Не так давно я получил от Мира Фэнтези посылку к Коронацией. Практически в первые же выходные после этого события игрушка была распакована и представлена друзьям, после чего мы тут же в неё сыграли. Мы провели всего одну партию, но мне этого оказалось достаточно, чтобы написать полноценный обзор.
"Коронация или Последний из Романов", пожалуй, один из самых интересных эпизодов приключений Эраста Петровича Фандорина, подаренных нам замечательным писателем Борисом Акуниным. А учитывая общую популярность Акунина, можно с уверенностью сказать: выпуск одноимённой игры по мотивам романа — правильный шаг. Ведь это не только коммерчески выверенный ход для издателя, позволяющий расширить круг потенциальных покупателей за счёт поклонников писателя, но и способ пополнить ряды любителей настолок за счёт тех, кто никогда не играл в современные настольные игры.
Коронация – это настольная игра для 2-6 игроков, один из которых всегда выступает против остальных. Он играет за Доктора Линда, злого гения, похитившего в одноимённом романе четырёхлетнего сына великого князя Георгия Александровича. В игре доктор Линд никого не похищает, а скрывается в Москве от пяти преследователей, среди которых и известный сыщик Фандорин, и его товарищ-прислужник Маса, и другие, менее известные книжные персонажи.
Действие Коронации разворачивается на игровом поле с изображением карты Москвы конца XIX века (действие романа происходит в 1896 году). На карте города изображены 92 локации, соединённые между собой красными и зелёными линиями. По этим локациям и предстоит побегать сыщикам, разыскивающим Линда. Линд также перемещается по этому полю, только, в отличие от сыщиков, его фишка на карту Москвы не выставляется. Вместо этого у доктора есть специальная колода локаций — каждый ход он выбирает себе новое место для пребывания и выкладывает перед собой соответствующую карточку. Получаются своеобразные настольные прятки — сыщики должны найти Линда, а тот должен от них убежать. В этом, собственно, и заключается цель игры. Сыщики одержат победу, если одному из них удастся встать в точку, где находится Линд, а доктор выигрывает, если его не поймают за 21 ход. Есть ещё альтернативное условие победы — доктор побеждает досрочно, если сумеет посетить четыре ключевые локации.
Независимо от того, сколько за игрой собралось человек, Линду всегда противостоят пять персонажей. Так, если игроков двое, один управляет Линдом, а другой — всеми пятью сыщиками. Если за столом три человека, один становится Линдом, а два других делят между собой сыщиков, один берёт двух, второй трёх. Наконец, если игроков шесть, каждому достаётся один персонаж.
Начинается Коронация с того, что все пять сыщиков выбирают себе стартовые локации и делят между собой предметы. После этого стартовую точку выбирает и Линд, а затем начинается первый ход.
Ходы в Коронации выглядят следующим образом: сначала действует доктор Линд, а затем его преследователи. Ход доктора состоит из двух частей: перемещение (обязательно) и розыгрыш карточки (факультативно). Помните красные и зелёные линии на игровом поле? Именно по ним и движутся персонажи. По красным линиям Линд ходит просто так, пешком, а за перемещение по зелёной линии нужно отдать карточку извозчика (доктор нанимает коляску). Выбрав, куда он будет перемещаться, Линд выкладывает перед собой карточку новой локации.
При передвижении на своих двоих Линд может оставить сыщикам сюрприз в виде какой-нибудь западни. В этом случае он выкладывает на карточку локации карту западни. Если же Линд едет на извозчике, он кладёт перед собой карту извозчика. Рубашки этих карт отличаются, так что сыщики всегда знают, шёл Линд или ехал. Причём по правилам Линд может побывать в каждой локации только один раз. Это значит, что он не может петлять и должен всегда двигаться только вперёд. Дважды он может оставаться в одной и той же локации, выложив карточку "пропуск хода" (её рубашка соответствует западне, так что сыщики не догадываются, что Линд стоит на месте). И ещё один раз за игру Линд может залезть в подземный ход и выскочить на другом конце Москвы. Это действие стоит поберечь до тех пор, пока сыщики почти не сомкнут кольцо. Сыщики действуют примерно также: сначала перемещаются, а потом, иногда, разыгрывают карточку. Двигаются они по тем же правилам, что и Линд: по красным линиям — бесплатно, по зелёным — за карту извозчика.
