В минувшую субботу в Самаре состоялся Настольный марафон — мероприятие для учащихся ВУЗов в честь дня студента. В течение пяти часов команды из 14-ти самарских высших учебных заведения играли в 14 настольных игр. После были подведены итоги и награждены три команды, добившиеся наибольших успехов. Но – обо всём по порядку.

По словам людей, причастных к проведению мероприятия, инициатива сделать день студента именно настольным исходила от органов власти. Есть в Правительстве Самарской области департамент по делам молодёжи, у него в подчинении есть учреждение «Агентство по реализации молодёжной политики», именно они и придумали провести праздник именно в таком формате. Был организован официальный тендер, с техническим заданием и заявками, и победитель конкурса организовал тот самый Настольный марафон

Схема проведения праздника была такова: с 11 часов студенты собираются в условленном месте в развлекательном центре «Кинап», после чего в полдень стартует марафон. В нём участвуют команды вузов, состоящие из 12 человек. Их них – основные игроки ещё 4 запасные. Непосредственно в партиях участвовали по 8 человек. Марафон проходил на 14-ти столах, за каждым была представлена отдельная игра. Каждой команде выдавался маршрутный лист, после чего все усаживались за положенные столы, 1 минуту слушали объяснение правил, а потом 15 минут играли в игру. Затем звучал гонг, команды переходили к следующему столу и так далее.

Вот список из 14 игр, по которым проходили соревнования:

  1. Alias
  2. Головоломки
  3. Дженга
  4. Диксит
  5. Коридор
  6. Корова 006
  7. Неокуб
  8. Паззлы
  9. Переработка
  10. Сет
  11. Тик-так Бум
  12. Тик-Так Бум – Вечеринка
  13. Ундервуд
  14. Эрудит

Как видите, настолок тут нескольким меньше четырнадцати. Из этого списка в первую очередь вылетают «паззлы» и «головоломки», следом за ними отправляется и «неокуб». К настольным играм эти вещи имеют крайне опосредованное отношение, разве что заниматься ими можно также – за столом. Собирать за столом паззлы, «лепить» фигурки из магнитных шариков неокуба, ковыряться в головомках типа «составь из деталей искомую фигурку», «проведи шарик по лабиринту», «разбери мудрёную конструкцию на составные части».

Оставшиеся 11-ти позиций делятся на компанейско-застольные игры: Alias, Дженга, две версии Тик-Так Бум (4 позиции), условно-настольные игры: Диксит, Сет, Эрудит (3 позиции) и современные настольные игры: Коридор, Корова 006, Переработка, Ундервуд (4 позиции).

Поскольку во все игры участники играли командами, некоторые правила были упрощены или модифицированы. Например, в Диксите (который везде был обозначен как "Диксид") не было никаких жетонов и ставок, всем просто нужно было угадать карту, которую сыграл активный игрок (он сам при этом должен был молчать). Корову 006 надо было собирать на манер коллективного пасьянса с одной целью – чтобы на столе осталось как можно больше штрафных очков. В Сете всем просто надо было набрать как можно больше сетов. В Ундервуде на команду выдавалось 10 карт, а потом при составлении каждого слова ещё по 3. И так далее.

Несмотря на такие упрощения, для людей со стороны марафон прошёл на отлично. Промахнулись организаторы лишь с паззлами – за отведённые 15 минут ни одна команда не сумела собрать не то, что целую картинку из 1500 фрагментов, даже её небольшую часть сложить – и то непосильная задача. В остальные же игры все рубились с удовольствие.

По итогам марафона «самой настольной» признана команда Самарского государственного университета. Все её члены, а также члены команд, занявших второе и третье места, получили подарки от организаторов, а капитану команды СамГУ, как лучшему игроку, вручили ещё специальный приз – настольную игру Молодёжка.

С виду – чистая Монополия, квадратное поле с цветными клетками по периметру, по которым движутся фишки, перемещаемые броском кубика. Позже мне довелось пообщаться с разработчиком этой игры, и он подтвердил эту гипотезу – действительно, это модифицированная Монополия. Но в коробке, оказывается, есть ещё один вариант правил, по которому можно играть в другую игру, исключительно карточную, без поля. В этой игре, посвящённой молодёжной политике, нужно организовывать мероприятия для молодёжи. Насколько я понял, это делается путём составления комбинаций карт, для каждого мероприятия нужно подобрать волонтёров, административный ресурс, финансы и т.п. 

Молодёжка напечатана крайне ограниченным тиражом, существует менее 10 экземпляров этой игры, но разработчики подумывают над тем, чтобы поставить производство на поток. Дело за малым – найти куда сбыть тираж 🙂

Что касается самого марафона – мероприятие удалось. В настолки играли почти пять часов, с 12.00 до 17.00 с небольшим перерывом на чай-кофе. С точки зрения настольщика, всё это, конечно, примитив и безвкусица, но с точки зрения человека с настольными играми не знакомого – это весело, прикольно и здорово. И самое главное, что делалось это по инициативе «сверху». Хочется надеяться, не в последний раз.

И ещё несколько фотографий с мероприятия: