Я и не думал, что попаду на самарский турнир по Зельеварению, но у меня-таки это получилось. В воскресение около 12.00 мы прибыли в магазин Игрион, где уже собралось несколько человек. Мы зарегистрировались, оплатили стартовый взнос и стали пересчитываться. Всего набралось 10 человек.
Объявили начало первого тура. Провели жеребьёвку, рассадили нас за 2 стола (по 5 человек за столом), и я уже начала тасовать колоду, когда вдруг выяснилось, что двое участников турнира пришли играть не в Зельеварение, а в… Magic: The Gathering!
Произошла небольшая путаница. В это же время действительно состоялся турнир по MTG, только проходил он не в магазине Игрион, а в одноимённом клубе настольных игр, в том месте, где мы дважды собирались играть в Memoir ’44 (первый раз проводили турнир, а второй раз раскладывали формат Overlord). Я попытался объяснить этим товарищам, что Зельеварение ничем не хуже «Мотыги», тем более что по Мейджику турниры проводятся достаточно регулярно, а вот поиграть в Зелье можно далеко не каждый день. Они, было, согласились, и я уже даже успел объяснить им правила, но в последний момент передумали и отбыли на свой турнир. Количество участников сократилось до 8 человек, так что у нас было 2 стола по 4 игрока.
Итак, наконец-то начался первый тур. Мы играли только базовой колодой Практикума. По правилам партия шла до конца колоды, но с ограничением по времени – 50 минут. Если по истечении этого периода партия ещё не закончена, она прекращается в принудительном порядке и фиксируется текущий счёт.
За столом была разложена третья редакция Зелья с новым «двойным» счётчиком подсчёта очков. Ну и неудобная же это штука! Раньше-то мы всегда играли с самым первым 20-клеточным счётчиком, а вместо фишек гоняли по нему разноцветные шестигранные кубики. А тут два счётчика, две фишки на игрока. Да ещё они и мелкие и плоские, в общем, кошмар как неудобно. Зря этот новый счётчик придумали, старый на мой вкус куда лучше был.
Выяснилась, кстати, и ещё одна мелочь. По правилам Практикума ход игрока выглядит так: у игрока в руках 4 карты, в свой ход сначала нужно набрать 1 карту, а потом сыграть 1 карту. Мы давным-давно его модифицировали и берём карту не в начале хода, а в конце. В начале игры мы выдаём всем по 5 карт вместо 4-х, а потом после своего хода игрок набирает карту. Зачем мы так сделали? Да чтобы бороться с даунтаймом. Ведь по оригинальным правилам получается как. Сидит игрок, ждёт своего хода, и, вот, он наступает. Тогда игрок берёт из колоды карту, смотрит на неё, смотрит на стол, прикидывает, что он может собрать, думает, что ему сыграть, и через какое-то время, наконец-то играет. У нас же эти раздумья происходят во время хода других игроков. За счёт того, что ты берёшь карту «заранее», не в начале своего хода, а в конце предыдущего, у тебя есть время всё обдумать и, когда право хода перейдёт к тебе, не задерживать игру ненужными размышлениями, а просто сыграть карту. Важно, что наше домашнее правило никак не влияет на ход игры и не меняет порядок получаемых игроками из колоды карт. Всё, что оно делает – позволяет немного заранее узнать какая карта тебе придёт в руку в начале хода и, соответственно, заранее обдумать свой ход. Просто и элегантно.
К концу первой партии за нашим столом так и играли. Игроки не раз подолгу раздумывали над своим ходом, так что мне удалось склонить их использовать это правило. Однако и с ним мы завершили первый раунд позже, чем соседний стол. У нас игра несколько раз просто-таки приостанавливалась, из-за того, что кто-то никак не мог решить, какую же карту разыграть.
В первом раунде мне повезло. Я занял 1 место на пару с новичком, игравшим в Зельеварение впервые в жизни. Всю партию я плёлся где-то в середине, но под конец в руку пришёл великий талисман и какой-то шестиочковый эликсир. Собрав эти рецепты, я сумел вырваться на первое место.
Во втором раунде мы пересели. За один стол сели те, кто занял 1 и 2 место в первом туре. За вторым столом собрали игроков, занявших 3 и 4 места. Второй тур играли двумя колодами: Практикум и Гильдия Алхимиков.
