Любителям игр, в которых нужно умещать фигурки в заданное пространство наподобие как в «Тетрисе» (например, «Пэчворк» или «Медвежий парк») можно порекомендовать обратить внимание на Tiny Towns, свежую новинку 2019 года, основанную на похожей механике. Только тут есть нюанс, сперва игроки размещают на своих планшетах ресурсы, и только накопив подходящую комбинацию могут построить из них здание. В целом, вроде бы, получилось неплохо. Подробности – в обзоре, который перевела на русский читательница по имени Анна

Моя жена — учитель, поэтому настольные игры во время учебного года приходится ограничивать. Мы выбираем игры по следующим критериям: длительность не более часа, интересные правила и наличие режима для двух игроков.

Tiny Towns от AEG 2019 года, 1-6 игроков, автор Peter McPherson, оформитель Gong Studios и Matt Paquette. Игроки становятся мэрами маленьких городов, строящихся на игровом поле. Игроки по очереди называют ресурсы, которые будут использоваться всеми для постройки зданий и монументов. Незастроенные места пойдут в минус при подсчете очков. Набравший большее количество очков выигрывает. Здания легко различимы, даже простые серые диски соответствуют тематике, представляя необходимые для городов фонтаны и колодцы.

Игрок получает картонное поле с таблицей 4х4. К каждому типу зданий прилагается карта размером с карты таро, которая содержит следующую информацию: тип здания, какие материалы требуются для его постройки, схема последовательности их использования, условия, при которых возможно строительство. Сами карты большие, красочные, на некоторых из них изображены милые зверушки — жители вашего городка. Каждый тип здания в свою очередь представлен в четырех вариантах, но только один тип/цвет будет участвовать в игре.

Ход игры

Tiny Towns представляют собой интересную пространственную головоломку. В свой ход игрок выбирает один из пяти ресурсов, представленных цветными кубиками. Все игроки должны взять этот ресурс и разместить у себя на поле. Все верно, почти всю игру вы только и делаете, что размещаете на поле выбранные другими участниками ресурсы. Если игроку удалось составить схему, соответствующую какому либо зданию из таблицы, то все эти ресурсы заменяются на фигурку здания. Однако размещение здания на поле должно быть тщательно продуманно. Одни здания дают очки, другие — особые возможности, третьи — это необходимые условия для других зданий. Например, коттедж приносит дополнительные очки, но только при условии, что у игрока есть еще и ферма, которая сама по себе очков не дает. Есть еще интересный вариант с тайным монументом, который есть у каждого игрока, и который известен только ему. Он дает либо, много очков либо такие возможности, которые могут круто изменить всю стратегию игрока.

По мере заполнения поля ресурсами игроки сталкиваются с непростыми вопросами. Обменять ли ресурсы на здание? Если да, то на какое место его поставить? Останется ли место для следующих построек? Получу ли я бонус? И нужно ещё смотреть, что строят остальные, иначе потом придется весь раунд размещать ненужные ресурсы на поле до своего следующего хода.

Игра продолжается до тех пор, пока хотя бы у одного игрока остаются ходы. Всегда интересно наблюдать за реакцией игрока, когда быстро заполняющаяся поле вдруг оказывается свободным после замены ресурсов на здание. Последний оставшийся игрок имеет возможность выбирать ресурсы по своему усмотрению, не беспокоясь о том, что ему попадутся совершенно ненужные.

Мне понравился еще один вариант правил. Дважды за игру каждый игрок имеет право пропустить размещение ресурса на своем планшете — зарыть его в яму, если он мешает выстроить нужную схему. Поначалу мне показалось, что такая возможность значительно упростит игру. Но мои опасения оказались напрасны. Реальное удовольствие от игры не только в принятии непростых решений по размещению, но в том особом чувстве, когда удается собрать сложную комбинацию ресурсов или поставить монумент.

Стоит ли играть?

Прежде чем поделиться своими мыслями по этому вопросу, хочу уточнить, что на данный момент я сыграл партии на 2 и на 4 игроков. Основываясь на этом опыте, я не думаю, что игра для большего количества игроков сможет существенно изменить мое мнение.

После первой партии жена сказала, что она просто наслаждалась пространственным аспектом головоломки, несмотря на то, что заработанные ею очки не соответствовали силе ее энтузиазма. Вполне ожидаемая реакция. Мы оба любим такого рода стратегии, например, Qwirkle, New York: 1901 или любая из последних игр от Uwe Rosenberg.

Мне понравилась масштабируемость Tiny Towns. Но, так как все играют одновременно, здесь будут случаться моменты ожидания, пока один из игроков судорожно пытается принять оптимальное решение в свой ход. Даже если вы выбыли из игры, вам не придется сидеть и скучать. Под конец игра проходит быстро, а поскольку в ней довольно много подсчетов, то у вас как раз будет на это время.

Нам настолько нравится эта игра, что мы договорились попробовать все и каждое из доступных зданий, во всех четырех вариантах. Здесь можно упомянуть хорошую реиграбельность Tiny Towns. Это я еще не коснулся большой стопки монументов и их влияния на другие постройки. Между собой мы решили следовать правилу: мы строим два монумента, каждый раз новых, чтобы попробовать все комбинации и стратегии. Благодаря такому разнообразию игра освежает сама себя с каждой новой партией.

Часто в интернете встречается вопрос о взаимодействии игроков. Обычно такие игры, как Tiny Towns представляют собой многопользовательский пасьянс (к примеру, Karuba, где все общение сводится к попытке определить по расположению соперников бежать или повременить и собрать больше камней ). Tiny Towns маскирует природу пасьянса с помощью одного трюка. Вместо слепого переворачивания карты ресурсов из колоды (что является одним из вариантов игры, который мы ни разу не пробовали), игроки сами называют ресурсы в свой ход. Игра одновременно проверяет и дразнит вас. Сможете просчитать, какие нужные вам ресурсы выберут остальные, пока вы называете свой? Умение держать в поле зрения поле соперника пришло к нам не сразу. В большой группе я советую следить за соседними планшетами справа и слева от вас.

Как видите, в Tiny Towns много плюсов. Предполагаю, что кто-то может пожаловаться на схожесть некоторых зданий. Иногда мы ошибались и брали не то, которое было нужно. Другим может не понравиться, что одни монументы более сильные, чем другие. Третьих не устроит слабое взаимодействие между игроками. Но все эти мелочи не снижают оценки игры.

И последнее уточнение — вам должны нравится тетрисные игры, чтобы вы в полной мере насладились Tiny Towns. Основа игры — эффективное и продуманное выкладывание ресурсов и строительство зданий, сочетающихся с монументом. И если ваше сердце замирает всякий раз при выходе новой строительной игры, вы будете счастливы иметь Tiny Towns у себя в коллекции, и она долго будет радовать свежестью и новизной. Только прошу не сердиться на меня, если 30-минутная игра растянется на несколько часов словами: «Давай сыграем еще раз».