Про любую настольную игру можно рассказать, что в ней нужно делать то-то и то-то. Более опытные игроки сразу начинают выдавать информацию насчёт игровых механик, какие именно в той или иной игре присутствуют. Только вот какая штука, некоторые механики, которые сегодня всем привычны, не всегда были такими. Когда-то они появились в первый раз и были в новинку. Об этом, о появлении различных механик, рассказывается в статье «Новаторы: Инновации в механике», перевод которой на русский подготовил читатель по имени Александр.
Однажды великий Ньютон сказал: «Если я и вижу подальше остальных, то это лишь потому что стою на плечах гигантов…» Это утверждение применимо к любому роду деятельности. Уже давно ничего не создаётся в вакууме, а стоит на мощном фундаменте прежних открытий.
Для нашего с вами увлечения всё работает точно так же. Разработчики комбинируют старые добрые проверенные механики, и в результате их умелой сборки появляются новые шедевры.
Но вот вопрос: откуда они взялись – эти самые «проверенные временем» механики? Кто эти герои, благодаря идеям которых сегодня успешно создаются новые настолки?
Авторы статьи провели исследование и выявили как минимум 36 игровых механик в 17 различных жанрах настольных игр. Но найти первоисточник для каждой отдельной механики представляется сложной задачей, потому что зачастую существуют несколько кандидатов на эту почётную должность. В данном обзоре опубликованы результаты поиска механик, чьё происхождение датировано вплоть до 1990 года.
И вот они – гениальные инновации
Действия, основанные на картах
William Storey – Sorry! (1929)
Uncredited – Eddie Cantor’s Game (1932)
James Cooke Brown – Careers (1955)
Sam Spencer/Peter Murray – Broker (1961)
Sam Spencer – Jockey (1973)
Wolfgang Kramer – Tempo (1974)
Wolfgang Kramer – Niki Lauda’s Formel 1 (1980)
Данная механика подразумевает розыгрыш карт с руки для выполнения действий (включая различные движения по игровому полю) вместо использования элементов, зависящих от случайности, таких, как кубики. Казалось бы, гениальная идея, но популярности она достигла лишь спустя 50 лет после изобретения. При этом сама идея изначально преподносилась, как «экспертный вариант» розыгрыша. То есть, основным движком было взятие верхней карты с колоды и розыгрыша её действия. И лишь для самых умных предлагалось сдать в руку по 5 карт и разыгрывать по одной в зависимости от ситуации, постоянно добирая руку до полного комплекта.
Вот так с трудом пробивала себе дорогу в жизнь идея, которая сегодня с огромным успехом используется повсеместно
Превосходство (мажорити)
Oswald Lord – Game of Politics (1935)
Sid Sackson – Acquire (1964)
Сам термин, как вам всем известно, определяет способ начисления очков за преимущество участников по какому-либо показателю в определённой части игры. Так, впервые идея была опробована для имитации выборов президента США, а далее тема была развита в стремлении завладеть сетью отелей в зависимости от денежного вклада.
Движение по полю
Albert Lamorisse – La Conqu?te du Monde/Risk (1957)
Allan Calhamer – Diplomacy (1959)
Какой варгеймер не знает о передвижении своих подразделений по участкам местности, разделённым на различные типы, влияющие на возможности передвижения? Благодаря концу 50-х годов 20-го столетия мы имеем в своём распоряжении такую крутую стратегическую и тактическую технику.
Программирование действий
Allan Calhamer – Diplomacy (1959)
Одна игра дала толчок сразу двум игровым механикам. Здесь мы должны втайне от соперников спланировать свои перемещения, а потом одновременно открыться и начать выполнять задуманное. Но если уж быть совсем честными, то подобные методы использовались в военной тактической подготовке ещё в 19-м веке. Но мы-то с вами заядлые настольщики, так что для нас тема была раскрыта лишь начиная с 1959 года.
Случайные моменты начисления очков
Olaf Helmer/Lloyd Shapley – Summit (1961)
Sid Sackson – Venture (1969)
Alan Moon – Airlines (1990)
Интересная задумка, когда триггер о начислении победных очков срабатывает в случайны момент времени, например, при открытии карты определённого типа. Идея берёт своё начало в 1961 году, но особенно усердно начал её эксплуатировать Алан Мун в своих играх, поэтому многие даже приписывают ему авторство за счёт такой активной популяризации.
Шестиугольные участки местности
Charles S. Roberts – D-Day; Gettysburg (2nd edition); Chancellorsville (1961)
Опять привет от варгеймеров с искренней благодарностью. Изначально карты местности были разделены на квадраты, но когда для движения юнитов было добавлено ещё 2 направления, то радости от такого разнообразия просто не было предела.
