Не прошло и четырёх месяцев, как родился рассказ о «Граниконе-2023». Напомню, это фестиваль разработчиков настольных игр, который проводится в Санкт-Петербурге с 2015 года. На одной площадке встречаются разработчики настольных игр и издатели. Первые показывают свои наработки, вторые прикидывают, что может оказаться востребованным в производственном плане. Присматриваются друг к другу, договариваются, и всё это завершается созданием новых игр. Фестиваль, кстати, родился из «Гильдии разработчиков настольных игр», которой недавно стукнуло 10 лет!
Мероприятие очень классное, его поддерживают практически все российские издатели, а количество демонстрируемых проектов просто зашкаливает. В этом году их было свыше двух сотен, что очень немало (при том, что всякие клоны «Монополии» жестко отсекаются на предварительном этапе). За отведённые три дня посмотреть все-все-все проекты, конечно, невозможно, но кое-что пощупать получилось.
Игры были самые разные. Что-то – высокой степени готовности, что-то – уже даже изданное, а что-то – ещё только-только на начальной стадии, где требуется ещё немало работы и доработки. Рассказывать буду, пожалуй, по простому принципу: от тех, что не особо понравились, к тем, которыми остался очень доволен.
Не проникся
Тут озвучу несколько проектов, которые, увы, совсем не зашли. Допускаю, что, возможно, что-то где-то я недоглядел или недопонял, но факт остаётся фактом – эти игры не зацепили. Не увлекли. Разок попробовал и повторения не хочется.
«Стыковка». Простенький карточный проект начинающего автора. Вроде как повествует о некоем космическом корабле, куда проникли злобные пришельцы. На деле у нас есть колода карт, у которых углы помечены разными цветами. Эти карты надо играть перед собой на стол, перекрывая новыми те, что выложены ранее, и при этом цвета должны стыковаться. Нельзя класть карты так, чтобы углы попадали «не в цвет».
За особо успешные выкладки прокачиваются очки в каждом цвете. А ещё иногда можно насолить товарищу – выложить ему жетоны, которые нельзя перекрывать. Но в целом всё, такая как бы головоломка на тему как выгоднее всего пристраивать карты. Ценю в играх взаимодействие, тут оно вроде и есть, но его исчезающе мало. А сам процесс с этим раскладыванием карточек не зацепил.
«Фанеролаз». Купился на оригинальное название, стало интересно, кто же придумал так называть свой проект и куда там надо лазать. Оказалось, это настолка про альпинистов (или правильнее говорить, скалолазов), и тут надо строить трассы для лазания, наподобие тех, что иногда встречаются в торговых центрах, а потом меняться ими и на время проходить чужой трек.
Механически это сделано весьма оригинально. Тут есть лист в клеточку и специальные тетристные детали с перфорацией. Эти детали надо выставлять на листочек по одной, и затем отмечать в двух дырках точки опоры. Потом к отмеченным точкам подставляется следующая деталь и отмечаются новые точки опоры, уже повыше. И так – пока не закончатся детали.
Затем намеченная трасса – листочек в клеточку, где в некоторых клетках проставлены точки – предаётся другому игроку, и тот должен эту трассу пройти – подставить детальки так, чтобы «дойти» до верхней точки. Фишка в том, что на этапе построения трассы и при её прохождении каждая деталь может использоваться только один раз, так что второй игрок фактически должен «декодировать» трассу, то есть подобрать такую последовательность деталей, чтобы долезть до самого её верха. Любопытно, что если попытка окажется неудачной, за это полагаются штрафные очки, причём штраф получает как тот, кто не пролез, так и тот, кто такую сложную трассу придумал.
В целом игрушка оригинальная, механика точно такая нигде ранее не встречалась, но не будучи поклонником залезания в разные места, не могу сказать, что всё очень-очень понравилось.
«Повесточка». Патигейм для компании про суровую жизнь жёлтой прессы. Игроки выступают в роли журналистов, которые должны придумывать хлёсткие заголовки для таблоидов. Для этого каждый ход открывается картинка из колоды картинок и несколько карточек со словами из колоды слов. Теперь из этих слов надо придумать заголовок, соотносящийся с картинкой.
А картинки тут… мама моя. Коллажи, фантасмагория, не пойми что. И вроде как идея неплохая, и люди даже сидели в это играли и смеялись (это важно и ценно для патигейма!), но мне показалось, что тут намешано две игры в одну. Из подобных картинок можно слепить что-то отдельно, а из идеи «составь заголовок из слов» — что-то отдельно. Впрочем, возможно я просто заблуждаюсь и на 99% процентов людей предлагаемая схема работает прекрасно, и просто на мне случился какой-то сбой.
