Не так давно на русском языке вышло «Пробуждение медведя» – отличная военная игра с человеческим лицом и крайне разумным подходом к освоению правил (подробнее о ней — здесь). И вышла она не в гордом одиночестве, а сразу с дополнениями в количестве аж четырёх штук. Эти 4 дополнения делятся на два типа: большие и маленькие. Большие – это генератор сценариев и соло-режим, маленькие – это дополнительные наборы жетонов, один с тяжелыми танками, другой – с остатками разрушенной техники и зданий.
Когда речь заходит о дополнениях, всегда возникают два вопроса: чего оно предлагает и стоит ли оно того, чтобы его брать? Именно в этом ключе и будем рассматривать дополнительные наборы к «Пробуждению». Идти будем по порядку, от больших к маленьким.
Генератор сценариев
Как несложно догадаться, этот сценарий позволяет создавать с нуля собственные сражения. В коробке лежат 3 колоды: 2 по 25 карт (немецкая и советская) и ещё одна мини-колода из 5 карт условий. Этими картами задаются условия сражения со стороны немцев и русских, а также погодные условия и особые правила сценария. На старте игроки сдают себе карты на руки, а затем разыгрывают их по очереди, формируя тем самым условия сценария: какие у кого будут войска, в чем будут заключаться условия победы и т.п.
Получается, как бы такая «игра перед игрой», когда перед тем, как начать сражение, ещё даже непонятно, каким конкретно оно будет, и выясняется это всё как раз путём розыгрыша этих специальных карточек. И это действительно целая мини-игра, потому что тут приходится принимать интересные решения. Скажем, дают выбор: получить некое дополнительное подкрепление или же остаться без него, но получить возможность забросить какую-то технику врагу в тыл? Вот и думай, что лучше, атака усиленной группировкой на укреплённые позиции, либо неожиданный обход с фланга?
«Генератор сценариев» сложно назвать критически необходимым дополнением. Судите сами, в базовой коробке и так есть 16 сценариев. В каждый из них можно сыграть минимум дважды, за одну и за другую сторону, а при желании подходов может быть и больше. Так что не менее трёх десятков уникальных партий база точно гарантирует. Тридцать – это довольно серьёзное количество партий в одну и ту же игру. Есть мнение, что далеко не каждая настолка может похвастаться столь частым посещением стола. И даже если мы говорим о варгеймах, это не гарантия того, что владелец коробки готов играть снова и снова именно в неё. Поэтому мнение такое: о новых сценариях можно думать тогда, когда надоест играть в те, что есть в базе. А это может произойти совсем не скоро.
Нужно отметить, что сгенерированные в этом дополнении сценарии полностью совместимы с соло-режимом и с набором «Разрушений». Увы, но возможность создавать сценарии с «Тяжелыми танками» не предусмотрена.
Соло-режим
Это дополнение базируется на колоде приказов, которая выполняет роль искусственного интеллекта. Карточки в ней бывают двух типов: карточки тактики и приоритета. Карты приоритета отвечают за ближний бой, восстановление отрядов и групповые атаки. Тактика – это перемещение отрядов и атаки издалека. И вроде бы ничего такого, но разработчикам удалось по-настоящему вдохнуть жизнь в одну небольшую колоду. Управляемый этими приказами противник ведёт себя по-настоящему, не лезет бездумно в атаку, маневрирует, прячется, ищет возможности для мощного удара.
Механически это всё устроено очень просто. Когда должен походить виртуальный соперник, вы тянете карту из колоды и видите на ней список приказов. Они специально сформулированы и отсортированы в приоритетном порядке. Ищите самое верхнее, если есть возможность, выполняете. Если нет – переходите далее по списку.
В этом режиме немного меняются проверки на истощённость отрядов. Вместо броска кубика после каждого действия надо тянуть карточку из колоды. Это позволяет сглаживать влияние фактора удачи и ограничивает потенциальное количество необычайно счастливых и крайне неудачных активаций отрядов. Собственно, проверки с кубиками, появившиеся в третьей редакции «Пробуждения медведя», появились как благодаря этому дополнению. Ранее оно выпускалось для второй редакции игры, в которой у боевых единиц ещё были очки действия, и отказались от них впервые именно в «Соло-модуле».
Дополнение включает в себя 10 новых сценариев. Так что с учётом 16 из базы, их получается всего 26. И каждый можно отыграть в соло-режиме за обе стороны. Вполне себе достаточный набор, чтобы было чем себя занять на пару месяцев. И это есть посвятить себя игре очень предметно.
Как и в случае с «Генератором сценариев», ценность «Соло-режима» не очевидна напрямую. Во-первых, далеко не все уважают соло-режим, да и в принципе не каждый готов раскладывать настолки в одиночку. Во-вторых, так-то и в базовую игру можно, теоретически, играть одному. Как в шахматы – делай ходы за каждую сторону по очереди, да старайся и там и там играть максимально эффективно.