После перемещения каждого сыщика доктор Линд обязан объявить, был ли он в той локации, куда пришёл сыщик. Если был — Линд вскрывает одну из своих ранее разыгранных карт локаций. Сыщики видят сколько карт сыграно после неё и сразу понимают, сколько ходов назад Линд побывал в этом месте. Причём, на карте локации может лежать ещё и карта западни. В этом случает текст карты западни зачитывается вслух, и выполняются содержащиеся в нём инструкции. Обычно чтобы избежать западни сыщик должен сбросить какой-нибудь предмет. Если он не может этого сделать, то происходит что-нибудь не очень хорошее, например, Линд перемещается вне очереди, сыщик пропускает ход или уходит на другую локацию.
На некоторых локациях нанесены изображения различных предметов сыщиков. Это специальные места, в которых сыщики могут получить информацию о перемещениях Линда. Если сыщик сыграет в такой локации подходящий предмет, Линд должен вскрыть карту локации, в которой он побывал четыре хода назад.
Вот, собственно, и все правила. Так игра и идёт: Линд бегает от сыщиков и ставит им западни, сыщики рыскают по карте в поисках следов Доктора, попадают в расставленные им ловушки и периодически вскрывают его следы, сбрасывая предметы. Рано или поздно Линд попадётся в руки сыщикам, либо же ему удастся сбежать. В любом случае партия длится не больше, чем 21 ход, что занимает порядка 45 минут реального времени.
Отдельно стоит отметить оформление игрушки. На игровом поле нанесена карта Москвы, а на карточках локаций содержатся фотографии дореволюционной столицы. Правила игры выполнены просто великолепно — они оформлены в виде старенькой газеты. И только фишки персонажей весьма скромны: это картонные жетоны, воткнутые в пластиковые подставки. Впрочем, аналогичные фишки используются и в зарубежных игрушках, использовались, например, в Ужасе Аркхэма, так что к ним никаких претензий нет. Все компоненты выдержаны в светло-коричневой гамме, как будто бы (хотя, наверное, так оно и есть), их пропустили через фильтр "сепия". Словом, внешне Коронация выглядит очень даже. Оформитель поработал на совесть.
По уровню сложности Коронация относится к лёгким играм. Осваивать тут, в общем-то, немного. Игрокам достаточно объяснить правила перемещения (красные и зелёные линии), а также рассказать, зачем нужны предметы (их можно сбрасывать в ключевых локациях, чтобы узнать, где побывал Линд 4 хода назад, они также нужны, чтобы избегать ловушек). Чуть сложнее приходится игроку, управляющему Линдом. Ему нужно знать не только правила перемещения, но и изучить все западни, т.к. изначально ему доступны все карты ловушек, из которых он каждый раз может выбирать любую. Кроме того, Линд, фактически "ведёт" игру, поскольку от того, насколько он успешно прячется, зависит успех сыщиков. Поэтому роль Линда, по крайней мере, на первых порах, стоит отдавать самому опытному игроку. В игре практически нет даунтайма. Линд немного размышляет над следующим ходом, а сыщики перемещаются очень быстро. Иногда они совместно прикидывают маршрут доктора, но много времени это не занимает.
Вот такая вот получилась игра. Достаточно простая, достаточно быстрая. Подходящая для игроков начального уровня, а также для тех, кто раньше вообще не играл в настольные игры.
Ну а теперь я позволю себе высказать несколько сентенций в адрес Коронации.
Начнём с того, что это не оригинальная разработка, а игра "по мотивам". В основу Коронации положены две достаточно известные настолки: Scotland Yard и её обновлённая версия Mister X (Скотланд-Ярд и Мистер Икс) и Fury of Dracula (Ярость Дракулы). Как и Коронация, обе эти игры представляют собой настольные «прятки». В Ярости Дракулы в роли преследуемого выступает граф Дракула, который убегает по карте Европы от четырёх охотников и оставляет за собой западни (почти как в Коронации), а в Скотланд-Ярде от сыщиков убегает некий мистер Икс, скрывающийся в Лондоне.
