Добро пожаловать в мир настольных игр

На далёкой-далёкой планете. Впечатления от игры «Пандорум»

Издательство Cosmodrome Games предлагает перенестись в будущее и отправиться на колонизацию далёкой-далёкой планеты «Пандорум», полной полезных ископаемых, собравшись за одноимённой настолкой.

Игру разработало отечественное объединение авторов «Трёхгранник», состоящее из трёх человек: Алексей Коннов, Алексей Пальцев и Анатолий Шкляров. Ребята уже сделали немало игр, среди которых «Гонки жуков», «Королевства», «Индейцы», а также Game of Trains, между прочим получившая в 2016 году награду «Лучшая карточная игра» выставки UK Games Expo.

В 2018 году «Пандорум» уже успешно выпущена на английском языке через платформу Kickstarter, где собрала $56 000, а теперь добралась и до России. Давайте посмотрим, что это за игра такая!

Первый взгляд

Я не зря упомянул о кампании на «Кикстартере». Есть поверье, что на этой площадке выпускают много хороших игр, объединённых одной общей чертой – привлекательный внешний вид. «Одежка» — важная составляющая игры, чем она красивее, тем больше шанс, что на неё занесут денег, поэтому неудивительно, что издатель старается предложить максимально лучшее визуальное решение. И «Пандорум» здесь не исключение.

Игра встречает большим цветным полем, состоящим из шестиугольных участков, причём некоторых из них заняты трёхмерными горами-вулканами (собираются из картона). Ещё в активе у неё колона карт с иллюстрациями на фантастическую тематику, планшеты игроков в виде космических аппаратов, а также россыпь миниатюр (куда же без этого на «Кикстартере»). Короче говоря, в плане компонентов тут всё более чем в порядке. Поле и планшеты игроков – из суперплотного картона. Миниатюры – красивые, детализированные. В общем, уровень достойный.

О чём вообще игра

По сюжету игроки выступают в роли корпораций будущего, добывающих полезные ископаемые на недавно открытой планете. В распоряжение каждого участника игры поступает харвестер – огромная летающая платформа. В ходе партии она будет перемещаться по игровому полю и возводить на нём постройки, которых в игре два типа – маленькие и большие. За строительство хитрым методом будут начислять галактическую валюту, у кого в конце игры будет больше всех денег, тот и победит.

Космическое строительство? С красивыми миниатюрами? С розыгрышем карт со всякими эффектами? От известных (пусть даже если в узких кругах) разработчиков? Звучит как минимум заманчиво. Надо пробовать!

Самое начало партии

Об игре в деталях

Буклет с правилами кажется огромным и сперва отпугивает. Ещё бы, аж 24 страницы. На практике оказывается, что правил как таковых не так-то и много, значительная часть буклета отдана под описание дополнения, ещё несколько страниц занимают пояснения по отдельным свойствам карт, а основные правила игры укладываются буквально в пару предложений.

У каждого игрока есть фигурка харвестера. Она может двигаться по полю по прямой. Каждый ход надо либо двигать фигурку и скидывать карту с руки, либо добирать карты в руку.

Основное действие в игре – это именно перемещение харвестера. Оно может иметь три варианта исхода: встал на пустой клетке поля – строишь там своё здание. Стал на своё здание – ничего не происходит. Стал на чужое здание – плати противнику деньги (кто сказал «Монополия»?!). Опять же, занимать надо в основном тем, что двигать харвестер и строить новые здания. Кстати, партия заканчивается, когда у кого-то не остаётся в запасе построек (кто сказал Ticket to Ride?).

В момент окончания игры поле выглядит примерно так.

Как получать прибыль?

Напоминаю, цель игры – заработать больше всех денег. А откуда они берутся? Всё просто и одновременно немного сложно. Следите за руками. Когда харвестер останавливается на пустом участке поля, вы обязаны построить там своё здание. Выбор за вами, можно поставить маленькую постройку, можно большую, но строить что-то вы обязаны.

