Обзор игры «Battlelore»

На сайте Интеллектуальные игры появилось обширное описание игры Battlelore, принадлежащее перу тов. Скорпиуса. В нём рассказывается не только про Battlelore, но и про другие игры Ричарда БоргаMemoir '44 и Commands & Colors: Ancients

Battlelore – игра созданная гениальнейшим человеком, Ричардом Боргом создателем таких известных настольных игр как Commands & Colors: Ancients, и Memoir 44, ко всем этим играм имеются дополнения, вносящие много нового в игровой процесс.

Battlelore не исключение. Перед нами настоящая средневековая фэнтэзийная стратегия. Но обо всём по порядку.

Все эти игры построены по похожему принципу, вернее используют систему созданную Ричардом Боргом. Есть гексагональное поле, набор сценариев описывающих местность, расположения отрядов, количество стартовых командных карт необходимых для управления отрядами и необходимое число победных очков.  Игроки по очереди выкладывают командные карты, и отдают приказы (передвижение, рукопашный бой, стрельба) тому количеству отрядов, которое указано на выложенной командной карте. Приказы выполняются в строгой последовательности. Сначала назначаются отряды, которые будут двигаться. Потом идёт передвижение, потом собственно атака и стрельба.

При атаке учитываются особенности отрядов, их характеристики, и особенности местности. Так, например тяжёлая пехота может атаковать четырьмя кубиками, но противник находиться в лесу, и имеет бонус в защите. Следовательно, использоваться будут только два кубика.  Вообще характеристики отрядов это отдельная тема. В них входит, прежде всего, скорость передвижения, сила атаки, и специальные особенности.

Последние очень отличаются и многие уникальны. Например, особенности кавалерии в том, что они могут преследовать отступающего противника. То есть если противник в ходе атаки вашей кавалерией отступил или даже был полностью уничтожен, вы имеете право занять клетку отступившего противника, пройти на ещё одну любую клетку, и ещё раз провести атаку. Плюс кроме всего прочего, если кавалерию атакует пехота, она имеет определённый штраф к броску (первое выброшенное изображение щита и меча не считается как попадание). Вообще успешной, атака в этой игре, считается, если на кубике выпал цвет флага отряда, или щит и меч, так же учитываются некоторые нюансы (к примеру, определённые карты магии, к этому списку добавляют ещё и символ знаний).

Всё вышесказанное, в той или иной степени присутствует и в других играх Ричарда Борга. И является основным сходством произведений этого человека.

В Battlelore также присутствует такое понятие как мораль отряда. Если на соседних гексах с вашим отрядом находиться не менее двух союзных отрядов, то этот отряд считается смелым, и если его атакуют, он, во-первых, игнорирует флаг (при обычной ситуации отряд вынужден был отступить на один гекс), и, во-вторых, имеет право на контратаку.

В этом плане нельзя не отметить основную особенность армии гномов, которая состоит в том, что они всегда смелые. Battlelore, как раз и захватывает своим разнообразием отрядов, их особенностей. Также в наличии множество сценариев.

 

Благодаря вышедшим дополнениям мы имеем уже не просто обычную настольную игру. А отдельный мир со своими правилами и особенностями. Чётко обоснованными, и прописанными. Без всяких взаимоисключений. Перед нами предстают во всей красе, гномы, гоблины, разнообразные рыцари, войны с пиками, лучники, барабанщики, много самой разной кавалерии, начиная от гномов на быках, заканчивая гоблинами на страусах. Также присутствуют и всевозможные существа (пауки, гиганты, элементали, в ближайшем будущем в новых дополнениях обещают настоящего дракона, и гидру). Убить такое существо большая удача. Оно, занимает целый гекс и, по сути, является отдельным отрядом. Что бы отправить его в мир иной необходимо выбросить на кубиках попадание, а потом ещё раз выбросить попадание, бросая только то количество кубиков, которые символизировали достижение цели в предыдущем броске. Кроме всего прочего, у таких монстров ещё есть свои заклинания и особенности. К примеру, у паука есть заклинания опутывания, и отравления.

Именно наличие большего (во всяком случае, так показалось мне), разнообразия в видах войск, наличие существ, и наличие такого понятия как мораль являются одними из основных отличий от своих собратьев по игровой системе (Memoir 44C&C). А ещё в этом мире есть магия…

 

В игре присутствует так называемый консулат, состоящий из генерала, вора, мага, клирика, и  воина, при определённых условиях консулату может быть подчинено одно из существ. А если вы играете с недавно вышедшим дополнением Battlelore: Heroes Expansion, то консулат будет физически присутствовать на поле боя, в виде специальных миниатюр героев.

