Наткнулся на Тесере на развёрнутый обзор от тов. thunderwold на небольшую настолку от Мира Хобби – Братство пара, представляющую собой микро-колодостроительную игру от автора Тайного послания. Заинтересовался, надо будет при случае поиграть, тем более, что у нас на игротеке уже мельках пнп-вариант.
Играми Сейдзи Канаи я заинтерсовался несколько позже, чем все остальные: на мой взгляд Тайное послание — одна из очень переоцененных игр, и весь ажиотаж вокруг нее прошел мимо меня. В какой-то момент, в поисках достойной игры на шотландскую тематику, я наткнулся на Brave Rats, приобрел ее и не пожалел. Не смотря на мою нелюбовь к ТП и искреннее чувство к Крысам, я тогда отметил много общего между ними. Нет, не в тематике или механике, а в подходе к геймдизайну. В то время на Тесере удачно подвернулся конкурс статей на тему почерка геймдизайнеров, и я с энтузиазмом пошел проверять свою гипотезу. В процессе написания статьи мне очень понравился подход Канаи-сан, и потому когда Хоббики решили локализовать еше одну игру Сейдзи я таки обрадовался. А на днях, пробегая с одного конца города в другой, зашел по пути в магазин к Хоббикам, сыграл одну партию с продавцами, и не смог не купить эту игру не смотря на личный финансовый кризис.
Братство пара — это редизайн игры Master Merchants, и надо сказать редизайн игре остро требовался, ибо на западном рынке исходный арт игры может понравиться разве что упоротым фанатам исходого отсутствия арта советской Эволюции.
До…
…и После
(не смотря на 40Вт лампочку, светослабый объектив и легкий тремор разница все равно ощутима)
Хоббики, дабы не плодить сущностей и съэкономить деньги, натянули на игру арт Берсерка и стимпанковский сеттинг. Ну как стимпанковский? Выглядит все так, будто художникам-фэнтезийщикам, всю жизнь увлеченно рисовавшим эльфов, заказали изобразить стимпанк. Вышел недостимпанк. В целом арт очень симпатичный, и для тех кто пропустил Берсерка мимо себя (таких, например, как я) никакого батхёрта не вызывает. Но назвать его истино стимпанковским язык у меня не повернется: будь художник труъ-стимпанкером могло бы быть гораздо круче.
Больше всего мне нравится карта Авантюристки.
Еще одним любопытным решением, благодаря которому по Хоббикам снова проедутся паровым катком, было сделать жетоны денег. Да, вырубка жетонов опять ровно в стиле HobbyGames. Играть можно, по рисунку нигде не разрезано, но ни одна монета не выбита по центру. Любопытный факт: в исходной игре было на 4 карты больше. И на 21 жетон меньше. Деньги в Master Merchants учитываются поворотом карты ресурсов, как в Князьях катана. Почему бы не оставить как в оригинале, учитывая, что вырубка жетонов — слабое место ХГ? Не знаю. Может не смогли придумать картам удачное дизайнерское решение, а может решение продиктовано технологией производства, и завязано на вырубку ровно 36 карт одной колоды из одного листа. А ни 40 ни 57, если все монеты сделать картами как в Доминионе, в стандартные листы 36/54 не влезают… Можно было бы сделать ход конем, и вместо картонных жетонов приложить к игре наклейки на обычные монеты, как в CoinAge. Тогда бы они стали более солидными и полновесными, а кривизна бы их зависела только от рук владельца игры… Но нет. В любом случае при такой одноразовой коробке, которую мы наблюдаем (а также наблюдали в Послании и Наследии) хранение жетонов монет вместе с игрой становится проблематичным. Посмотрим влезет ли в коробушку от Бравых Крыс третья микроигра. Бывает и настольный "воздух" оказывается полезен 😉
При чтении правил вспоминается цитата из Булгакова (нет, не Александра, Михаила Афанасьевича): "И ради бога, не читайте советских газет до обеда!" Нет, правила написаны хорошо. Все детально и лаконично — никаких разночтений. Но вот легенду игры, заклинаю, не читайте. Пусть для вас останется тайной, зачем вы собираете 8 монет или 8 героев. Или придумайте тысячу своих объяснений. Официальное же настолько фальшивое и никакое, что просто — не читайте.
Больше всего хочется выразить свое уважение локализаторам игры: названия карт и их эффекты подобраны отлично. В игре нет такого, чтобы кто-то занимался не своим делом: хоббиты не лазят на деревья, гномы не скачут на лошадях (впрочем, ни тех, ни других тут и нет). Разве что герцогство — это более крупный майорат, чем баронство. А в игре Барон "дороже" Герцогини. Впрочем, влияние далеко не всегда зависит от размера земель, владетелем которых ты являешься.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, при описании компонентов, это отсутствие в коробке шпаргалок. В игре 12 типов карт, и эффект каждого типа через пару-тройку партий несомненно запомнится. Но по началу приходится не один раз за партию брать и перечитывать эфекты карт в городе. Это сильно замедляет игру. Вероятно это снова связано с лимитом в 36 карт на упаковку. Что ж исправим это досадное упущение: pdf с пнп доступен по ссылке в карточке игры (к дневнику привязать не удалось). [картинка для бэкграунда найдена в сети (с) Brigid Ashwood 2009]
В первом столбце указана цена покупуки (найма) карты персонажа, цифра в скобочке указывает общее количество карт данного типа в игре.
А в целом, за 290 рублей, мы имеем качественно оформленную микроигру (36 карт/21 жетон), что даже по количеству компонетов выгодно выделяет ее на фоне ТП (и тем более Шотландского поединка, что вдвое дороже. Но там замечательная металлическая коробочка и бархатистый инлей). Качество карт также стандарно для ХГ: достаточно качественно, без льна, протекторы необходимы.
Что же до самой игры? Окончательные выводы делать очень рано — пока была сыграна только одна партия. Но несмотря на мое прохладное отношение к декбилдингу игра мне понравилась. Это идеальная "купейная"(ну или "поездатая") игра по цене бизнес-ланча: сунул в карман, разложил в поезде, сыграл даже с не настольщиками. Причем и им понятно и тебе не скучно, т.к. игра не примитивна. Да у нее две взаимоисключающие стратегии идти либо в деньги, либо в персов. Но как вы их будете реализовывать — другой вопрос. Игра действительно в духе Сейдзи Канаи: взята широкоизвестная механика, минимализирована, кое-где чуть подточена напильником и, — вуаля! — я сварил пельмени в борще перед нами неплохая игра, лишеная тяжеловесности и затянутости ее именитых старших братьев: Доминиона и Громокамня.
Конечно, на то что я ее вот так внезапно купил повлияла и цена, и интересный мне автор, и стимпанковый сеттинг, и симпатичное оформлени и тестовая партия. Но не все ли равно, почему у нас в коллекции появляются неплохие игры?
Из всего вышесказанного может показаться, что игра (или локализация) мне не понравились. Но это далеко не так. По пятибальной шкале за арт я ставлю 4,5, за качество 4, за локализацию 5 с минусом (минус за легенду), за геймплей… 4+ авансом, а там посмотроим. А к недостаткам игры я бы отнес количество игроков: 3 — 4. 3 — это слишком много, а 4 — слишком мало. Что ж, повторю слова Gravicap'ы и буду надеяться на дополнения.
на сайте магазина ХГ http://hobbygames.ru/bratstvo-para в комментариях пишет вроде бы автор иллюстраций, что они были использованы без уведомления.
неужели правда?