Одна из свежих эссеновских новинок — настолка Sanctum, игра о сражениях героев с потусторонними монстрами, которую многие называют настольным Diablo. Так ли это на самом деле и о чём вообще эта игра — об этом рассказывается в обзоре с Board Game Geek

Заголовок мог бы быть совсем иным, например: «Как им это сошло с рук?!» Потому что, эээ.. некоторые вещи вы уже видели. Если позволите, я чуть позже объясню, что именно имеется в виду. А пока давайте посмотрим, что это за игра, чтобы вы могли решить, понравится ли она вам.

Распаковка

Ох, тот самый волшебный момент, когда вы впервые открываете коробку. Она выглядит очень даже! С огромным лицом Diablo Малгазара, уставившегося на вас во всей своей злобе.

Внутри коробки располагается пластиковый вкладыш для четырёх героев, мешочки, жетоны, карты, кубики и несколько полей. Компонентов немало, что само по себе хорошо. Игровые поля выглядят очень круто, с красивыми иллюстрациями. Хотя было бы удивительно, если бы игра от CGE выглядела бы иначе.

Сама игра

Если вам интересна книга правил, можете прочесть её отдельно.

Я же коротко расскажу об игре в целом. По сюжету старый глупый король заставил своих подданных выкопать волшебный саркофаг, полагая, что он дарует ему силу. Представьте себе, как он был удивлён, когда из саркофага выбрался демон размером с супермаркет и принялся разрушать столицу королевства, город Санктум.

В доки прибывают от 2 до 4 героев, у каждого из которых есть своя история, но теперь они вместе будут сражаться с ордами монстров, чтобы добраться до Малгазара!

В этом обзоре я буду рассказывать об игре на четырёх человек. Возможно при меньшем количестве участников какие-то аспекты игры могут отличаться.

Игра вчетвером состоит из шести актов – локаций, которые нужно пройти. Первые четыре в основном одинаковые, только в каждом последующем демоны становятся сильнее. В самом начале у вас нет никакой экипировки, только два кубика. В свой ход вы можете выполнить одно из следующих действий: переместиться, атаковать или отдохнуть.

С перемещением всё просто, вы двигаетесь гуськом, начиная с игрока, который находится во главе отряда. Затем в зависимости места, в которое вы пришли, вскрывается положенное количество карт демонов, которые иногда появляются парами. Чем больше актов вы прошли, тем сильнее попадаются демоны. Одного из вскрытых демонов (или пару, если попалась пара) нужно оставить себе – он на вас нападает. Остальные сбрасываются, а выбранный демон помещается на планшет игрока. Если вы первым заходите на новый акт (фрагмент поля), вы вскрываете большее количество демонов, из которых будете выбирать, с кем сразиться.

В бою вы бросаете кубики. На старте их всего два, но постепенно будут появляться дополнительные. Чтобы победить монстра, нужно выбросить результаты, указанные на его карте. Например, если вам выпало два демона, один с четвёркой, а второй с двойкой и шестёркой, а вы бросаете четыре кубика, вам нужны результаты 4, 2 и 6. Может показаться, что выбросить нужные значения – сложная задача, но на деле у вас будут возможности влиять на результаты бросков.

Для этого вам потребуется экипировка. Например, у вас может быть топор, способный добавить +2 к кубику. Например, если вам нужна шестёрка, а вы выбросили «4», с помощью топора вы превращаете её в «6».

А ещё у вас есть жетон ярости, с его помощью можно выставить на любом кубике нужный результат. Использованный жетон ярости переворачивается обратно, если вы не можете победить демона.

Победив врага, вы «прокачиваетесь» в цвете, соответствующем побежденному демону, перемещая жетон на персональном планшете. Если вы прокачали какой-то цвет до максимума, жетон этого цвета перекладывается в специальный слот и даёт возможность вставить его в оружие, броню или ещё что-то, либо приносит другой бонус.

Также после победы вы переворачиваете карту демона. На обороте изображен предмет. Причем, определённому цвету соответствует определённый тип предметов. Поэтому выбирая, с каким демоном сразиться, вы примерно представляете, какую за него можно получить награду. Важно выбирать противников правильно! И ещё: когда герои подходят к финалу партии добираются до последнего помещения, там их всегда ждёт куча сокровищ, из которой каждый может что-то взять.