Скотланд-Ярд: преступник бегает от сыщиков по карте Лондона.
Мистер Икс: преступник бегает от сыщиков по карте Европы.
Ярость Дракулы: граф бегает от охотников на вампиров по карте Европы
Из двух этих игр Коронация значительно ближе к Скотланд-Ярду. Тут игроки тоже бегают по городу (Лондоне они ездят на автобусе), ходят пешком и ездят на извозчиках (такси), а преследуемый может воспользоваться спецмаршрутом (в Коронации – подземный ход, в Скотланд-Ярде – метро). Система перемещений с "билетами" извозчиков и пропуском в подземный ход напрямую позаимствована из Скотланд-Ярда. Оттуда же взято и ограничение по времени. Только в отличие от Коронации в Скотланд-Ярде у сыщиков есть 24 хода (в Коронации – 21). Также в Скотланд-Ярде не было никаких засад, они взяты из Ярости Дракулы. Таким образом, игра, по сути, представляет собой клон Скотланд-Ярда с незначительными изменениями. Если бы не засады, предметы и особенности сыщиком, я бы даже назвал её редизайном.
Детективное агентство: преступник бегает от сыщиков по карте Киева
Кстати, Коронация — это не первый русскоязычный клон Скотланд-Ярда. Первым была появившаяся на Украине в позапрошлом, кажется, году игрушка Детективное агенство. В ней преступнику тоже нужно было убегать от сыщиков. Действие игры разворачивалось на карте Киева, а в распоряжении игроков были такие же виды транспорта, что и в Скотланд-Ярде: автобус, такси, метро.
Теперь я позволю себе перечислить несколько конкретных претензий к Коронации.
1. Безликое поле. Несмотря на то, что на игровом поле нарисована карта Москвы с 92-мя локациями, а на картах локаций Линда присутствуют названия всех этих 92-х мест, на самом деле игроки перемещаются по абстрактным кружочкам с номерами. Если в Ярости Дракулы мы говорили "я иду в Милан" или "может быть, Дракула побывал в Гамбурге", то в Коронации это звучит так: "я иду в двадцать восемь, или, нет, в тридцать четыре" и "как вы думаете, Линд был в восемь или в десять?". В том же Скотланд-Ярде карта города была более красива и отображает современный город. В Коронации же получается, что все клетки на поле — сплошная абстракция, что влияет на игру совсем не лучшим образом. Связь с темой, первоначально вырисовывающаяся благодаря качественному оформлению, резко разрывается.
В принципе, это, конечно, претензия в адрес авторов Скотланд-Ярда, где точно также используются номера, а не названия. Но к авторам Коронации есть другой вопрос — зачем было стараться и делать карточки с фотографиями дореволюционной Москвы, если в процессе игры их может рассматривать только доктор Линд? Да и то – весьма условно, ведь от него требуется лишь смотреть на поле, выбрать себе следующую точку, да вытащить из колоды локаций карточку с выбранным номером. Сами изображения тут ни к селу, ни к городу. Они, конечно, красивы, но в игровом процессе фактически не задействованы.
2. Однообразные предметы. В распоряжении сыщиков есть порядка пяти вещей: аптечка, респиратор, пистолет, отмычка, однако на самом деле все эти предметы не имеют никакого различия: каждый из них можно использовать только двумя способами: либо сбросить в ключевой локации, чтобы узнать, где был Линд 4 хода назад, либо сбросить, чтобы избежать западни.