Итак, мы строим здание. За это надо заплатить. Картами с руки. Если строим маленькую постройку, извольте скинуть 1 карту, если большую – целых 2. Как бы это с одной стороны не очень хорошо, т.к. мы тратим карты, и на руках их у нас становится меньше, но на самом деле всё не так. Дело в том, что именно при строительстве зданий зарабатываются деньги! Каждая карта, которую вы скидываете за строительство, приносит деньги, так что играть карты – это хорошо. Более того! Сыгранные карты не исчезают из игры, не улетают в сброс, а поступают к вам на планшет харвестера (вы же как бы собрали полезные ископаемые), открывая всякие приятные плюшки.

Тот самый персональный планшет игрока. Собирается из 2 частей.

Самое главное – все эффекты карт имеют конкретную географическую привязку. Другими словами, деньги вы получаете не просто так, а за выполнение неких условий. Это могут быть определённые постройки рядом с вашим харвестером; ваши здания, выстроенные на определённых типах местности; здания на определённой линии и так далее и тому подобное.

Суть игры

Отсюда, собственно, выводится суть игры. Чтобы зарабатывать деньги, нужно играть карты, приносящие максимальную прибыль. А так как карты приносят деньги за определённое положение домиков на поле или за определённое расположение харвестера, чтобы получать доход, надо смотреть на доступные карты и либо строиться с заделом на будущее, либо летать, туда, где можно заработать (а то ещё и обобрать соперников).

Игра в «Пандорум» — это поиск ответов на два основных вопроса: куда лететь и какие карты играть. Ответы на них зависят от многих факторов, от конфигурации поля, от того, где что уже построено, от того, какие карты есть у вас на руках. Ну и от вашего уменья решать задачки и головоломки.

Харвестеры крупным планом

И как?

Главный вопрос – хорошая игра или нет предполагает однозначный ответ. Но он будет уклончивым. Игра неплохая, но точно не для всех. Это не «Колонизаторы», не Ticket to Ride и не «Каркассон», которые можно показывать всем без исключения. Это специфическая игра, которая для кого-то может оказаться совсем не тем, чем кажется.

Внезапное строительство

Как-то так получилось, что строительство в игре оказывается совсем не тем строительством, о котором изначально думаешь. Ну, как-то есть определённые стереотипы. Например, если построил добывающую установку, она, например, производит какие-то ресурсы с определённой регулярностью. Или, там, строишь завод, и он может создавать что-то новое при наличии необходимых ресурсов. Ну или ещё, создаёшь какое-то уникальное строение, и оно открывает доступ к каким-то уникальным эффектам.

В «Пандоруме» такого нет. Постройки – это некая условность. Просто точки, где ты побывал. Маркеры уже использованных участков поля. Они не работают сами по себе, не приносят никакого гарантированного дохода, они лишь могут пополнить ваш запас при условии, что в последующем вы сыграете карту, приносящую деньги за определённую конфигурацию домиков на поле. Из-за этого игра очень сильно ощущается абстрактной. Вот посади за неё просто человека, дай сделать несколько ходов, а потом спроси – а что это всё было? Какой процесс симулируется? Не уверен, что кто-то догадается, что мы добываем какие-то полезные ископаемые.

На поле — строения игроков

Минуточку, так это евро?

Есть такой признак, если то, что происходит в игре сложно объяснить с точки зрения бытовой логики и обыденных явлений – перед нами замаскированное какой-то тематикой евро. Кажется, с «Пандорумом» получилась именно такая ситуация. Вот, смотрите, вы – руководитель проекта по добыче полезных ископаемых. Ваши действия? Пожалуй, надо искать месторождения и разрабатывать их. Примерно этим мы в игре и занимаемся – мечемся по полю в поисках наиболее выгодных точек. Но может ли эффект от месторождения зависеть от ранее выработанных других точек на планете? Ну, теоретически, может и может…

Знаете, это как добыча, например, нефти, что если в одном месте наделать скважин, теоретически где-то на другом участке её может стать меньше… Но как-то это не укладывается в бытовую логику. Почему сегодня я получаю доход если «припарковался» рядом с чужими постройками, завтра мне приносят деньги мои установки, построенные строго на границах игрового поля, а послезавтра активируются постройки исключительно рядом с вулканами?

Вот эта вот условность, игровая надстройка, увы, разрушает для меня реальность происходящего. И в процессе игры в сознании мерцает яркая надпись «Да это же очередное евро!!!».

Подставки для карт в комплект игры не входят

Что за очередное евро?