В самом начале партии мне в руку пришли 2 заклятья, позволяющие проскочить одну стадию Последовательности великого делания, так что я решил собирать философский камень. И сделал это достаточно быстро, закончив игру уже минут через 20 после её начала. Собрав красную тинктуру, я обеспечил себе первое место во втором туре.
И тут выяснилась одна интересная особенность турнирных правил. Игра в турнире, оказывается, ведётся на очки. И в такой ситуации моя красная тинктура оказалась совершенно бесполезна, т.к. закончив партию, фактически, досрочно, я обрёк себя на поражение, поскольку набрал во втором туре всего 44 (или 54?) очка. За соседним столом доиграли до конца обеих колод, и каждый игрок там набрал от 80 до 100 очков. Получается, что, заняв первое место за своим столом, я проиграл игроку, занявшему последнее место за другим столом, т.к. набрал меньше очков. Не рады были и мои товарищи по второму туру, у них-то очков было ещё меньше, чем у меня. Это как-то странно. Получается, в турнире вообще не имеет смысла собрать филосовский камень.
Обсудив этот вопрос с организатором, мы решили использовать другую систему и учитывать не общее количество набранных очков, а места, занятые по итогам тура: за 1 место начисляется 3 турнирных очка, за 2-е – 2, за 3-е -1, за 4-е – 0 очков. Ситуация выправилась. Теперь я выбился в лидеры, поскольку занял 1-е место и в первом и во втором раунде.
Второй раунд дался нам ещё тяжелее первого. Из-за второй колоды и возможности сыграть две карты в ход даунтайм стал гораздо более ощутимым. Иногда я даже выходил из-за стола на несколько минут и когда возвращался, мой ход всё ещё не наступал. Словом, игра длилась очень медленно. Пару раз даже раздавались призывы выставить на стол песочные часы и отмерять время, чтобы у каждого игрока было на ход ровно 30 секунд. Не успел – у тебя тянут наугад любую карту и выкладывают её на стол. Однако на столь жестокие меры мы так и не решились.
После второго тура выяснилась ещё одна подробность правил игры. Мы немного неверно использовали правила дополнения. Тут ведь как: есть три фазы хода. В первую ты набираешь 1 карту, во вторую – либо играешь 1 карту, либо набираешь 1 карту и в третью – играешь 1 карту. Т.е. ход выглядит так: взять-взять-сыграть или взять-сыграть-сыграть. Вместо этого я в первой четверти партии сначала играл так: взять-сыграть (т.е. пропускал одну фазу). А уже потом, когда я понял свою ошибку, допустил ещё следующую: если в руке в начале хода было 5 карт или менее, я сначала добирал до семи, а потом запускал схему: взять-взять/сыграть-сыграли. А на самом деле когда в начале хода у тебя 5 карт или меньше, ты должен добрать до семи, а потом можешь взять/сыграть-сыграть (т.е. тут у меня, наоборот, в руку приходила лишняя карта). Впрочем, другие игроки делали также J
В третьем раунде мне снова досталось первое место. Теперь уже я не собирал последовательность, а тупо тянул карты из колоды Практикума и создавал рецепты по максимуму.
Наступил финал, в который вышли 4 человека. Среди финалистов оказался новичок, который никогда раньше не играл в Зельеварение, два достаточно опытных игрока, а также ваш покорный слуга. На стол выложили три колоды: Практикум, Университетский курс и Гильдию Алхимиков. Три колоды, это, конечно тяжело. 9 карт в руке + три фазы хода = огромный даунтайм. К счастью, на финал отводился час, так что до конца всех колод играть не надо было.
В финале мне снова выпала та же последовательность, что и во втором и третьем турах (красного цвета). По-моему, это самая сложная последовательность. В ней из 3-х цепочек две начинаются с эликсиров из колоды Практикума, существующих в игре в двух экземплярах. Из-за этого ты можешь долго тянуть карты из базовой колоды, но последовательность так и не начнёшь, потому что нужные эликсиры могут быть замешаны в её нижней части. Зелёную и синюю последовательности собирать веселее. Там в начале требуются в основном альбедо-рубедо-нигредо-цитринитас, которые можно достать из колоды Гильдии Алхимиков. И шансы заполучить их в руку куда больше. Во-первых, эти эликсиры присутствуют в игре в 3-х экземплярах. Во-вторых, в колоде ГА меньше карт, чем в Практикуме и, в-третьих, когда ты тянешь карты из колоды ГА, тебе в руку могут придти замечательные заклятья трисмегиста и трансмутации.