Так вот, если генерал в консулате отвечает лишь за максимальное количество карт, которое игрок может держать на руках, то все остальные его члены, отвечают за магию.

Магия представлена в виде отдельной колоды карт, и у каждого из героев она своя, и по большому счёту является строго индивидуальной для каждого из персонажей.

Так например одно из самых мощных атакующих заклинаний в игре, заклинание мага «Огненный шар» (Fireball), позволяет при должной удачи сходу, полностью уничтожить любой отряд противника. Есть заклинания, влияющие на мораль отрядов противника или на ваши отряды, на их атакующие и защищающие свойства. Есть заклинания влияющие на скорость, дающие возможность телепорта для отряда, позволяющие отдать приказ всем отрядам, наносящие удар по площади, по войскам которые стоят на холмах, есть….да много всего есть….Очень много. Поверьте на слово, чем описывать всё, лучше играть и пробовать самому.

Карты магии, могут играться совместно с картами приказов, или в какой-то определённый момент (этот момент непосредственно указывается на самих картах). За магию необходимо платить знаниями. Знания собираются в том случае, если на кубиках выкидывается соответствующий символ знаний (lore). Плюс в конце своего хода, игрок по желанию может взять себе несколько единиц знаний. Или вместо них взять себе карту магии. Собственно говоря, это единственный способ получить себе новые карты магии.

Кстати их количество, как на руках, так и в колоде строго лимитированное и контролируется согласно определённым правилам консулата.

Ещё стоит отметить, что у каждого из членов консулата есть свой уровень, напрямую оказывающий воздействие на силу некоторых заклинаний. В некоторых сценариях присутствует возможность набирать консулат самому. Нам просто дается энное количество очков, на которое мы и должны осуществить этот самый набор. Естественно это количество не позволит нам взять всего и по максимуму. Мы сможем либо ввести в консулат всех членов, но практически не прокачав их. Либо только нескольких, но прокаченных. В общем, полный самостоятельный набор, вносящий ещё одну изюминку в эту замечательную игру.

 

Отдельной интересной особенностью идёт возможность самостоятельного размещения отрядов, появившаяся в вышедшем дополнении Battlelore: Call to Power. В этом же дополнение вводиться правило карт специалистов, дающее возможность изменить состав армии, комплектацию отрядов, и их вооружение, так например можно всех своих лучников вооружить длинными луками, дающими бонусы при стрельбе, или поменять несколько своих отрядов, на отряды гоблинов или гномов. Есть карты специалистов которые напрямую зависят от состава консулата….Так например карта Союзники Короля, позволяет добавить к одному из ваших пехотных отрядов дополнительную фигурку, тем самым, увеличивая его жизнеспособность, это если у вас в консулате есть Воин первого уровня, если же вы поставили Воина второго уровня, то сможете это сделать уже для двух отрядов пехоты.

Как я уже писал ранее, к этой игре выпущено немалое количество дополнений. Выше я упоминал два из них, Call to Power и Heroes Expansion. Но как вы поняли, есть и другие расширения. Большинство из них добавляет новые рода войск, и новые сценарии. Некоторые добавляют новых существ (с большим нетерпением жду выхода дополнений с Драконом и Гидрой). Присутствует также дополнение позволяющие играть вчетвером. Мной оно, к сожалению пока не опробовано. Но, правда, судя по отзывам, вдвоём всё-таки лучше.Одним из неоспоримых достоинств Battlelore является то, что к каждому типу отряда из всего этого изобилия, прилагается специальная карточка памятка с указанием его характеристик и особенностей. Такие же карточки памятки прилагаются к каждому типу местности, каждому существу, и каждому типу вооружения в игре. Всё это удобство естественно иметься как в базовом наборе, так и в дополнениях. И позволяет очень сильно облегчить знакомство со всеми правилами и нюансами этой настольной игры.

Касаемо самого исполнения материалов и компонентов игры. Они выполнены в стиле Days of Wonder. То есть просто на отлично. Качественные, пластиковые миниатюры, очень милые, и симпатичные. Поле, гексы, карты, всё из качественного картона. В общем, всё замечательно, но не без огрехов.