«Очередное евро»? И что? Как будто в этом есть что-то плохое? Дело в том, что некоторое количество лет назад так называемых «очередных евро» вдруг развелось столько, что они стали уже неинтересны. Подобные игры в моих глазах объединяет одна общая черта – в них нужно совершать некие абстрактные, не очень увязанные с реальными вещами действия, зарабатывая за это условные победные очки. В какой-то момент показалось, что это скучно, неинтересно, хочется чего-то привязанного к жизни. Это не значит, что евроигры плохие. Просто лично мне они разонравились.

И «Пандорум», как мне кажется, именно из таких. Игра построена на идее решения геометрических задач – смотришь на карты и думаешь, как расставить домики на поле и (или) куда двигать свой харвестер, чтобы добывать как можно больше очков (именно очков, потому что местные деньги – это не деньги как таковые, за них ничего купить нельзя). Всё остальное – это мишура, красивые условности, за которыми скрывается именно этот хребет игры. Отсюда предположение: те, кому понравится решать эти геометрически-оптимизационные задачи, те останутся довольны игрой; а те, кто просто повёлся на космическую тематику и идею добычи полезных ископаемых внезапно обнаружат, что ничем подобным не то, чтобы не пахнет, но как-то игра от этого далековата.

Типичная претензия к подобным играм – в них происходит нечто такое, что нормальному человеку очень сложно объяснить. Вот, смотрите, мы летаем на харвестере (почему харвестере, он же строитель?), который почему-то двигается только по прямой. Харвестер строит какие-то штуки, которые вроде как здания, но на самом деле не очень. За строительство надо платить картами, которые на самом деле не платятся, а попадают в твой же харвестер. И, наконец, построенные здания приносят тебе прибыль, только не на регулярной основе, а исходя из той карты, которую ты сыграл в текущем ходу. Да ещё это на самом деле и не прибыль, а победные очки. Короче говоря, очень всё абстрактно, очень всё условно, я такое совсем не люблю.

Олаченные карты попали в харвестер

Дополнение в коробке

В коробке с игрой сразу лежит небольшое дополнение – колода событий. Они привносят в игру небольшое приятное нововведение, появляются краткосрочные цели, новый способ подзаработать победных очков. Цели в основном географические: постройтесь на таком-то цвете, постройтесь рядом с противником, постройтесь в чистом поле.

По большому счёту они не сильно отличаются от обычных игровых карт, которые тоже стимулируют игрока строиться где-то в определённом месте, но всё же дополнение – это свежая струя в игре. Оно делает процесс чуточку более осмысленным и наполненным осознанием того, что ты делаешь. Иметь перед глазами небольшую тактическую задачку – это плюс.

Карты заданий / событий из встроенного дополнения

Так что, брать стоит?

На самом деле ответить на этот вопрос очень просто. Как и на вопрос «Хорошая ли «Пандорум» игра? Достаточно применить главный критерий, есть тут интересные решения или нет. И, знаете, к сожалению, как-то мы их не выявили. Ты выбираешь: в какую сторону лететь, ты выбираешь, какие карты сыграть, ты выбираешь, какой домик построить. И ещё – какие карты набрать. Увы, ничего особо привлекательного. Даже комбинаций карт как таковых нет. Ну, разве что вам понравится выполнять задания из дополнения с событиями.

Повторюсь, «Пандорум» — определённо не из тех игр, которые можно рекомендовать направо и налево всем и каждому. Полагаю, это понимают и издатели, не зря в России выпущен лимитированный тираж в 1000 экземпляров, аудитория, вероятно, у игры довольно-таки ограниченная. Позволю себе выдвинуть гипотезу, что это должны быть любители евроигр про космос, возможно со склонностью к красивым миниатюрам. И, как мне кажется, это очень-очень узкая аудитория.

Игра окончена

Плюсы:

+ Яркое оформление и приятные компоненты. Тут всё очень хорошо. Со стороны игра выглядит красиво, наглядно, богато. А миниатюрки как минимум приятно вертеть в руках.

+ Простые правила. Базовая суть игры – берём карты или двигаем фишку. Всё, минимум информации, объясняется на пальцах. Далее идут нюансы, но они тоже несложные.

