Добро пожаловать в мир настольных игр

Экскурсия в Асулбург. Комиксы и «камень-ножницы-бумага».

151019_osada_03

Есть в России издательство Bubble. До недавнего времени оно выпускало так называемые «графические романы», а, проще говоря, комиксы, посвящённые приключениям Красной Фурии, вымышленной героини с рыжими волосами и фигурной, пардон за тавтологию, фигурой, в кожаном комбинезоне. А недавно в ассортименте издательства появился сопутствующий продукт, опосредованный связанный с этой Красной Фурией – настольная игра Осада Асулбурга, действие которой разворачивается в комиксовой вселенной.

Осада Асулбурга рассказывает историю о нападении на город Асулбург, ставший камнем преткновения четырёх противоборствующих сторон сразу. В ходе игры её участникам предстоит взять на себя командование штурмовой группой и вступить в стычки с противниками, из которых нужно максимально возможное количество раз выйти победителем или хотя бы повергнуть как можно больше соперников. Игра состоит из пяти боестолкновений по результатам которых выигрывает тот, кто наберёт больше всех очков.

Поставляется Осада Асулбурга в небольшой прямоугольной коробке. Внутри скрывается стопка карт, среди которых выделяются несколько колод: карты бойцов, карты маневров и карты событий. Есть ещё с десяток вспомогательных карточек (памятка, карты фракций, карта первого игрока и т.п.). Качество компонентов очень хорошее, свежевскрытые карты приятно пахнут комиксами. Ребят из Bubble можно похвалить, дебютный продукт выпущен на достойном уровне.

Партия в Осаду Асулбурга начинается с того, что каждый игрок получает по карточке фракции, которую нужно положить перед собой. Она будет напоминать кто каким цветом играет. Ещё каждый игрок получает вспомогательную двухстороннюю карту «максировка/разоружение», с помощью которой нужно будет помечать замаскированных или разоружённых бойцов. Наконец, всем выдаётся по колоде из 10 бойцов, а в центр стола выкладываются колода маневров, колода событий и памятка по порядку боя, на которой указано кто из бойцов кого может победить.

Как уже было сказано, партия здесь длится пять раундов, а каждый раунд состоит из нескольких последовательных фаз. Сначала все добирают карты из собственной колоды бойцов и общей колоды маневров, так, чтобы у каждого игрока на руке оказалось 3 солдата и 3 маневра. Затем все по очереди вскрывают по одному событию, после чего одновременно выкладывают на стол по карте солдата лицом вниз.

151019_osada_04

Как только все выбрали солдат, эти карты одновременно переворачиваются. Затем игроки сверяются с памяткой и выясняют, кто кого побеждает, кто от чьих рук должен пасть. Как только всем становится понятна текущая ситуация, все по очереди могут сыграть по карте маневров, способных изменить расклад сил. После розыгрыша маневров подводятся результаты боя. Погибшие солдаты отправляются в отбой, выжившие возвращаются к своим владельцам в руку, а игрокам начисляется по 1 очку за каждого убитого врага. Дополнительно кто-то может получить очки в зависимости от эффекта вскрытых событий. После начисления очков начинается новый раунд и так, пока их не будет отыграно пять подряд. После этого тот, у кого будет больше всех очков, объявляется победителем.

Как это всё выглядит в жизни? Все знают схему «камень-ножницы-бумага»? Вот Осада Асулбурга на ней и построена, и она почти такая же простая. Только если в КНБ есть три основных элемента, то тут их пять: разведчик, снайпер, инженер, подрывник и штурмовик. Каждый солдат может победить двух других, и сам погибает от двух других коллег. Соответственно, выкладывание бойцов взакрытую и дальшейшее их переворачивание по сути представляет то же самое, что и традиционная игра «камень-ножницы-бумага». А дальше начинаются отличия.

Во-первых, это события, которые игроки вскрывают перед началом боя. Каждое событие стимулирует вскрывшего его игрока выбирать или не выбирать определённого бойца. Например, вам может выпасть событие, приносящее 1 очко, если в конце боя перед вами будет лежать снайпер. Или, наоборот, заставляющее потерять очко, если у вас будет инженер. Эти события как бы подталкивают игроков сыграть или не сыграть определённого солдата. Но не детерминируют выбор, потому что не каждый захочет следовать событию, да и в руке ведь всегда есть только три бойца и среди них может не оказаться того, кого нужно. Однако, как мне показалось, если событие даёт возможность заработать лишнее победное очко, и у тебя есть подходящий к событию солдат, хорошо бы им воспользоваться.