3. Однообразные спецсвойства сыщиков. У каждого персонажа в игре есть специальная особенность, отличающая его от других. Кто-то может использовать любой предмет вместо аптечки, кто-то — любой предмет вместо револьвера, кто-то — что угодно вместо респиратора и т.п. Мало того, что это достаточно унылые свойства сами по себе, так они ещё и вызывают усмешку. Попробуйте представить, как можно использовать респиратор вместо аптечки 🙂
4. Неудобные карты локаций. В руках у Линда есть колода из 92-х карт локаций, которые он должен выкладывать перед собой каждый ход. В результате, если игра будет длится до победного конца, на столе перед ним скопится два десятка карт. Они мало того, что занимают немало места (почти столько же, сколько занимает само игровое поле), так ещё и почти на каждую нужно выкладывать карту западни (кстати, в Ярости Дракулы для ловушек использовались не карты, а жетоны). В итоге перед Линдом реально может оказаться не 21, а порядка 40 карт, что не очень-то удобно. Напомню, что в Ярости Дракулы, например, на поле нужно было выкладывать всего 7 карт, отмечающих путь Дракулы, а в Скотланд-Ярде мистер Икc вообще обходился без локаций, а записывал свои ходы в блокнот. Вероятно, блокнотом можно было бы обойтись и в Коронации.
5. Неудобная механика. По правилам для победы Линду нужно бегать 21 ход (ну или посетить 4 локации с драгоценностями). Так вот, у него есть ещё одна обязанность — после каждого перемещения сыщиков объявлять, был ли Линд в той локации, куда пришёл сыщик.
Знаете, как это выглядит на практике? Сыщик переходит в локацию, а Линд начинает копаться в выложенных картах, проверяя, есть там такая локация или нет. В качестве альтернативы он может листать свою колоду, чтобы проверить, есть в ней локация, которую посетил сыщик или нет (если нет — значит Линд её уже выложил на стол, т.е. посетил, теперь эту карту нужно найти на столе). И Линду нужно быть очень внимательным, т.к. если он хоть раз ошибётся, по правилам ему засчитывается техническое поражение.
Все эти просмотры карточек и поиски локации довольно-таки хлопотны (их нужно выполнять пять раз в ходу), и поэтому мы сами вообще отказались от карт локаций и вместо этого записывали ходы Линда и сыгранные ловушки в блокнот. Правда, рекомендовать всем без исключения воспользоваться нашим примером я бы не стал, потому что карты локаций тоже полезно выкладывать на стол, т.к. они дают наглядное представление о маршруте Линда, всегда напоминая сыщикам в каких местах доктор уже побывал, и где поехал на извозчике, что помогает вычислить его маршрут.
6. Отсутствие у Линда необходимых аксессуаров. Чтобы не попасться в лапы преследователей, Линду нужно постоянно выбирать себе дорогу. А для этого нужно смотреть на игровое поле. Вот только остальные игроки, к сожалению, могут проследить за направлением взгляда Доктора и понять, в какой части карты находится преступник. В этой же проблемой сталкивались и создатели Скотланд-Ярда и Ярости Дракулы, и в этих играх она успешно решена. В комплект Скотланд-Ярда входит специальная кепка-козырёк, скрывающая глаза беглеца и не позволяющая остальным игрокам узнать куда он смотрит. В Ярости Дракулы есть специальное маленькое игровое поле, которое лежит перед Дракулой и всегда доступно для изучения. В Коронации же ничего такого нет, так что Линду приходится выкручиваться самостоятельно, прикрывая себе глаза рукой (нужно делать "корызёк" ладонью). Лучше бы напечатали карты локаций вдвое меньшего размера, а часть сэкономленной бумаги пустили на небольшую копию игрового поля на манер Ярости Дракулы.
Вынужден констатировать, что практически все мои претензии связаны с адаптацией механики Скотланд-Ярда и модификацией её нашими авторами. Ни в Дракуле, ни в Скотланд-Ярде нет безликого поля и одинаковых предметов, и нет никакой нужды выкладывать на стол два десятка ненужных карт локаций. Всё это появилось только в Коронации. Причём, если насчёт одинаковости предметом и свойств персонажей можно ещё поспорить, ведь многие не увидят в этом ничего плохого, то он абстрактной карты и неудобного раскладывания карт никуда не деться.
Однако несмотря все эти замечания, Коронация имеет немало положительных черт. Начнём с того, что игра всё-таки отлично передаёт дух "настольных пряток" и погони, когда сыщики совместно вычисляют маршрут преследуемого, а тот всеми силами пытается улизнуть. Погоня — это сама по себе довольно захватывающая и необычная механика, привлекающая к игре людей. Ещё к достоинствам Коронации, доставшимся ей от Скотланд-Ярда, относятся несложные правила, относительно динамичный игровой процесс (особенно если пользоваться блокнотом, а не лазить в карточки локаций), отсутствие даунтайма и недолгие партии. Коронация, как и Скотланд-Ярд, завершается минут за 30-45.