+ Динамичный процесс. Ход игрока – это либо очень быстро набрать карты, либо двинуть фишку, скинуть несколько карт с руки и получить монетки из банка. Всё быстро, плавно, без провисаний.

+ Прокачка и развитие. Разыгрываемые игроками карты идут на личный планшет корабля, где в перспективе открывается приятное постоянное свойство, разовые эффекты, и возможность заработать дополнительные очки в конце партии.

+ Разнообразные эффекты и комбинации карт. На картах можно встретить самые разные эффекты, и при этом желательно искать в них комбинации, чтобы примерно представлять свои действия хотя бы на ход вперёд или понимать какую карту с какой ты будешь играть.

+ Богатое наполнение. В коробке с игрой помимо, собственно, игры, лежат ещё несколько промо-карт, а также дополнение с новыми картами в колоду, несколькими фрагментами поля и жетонами находок. Освоили базу – можно переходить к допу.

+ Вменяемое дополнение. Оно вносит в игру краткосрочные цели или «достижения», придавая дополнительный смысл перемещению харвестеров по полю.

Минусы:

— Вопросы по тексту. Местами в правилах игры и на картах над текстом можно было бы ещё поработать. Например, о том, что харвестер летает лишь по прямой, говорится уже после раздела «Правила движения», а на некоторых картах иногда теряются пробелы. Мелочи, конечно, но неприятно.

— Оформление поля. Со стороны игра смотрится ярко, но если приглядеться повнимательнее, понимаешь, что поле какое-то странное. Оно довольно-таки тёмное, но при это изобилует яркими значками и контурами. Не выглядит оно поверхностью планеты, просто какая-то мешанина красок на чёрном фоне.

— Оформление карт. На игровых картах используется цветной шрифт на чёрном фоне. Буквы при этом узкие, вытянуты по высоте. В результате, когда карта лежит на столе, надо прям всматриваться, что там на ней написано. Наверное, через сколько-то партий какие-то эффекты запомнятся, но в первое время игрокам с другой половины стола надо будет тянуться и вглядываться.

— Абстрактный игровой процесс. Несмотря на привлекательное оформление и заявленную тему добычи полезных ископаемых на недавно открытой планете, ощущения, что мы чего-то добываем в игре нет, от слова совсем. Мы летаем по полю, играем карты и выставляем свои фишечки. И всё.

— Скучные решения. Интересных решений в «Пандоруме» нам обнаружить не удалось. Выбирать куда лететь, выбирать какие карты скидывать, выбирать какие здания ставить – почему-то это неинтересно. Игру пробовали дважды, с двумя разными людьми, и оба раза примерно после третьего хода я слышал: «Давай не будем доигрывать».

Вместо вывода

Когда-то давно я мечтал, чтобы в России сделали классную настольную игру. Такую, чтобы в ней всё было здорово, и чтобы она прогремела на весь мир. «Пандорум» для меня к таким играм не относится. В своём жанре она вполне на уровне. По наполнению, по исполнению, по игровому процессу. Но именно – в своём жанре. В жанре евроигр, скорее даже, сухих евроигр, евроигр, наполненных искусственными условностями, абстрактными установками и необходимостью считать, считать и считать. Если вам вдруг нравятся подобные игры – пробуйте «Пандорум». В противно же случае сегодня доступны десятки, если не сотни гарантированно отличных настолок.

4 комментария

  1. Mazz_O

    Сколько набирали очков под конец?
    Сколько очков выжимали за ход?

    Вопрос всем, Юре, Мише и читателям. )

    Играя с детьми, не блистая стратегическим талантом, смог собрать лишь 53 очка. Закончу вторую партию на двоих, напишу о результате, там будет больше…

  2. Мишаня Питерский

    @Mazz_O
    Честно говоря, не доиграл даже одной партии до конца, настолько не понравилась игра.

  3. Mazz_O

    Кто слушал подкаст, тот этот факт знает. )

    (Для статистики)
    Вторая полноценная партия на двоих с ребёнком закончилась со счётом 81:61 в мою пользу. Для рынка пришлось внедрить небольшой хоумрул.

  4. Денис II

    Есть такой признак, если то, что происходит в игре сложно объяснить с точки зрения бытовой логики и обыденных явлений – перед нами замаскированное какой-то тематикой евро.

    Кто сказал: «Шахматы»? 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