Formula one: SEC. Большой и амбициозный проект про симуляцию гонок «Формулы 1» на деле оказался странной игрой, которую, возможно, и игрой-то назвать нельзя. Визуально это выглядит похоже на Formula D, а внутри оказывается не особо замаскированный «кинь-двинь», да ещё и реализованный по странной формуле типа «брось кубик и прибавь к результату 32». Решения игроков, увы, едва-едва угадываются, а без этого игры-то, считай, и нет.
Resolvers: Time to Shift. Один из самых масштабных и заметных проектов. Инновационный детектив, где настольная игра тесно связана с приложением. Содержит около десятка сценариев, да они ещё и реиграбельны (что для детектива, вообще-то, в новинку) за счет возможных сюжетных «вилок» и вариаций. На деле, увы, всё сводится к тому, что нужно сидеть и тыкать пальцами в телефон, иногда переставляя по полю фишку или перекладывая с места на место жетон. Плюс ряд действий в телефоне требуют физической проверки (в данном случае надо тянуть жетоны из мешка).
Внешне всё вроде бы как в лучших домах Европы. Например, взять то же «Предназначение», там тоже активное взаимодействие с приложением, тоже физические проверки действий. Но вот как-то всё это не моё. Если уж сел играть в настолку, извольте играть, безо всяких этих новомодных гаджетов, а на картоне с деревом и пластиком. Поэтому увы, но подобную игру оценить не могу.
Хорошие игры
В этом разделе перечисляются хорошие игры, которые ощущаются как нормальные настолки. Возможно какие-то ситуативные, подойдут далеко не на любую компанию, но чем-то зацепили.
Взлёт разрешён. Когда-то назвал эту игру лучше отечественной настолкой 2016 года, а теперь это, оказывается, новинка 2023 года 🙂 По факту – новый тираж у нового издательства, теперь «Взлёт разрешён» выпускает «Экивоки». Игра по-прежнему хорошая и нравится. Она, может быть, и не дотягивает по универсальности до Ticket to Ride, да и случайности в ней чуточку больше, чем хотелось бы, но зато каждая партия – это удовольствие, смех, веселье, да ещё и на удивление очень плотное соперничество, потому что обычно до самого последнего хода непонятно, кто победит. Будем надеяться, что новый издатель придаст игре новый импульс и, глядишь, и дополнение про «Конкорды» появится.
Штука. Другие миры. Ещё один проект от «Экивоков», причём это скорее весёлая забава, а не совсем игра. Тут есть несколько больших листов, изрисованных тематическими иллюстрациями со всякими мелкими деталями. Один игрок тянет карту и зачитывает с неё задание – некий объект, который надо найти на рисунке. Затем все остальные в реальном времени изучают картинку — и ровно из этого игра и состоит. Рассматривай всякие мелочи, пока не найдёшь нужную. Забавно? Да. Оригинально? Более чем.
Слово за слово. Вечеринка. Ещё одно развлечение для компании. Небольшая игра, состоящая из колоды карточек и кубиков с буквами (примерно с такой комплектацией уже выпускалась просто «Слово за слово»).
Процесс прост – бросаются кубики, на них выпадают некие буквы, тянется карточка и затем надо объяснять своей команде указанное на карточке слово. Но при этом нельзя произносить выпавшие на кубиках буквы. Задачка та ещё! Прям, чувствуется, как в голове скрипят шестерёнки, чтобы не ляпнуть лишнего! Есть ещё варианты выбирать кубики самому, регулируя тем самым сложность задания (скажем, избегать буквы «о» несколько сложнее, чем буквы «Ы»). Игрушка простая, забавная, хорошая.
Полный порядок. Прототип Олега Мелешина, автора блога «Марафон настольных игр», одного из тех, кто помогал организовывать «Граникон» и по совместительству начинающего автора настольных игр. Точнее, слово «начинающий» тут уже определённо лишнее, потому как у Олега уже вышло несколько проектов и ещё ряд находятся в работе, в том числе с изданием за рубежом.
А «Полный порядок» — это проба пера в формате детских игр. Небольшая настолка, в которой игроки перевоплощаются в детей, помогающих маме навести порядок. Задачка очень простая – надо разложить вещи по своим местам. Игра разворачивается на небольшом поле, где есть несколько локаций. Каждая – это «зона ответственности» одного игрока. В начале партии на локации взыкрытую вываливают жетоны, затем игроки фишками ходят по полю и таскают их по местам. Побеждает тот, кто первым разложит у себя все вещи.
Вот всё вроде просто, но не примитивно, и даже весело. Тут есть и азарт (мы переворачиваем жетоны, не зная что там лежит), и элемент подрезания (можно стащить чужой жетон или подкинуть сопернику ненужную вещь), и при этом всё очень динамично. Хороший проект, надеюсь, в обозримом будущем он будет издан.