Во-первых, по началу иногда путаешься в отрядах, как своих, так и противника. Дело в том что миниатюры сторон конфликта ничем не отличаются (они одинакового цвета), кроме штандартов. Правда к этому довольно быстро привыкаешь, и когда начинаешь уделять штандартам более пристальное внимание, уже не путаешься. Так что это хоть и минус, но небольшой.

Во-вторых, некоторые миниатюры при вскрытии коробки оказываются деформированными, из-за их немалого количества, и большого нагромождения друг на друга. Места в коробке такому большому количеству фигур не хватает. Поэтому встречаются загнутые в непонятно какую сторону мечи и пики, солдаты, практически лежащие на своих подставках, а не стоящие на них, благо при помощи теплой воды эти деформации с легкостью исправляются. Сразу замечу, этот косяк присутствует только в основной игре. В дополнениях всё нормально.

 

Хотя в игре и присутствует большая доля случайности, в тоже время, она очень тактическая. Этот парадокс прекрасно уживается в этой настольной игре, и ни сколько не раздражает. Просто нужно грамотно оценивать риски. И как показывает практика, выигрывает не тот, кому везет на кубиках и картах, а тот, кто умеет правильно командовать войсками. Что бы не заявляли те, кто хочет оправдать свое поражение.

Случайность это, конечно же, фактор кубиков. А тактика. Тактика основывается на манёврах, которых здесь чуть ли не больше чем даже в том же Memoir 44 (ну, во всяком случае, не меньше). К примеру. Вот сейчас я заведу противнику в тыл кавалерию. Потом атакую тяжёлой пехотой. Если противник отступит, его добьёт кавалерия, и нанесёт повторный удар. Если не отступит, кавалерия нанесёт удар по другому отряду, и в случае удачи, нанесёт повторный удар и добьёт отступивший отряд противника. А использования фактора окружения? Кавалерию заводим в тыл к противнику, пехотой атакуем спереди. Отступать ему некуда, поэтому каждый флаг будет засчитываться как попадание (если у противника конечно обычная мораль, и он не может проигнорировать флаг, и дать сдачи). Потом когда отряд противника будет на грани уничтожения, добиваем его кавалерией, и проводим ей повторную атаку ближайшего отряда. А еще можно устроить дуэль между отрядами лучников, а…

Вообще вариантов действительно масса.  К тому же, если ещё к вышеперечисленным факторам добавить использование, каких либо заклинаний…Одним словом, манёвры, манёвры, манёвры, тактика, манёвры.  Здесь всего этого добра с избытком. И оно не, сколько не надоедает и не приедается. Играть всегда интересно, каждая партия по-своему необычна и неповторима. Реиграбельность здесь просто потрясающая. А осваивается всё, несмотря на огромную книгу правил с большим обилием текста, достаточно быстро. Всё просто, и интуитивно понятно. Игра должна понравиться любителям разнообразных миниатюр, любителям продумывать неожиданные тактические ходы, любителям по-настоящему насладиться интересным игровым процессом, не слишком сильно напрягая мозговые клетки, и просто любителям с $интересом провести свободное время.

 

Напоследок хочу заметить. Несмотря на, в общем-то, одинаковую механику, не стоит слишком углубляться в сравнения BattleloreMemoir 44, и C&C. В каждой из этих игр есть что-то интересное и необычное. Battlelore больше понравиться любителям средневековья и фэнтэзи (ну и любителям разнообразных миниатюр конечно), Memoir 44 любителям Второй Мировой Войны, C&C любителям античности. Каждая из этих игр имеет свою интересную изюминку, которая сможет найти своего игрока. И пусть при первом знакомстве, в глаза бросается их похожесть друг на друга. Через какое то время понимаешь, они хоть и похожи, но разные. Но одно, несомненно, все эти три игры, по-своему прекрасны и неповторимы. Причём практика показывает, что в большинстве случаев, если человеку нравиться какая-то игра из этой звёздной тройки, нравятся и две другие. Так что играйте, друзья. Миры игр Ричарда Борга ждут вас. А какой из них вы решите посетить, решать лишь вам.

BattleLore, Обзоры



Похожие записи
  • Reef — распечатай и играй
  • Победители «Meeples Choice Award — 2009»
  • Москва и Санкт-Петербург в «Монополии»
  • Самый важный элемент настольной игры
  • В Туле открывается клуб настольных игр
    1. iggy
      13 Янв 2010 из 8:00 | #1

      Есть мнение, что автор статьи не играл ни в ССА ни в Мемуар.