Опытные игроки, вероятно, сочтут Коронацию слишком простой, а те, кто успел познакомиться с Яростью Дракулы, возможно вообще посчитают её примитивной (я, например, будучи знакомым с Дракулой, за Коронацию не сяду). Но для новичков, я полагаю, она вполне подходит. Разложить игру, быстренько объяснить правила перемещений и рассказать о предметах – вот и всё, что нужно для того, чтобы посадить за неё человека, совершенно незнакомого с настолками. Тем более это будет сделать легче, если подопытный читал Акунина.
Предыдущая игра Мира Фэнтези — Метро 2033 — также была сделана "по мотивам". Тогда за основу были взяты Колонизаторы, а результат оказался нулевым. В Метро 2033, по моему мнению, вообще невозможно играть — слишком уж она скучна и рандомна. Коронация же, которая также создана очень сильно "по мотивам" Скотланд-Ярда, также оказалась не лишена недочётов. Однако в отличие от Метро 2033, эти недостатки не носят фатального характера, и в Коронацию уже можно играть. Тут, правда, не обойтись без оговорки: вероятно, те, кто успел познакомиться с её прообразами (Скотланд-Ярд и Ярость Дракулы), Коронацию забракуют, а среди тех, кто не был знаком с этими настолками наверняка найдутся те, кому она не понравится раскладками из нескольких десятков карт и необходимостью постоянно сверяться с маршрутом Линда. Но, повторюсь, я уверен, найдутся люди, которым она понравится.
Я оцениваю Коронацию на твёрдую тройку, а за оформление готов накинуть жирный плюс. Скажу честно, я ожидал худшего, и поэтому поздравляю Мир Фэнтези с успехом. Игра не идеальна, но она значительно, значительно лучше, чем Метро 2033. Если МФ не сбавит темпов, через пару-тройку игр у нас определённо появится отечественный настольный хит.
Cо всеми минусами согласен, с плюсом почти не одним. 🙂
Игра ужасно хлопотна, никакого драйва не возникает, т.к. нужно постоянно копаться в карточках, записывать все в блокнот…
Кстати, в конце правил авторы выражают благодарность автору ЯДа, так что, все таки, получается игра на основе Ярости Дракулы сделана.
И мне, опять же, непонятно, как неудачный клон известной иностранной игры мог получить премию «Игра года»…
Из плюсов я бы отметил цену. :]
Из минусов меня расстроила неинтересная механику ловушек. Как я понял, большинство из них сводятся к проверке на наличие у персонажа предмета определенного типа, но по оригинальным правилам Линд не может видеть предметы героев и вынужден выкладывать ловушки в слепую. Так какой смысл вообще их проверять? С таким же успехом можно было бы просто кидать кубик.
Хоумрул «сыщики держат предметы в открытую» добавляет чуть-чуть интереса игре за Линда, потому что теперь он пытается угадать, какой из сыщиков куда отправится и заготовить специализированную западню для каждого — но для сыщиков ловушки все равно остаются скучными. Никакого выбора, никаких «выберите, принести в жертву A или отдать противнику В» — печально.
Интересно кто автор игры? Или это результат «глубокотворческого» коллективного труда.
Ума нет, либо ментальность берет своё -стяжательство и халтура – 2 хромых кита отечественного геймдизайнерства (до кучи к автопрому, кинопрому и т.д.)
Считаю, что оценивать подобные продукты необходимо безпредвзято в обход компромиссам и оправданиям. Чтобы авторы точно знали о том, что у них получилось. В этом и должна заключатся поддержка – в том, чтобы давать адекватную оценку – ругать за «гавно» и хвалить за хорошие игры, а не в том, чтобы постоянно одобрять их словами – «ну ничего, играть можно, молодцы что стараетесь, в следующий раз у вас получится еще лучше». Игра – халтура, автору статьи минус, художники – оформители — молодцы.