Прикинув, что мне вряд ли повезёт с последовательностью снова, я стал тянуть карты из Университетского курса, надеясь, что в руку придёт заклятье запретного леса, самое выгодное заклятье, дающее 10 очков фактически ни за что. Однако я не один был такой умный, в эту же колоду пошли и остальные игроки.
Очевидно, к финалу мой запас удачи иссяк, потому что хорошие карты в руку приходить перестали. Колода УК закончилась, а я не получил ни одного заклятья запретного леса. Более того, мне не пришло в руку ни одного заклятья всеобщего познания и магического познания, которыми можно было бы поднять в руку запретный лес со стола. И в дополнение ко всему остальные игроки явно ополчились против меня. Памятуя о том, что я занял 1 место в трёх отборочных турах, каждый раз когда в руку кому-то приходила крупица совести, её играли против меня. Это было совершенно нерационально, т.к. по общему счёту я занимал то 3-е, то 2-е место, причём лидер отрывался на 15 очков, но меня никто не слушал. Все три крупицы совести были сыграны против меня. А ведь каждая не только -5 очков даёт, но и занимает место в руке, да и чтоб скинуть её ты теряешь фазу хода L Но меня никто не слушал. И даже когда товарищи по партии играли заклятье запретного леса, то когда был выбор, разрушали не моих существ, а существ лидера.
В общем, когда нам объявили, что до конца партии осталось 15 минут, её итоги уже были очевидны. На первом месте у нас была девушка, оторвавшаяся в начале партии от остальных игроков за счёт двух заклятий запретного леса. Она как ускакала вперёд почти на 20 очков, так её никто и не смог догнать. Оставшиеся три игрока (в т.ч. я) плелись в хвосте более-менее наравне, но ближе к концу игры в руку мне стали приходить сплошь дешёвые двухочковые эликсиры, так что я стал отставать и занят по итогам финала всего лишь четвёртое место. Игра у нас закончилась по таймеру. Когда прозвучал звонок, у нас была закончена колода УК, а в двух остальных карт ещё было прилично.
Наступила торжественная часть – награждение. Победителю досталась в подарок игра Крушение (карточная настолка 2008 года издания, локализация Смарта), а ещё первая тройка поделила три игрушки от Правильных игр: Шляпу, Зельеварение и Эволюцию. Девушке, занявшей первое место, предложили выбрать себе приз из этих трёх игр, и она взяла Зелье. Товарищ, занявший второе место, взял Эволюцию, а наш новичок, который играл в Зелье впервые, остался со Шляпой. Однако ему так понравилось Зельеварение, что он уговорил организатора заменить ему приз и выдать взамен Шляпы набор Практикум. Кроме того, призёры получили промо-карты "заклятье универсум". Затем мы все сфотографировались и разошлись.
Победители турнира:
1 место — Ольга Попова;
2 место — Андрей Митрофанов (слева);
3 место — Илья Нарков (справа).
На турнире было ещё немало любопытных моментов. В частности, многие игроки открыли для себя кучу новых правил. Так, некоторые были уверены, что за один ход в последовательность можно класть только 1 карту (в правилах такого ограничения нет). Кто-то не знал, что в последовательность можно класть рецепты прямо из руки и собирать их для этого не обязательно. Кто-то полагал, что заклятьем разрушения можно разрушить любой рецепт на столе, а не только свои собственные. Кто-то думал, что младший талисман, дающий очки за каждый рецепт, приносит очки даже если ты сам собираешь что-то из своих рецептов (по правилам этот талисман действует только если твои рецепты забирает другой игрок). Не все знали, что заклятье трисмегиста позволяет вернуть в колоды любые 2 карты из руки, а не 2 из 5 набранных с помощью этого заклятья. Словом, турнир оказался не только развлекательным, но и познавательным мероприятием. Каждый участник открыл для себя в Зельеварении что-то новое 🙂
Заодно, кстати, у нас родился локальный мем. В комплекте третьего издания Зелья лежат разноцветные фишки для подсчёта очков: оранжевые, синие, зелёные и т.п. и в том числе светло-зелёные. Этот цвет мы назвали "капустным". Все три партии им играл Илья Нарков, занявший в итоге третье место 🙂
Вообще, Зельеварение с двумя, а тем более с тремя колодами – не лучший выбор для турнира. Судите сами, на три тура и финал у нас ушло 5 часов. За это время мы сыграли всего 4 партии в Зельеварение. По-моему, это достаточно медленно. Всё-таки на соревнованиях хотелось бы видеть более динамичные игры или же стоит ограничиться лишь Практикумом.