      Из всех этих игр самое большое разнообразие юнитов наблюдается в ССА (я имею в виду базовую коробку). А утверждать что «…тактика основывается на манёврах, которых здесь чуть ли не больше чем даже в том же Memoir 44…» вообще странно, так как в Мемуарах маневры практически отсутствуют.


    2. Scorpius
      13 Янв 2010 из 11:34 | #2

      Автор статьи играл в ССА…Правда лишь одну партию. И сыграл в Мемуары около полутора десятков партий.

      В Мемуарах манёвры присутствуют, но фактор их минимален.


    3. MakVlad
      13 Янв 2010 из 19:28 | #3

      Играть может играл, а в правила не заглядывал. Потому что если бы заглядывал, то знал бы, что в CCA эта самая «мораль» очень даже есть, и отряды там тоже могут игнорировать флаг благодаря поддержке двух соседних отрядов, а также благодаря присутствию в гексе фишки Лидера.

      Как, зная это, можно написать: «…наличие такого понятия как мораль являются одними из основных отличий от своих собратьев по игровой системе (Memoir 44, C&C)»?


    4. Scorpius
      13 Янв 2010 из 20:09 | #4

      Хорошо….с ССА косяк признаю (он у нас особо не пошёл просто…И дальше начального разбора правил и первой партии, мы не двинулись:)). С Мемоир нет 🙂 .


    5. VDmitry
      13 Янв 2010 из 20:16 | #5

      Так-так-так,.. а кто написал «практика показывает, что в большинстве случаев, если человеку нравиться какая-то игра из этой звёздной тройки, нравятся и две другие»? 😉


    6. Scorpius
      13 Янв 2010 из 22:14 | #6

      Вот именно. Я же написал именно в большинстве случаев, а не всегда нравяться 😉


    7. Jasly
      13 Янв 2010 из 23:56 | #7

      Я тоже немного придерусь к формулировкам. 🙂 Исходя из описания, Battlelore — никакая не «настоящая средневековая фэнтэзийная стратегия», потому что ничего стратегического в ней нет. То, про что тут рассказано, называется тактикой. 😉


      А вообще, спасибо за подробный отзыв. Пока не решил для себя, что брать, Battlelore или C&C:А. Склоняюсь к C&C, честно говоря, но про Battlelore тоже почитать было любопытно.


    8. Soffort
      14 Янв 2010 из 14:52 | #8

      Ну, вопрос не только в хорошей и нравящейся игромеханике. Вот я, к примеру, полностью равнодушен к неолиту, античности и первой мировой, но интересуюсь фентези, средневековьем, второй мировой и Sci-Fi. Из этого можно сделать вывод что мне будет менее интересно играть в Stone Age и C&CA, и более интересно в Memoir’44, BattleLore и StarCraft.


    9. Бартус
      14 Янв 2010 из 19:39 | #9

      @Jasly

      СС:А я сделал себе самоделку.

      Поле на листе ватмана, колода на принтере, отряды с солдатиками на подставках. На BGG все добывается.


      Это я к тому, что можно попробовать на самоделке, а потом определяться, стоит ли покупать. Мне, например, не очень понравилось в СС:А наличие «самого сильного отряда» (тяжелой пехоты), мне больше нравится принцип «камень-ножницы-бумага»


      С ув.


    10. MakVlad
      14 Янв 2010 из 21:18 | #10

      @Scorpius

      Scorpius, совсем забыл о главном, спасибо тебе большое за хорошую статью. Я с BattleLore мало знаком, и мне было очень интересно почитать про неё. И поэтому особенно досадна твоя ошибка с САА, ведь её правила считаются наиболее проработанными в этой серии.


      @Бартус А в ССА и реализован принцип «камень-ножницы-бумага», просто ты в ней еще не разобрался. Представь, тебе предложили сыграть в К-Н-Б, а ты не умеешь «ножницы» показывать. Вот и будешь всё время проигрывать бумаге 😉

      А против тяжелой пехоты есть противоядие. Давай выставим на игровое поле тяжпеха и легкую кавалерию. Спорим, конники победят? 😉


    11. Andrey
      10 Мар 2010 из 17:07 | #11

      Интересно, где сие чудо можно приобрести, живя в Москве?

      Кроме украинских интернет-магазинов что-то ничего не находится(


    1. Трекбеков пока нет.