@hk
Например, в качестве жгута, чтобы остановить кровь или зафиксировать растяжение/перелом.
Рубашки у всех карт Линда одинаковые, так что перемещение на извозчике тоже нужно проверять.
Играть только с блокнотом (и без карточек локаций) намного удобнее и никаких хлопот не возникает. К сожалению, положить в коробку блокнот и ручку в условиях российского производства настолок нереально 🙁 Сами карточки локаций — скорее сувенирная продукция для атмосферы 🙂
Не нашёл в оригинальных правилах ничего указывающего на это. Более того на приведённой тут же картинке все карты сыщиков лежат в открытую. Про Линда, естественно, сказано явно — в закрытую.
А я бы поспорила почти со всеми приведенными минусами.
1. Безликое поле. Ну хоть убейте меня, я не понимаю чем поле в Скотланд-Ярде лучше. А на счет сравнения с ЯД, то в Коронации существенно больше локаций и названия там более локальные (намного проще написать, запомнить и назвать город, чем множество улиц и переулков), так что это диктуется самой игрой и никуда от этого не уйти.
2. Однообразные предметы. и 3.Однообразные спецсвойства сыщиков. Да, возможно это так, но тут авторы (на мой взгляд) просто решили не усложнять правила игры, так как игра рассчитана на привлечение неофитов из рядов поклонников творчества Акунина, которые с громоздкими правилами могут и не справится.
4. Неудобные карты локаций. и 5. Неудобная механика. Об этом стописят раз уже говорили, что все решается путем записывания ходов Линда в таблицу (для этого просто надо распечатать ее и каждый ход вписывать только номер локации). Когда нужно проверить был ли там Линд, то он просто быстро пробегает глазами по таблице. и если находит нужный номер, то вскрывает выложенные карты. Проблем вообще никаких нет. А на счет того «почему не вложили блокноты сразу», ну в наших реалиях это сильно бы увеличило стоимость игры. И, по моему, особого труда не составит самим найти блокнотик или распечатать удобные таблицы.
6. Отсутствие у Линда необходимых аксессуаров. Возникает вопрос: «а нужно ли?!» В силу того, что карта достаточно маленькая и локации на ней расположены очень плотненько, по взгляду определить можно разве что на какой из углов поля смотрит Линд, а уж если сыщики и без того не знают в какой примерно области находится Линд, значит игра идет уже совсем плохо и ей навредить уже вряд ли что сможет. Обычно сыщики так не лажают и толкутся все время где-то около Линда.
Я отнюдь не утверждаю, что Коронация это вершина отечественного игростроения, но это вполне себе крепенькая и конкурентоспособная игрушка. Конечно, слабее, чем ЯД, но интереснее и красивее Скотланд-Ярда и Мистера Х. А по сравнению с ЯД есть тоже плюс: она не очень усложнена и в нее можно вполне играть вдвоем (т.е. один игрок вполне может справится со всеми сыщиками одновременно, чего не скажешь о ЯД).
И еще на счет оценки 3+, может стоит уточнить по какой шкале (3 из 5 или 3 из 10)? Если имелось в виду 3+ из 5, то я согласна, если из 10, то это категорически мало.
А я считаю, что красота этой игры с лихвой компенсирует все игровые недочеты. Ее настолько приятно держать в руках, что с ЯДом и СЯ — она не сравнится.
Играли в нее на игротеке дважды. Мне понравилось больше ЯД.ЯД у меня имеет статус «Отличная игра, в которую невозможно играть». Я не так часто могу собрать у себя компанию людей для игры, а в таких условиях ни одна игра не стоит изучения 40 листов правил. Поэтому ЯД советую всем, но сам предпочту коронацию.
Решил проблему с картами локаций. Выкинул вообще карты. В таблице Линда внизу подписал количество копий каждой карты ловушек и сделал отдельно распечатку листа со всеми их свойствами. Теперь Линду достаточно в свой ход вписать в табличку номер локации, указать какую ловушку он там оставил и вычеркнуть один квадраик около этой ловушки (типа использовал карту). И все. Быстро и удобно.