В заключение хочу поблагодарить Дениса Акимова, который организовал это мероприятие, а также всех участников турнира.
PS: На турнире был очень смешной момент. Мы играем прямо в помещении магазина (в центре стоят два стола, а по периметру расположены полки с играми). И, вот, мы играем, а тут заходит какая-то женщина, проходил вдоль полок и вдруг спрашивает: «Что это у вас тут?». Денис Акимов отвечает ей: «Турнир». А она берёт в руки какую-то коробку с игрой и выдаёт: «Внутри тут что?». По её тону всем стало понятно, что человек вообще никогда не слышал о настольных играх и не понимает, что за коробку держит в руке. Сейчас этот случай у меня не вызывает даже тени улыбки, но в тот момент было очень смешно. Женщина через пару минут вышла из магазина, и а мы все засмеялись в голос 🙂
Женщина могла быть из органов…
Юра, как же вы могли так косячить с правилами, вы же называли «Зелье» лучшей игрой года или что-то в этом роде да и в отчетах часто играете в неё?
На самом деле не ржать надо, а делать выводы.
Я когда захожу в книжный магазин, вижу там коробки с играми настольными — у меня точно такой же вопрос возникает: а внутри тут что?
Потрясу — вроде что-то брякает. Но покупать, только ради того, чтобы посмотреть содержимое — нет уж, спасибо, я не настолько любопытен.
Отсюда вывод: на коробке помимо всяких красявостей нужно обязательно помещать изображение компонент и игрового процесса. А ещё лучше — оставлять прозрачное окошечко, через которое можно самостоятельно увидеть содержимое коробки.
Хотя нашим производителям это не очень выгодно — будет видно, что внутри просто воздух.
А обещали же ПРОМО карты победителям? Хотя у меня не вяжется понятие ПРОМО Карты с Зельеварением, а Зельеварение с Упячкой(АЛХИМИКОТЭ)…но приз есть приз =)
У меня был вопрос только по фазам хода при игре с дополнениями, причём по вполне понятной причине — в своей компании мы обычно играем только базовым набором.
Видите ли, в данном конкретном случае в магазине Игрион на полках стоят нормальные настольные игры. Те, у которых на обороте и комплектация есть, и изображения и описание игры. Но это всё равно не помогает.
А делать «окошечко», это, извините, чепуха. Представляете, что можно увидеть «в окошко» в Агриколе? В Battlestar Galactica? В Twilight Imperium?
Запамятовал, победителям достались заклятья универсум.
«за один ход в последовательность можно класть только 1 карту» а можно пояснить? на руках есть рецепт, на столе, в шкафу элементов — элементы. Если я выкладываю рецепт, то беру из шкафа столько карт, сколько надо. Или это при игре с двумя колодами что-то усложняется?))
Это мысли на тему встречного вопроса о том что внутри нее
?+)
…..Женщина через пару минут вышла из магазина, и а мы все засмеялись в голос…
А магазин потерял ещё одного клиента. А потом мы удивляемся, почему количество людей, играющих в настольные игры не так велико, а сервис низок. Добрее надо быть, особенно к клиентам и «интересующимся», иначе количество новых игроков сведётся к «0».
Мдя… Ну я ещё могу понять, что не продумали турнирную систему победных очков, не следили за правилами… Первый блин комом! Но то, что за первое место дали такой отстой — «Крушение» — это уж совсем позор! Такое впечатление, что избавились от коробки, которая никак не продавалась. Или девушка сама выбирала?