Поэтому неудивительно, что инновация мгновенно прижилась и успешно используется с 1961 года и по сей день
Очки действий
Donald Benge – Conquest (1972)
G?rard Delfanti/G?rard Mathieu/Pascal Trigaux – Full Metal Planete (1988)
Wolfgang Kramer/Michael Kiesling – Tikal (1999)
Здесь у каждого участника есть заранее определённое количество очков, которое он может потратить на выполнение определённых действий. Действия также измеряются в очках по степени полезности. Поэтому нужно умело планировать распределение своих очков в зависимости от полезности действий в каждый момент времени. Казалось бы, простая математика, а как замечательно работает в руках талантливого геймдизайнера.
Особые возможности игроков
Bill Eberle/Jack Kittredge/Peter Olotka/Bill Norton – Cosmic Encounter (1977)
Одна из наиболее почитаемых игр всех времён – Cosmic Encounter более 40 лет назад была самостоятельно изготовлена. Это сегодня она продолжает пользоваться популярностью и постоянно переиздаётся, а тогда вот так начинала свой славный путь. И она привнесла в настольный мир инновационную идею, которая даёт каждому игроку специальную особенность, которая идёт вразрез с остальными правилами игры. Данный механизм вдохновил многих современных разработчиков на создание их шедевров.
Секретные роли
Bill Eberle/Jack Kittredge/Peter Olotka – Hoax (1981)
Dmitry Davidoff – Mafia/Werewolf (1987)
Здесь мы видим привнесение ролевой составляющей в настольные игры. Представьте себе сценарий, когда каждый игрок разыгрывает определённую роль, известную только ему. При этом, роль даёт ему специальные возможности, отличающие его от других. Эта идея породила целый жанр настольных дедуктивных игр (привет, Мафия!).
Случайные раскладки игрового поля
Bill Eberle/Jack Kittredge/Peter Olotka – Borderlands (1982)
Klaus Teuber – The Settlers of Catan (1995)
Игра Borderlands дала старт идее, согласно которой игровое поле представлено не единой картой, а поделено на различные участки, которые перед началом партии распределяются случайным образом или по некоторому сценарию. И в дальнейшем эту идею подхватил Клаус Тойбер, создав самую успешную игру всех времён и народов – Катан.
Ресурсы
Bill Eberle/Jack Kittredge/Peter Olotka – Borderlands (1982)
Под «ресурсами» понимается элементы, получаемые игроками для преобразования в победные очки и достижения личных целей. Сейчас концепт ресурсов используется повсеместно, так что даже не верится, что впервые в том, виде, как мы их знаем сейчас, ресурсы появились в 1982 году в игре Borderlands. Ранее встречались предпосылки к этому начинанию, но чёткие формы ресурсы получили лишь в начале 80-х годов.
Различные концовки
Julian Courtland-Smith – Survive! (1982)
Sid Sackson – Kohle, Kies & Knete/I’m the Boss! (1994)
Здесь основная цель – заставить игроков отказаться от шаблонных путей развития и адаптироваться к изменяющейся обстановке. Эта идея близка к случайному начислению очков, особенно, когда событие окончания партии совпадает с финальным скорингом. Первый успешный представитель данной механики – Survive 1982 года – эмулятор побега с разрушающегося на глазах острова. Что говорить, и тема, и механика оставляют игру актуальной и по сей день.
Секретные цвета игроков
Wolfgang Kramer – Heimlich & Co. (1984)
Здесь каждому участнику выдаётся секретный цвет, который нужно сохранить в тайне, при этом выяснив цвета оппонентов. Казалось бы, не такая уж и популярная механика, однако у немцев пользуется большой популярностью.
Открытый дисплей карт
Alan Moon – Airlines (1990)
Обычно в карточных играх участники добирают себе руку втёмную с верха колоды. Это благотворно влияет на реиграбельность, но впускает в игру большую долю случайности. А данная механика позволяет выбирать карты для себя из некоторого множества открытых для добора карт. Эту идею если не придумал, то по крайней мере безжалостно эксплуатирует в своих играх Алан Мун. И что уж говорить, его серия Ticket to Ride имеет мировую известность во многом благодаря этой механике.
На этом первая часть статьи заканчивается. Для гиков, конечно, это прописные истины, но для обывателя – весьма занятный обзор для вечернего прочтения.
Движение по полю – шашки, шахматы, нарды, не?
интересно есть ли хит парад таких игр, которые используют все или как можно больше элементов из этих 36 механик