151019_osada_01

Во-вторых, это маневры. Эти карты позволяют изменить расклад на столе уже после того, как все покажут своих бойцов. Маневры бывают самые разные. Некоторые дают возможность поменяться солдатами с противником, некоторые – вывести из боя чужого бойца, бывают карты «маскировки», автоматически дарующие победу вашему солдату и так далее. Тут общая канва такая: если на руке есть хороший маневр – пользуйся. Только помни, если ты ходишь не последним, и после тебя будут действовать другие игроки, они своими маневрами могут полностью отменить то, что ты сделаешь. Конечно, если у них на руке есть подходящие карты.

Вот, собственно, и вся игра. Вскрываются события, затем все выбирают и одновременно показывают своих бойцов, потом пытаются повлиять на результат боя при помощи маневров, а после получают очки за поверженных соперников. И так – пять раз подряд или порядка 20 минут реального времени.

Можно ещё отметить, что вынесенный в название игры город Асулбург в игровом процессе совершенно не участвует. Хотя по сюжету все бои идут именно за него, населённый пункт остаётся за кадром и никак в игре не задействован. В Асулбург нельзя пробраться, нельзя обойти его с фланга, его, вообще, как бы и нет, и все просто дерутся против всех.

Знакомство с Осадой Асулбурга было для меня не первым. Я уже видел прототип этой игры в начале 2015 года на Игроконе, московском фестивале настольных игр. Тогда мы попробовали прототип этой игры, и мне показалось, что игровой процесс тут превалирует над игроком. Каждый просто старается сыграть лучшую карту из тех, что есть на руках, и всё. Впечатления от изданного варианта не поменялись. По моим внутренним ощущениям игрок выступает тут не в роли субъекта, а в роли объекта и полностью следует в фарватере течения партии, определяемом приходом карт на руку.

Есть боец, с которым в твою пользу может сработать событие? Играй его! Есть маневр, который может поменять рисунок боя в твою пользу или сделать так, чтобы сработало событие? Играй его! Вот какого уровня решения приходится принимать в ходе игры. Хотя нет, ещё иногда нужно окинуть взглядом чужие события и перед тем как выбрать бойца прикинуть, кому что выгодно сыграть и тогда уже попытаться подгадать, какой солдат может победить потенциальных противников. И, если он есть на руках, сыграть его.

151019_osada_02

Любая игра обычно строится на балансе рисков и вознаграждений. Условно говоря, у игроков должен быть выбор, делать что-то в расчёте на синицу в руках или делать что-то другое, ожидая заполучить журавля в небе. Наличие подобных решений в игре как правило даёт возможность реализовать ту или иную стратегию. Стимулирует изучать возможные варианты, играть сегодня так, а завтра – эдак. В Осаде Асулбурга я такой возможности не ощутил. Ты просто получаешь на руки карты и, если среди них есть те, что могут принести очки, играешь их. А если нет, играешь что-то случайное. Как в «камень-ножницы-бумаге».

Возможно заядлые любители «КНБ» в этот момент возразят. Мол, игра на самом деле имеет психологическую подоплёку и после нескольких раундов появляется возможность предугадать действия соперника и сыграть на опережение. В «камне-ножницах-бумаге», возможно. В Осаде Асулбурга, наверное, тоже есть какой-то просто для предугадывания, но если играть приходится втроём или вчетвером, да ещё и учитывая, что тут не три элемента, как в КНБ, а целых пять, угадать что-то становится сложновато.

Отсутствие значимых решений для меня – огромный минус. Но, что-то подсказывает, что разработчики и не думали в этом направлении. Наверняка, ведь, не стояла задача сделать что-то монументальное, глубокое, стратегическое. Если рассматривать Осаду Асулбурга как приложение к комиксу, которое можно раскинуть в ожидании выхода нового номера, наверное, получилось именно то, что нужно издателю.

Итого, перед нами простенькая игрушка, ориентированная на игроков начального уровня или даже тех, кто совершенно не имеет отношения к настольным играм. Понравится она может любителям таких забав как «камень-ножницы-бумага» или карточная «Пьяница», и, наверное, любителям комиксов.

4 комментария

  1. Random_Phobosis

    Юра, «Асулбурга», а не Алус. А я всегда думал, что «Аулс» оО. Труднозапоминаемое название для комикса — круто, для игры — беда.

  2. Владислав

    Не Алусбурга а Асулбурга (хоть на коробку посмотреть можно было, про комиксы молчу). Изучайте мат часть — хоть в игру то играли или просто статью забацали? И это не город, а крепость и так далее по тесту. Судя по всему комиксы вы в глаза не видели.

  3. hk

    @Random_Phobosis

    @Владислав

    Посыпаю голову пеплом. Опечатка в названии игры, конечно же, непростительная.

  4. hk

    @Владислав

    Комиксы действительно не читал.

    В игру – играл, тут, уж, не переживайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