Те, кто мечтает управлять миром, не привлекая внимания санитаров, могут укрыться за Железным Занавесом и потренироваться вершить судьбы человечества в этой быстрой, но стратегически насыщенной игре. О плюсах, минусах и подводных камнях доминирования в планетарном масштабе читайте в обзоре Дерека Фанкхаузера (в переводе Екатерины Александровой).
Основная суть
Железный Занавес — это игра на контроль территории, действие которой происходит во время Холодной войны.
Что в коробке
В Железном Занавесе не много компонентов. В комплект входят 18 карт стратегии, 1 карта начального региона, 1 трекер влияния, 24 красных и 24 синих кубика, 1 жёлтый диск влияния и книга правил.
Начальные соображения
Как фанату одновременно территориальных игр и исторических стратегий, Железный Занавес уже нравится мне по многим пунктам. После прочтения правил и обучения принципам игры, она кажется мне Twilight Struggle в маленькой коробке. Итак, выдержит ли Железный Занавес сравнение с другими маленькими коробочными играми или будет порвана в клочья?
Как играть
Железный Занавес играется примерно за 20 минут, так что игра простая и интуитивная в обучении. Но в этой небольшой коробочке скрыт глубокий стратегический потенциал.
Железный Занавес играется в 2 раунда. В первом раунде каждый игрок будет иметь по 5 карт в руке, но сможет сыграть только 4. Пятая несыгранная карта, называющаяся картой «последствий», откладывается до финального подсчета очков. Во втором раунде каждому игроку раздается по 4 карты, и он все их играет. После того, как каждый игрок разыграл доступные карты стратегии, наступает фаза подсчета очков.
Игра заканчивается немедленно, если игрок достигает финальной точки на своем трекере влияния в любой момент, включая финальный подсчет очков.
Во время хода
Игрок СССР помещает на карту Панаму. Происходит подсчет очков за Центральную Америку. СССР принадлежит и Панама, и Куба, так что они каждая приносят по 1 очку идеологии и 2 очка доминирования в регионе, что равняется 4 очкам влияния.
Игроки по очереди разыгрывают по одной карте стратегии из руки, следуя подряд через три этапа:
Разместить карту стратегии лицом вверх на столе, расширив активные страны. Нужно класть карту под прямым углом к карте того же цвета/региона. Если это невозможно, то можно положить ее рядом с любой картой, уже находящейся на столе.
Проверить очки за регион: если только что сыгранная карта является последней в цвете/регионе, происходит подсчет очков за регион. Это может происходить двумя способами.
- Доминирование над странами. За каждую карту страны, над которой вы доминируете, имея больше кубиков влияния, чем ваш оппонент, вы получаете 1 очко идеологии. Каждый раз, получая очко идеологии, передвигайте диск влияния на один шаг по направлению к флагу на вашем трекере.
- Доминирование над регионом. Игрок, который доминирует над наибольшим числом карт в учитываемом регионе, получает количество очков идеологии, равное бонусному показателю региона.
Действия Команды и/или События.
Основная функция разыгрывания стратегических карт — поместить кубики влияния на различные страны на столе. В стратегической карте три основных момента: уклон, значение кубиков командования (влияние) и текст события. Если стратегическая карта, которую вы разыгрываете, имеет уклон в сторону вашего противника, то есть вы играете за США и разыгрываете карту с уклоном к СССР, то перед тем, как вы предпримите действия, ваш оппонент может выбрать, активировать событие или нет. Однако, если карта имеет уклон в вашу сторону, то есть вы играете за США и разыгрываете карту с уклоном к США, то можете свободно выбирать, активировать событие или использовать карту для размещения кубиков влияния.
Действие Команды
Используя карту стратегии для размещения кубиков — основа игры. Это единственный способ получить контроль над различными странами и попытаться установить доминирование в регионе. Есть несколько ограничений на размещение кубиков влияния:
- Можно помещать кубики только на те страны, где уже есть ваши кубики, или которые непосредственно примыкают к стране с вашими кубиками.
- Нельзя строить цепочку влияния, то есть будут браться в расчет только те кубики, которые уже были на столе до разыгрывания карты. Нельзя поместить один кубик на карту и перепрыгнуть к соседней стране.