Мы играли в Коронацию с блокнотом вместо карточек локаций и получилось вполне бодро.
Хм, по-моему, я всё делаю именно так, как вы и написали. Коронация для меня — середнячок, все свои претензии к ней я перечислил в обзоре и честно отметил, что они, в общем-то, не сильно мешают в неё играть.
Да-да, вы совершенно правы. Примерно таким же образом аптечку можно заменить отмычкой, респиратор — револьвером, а отмычку — респиратором и т.п.
Я оцениваю игры по шкале из четырёх баллов: плохая, «середнячок», хорошая и отличная. Каждой позиции соответствует оценка, знакомая всем со школьной скамьи: двойка, тройка, четвёрка, пятёрка.
Увы, но десятибальную систему я понять так и не смог, хотя сталкиваюсь с ней уже несколько лет. Ума не приложу, чем отличаются оценки 3 и 4 или, скажем, 8 и 9.
Позволю себе не согласиться, т.к. лично я предпочитаю играть в игры, а не любоваться ими. А Ярость Дракулы оформлена ничуть не хуже Коронации, да ещё и миниатюрки в ней есть.
У нас Дракула пошла отлично, в неё успешно играли дае люди, которые раньше никогда не видели настолок.
@hk
А на БГГ вы смотрели, что каждый пункт означает?
Сильно удивлен. Наверное я просто не мастак правила пересказывать 🙂 Они там в общем и целом несложные, но нюансов очень уж много.
@Серж
Смотрел, не помогло.
@hk
А вобще действительно по 4-х и 5-ти бальным шкалам оценивать проще.
Десятибалльные рейтинги что на БГГ, что на ИМДБ, усредняясь, фактически сводятся к 4-5-балльной шкале (хотя пользователи, конечно, оценивают игры более эмоционально — от 1 до 10):
— На всего БГГ несколько (меньше 10) гениальных игр со средним рейтингом выше 8.
— Много хороших игр, в которые чаще всего «любители действительно хороших игр» как раз и играют — с рейтингом выше 7.
— Огромная куча игр-середнячков, что называется «на любителя» — рейтинг от 6.
— И всё остальное, не заслуживающее особого внимания — обычный мусор, у которого всё равно есть свои поклонники, но хорошими эти игры никто не назовёт — с рейтингом ниже 6.
Первые две категории игр в моём списке игр (на БГГ) как раз помечены красным и зелёным цветами — для удобства поиска хороших игр.
ничего плохого в игре не вижу. слегка улучшенный русский скотланд-ярд за очень приемлимую цену… Дракула конечно хорош, только вот партия у нас затянулась почти на 3 часа, посему не возникало желание разложить ее снова.
@hk
Очень просто, Юр. Если есть ощущение, что надо поставить 3 с плюсом, то надо переходить на десятибальную шкалу и ставить 7. Тогда получится наглядная разница с тройкой (6) и четвёркой (8). Потому что ерунда получается — шкала пятибальная, а возможных оценок полтора десятка.
2, 2+, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+ — одиннадцати-бальная шкала
Главный минус десятибалльной шкалы — сразу же начинаются вопросы вроде «возможно ли ставить 10 или она априори недостижима?» Да и «9» по версии BGG какая-то чересчур идеальная: «Always want to play». Попробуйте «всегда» играть в быструю игру и не выгореть, попробуйте «всегда» играть в шестичасового монстра. Получается, и девятку ставить вроде как нечему. Выходит, два деления шкалы могут не использоваться, зато высплывают всякие «7,5» или «6 с минусом». Оно нам надо?
Мне Юрин способ оценки кажется куда более удобным и понятным.
Можно узнать, «Последний из Романов» — это не опечатка?
Из каких-таких Романов? Может всё-таки Романовых?
никаких опечаток, так называется книга Акунина по кторой сденалана игра…
@Dan
я тоже о такой оценке думал — сам бал за геймплей, а «-«, «+» или ничего за оформление
@Мишаня Питерский
Мишаня, если не затруднит, скинь пожалуйста свою табличку, буду признателен!!!на мыло [email protected]. Сделали бы видеообзор на игру, с рассказом о мелких подробностях!!!