Дополнения для настольных игр. Что это и какие они бывают. Хорошо это или плохо. Нужны они или не нужны. Эти и другие вопросы затрагиваются в статье, подготовленной читателем по имени Александр

На разных стадиях моего увлечения настольным миром менялось моё отношение к дополнениям для игр. В пору знакомства с картоном, деревом и пластиком я хватал игры вместе со всеми официальными и неофициальными дополнениями, делал ПНП и шёл по принципу «всё или ничего» (конечно, постоянно выбирая «всё», кого я тут обманываю?). Когда первая волна необозримого счастья отхлынула, я начал более взвешенно относиться к приобретению дополнений даже для полюбившихся игр. Сейчас же я считаю, что дополнения нужно брать лишь в исключительных случаях, ведь всегда можно задать вопрос: а что, если купить новую настолку вместо допа к уже имеющейся?

Согласитесь, лавина по-настоящему годных игр всё больше охватывает нас. Среди нашей страны вовсю орудуют локализаторы, не позволяя откладывать деньги на отпуск или автомобиль. Поэтому появление допов к играм может стать серьёзной дилеммой для покупки.

Ведь не всё так просто – нельзя взять и сказать: «допы – мастхэв» или «допы – в топку»! Лично я для себя выработал небольшую классификацию и хочу поделиться мыслями с вами. Получить обратный отклик о вашем внутреннем мире было бы тоже приятно.

Когда после допа игра расцветает

Первый случай для меня исполнен уважения к издателю. Мы имеем на входе отличную игру, в которой (надеюсь, что неумышленно) был допущен косяк в механике. В этом случае исправление критически необходимо. И если автор и издатель находят в себе смелость признать ошибку, выпустить корректирующий доп, а после поставлять игру уже совместно с исправлениями, то это и называется заботой о нас, потребителях.

В качестве примера отлично подходит Кингсбург. Здесь в базе явно была сделана недоработка. В конце каждого игрового года игрокам приходилось испытывать удачу или тестировать интуицию, бросая кубики. Их результат олицетворял количество подкреплений, присылаемых королём для схватки с монстрами. Не знаю, то ли виной всему было некачественное тестирование, то ли очень спешили с выпуском, но это стало серьёзным уязвимым местом игры. Здесь очень сильно страдала стратегия, ведь результат бросков мог повергнуть ваши планы в хаос. Но если бы нам нужна была слепая удача, мы бы просто сели играть в пьяницу или кости (хотя и там игроки уменьшают фактор удачи за счёт ловкости рук и шулерства). Хочется же погрузиться в процесс и получить удовольствие от результата.

И вот, казалось бы, мелочь, но разработчики придумали систему жетонов подкрепления, когда игроку выдаётся их ограниченное количество и разные номиналы. И здесь наоборот, стратегия включается с ещё большей силой. Теперь можно думать, играешь ли ты в первую очередь на войну или на развитие движка. Доработка небольшая с точки зрения затрат, но очень полезная.

Разработчики внедрили ещё кучку мини-допов, а локализаторы собрали всё это богатство в одну коробку, и вот мы имеем полноценную качественную игру, в которой и реиграбельность на высоте, и процесс приятный (в меру сложный и для семьи, и для бывалых).

Очевидно, это тот случай, когда брать обязательно. Или продавать оригинал. Ведь зачем дома чемодан без ручки? А с допом всё комфортно и удобно.

Когда игра умышленно распилена и механики страдают

Здесь можно включить гнев и ненависть. Зачем, зачем вы так поступаете с нами? Могу ошибаться, но увлечённый настольщик не посмотрит на увеличение ценника, чтобы купить полноценную игру. А случайный человек ограничен Монополией и Имаджинариумом, сколько ему ни предлагай Старкрафт, он всё равно откажется.

И антигероем для моего примера выступает Брюгге. Мне игра целиком очень нравится. И Фельд, как автор, тоже внушает уважение. Но зачем так грубо разделять базу и доп (который залив Звин) – мне непонятно? Может быть, уважаемые издатели не заметили, что не все значения, выпавшие на кубиках, используются механиками игры? И из-за этого сильно провисает строительство каналов, как одна из составных частей.

Всё равно, что продавать автомобиль без дверей. Производитель мог бы сказать, что не желал увеличивать стоимость автомобиля, ездить он будет и так, а если что, то двери можно заказать и за рубежом, правда крепления не подойдут и плотно закрываться они не будут. Перегибаю, конечно, палку, согласен, но вы понимаете, о чём я.

Всё это вызывает вопросы и к нашим локализаторам. Естественно, люди будут негодовать и требовать допа. Почему же сразу не договориться там, за рубежом, и для нашего пользователя выпустить полноценную версию? Тем более, что всё шло через площадку народного финансирования.

Я не стал дожидаться допа и не покупал его из-за бугра, а сделал себе ПНП. Конечно, это не очень эстетично, зато играть можно в полноценную версию. Не знаю, буду ли покупать, если договорятся о локализации, но, как говорится, осадочек остался.