- Можно распределять кубики влияния между странами по собственному желанию.
Действие События
События — более сильные, но и более ограниченные действия, чем команды, и несколько переламывают основные правила. В каждой стратегической карте заложена уникальная асимметричная сила. Внедрение — это событие, нарушающее правила, которое позволяет игроку разместить кубики на определенных странах. Важно отметить, что внедрение игнорирует правила смежности карт и изначального контроля над картами.
Контроль карты
Когда вы контролируете страну, вы ограничиваете возможности для маневра вашего оппонента. Если в любой момент вы имеете на карте на 2 кубика влияния больше, чем ваш оппонент, вы ее контролируете. Если ваш оппонент захотел поместить кубики на карту под вашим контролем, они должны использовать два кубика, чтобы поместить один. Второй кубик тратится впустую и отправляется обратно в резерв. Как только контроль будет утрачен, кубики размещаются по обычным правилам.
Как выиграть
Если ничей диск влияния не достиг конца трекера идеологии, игра приходит к финальному подсчету очков. Прежде чем считать очки за регионы, вы откроете две отложенные лицом вниз карты, оставшиеся от первого раунда. Необходимо посчитать количество кубиков влияния США и СССР из Событий, указанных на этих картах. Сторона с наибольшим суммарным количеством очков идеологии получает количество кубиков, соответствующее разнице между очками идеологии.
Если во время финального подсчета очков диск так и не дошел до чьей-либо стороны, выигрывает игрок с наибольшим количеством очков влияния. В случае ничьей выигрывает США!
Плюсы и минусы
Плюсы
- Увлекательная карточная игра на территориальный контроль, небольшая игра
- Тематически насыщенный и напряженный геймплей
- Выкладывание карт создает карту мира, что забавно и сохраняет свежее восприятие игры даже после нескольких заходов. Вам придется каждый раз адаптировать стратегию по мере того, как мир обретает форму.
- Воспринимается как ускоренная версия Twilight Struggle за вычетом некоторых ключевых компонентов механики, прежде всего, космической гонки.
- Ясный и интуитивный дизайн и иллюстрации на картах стран создают игру, легкую в обучении
Минусы
- Случайная раздача карт может приводить к серьезному отрыву лидера, особенно в первом раунде
- Нет возможности слить карту стратегии. Карту необходимо разыграть, так что активация события вашего оппонента по сути превращается в задачу «разыграть, когда это принесет меньше вреда»
- Хотя игра дает стратегическую глубину, исходя из карт, имеющихся в руке, иногда есть «очевидный» оптимальный вариант для вашего хода.
- В книге правил есть грамматические ошибка, и правила геймплея можно было изложить и более гладко
Заключительные соображения
Железный Занавес имеет хороший баланс в отношении многократных игр без того, чтобы ощущаться как одно и то же. Поскольку карты раздаются случайным образом, маловероятно, что вам доведется сыграть одну и ту же игру дважды. Тем не менее, при наличии всего 18 карт в колоде, в какой-то момент геймплей может наскучить, в зависимости от того, как быстро вы освоите игру. Если оба игрока знакомы с событиями и эффектами каждой карты страны, вам предстоит быстрая, стратегически продуманная игра «перехитри противника», но, к сожалению, опытный игрок в Железный Занавес просто уничтожит новичка. В этом нет ничего принципиально плохого, поскольку есть множество игр, родственных с Железным Занавесом в этом стратегическом барьере, и поскольку игра идет настолько быстро, что игроки сразу же просят реванша. В общем, Железный занавес — цельная, небольшая стратегическая игра, которая воплощает на глобальном уровне 45 лет Холодной войны без того, чтобы отнимать часы вашего времени.
Вам эта игра понравится, если: вам нравятся игры на территориальный контроль, ручное управление и игры с тайлами. И также, если вам нравятся политические триллеры, напряженный геймплей и огромные драпировки, Железный Занавес для вас!
Хочу пнп
Очень похожа на «13 минут Карибский кризис»
@Cassiopey
Да, я писал об этом полгода назад, поиграв в свои пнп и TTS-модуль.