Тем не менее, есть люди, для которых возможность раскинуть любимую игрушку в одно лицо весьма важна. И что-то подсказывает, что среди любителей именно военных игр концентрация подобных товарищей несколько выше среднего. Поэтому для определённого сегмента аудитории соло-режим – вполне актуален.
Как уже отмечалось, соло-режим полностью совместим с «Генератором сценариев» (в этом случае только стартовую мини-игру про формирование условий сценария придётся всё же разыграть за обе стороны самому), а также с модулем «Разрушений». С «Тяжёлыми танками» совместимость условная, если найдёте сценарий с ними, можно попробовать поиграть.
Тяжёлые танки
«Тяжёлые танки» — это небольшое дополнение. По сути это всего лишь новый набор игровых жетонов, но зато каких. Тут уникальная экспериментальная бронетехника, двухсоттонный «Маус», «Королевский Тигр», конечно же советский «ИС-3». Помимо бронированных монстров есть и отдельные единицы лёгкой бронетехники (например, немецкие мотоциклисты или советская зенитка на гусеницах). Разнообразие боевых единиц большое, выглядят они впечатляюще, но есть небольшой нюанс, связанный с их применением на поле боя.
Дело в том, что для «Тяжёлых танков» издателем оригинала игры разработаны несколько сценариев. Вот только чтобы ими насладиться в полной мере, помимо набора «Пробуждение медведя» нужны и другие игры серии, например Storm of Steel, а также дополнение с новыми жетонами разрушения. Учитывая, что Storm of Steel пока не локализовано, российским игрокам остаётся играть либо в некий модифицированный вариант этих сценариев, либо придумывать их самостоятельно. Если же говорить об официальных сценариях, на русском он такой есть всего один – «Герингштрассе» (выложен на сайте GaGa Games).
Так что танки – такое себе дополнение. Оно не очень совместимо с другими дополнительными модулями, так что, скорее, перспективно-творческое. Его если брать, надо понимать, что развлекать себя с ним придётся самостоятельно. Надо будет либо придумывать новые сценарии с участием мощнейших танков, либо изобретать варианты на тему, как воткнуть эти танки в сценарии существующие.
Разрушения и подбитые танки
Ещё один набор дополнительных жетонов и правил, состоящий сразу из трёх модулей. Это дополнение позволяет добавить в игру обломки бронетехники и возможность разрушения зданий. А ещё тут есть жетоны огня. И эти нововведения можно интегрировать в любой сценарий «Пробуждения медведя».
Начнём с взорванной техники. Теперь если на поле боя уничтожается танк, он не исчезает без следа. На месте остаются его останки. Они блокируют линию видимости, позволяют укрываться бойцам, а в некоторых случаях, наоборот, дают штраф к укрытию.
Разрушение зданий – тоже хорошая идея. Теперь не получится засесть в укрытии намертво и безнаказанно атаковать оттуда соперника. Здание – штука разрушаемая. Оно может быть разнесено, после чего на поле остаётся жетончик с обломками (хотя в них тоже могут укрываться бойцы).
Ну и ещё в дополнении появляются жетоны огня. Из-за всяких обстрелов или взрывов на поле боя может вспыхнуть пламя, и его дальнейшее распространение вполне может затронуть воюющие отряды. Огонь даёт штраф к перемещению в горящий гекс, ухудшает защиту бойцов и блокирует линию видимости. Кроме того, оказавшиеся в пожаре боевые единицы получают урон. Несложно себе представить, как пехота вынуждена отступать от надвигающейся огненной стены, или как внезапно огонь охватывает какой-то недосягаемый для противника танк, и тот вдруг к огромному огорчению командующего взлетает на воздух.
Это дополнение – очень даже неплохое. Оно, во-первых, хорошо интегрируется во все сражения, во все сценарии. И, во-вторых, позволяет сделать их более насыщенными, более реалистичными. Ведь все эти обломки и останки – это живое свидетельство боя. Глядя на поле сражения, усыпанное жетонами разрушений, сразу понимаешь, тут сражались, бились тяжело и упорно. И каждый жетончик – это живая память о произошедшем событии, будь то обрушившийся дом или взорвавшийся танк.
Что же брать?
Пожалуй, если вы серьёзно увлеклись «Пробуждением медведя», в первую очередь можно рекомендовать обзавестись именно «Разрушениями». Если вдруг есть потребность играть одному, можно посмотреть в сторону соло-режима. Пресытились стандартными сражениями? К вашим услугам «Генератор сценариев»! Ну и в самую последнюю очередь можно идти за «Тяжёлыми танками». И то надо помнить, что официальный сценарий к ним прилагается пока всего один, и всё остальное надо будет придумывать самостоятельно.
Если же обзавестись полным комплектом из всех четырёх дополнений, это обеспечит практически бесконечный простор для погружения в «Пробуждение медведя». Играть можно будет одному, вдвоём, вчетвером. Появится возможность сочинять и генерировать собственные сценарии, наполнять их необычными боевыми единицами и подчёркивать особенности сражений жетонами обломков и разрушений.
Добавить комментарий