Re: Creation. Большое евро от Cosmodrome Games, повествующая об очищении территории в будущем (вероятно после какой-то катастрофы). Игра предлагает ряд довольно оригинальных механик и идей. Основное, чем тут надо заниматься – это выставлять фишки рабочих на поле и выполнять ими некие действия. Но при этом для каждого действия есть определённые требования (например, наличие ресурсов или карт в руке), а сами действия выполняются не просто так, а путём секретного выкладывания за ширмой фишек на планшете (мы как бы заранее программируем в какие клетки поля пойдём).
При этом на планшете одновременно отмечаются и места выставления рабочих, и доступные ресурсы. Условно, на планшете в клетке А1 нарисована батарейка. Если мы идём в клетку А1, мы закрываем эту батарейку рабочим на планшете и её не получаем. Идём в другое место, батарейка свободна, берём её себе. Ну и чтобы стало совсем непонятно, полей, куда мы ходим аж 4. На деле поле на самом деле одно, но у него как бы 4 слоя, и на каждом работают свои возможности, есть свои действия и свои требования.
Тут есть ещё всякое: прокачка планшета, карты разных типов, которые можно к тому же играть на стол, прокачивая всякие бонусы. Можно, кажется, даже немного мешать друг другу на поле. Короче говоря, вот есть всякие навороченные многоэлементные евро, наподобие «Маракайбо», которые многим заходят, а мне не нравятся. Вот тут – всё то же самое, так что свою аудиторию Re: Creation безусловно найдет. Любителям евро – обратить внимание.
Мезень. Нечто абстрактное, заставляющее игроков решать логическую задачку. Перед каждым игроком выложены жетоны квадратом размером 5 х 5. На жетонах изображены всякие разные таёжные штуки: олени, ёлки, лисы. На каждый ход выкладывается некое задание, например: в углах должны лежать лисы, надо построить прямую линию из оленей и т.п. После этого игроку разрешается снять с поля жетоны одного вида, лежащие рядом друг с другом, а затем те, что оказались сверху, как бы «проваливаются» вниз, а снятые выкладываются сверху (как бы вываливаются оттуда). В конце раунда за выполнение условий начисляются победные очки, вскрывается задание на следующий раунд – и так до самого финала.
Наверное «Мезень» чем-то похожа на суперпопулярную когда-то компьютерную игру Lines, но т.к. играть в неё не довелось, наверняка утверждать не могу. В целом процесс приятный, но не сказать, что я – целевая аудитория. Кстати, произведения искусства часто рождаются в условиях жёстких ограничений. Возможно, «Мезень» — как раз такой случай, когда из картона и трёх цветов родилось нечто уникальное.
Зельеварение 2. Ох… В прошлом году после «Граникона» проникся мыслю, что надо самому пилить дополнение для «Зельеварения». И чтобы вы думали, год прошёл безрезультатно, а теперь это непридуманное дополнение, пожалуй, что уже и совсем неактуально, потому что «Правильные игры» сделали, наконец-то, продолжение игры! Полноценную вторую часть, которую я ждал, кажется, ещё с 2007 года! Пятнадцать лет!
Вторая часть наследует идеи оригинала. Мы выступаем в роли магов, собирающих всякие волшебные эликсиры из карт на руках, подбирая с общего стола необходимые элементы. Для более успешного сбора пузырьков можно использовать заклинания, помогающие в манипуляциях с картами. Плюс есть ещё пузырьки посложнее, которые собираются из уже собранных бутылок – из тех, что уже собрали игроки.
Только раньше все собранные рецепты приносили игрокам очки, а теперь за это полагается специальные жетоны. Эти жетоны нужно использовать во второй половинке игры – на специальном треке, где перемещаются несколько фишек волшебников. Это некие магические пути, их нужно пройти до конца, чтобы победить. Перемещение по этим трекам полностью аналогично «Картахене» — используем жетон и встаём на первый свободный символ с таким изображением. При должной сноровке можно перепрыгнуть через полполя, а если заняты вообще все такие символы – за одно перемещение можно попасть сразу в дамки.
Мне нравится «Зельеварение», мне нравится «Картахена», ничего не имею против, что их «поженили». Хотя увидеть бегущих куда-то магов, признаюсь, было неожиданно. Впрочем, «Правильные игры» планируют издавать «Зельеварение 2» в двух версиях – обычную, где надо будет просто собирать рецепты, как в первой части, и продвинутую, где будут те самые «картахеновские» гонки по трекам. Так что можно будет выбрать вариант себе по вкусу. Жаль, только, что никто не вернёт мне мой 2007-й, когда «Зельеварение» было лучшей (и практически единственной) игрой на российском рынке.
