Добро пожаловать в мир настольных игр

Обратите внимание на «Сэкигахару»!

Прямо сейчас GaGa Games собирает предзаказы на «Сэкигахару» и по всем признакам это очень хорошая игра, любителям варгеймов надо брать. Если кто вдруг про неё не слышал, предлагаю ознакомиться с вольным переводом одного из обзоров с Board Game Geek.

Мне кажется, что «Сэкигахара» заслуживает гораздо больше внимания и любви, чем она получает. Спросите тех, кто в неё играет, и услышите, что её все любят. Но в целом в отношении неё нет особого «хайпа», нет шумихи, за пределами не очень широкого круга тех, кто уже с ней знаком, про «Сэкигахару» известно мало. И это неправильно.

Что мне в ней нравится? Сочетание невероятной стратегической глубины и невероятно простых правил. Её правила действительно просты. Да и сама игра проста. Даже на игровом поле не так много элементов. Компоненты тут – это одинаковые деревянные блоки двух разных цветов. И из всей этой простоты складывается глубина комплексных решений.

Некоторые игры заставляют принимать сложные решения. Сначала приходится очертить круг возможных действий, осознать, что в принципе вы можете сделать, а затем выбрать из доступных вариантов какой-то один. В «Сэкигахаре» возможные решения обычно очевидны. Сложность в том, чтобы правильно спрогнозировать возможные последствия возможных решений, и на этом основании решить, что именно делать.

Сама по себе «Сэкигахара» не так уж и сложна. Скажем, в «Робинзоне Крузо» или в Gallerist очень многое нужно держать в уме и очень много правил. В «Маленьком мире» нужно постоянно сверяться с памяткой по свойствам рас. В «Сэкигахаре» ничего подобного нет. Тут всего 3 типа отрядов, плюс размер каждого отряда может варьироваться от 1 до 3. У отрядов нет никаких разнообразных особых свойств, лишь простые отличия, которые легко запоминаются. Простота пронизывает игру насквозь. Даже в сражении достаточно лишь разок выполнить процедуру демонстрации блоков и учета урона, и любой с первого раза запомнит, как тут разрешаются бои.

Игра изумительно преподносит информацию. Всё, что нужно знать, изображено прямо на блоках. Они лежат на поле, в поле вашего зрения. Не надо заглядывать, что там у них на обороте. Не надо учитывать никаких особых свойств. Не надо сверяться с памяткой. Есть только поле и ваши отряды на нём. И вы не видите информацию на блоках противника. Но можете делать обоснованные предположения и рисковать. Вся игра – это решения и риски.

А решения тут просто-таки критические. Каждый ход вам придётся принимать очень важные решения. Куда двигать блоки, на запад или на восток? Как далеко продвигаться? Решать нужно, а информации о картах и блоках противника нет. Понятное дело, это особенность присуща любому блоковому варгейму, но для меня «Сэкигахара» была первым блочным варгеймом, так что я столкнулся с подобным явлением впервые и остался им очень впечатлён.

Ещё тут есть куча стратегических возможностей, определяемых четырьмя основными факторами: (а) случайные блоки на поле и в области вербовки, (б) приходящими в руку картами, (в) действиями противника и (г) вашими действиями и вашими реакциями на действия противника. Сперва на самом деле кажется, что у игры есть несколько стандартных стартовых ходов, но уверяю, это крайне ошибочное впечатление. В первую очередь «Сэкигахара» вознаграждает обоснованный риск. Если вы способны сдать несколько городов и замков, чтобы собрать в кулак огромную армию для финального сражения, вы поймёте о чём я. Или, например, если у вас плохие карты в руке, вполне можно проиграть войну, чтобы обновить руку.

И ещё тут можно бесконечно блефовать. Можно напугать соперника, постепенно построив огромную армию, которая медленно двинется в его сторону, а он и не будет знать, что вам попросту нечем эту армию активировать. Ему не будет известно, что у вас нет подходящей карты, или он не захочет рисковать. Так что играть приходится с учётом того, что вы можете сделать, и с учётом того, что вы не можете сделать. Вступая в бой, никогда нельзя быть на 100% уверенным в его исходе, вне зависимости от того, какого размера армии схлёстываются в сражении (привет картам лояльности!). В отличие от Memoir ’44 нападающий тут может потерять свои войска. Иногда, если нападают на вас, можно просто сдаться, если сражать совсем невыгодно, а сдача хотя бы позволит сохранить карты в руке. В общем, вариантов выбора тут очень много.

Нужно ещё отметить и очень простые условия победы. Как и в случае с прочими аспектами игры, тут всё просто и понятно. Либо вы уничтожаете ключевые отряды, либо вы подсчитывает у кого сколько замков и городов, чтобы понять, под чьим влиянием оказалась большая часть Японии в конце хода. Этот подсчёт городов и замков выполняется каждый ход, пронизывает всю партию. Даже во многих отличных играх (знаю, сравнивать евроигры с варгеймом нечестно, но тем не менее) в самом конце может быть неочевидно кто побеждает, пока не будет выполнен комплексный подсчёт очков. В «Сэкигахаре» же это всегда наглядно видно. Чаша весов может качаться то в одну сторону, то в другую, но в конце каждого хода всегда будет понятно, кто находится ближе к победе (или уже победил).

С какой стороны не посмори, игра прекрасна. В ней замечательное поле. Крайне понятные символы. Даже если за неё сядут игроки, не различающие цвета, у них не возникнет никаких проблем. Компоненты выглядят шикарно. Симпатичные деревянные блоки одного размера и несколько кубов (которые, правда, некоторые чем-нибудь заменяют). Всё тут хорошо. Не надо выставлять на поле горы фишек. Карты напечатаны на очень плотном картоне. Пожалуй, это первая игра, про которую я подумал, что тут вообще не нужны протекторы.

Полагаю, нет дуэльного варгейма, сделанного лучше, чем «Сэкигахара». Я много играл в Memoir ’44, но она, конечно, сильно проигрывает «Сэкигахаре» в стратегической глубине и реализации тумана войны. Тут создаётся уникальное напряжение, напряжение, которое если появляется в игре, сразу возводит её в ранг классики. Как в «Агриколе» и «Энергосети». И это напряжение держится в «Сэкигахаре» с начала первого и до конца последнего хода. Перед нами уникальная игра, великолепно продуманная. Игра, которую можно демонстрировать на уроках для геймдизайнеров.

А ещё из всех известных мне игр она, пожалуй, самая тематичная. Оформление поля и карт, блоки и символы на них, общая цветовая гамма и история Сэкигахары – всё это действительно переносит вас на поля сражений. Со мной такое бывало только в видеоиграх серии Shogun Total War, а применительно к настольной игре это просто какой-то феномен. После покупки «Сэкигахары» я много прочёл об этом историческом периоде в Японии, посмотрел кучу фильмов и документалок. Узнав новое об исторических событиях, я стал получать от игры ещё больше удовольствия. Пожалуй, «Сэкигахара» — единственная игра, с которой я никогда не расстанусь.

Если в двух словах: скорее покупайте «Сэкигахару».

2 комментария

  1. Сергей Григораш

    купили уже, купили ))

  2. hk

    @Сергей Григораш

    Осталось дождаться и поиграть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