Добро пожаловать в мир настольных игр

Клюквенные закрома Родины: Россия в настольных играх

Катушка Тсаревич, Шкура Девошка, белые драконы НКВД и Сталин-сказочник – в обзоре читателя Артема Платонова про клюкву в настольных играх. Тема настолько нажористая, что стоит походатайствовать о получении автором  талона на второго медведя. 

Развесистая клюква, как известно, родилась более века тому назад в России как пародия на представления иностранцев о жизни у нас. Причем, что самое интересное, с тех пор эти самые представления не слишком и поменялись! Это видно не только в западных фильмах с ОВНОУРСами и компьютерных играх с табличками «При пожаре воруй, убивай, *** гусей, жди ответного гудка». Настолки также не миновала чаша сия!

Больше всего клюквы замечено в заморских RPG, в частности в системе D&D – например, там можно встретить игры с названиями Kpachoapmee и STALKAИ: THE ЯPG. В частности жжет, как из домашнего ядерного реактора, Baba Yaga: The First Setting In Rassiya для ролевой системы d20. Дело там разворачиваемся в деревне под названием Derevnya, а среди действующих лиц замечены сестра Ивана Царевича Kadooshka Tsarevicha (она же Katooshka Tsarevich), Dortar Bolna (врач), Medvyet (таксидермист), Loshad (конюх), Khleb (пекарь), Paduskka (владелец постоялого двора), Viski (трактирщик) и, внимание, Сир Ебриный (Sir Yebriniy, ювелир).

Но это еще не всё. В ролевой системе Savage Worlds мы найдем Super Powers Companion, где, в свою очередь, живут злодеи с погонялами Молот (в миру Дмитрий Распутинович), Серп (сестра-близнец Молота Ольга), Доппельгангер (Ивгений Дракович), Катюша (Иван Дмитриёв), Октябрь (Иосиф Олегский, маг-раб Бабы Яги) и сама Баба Яга, прилетевшая в Америку в ступе с целью розыска Октября, чтобы уволочь его в хаус он зе чикен легс и съесть: дело все в том, что после провала Октябрьской революции от babushka внезапно ушла значительная часть магических сил. Настало, как говорится, время охренительных историй!

Отдельного рассказа заслуживает ролевая игра White Dragon про скандалы, интриги, расследования [НКВД] в советской деревне тридцатых годов, где скрыта вундерфаффе сталинских соколов – белый дракон. А в другой игре, дополнении для системы GURPS под названием Rцsiia разобраться не удалось – смутила аннотация «ЄЛIPIЯЄ ЄИIGЛIА ЄРIC». Зато сеттинг к Weird War II порадовал наличием монстра под названием Shkura Devoshka (вечер в хату, игрочишки!) – впрочем, как сказал бы Мутко фром май харт ин инглиш, шкура девошка ругхли транслатед аз фур вуман.

Продолжим. Весьма канонично (для Запада) видят бойцов Красной армии создатели настольной ролевой игры Weird War II. Так, половине игроков там выдается винтовка Мосина, а половине… патроны к винтовке Мосина. Недостаток обмундирования (его натурально нет) и амуниции восполняется пламенными речами комиссара Василия Ивановича, вчерашнего выпускника университета (?!). Любопытно, что в игре дело происходит под Сталинградом, во время битвы за который комиссаров в реальности превратили в замполитов, но Василий Иванович, видимо, засланец из прошлого.

Наконец, знаменитая картина «Витязь на распутье» Васнецова неожиданно послужила иллюстрацией… кровавого рыцаря, члена ордена, служащего вампирам. Так гласит подпись к картинке в энциклопедии по D&D «3.5e Prestige Class – A blood knight sits atop his horse after the feast». Причем, как видно по картинке, кровавый витязь пьет кровь у кого попало – и у животных, и у людишек.

Но настоящей вишенкой на торте является игра Stalin's Story – ролевка про то, как товарищ Сталин вдруг возжелал послушать сказку, причем такую, как ему рассказывала в детстве мама (почему-то с драконами, гм). Для компании он пригласил нескольких приближенных покровавей и труппу актеров, которым и приказал разыграть сказку.

Игра начинается с определением карт ролей: все игроки тащат карточки, где указано, кто из ху (актеров и приближенных примерно равное количество). Далее каждый кратко рассказывает о себе и заверяет всех в своей пламенной преданности делу партии и правительства.

Далее начинается сетап: игрок, которому выпало быть товарищем Сталиным, руководит приближенными, которые должны расставить стулья в устраивающем вождя мирового пролетариата порядке. Вождь, кстати, по правилам имеет право приказывать что угодно (например, принести ему водки в самоваре или сплясать вприсядку с медведями). Остальные игроки могут, конечно, не послушаться камрада Кобу или вообще выйти из игры, но мы-то с вами понимаем, что выйдут они прямиком в GULAG.

Цель игры у всех, кроме товарища Сталина (он выигрывает автоматически) проста – выжить. Дело в том, что в конце партии вождь народов должен лично расстрелять как минимум кого-то одного из игроков, потому все должны плести интриги и всячески отводить от себя гнев генералиссимуса.

Да, помимо карт ролей, имеются еще и карты сюжетов, которые и определяют разыгрываемую перед Сталиным сказку. В таких картах содержится описание действия героя сказки (к примеру, ему не рекомендуется куда-либо ходить, иначе то налево пойдешь – в НКВД загремишь), а также правило, действующее в мире страны победившего коммунизма (например, «Всем известно, как вы преданы делу революции. В ближайшие 10 минут никто не имеет права обвинить вас в недостаточной преданности»). В начале сцены один из приближенных разыгрывает карту сюжета, лидер труппы распределяет роли и игроки-актеры начинают импровизировать. Приближенные и сам товарищ Сталин по ходу действия вставляют комментарии, вносят коррективы и обвиняют актеров в недостаточной политической сознательности или даже в шпионаже в пользу Папуа-Новой Гвинеи. Актерам, соответственно, нужно и сцену доиграть так, чтобы товарищ Сталин остался доволен, и заверить остальных товарищей в своей безусловной преданности партии и народу, а заодно решить собственные задачи (например, получить разрешение на выезд из страны для лечения родственника).  В общем, как говорится, я джва года ждал эту игру!

Ну что же, теперь давайте обратим свой взор к более традиционным настолкам. Вот есть, например, такая немецкая игра KЯEMLIN, где игроки соревнуются, кто из управляемых ими членов Политбюро КПСС три раза в компании генсека помашет ручкой народу с трибуны мавзолея. Однако партийные бонзы – люди пожилые, со слабым здоровьем, которое так и норовит подвести. Да еще кей-джи-би может вдруг отправить вас принимать солнечные ванны куда-нибудь в Сайберию. Так что персонажам, среди которых замечены Nestor Apparatschik, Leonid Bungaloff, Juri Nikotin и Anton Fuckoff, придется хорошенько попотеть, прежде чем награда найдет героя.

Есть еще такая мафияподобная игра с ролевым элементом – «Мдуdду». Согласно сюжету, игрокам, осененным Духом Социалистической Революции, предстоит вести смертный бой с Жадностью, Коррупцией и Властью, отправляя все в ту же Сайберию неверных ленинцев (причем даже сосланные продолжают участвовать в голосованиях). Цель игры – первым получить Красную Звезду. Да, для пущей атмосферности игрокам предлагается в процессе слушать Russian Red Army Choir (я бы рекомендовал «Наш Советский Союз покарает весь мир как огромный медведь на восток»).

Итак, если подводить итоги под вышенаписанным, то, как писал Анджей Сапковский в «Пособии для начинающих писателей фентези» (куда можно отнести и игроделов, ваяющих в этом же сеттинге), «не знающие языков должны во весь дух мчаться к более эрудированным и дружески расположенным людям и проконсультироваться у них относительно придуманных имен и названий на предмет их комичности и несуразности. Ибо нельзя исключить, что «родившееся» произведение когда-нибудь да переведут на иностранный язык. И тогда злосчастная ошибка может серьезно подпортить повествование. Англосаксонские писатели, например, которых «славяноподобные» слова и звуки притягивают в ономастике словно магнит, явно забывают консультироваться у друзей-славян, в результате чего мировая фэнтези кишмя кишит такими названиями и именами, как Бейморд, Морда, Мордец, Мундак, Мандак, Дурник, Барак, Шуряк-Буряк, Срак, Высряк и даже Хрен Длинномерыч. Эти названия в польском, например, и русском языках однозначно ассоциируются со вполне определенными словами и заставляют читателя хихикать в совершенно неподходящие моменты».

Ну что тут можно еще добавить? Мастер прав!

1 комментарий

  1. vladdrak

    Оффтоп: а когда это Сапковский сказал «Барак Мундак»? 😀

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