При отдыхе вы открываете волшебный портал в Тристам ближайший город, где восстанавливаете выносливость и сосредоточенность (обозначенные подозрительно знакомыми красным и синим шарами), можете обменять ненужные вещи на полезные эликсиры и, самое главное, приобрести новую экипировку! Также отдых позволяет сменить оружие и броню и вставить в них подходящие драгоценные камни. Потом же, став более сильным, вы можете снова отправиться навстречу чудовищам. Магический портал возвращает вас назад, прямо туда, откуда вы переместились в город. Даже фигурку двигать не надо.

Пара слов о выносливости и сосредоточенности: они отмечаются жетонами красного и синего цвета, которые используются для активации эффектов оружия (например, тот же топор +2, упомянутый ранее). Таким образом после использования подобное свойство становится недоступным до тех пор, пока вы не примете эликсир или не отдохнёте.

Игра продолжается пока вы не дойдёте до заключительного акта, где придётся сразиться с повелителем демонов. Враг будет вас мощно атаковать, а вам надо будет выбросить не менее 10 необходимых результатов на кубиках (это минимум, обычно – больше), чтобы его победить. Не переживайте: нанесённый противникам урон не пропадает, если по нему нужно попасть единицей и шестёркой, а вы выбросили только шестёрку, это учитывается, и в следующем ходу вам останется выбросить только единицу. Есть даже специальные жетоны, которыми отмечаются нанесённые повреждения.

Каждый герой сражается с боссом индивидуально, но разыгрывать все эти сражения можно одновременно. Один из героев, которые переживут финальную схватку, победит в игре (тот, кто наберёт больше всех очков).

Внешний вид игры и ощущения от неё

Как вы уже догадались, всё выглядит очень похожим на Diablo. Вот это всё: запас выносливости и концентрации, «лут», то есть добыча с каждого убитого монстра, собор в конце игры (без шуток), да и общее оформление в целом…

Но я говорю, что это плохо! Наоборот, здорово, что всё выглядит таким знакомым для любителей видеоигр. Тем более, хотя я над этим и подшучиваю, тут всё скопировано не на 100%.

Оформление у игры хорошее, качество компонентов тоже на достойном уровне. Ощущения от игры приятные: всё время хочется убить ещё одного демона, получить ещё один уровень и раздобыть ещё одну шмотку. Мне всё нравится. Возможно кто-то будет недоволен явным сходством с Diablo (тут даже есть ангел, время от времени приходящий на помощь).

Заключение

Плюсы:

— качественные компоненты, ожидаемого для CGE уровня;
— весело и соревновательно (например, все хотят завалить этого синего демона).
— реиграбельность за счет разнообразия предметов;
— ассиметричные персонажи с различными способностями;
— минимальный даунтайм (можно начинать свой ход, пока другой игрок отдыхает);
— сходство с Diablo.

Минусы:

— концовка игры кажется зависящей от случайности. Побеждает тот, у кого окажется больше всех здоровья;
— несколько неудачных карт в финале партии, и всё, что вы делали ранее идёт прахом;
— сходство с Diablo

Мнение Рэндалла

Нам было интересно играть. Создание персонажа. Убийство этого синего демона, который так нужен остальным игрокам – это весело, а переворачивать его карту, чтобы узнать, что из него выпало – это увлекательно. Нужно прикидывать каких демонов вам нужно побеждать, чтобы прокачиваться в нужном направлении и при этом учитывать какие за этих демонов могут быть награды.

Финал, правда, получился несколько смазанным за счёт рандома, но удовольствия от игры не испортил. В следующий раз, пожалуй, я попробую посильнее прокачать броню, хотя тогда неясно как быть с оружием, чтобы успешно побеждать демонов 3 уровня…

Да, я уже обдумываю следующую партию, и это очень хороший знак. Если вам нравятся игры про мочилово монстров в стиле фентези, не особо сложные, но и не слишком простые, вам понравится Sanctum. Гарантирую. Просто не принимайте её слишком всерьёз.