Очень понравилось
Наконец, есть ещё две настолки, которые очень-очень понравились. Это «Марио Ралли» и «Коррупционеры». Обе они, кажется, сразу же нашли потенциальных издателей, так что за разработчиков можно только порадоваться.
«Марио Ралли» — это настольная адаптация известной видео-игры Mario Kart. Она, конечно, навряд ли будет выпущена именно с таким названием и с персонажами из Марио, но главное – игровой процесс тут очень хорошо отработан. Несколько гонщиков управляют болидами и мчатся вперёд, оперируя карточками скорости. Управление машинкой тут несколько непрямое. Ты каждый ход выкладываешь перед собой карту «газ», «полный газ», «поворот» или «смещение», и у тебя всегда активны три карты, и они последовательно выполняются (самая старая слетает, самая новая добавляется в конец очереди). Так что тут надо не просто всегда газовать, но и вовремя играть повороты, подгадывая, что повернуть-то может понадобиться через 1-2 хода. И мало того, ещё и трасса неизвестна! Периодически впереди выкладывается её новый участок, но полностью где какой поворот будет заранее не знает никто.
А ещё тут есть карты с мощными эффектами. Мне когда пришла одна такая, позволяющая сделать два или три хода подряд, так сразу удалось уйти в отрыв и появилась мысль, что теперь уже и доигрывать-то не надо, понятное дело, никто уже не догонит. Но оказалось, что все эти карты очень мощные, так что дальше гонка шла плотняком. Люблю настольные гонки, рад найти хороший вариант!
Наконец, ещё «Коррупционеры». Простенькая, но очень смешная игрушка про вороватых чиновников вымышленного государства из художественного фильма «Диктатор». Компонентов тут всего-ничего: горсть монет, непрозрачный мешочек, да несколько карточек.
Суть игры в том, что участники – это коррумпированные чиновники, запускающие руки в казну. Игра идёт несколько раундов. В начале каждого раунда в мешок складывается некоторое количество монет, а в центр стола кладётся карточка проекта – это то, что нужно построить в государстве. Скажем, парк отдыха. На карточке указана минимальная сумма, необходимая на строительство.
Затем каждый игрок по очереди засовывает руку в мешок и может вынуть оттуда сколько угодно монет. Самый последний игрок выполняет роль прокурора. Он может ткнуть пальцем в кого-нибудь и назвать сумму. Если у подозреваемого зажато в кулаке озвученное количество монет, он их должен сдать (если там больше, остальные оставляет себе). Затем проверяется, сколько монет осталось в мешке. В зависимости от того, хватило их на проект или нет, некоторые игроки получают или теряют монеты. И ещё если прокурор ткнул в честного человека (у того в руках не оказалось ничего), тот тоже получает монеты. Цель – стать самым богатым по итогам 4 раундов.
Играется невероятно азартно и, что самое главное для компанейской настолки, очень-очень весело. Настолько здорово, что сыграв пробную партию мы тут же потребовали ещё одну. А это для настольной игры, как мне кажется, лучший комплимент!
И напоследок ещё несколько случайных фотографий отдельных прототипов, визуально привлекающих внимание.
* * *
Путь настольной игры от прототипа до магазинных полок и столов игроков небыстр и может растянуться на годы. Однако первые итоги «Граникона» нас уже настигают – в продаже вот-вот появится «Зельеварение 2». Хочется надеяться, что классные гонки по пустыне и воровство из общей кассы тоже найдут себе издателей, да и наверняка не они одни.
Это было классное мероприятие. Ездить весной в Питер становится доброй традицией и хочется скорее уже повторить. Ещё раз спасибо всем причастным прекрасное времяпрепровождение. Организаторам, издателям, ну и конечно же разработчикам, без которых не было бы всех этих замечательных проектов. Граникон – это очень здорово!
PS: Огромное спасибо всем издателям, без которых фестиваль бы не состоялся. К этому хорошему делу приложили руки Hobby World, Cosmodrome Games, «Экивоки», «Звезда» и «Правильные игры», а также студия Mist Machine. И, конечно же, отдельная благодарность организаторам, и всем-всем-всем причастным к подготовке и проведению «Граникона» вообще и лично Юрию Ямщикову в частности.
PPS: Узнать о мероприятии подробнее можно из объемного прошлогоднего репортажа о «Граниконе-2022».
Да, печально смотреть на все эти отечественные поделки, если честно. Уровень наших горе-авторов крайне низкий, к сожалению.
Автору соболезнуем за зря потраченное время на этом мероприятии.
Грустно…
@Geek15
У вас фундаментально неправильное представление о вещах. Задача фестиваля — выдавать годные проекты. И он их выдает. И параллельно дает классную возможность окунуться в атмосферу настолок и плотно пообщаться с единомышленниками. Да, процент хитов и готовых к изданию проектов не исчисляется десятками, но это нормально.