На эту тему сломано уже много копий, могу сказать от себя: каждый из нас в конечном счёте сам заботится о своём удовольствии, и если есть подозрения, что радость от покупки будет не та, лучше тысячу раз подумать. Поэтому мой личный вердикт – либо игра целиком, либо вообще не брать, здесь полумеры не работают.

Экстенсивное расширение

Большинство карточных игр как бы предрасполагают, что будут выходить новые колоды, и это рассматривается, как норма, и вопросов не вызывает.

Взять, например, Поселенцев Тшевичека. Он каждый год колдует над минидопами и новыми фракциями. И по-своему успешен в своём деле. Не могу сказать, что игра как-то по-особенному расцветает. Просто появляются дополнительные вариации, которые благотворно сказываются на реиграбельности в целом.

Дополнения к Seasons, Race for the Galaxy, 7 Чудес – вода на ту же мельницу. Лично для меня ситуация складывается так: пока увлечение игрой на высоте – эти допы его не ухудшат, но и радикально ничего не изменят. А вот если интерес стал угасать – тут, скорее, лучше сэкономить деньги, ведь, наверное, вам уже поднадоела механика, а не просто захотелось новых значков на картах.

Я для RFTG взял 3 допа, пока меня не «отпустило», и больше уже не хочется. Мне трудно представить, что там сильно можно что-то поменять. Более того, сейчас бы я, как и многие, ограничился только первым допом, так как они вместе с базой дают уйму стратегий на множество партий. Что и говорить, в своё время я только в базу сыграл на BGA 429 партий, не считая бумажные гонки.

Для 7 Чудес в пору фанатичного улучшения взял Города и Лидеры, но не считаю любой из допов сколь-нибудь необходимым. Более того, здесь база полноценна, как мне кажется, без недостатков, так что и новичкам, и бывалым её надолго хватит.

На счёт Поселенцев пока думаю, и в этом мне помогают локализаторы, пока не выпустившие ничего, кроме Атлантов. Для себя пока решил так: выйдут Ацтеки – куплю, по минидопам скорее всего – пас.

Кроме карточных игр можно привести кучу примеров наборов дополнительных игровых полей (Ticket To Ride, Railways of the World, Trains, Энергосеть и пр.). Здесь в пользу приобретения может сказаться фактор масштабирования на разное число участников. Но в целом картину игры такие допы не изменяют. Сейчас я не вкладываю деньги в подобные расширения.

Ещё есть дополнения, слегка расширяющие геймплей (Five Tribes, Стамбул, Tzolk’in). Тут необходимости никакой нет, игры и без них неплохо работают. Сегодня я придерживаюсь мысли, что эти допы мне не нужны, вокруг есть много всего интересного и помимо их. Зато в пору увлечения Tzolk’in доп к нему всё же приобрёл. Но скажу вам честно: играли в него всего один раз за два года, так что сами делайте выводы.

Когда игра распилена (якобы) для экономии наших денег

А тут речь об интересных аспектах, и о них можно судить двояко. Я из доброты отнесу данную категорию к заботе о пользователях.

Речь о допах, которые представляют всевозможные расширения для большего числа участников.

И как тут не вспомнить Серп (куда же без него???)? Базовая коробка рассчитана на игру от 1 до 5 человек, и на несколько десятков партий её вполне должно хватить. Не знаю, интересно ли играть в Серп маленьким составом, но для меня партии на 4-5 человек полны интереса и азарта. А вот 6-я и 7-я фракции – это для любителей масштабных действий. Вот вроде бы, игра изначально задумана для 7 фракций (места под них уже забронированы на базовой карте). Но если не собираться большим составом, то смысла переплачивать нет, и так всё хорошо. И здесь для нас плюс, можно сэкономить деньги.

Или та же Кровь и Ярость… Нужен ли вам набор миниатюр для 5-го игрока? Да, там будут дополнительные карты для каждой эпохи, но основной смысл – адаптация для игры впятером. Мы в своей компании собираемся таким составом, поэтому я думаю над приобретением. А для четверых – всё сделано очень хорошо и качественно: ощущается и напряжённость, и давление, всё, как нужно.

Умышленно включил доп к Tzolk’in в другую категорию, давайте говорить честно: и четверых человек собрать на партию проблематично, а собраться впятером – вообще несбыточная мечта. Так что относитесь с вниманием ко всем этим расширениям, потому что сама игра может быть и отличной, но даунтайм никто не отменял.

Подводя итог, можно подумать ещё об одном факте. Сколько есть на свете шедевров кинематографа? И многие из них имеют продолжения или приквелы. Но какая часть из них столь же гениальна, как и оригинал? Лично я не смогу подобрать множество примеров (на ум приходит только второй Терминатор, да и то, наверное, лишь из-за спецэффектов). Конечно, есть неплохие серии, которые смотришь с удовольствием. Но чаще обсуждаешь с друзьями и с многозначительным видом заявляешь: «Да, до оригинала как-то не дотягивает!»

С играми проще – тут не требуется такого всепоглощающего восторга. Поэтому допы выпускаются и продаются. Лишь бы хватало финансов, чтобы полностью обеспечить себя всем желаемым да ещё и коллекционными наборами миниатюр в придачу. Чего вам всем искренне и желаю.

PS: Кстати, мои мысли о дополнениях можно прочесть тут.