют карту с руки на карту с рынка. Таких обменов можно совершить сколько угодно, но бесплатным будет только первый. За каждый последующий придется отдать по 2 монеты.
После того, как все поменялись, наступает основная игровая фаза, в которую игроки разыгрывают карты с руки. Все одновременно выбирают по одной карте, выкладывают ее перед собой лицом вверх, а затем одновременно вскрываются. Далее по очереди применяют эффект карт и, если карта сработала, начисляют очки. Суть в том, что для использования карт необходимы ресурсы, которых поначалу ни у кого нет. Поэтому начинать нужно с самых базовых зданий: лесопилки и фермы, постепенно продвигаясь все выше и выше по технологической цепочке из четырех уровней, нарисованной на планшете. Если вдруг какого-то ресурса нет, его можно приобрести за монеты. Причем, можно как покупать ресурсы, так и продавать их. Например, если чего-то в избытке, а чего-то не хватает, восполнить дефицит можно с помощью торговли. Кстати, ведется она только с банком, друг с другом игроки не обмениваются.
В конце хода все сыгранные карты сбрасываются. Игроки добирают до 5 карт, выкладываются 6 новых карт рынка, фишка первого игрока переходит к тому, к самому отстающему по очкам. Он и начинает новый ход.
Вот, собственно, и вся игра. Собирай карты, производи ресурсы, строй технологические цепочки. Да изредка применяй карты действий. Все довольно понятно, легко и доступно (но не примитивно!). На игровых компонентах нет никакого текста, все обозначено с помощью символов. Действия игроков делаются достаточно быстро, а вся игра длится строго ограниченное время — 4 хода. После этого все имеющиеся в распоряжении игроков ресурсы продаются, а монеты конвертируются в победные очки по курсу 4 к 1. У кого в итоге будет больше очков, тот и молодец.
Артифициум, как видно, основывается на привлекательной для многих идее "крафтинга", заключающейся в том, что нужно что-то мастерить, делая из вещи А вещь Б, из вещи Б вещь В и так далее. Причем, вещей этих на самом деле в игре немного, по сути, тут всего лишь два базовых ресурса, и, соответственно, две верхушки преобразовательно-строительной пирамиды: замок и башня мага. Добиться строительства того или другого (а то и обоих сразу) не так уж сложно, шла бы карта в руку. А для этого созданы все условия: и карты обновлять можно и с рынком меняться.
Взаимодействия в игре не очень много, но оно присутствует. Косвенно, в том, что можно умыкнуть с рынка подходящую другому игроку карту, и прямо, в виде вредительских карт действия. Так что по этому критерию можно сказать, что перед нами прям классическое евро. Причем, классическое до тоски. По крайней мере у нас во время нескольких партий прям никаких эмоций игра не вызвала. Ни плохих, ни хороших. Она, ведь, такая, несложная, на новичков больше рассчитана, а я подобные настолки давно уже перерос.
Объективно к Артифициуму сложно предъявить какие-то претензии. Игра, что называется, вылизана. Компоненты качественные, игровой процесс отточен. Разве что в правилах на мой вкус как-то коряво расписан самый важный игровой момент – здания приносят очки только если игрок может отыграть их способность (т.е. для этого нужно иметь соответствующие ресурсы). Интуитивно это сразу понятно, но мне, почему-то пришлось, прочесть вдоль и поперёк русские правила, посмотреть игроведовский видеообзор, открыть английский текст правил, и только потом, в самом конце раздела про основную игровую фазу "розыгрыш карт", я наткнулся на строчку, что здание не приносит очков, если его свойство нельзя разыграть. Честно говоря, хотело бы, чтобы столь важное знание об игре подавалось как-то более явно. И не вскользь, в самом конце раздела правил, а где-то в начале. И шрифтом покрупнее) Ещё, возможно, кому-то будет непонятно почему еда, дерево, уголь и прочие ресурсы представлены жёлтыми кристаллами, которые, к тому же, выполняют ещё и роль монет. И фишка первого игрока могла бы быть побольше 🙂
Самое главное, основная идея игры – переработка одних ресурсов в другие – реализована «на ура». Мы уже видели попытки сделать нечто подобное на примере позапрошлогодних Крафтеров. Так вот, разработчики Артифициума переплюнули Крафтеров на две головы в плане механики. А вот в плане тематики желающим ощутить себя неким руководителем ремесленников придется непросто. Тут, во-первых, ресурсы существуют и преобразовываются друг в друга весьма абстрактно. И, во-вторых, здания которые как бы строятся, на самом деле просто выкладываются на стол, разово приносят очки и тут же «сгорают», отправляясь в сброс. Так что ни цехов, ни тем более рабочего квартала – ничего такого в ходе партии не возникает. Вся жизнь кипит на абстрактных игровых планшетах. А ещё Артифициум немного напоминает Зельеварение. Только если там на руках у игроков были рецепты, а на столе в общем доступы составляющие, то в Артифициуме ингредиенты у каждого свои, а в общий доступ на стол вываливаются как раз рецепты.
Вот такая получилась игрушка. Простая, незатейливая, с качественными компонентами, рассчитанная на новичков, но на мой вкус – малость простоватая. Лично мне хотелось бы увидеть что-то подобное, но чуточку посложнее. А вот для начинающих игроков, пожалуй, самое то.
Спасибо, интересный обзор!
Я тоже сразу отчего-то про Зельеваренье подумал.