Пару недель назад благодаря главному игроведу Александру Пешкову у меня в коллекции появилась русское издание Запретного острова, и сегодня я предлагаю ознакомиться с моим обзором этой игры.
Запретный остров – игра об охотниках за сокровищами, приземлившихся на клочок суши среди огромного океана чтобы отыскать четыре древних артефакта. Однако им стоит поторопиться — остров погружается в воду. Поэтому игрокам наряду с поисками сокровищ придётся спасать земли от затопления, осушая их, пока те не погрузятся в пучину. В игру могут играть от 2 до 4 человек. Время партии – 20-30 минут.
Запретный остров – кооперативная игра. В ней все игроки действуют заодно и должны вместе найти 4 древних артефакта. Против них будет выступать сама игровая механика, «океан», затапливающий остров на протяжении всей партии. Если игроки успеют добыть артефакты – они все побеждают. Если остров уйдёт под воду – все они проигрывают.
Содержимое коробки с игрой
Первое, что обращает на себя внимание – коробка с игрой. Обычно настольные игры поставляются в коробках из картона, причём его качество может зависеть от жадности или добросовестности издателя, порядочности типографии и других факторов. Коробка с Запретным островом – не из таких. Она выполнена из металла и напоминает жестяные коробки с новогодними подарками для детей. Ход, прямо скажем, нестандартный. С точки зрения практического удобства разницы нет никакой, что жестяная, что картонная коробка открываются одинаково, но зато жестянка никогда не порвётся и не затрётся. Разве что кто-то умудрится её поцарапать.
Под металлической крышкой скрывается пластиковый вкладыш, в котором удобно расположились игровые компоненты: стопка тайлов местности, колода карт (на самом деле в там две разных колоды и ещё карточки ролей, просто они сложены в одну стопку), картонная плашка для обозначения уровня воды, пакетик с шестью разноцветными деревянными фишками, а также четыре артефакта, выполненные в виде пластиковых фигурок.
Артефакты
Тайлы местности выполнены из плотного картона. Они двухсторонние – на одной стороне изображён участок острова и указано его название. На обороте изображён тот же участок острова, только в сине-белой гамме. Это так называемая «затопленная» сторона участка. В ходе игры части острова покрываются водой и тогда соответствующий тайл местности переворачивается сине-белой стороной вверх, чтобы игроки могли видеть – здесь прибывает вода.
Карты в игре качественные, текстурированные, «льняные». Здесь есть две колоды: колода находок, колода острова и ещё шесть карты персонажей. Из колоды находок игроки тянут карты в руку, колода острова нужна чтобы определять какие локации покрываются водой, а карты персонажей выдаются перед началом игры игрокам (1 штука в 1 руки) и дают своему владельцу какое-нибудь спецсвойство.
Деревянные фишки – это обычные игровые фишки. Они вполне нормальные, приятные на ощупь и раскрашены в хорошо отличимые друг от друга цвета. Перепутать их невозможно. Единственное, на что я обратил внимание – у этих фишек «головы» какие-то странные, немного уменьшенные по сравнению с подобными фишками, встречающимися в других играх.
Вообще, все компоненты заслуживают высшей оценки. И карты, и тайлы, и фишки радуют глаз и очень приятно смотрятся на столе. Отдельного упоминания заслуживает жестяная коробка, в которую всё это добро упаковывается. Стоит замолвить доброе слово и о локализаторах – игра переведена на русский весьма бережно. Шрифты подобраны такие же как в оригинале. Перевод выполнен хорошо. Правила на русском написаны чётно и внятно. Хотя в самой игре текста, впрочем, почти и нет: на каждом тайле местности написано его название, они же продублированы на картах в колоде острова, да на шести картах персонажей указанных их названия и свойства. Так что, в принципе, в Остров – практически языконезависимая игрой.
Начало партии
Партия в запретный остров начинается с того, то все 24 тайла местности раскладываются на столе. Они выкладываются в форме квадрата 4х4, а потом ещё к середине каждой его стороны подкладывается по два тайла. Затем из колоды острова вскрываются 6 карт. Это – локации, которые уже затоплены в начале игры. Наконец, каждый игрок получает карту персонажа и берёт себе фишку соответствующего цвета. Для каждой фишки на острове предусмотрена стартовая локация – туда она и выставляется. Всё, можно начинать игру.
Ход игрока в ЗО состоит из трёх действий. За одно действие можно:
1) перейти на соседний тайл по горизонтали или вертикали;
Тут всё просто – двигаешь фишку на «1 клетку». Ходить по диагонали нельзя (это дозволено лишь одному из персонажей — исследователю). Максимальное количество клеток, которые игрок может пройти за 1 ход равно трём (три шага за три действия). Ещё в игре встречается карта «вертолёт». С её помощью можно телепортироваться на любой тайл острова. Перемещение – это одно из самых частых действий в игре.
2) осушить тайл, на котором стоит фишка игрока, либо соседний тайл по горизонтали или вертикали;
Осушать, понятное дело, можно лишь только те тайлы, что затоплены водой, т.е. те, что лежат сине-белой стороной вверх. Инженер может осушить сразу два тайла за одно действие. Исследователь может осушать тайлы по диагонали. Бороться с затоплением очень желательно, так как во-первых, игрокам нужны тайлы с изображением артефактов (ведь найти соответствующий артефакт можно только на такой локации). Всего в игре таких ключевых локаций восемь (по две с каждым артефактом), и если одна из пар полностью утонет до того, как вы найдёте указанный на них артефакт – это поражение.
Насчёт «полностью утонет» правило такое: если из колоды острова вскрывается карта локации, которая уже затоплена (перевёрнута), эта локация выбывает из игры насовсем и убирается со стола. И это создаёт игрокам проблемы, ведь если середина острова удёт на дно, перебраться с одного края на другой может быть очень сложно (а порой – почти невозможно).
Наряду с перемещением осушение используется игроками очень активно. Типичный ход в Запретном острове выглядит так: походить-походить-осушить, или походить-осушить-осушить. Иногда даже – осушить-осушить-осушить.
3) передать 1 карту другому игроку (для этого нужно стоять с ним на одном тайле).
По правилам для нахождения артефакта игроку нужно собрать на руках 4 одинаковые карты. Но всего держать на руках можно только 5 карт, так что игроку приходится либо уповать на удачу, и надеяться, что нужные карты сами придут из колоды (чего на самом деле делать не следует), либо активно обмениваться картами с другими игроками.
4) найти артефакт (для этого нужно придти в локацию со значком артефакта и сбросить 4 карты находок с изображением этого артефакта).
По сравнению с предыдущими тремя действиями поиски артефактов встречаются очень редко. В лучшем случае за всю партию это действие будет использовано четыре раза.
Карты находок
После выполнения действий игрок набирает в руку 2 карты из колоды находок. В этой колоде встречаются карты четырёх мастей с изображениями четырёх артефактов, а также изредка попадаются карты спецдействий «вертолёт» (позволяет телепортировать игрока в любое место острова, а также нужен чтобы улететь с острова в конце игры) и «мешки» (позволяют осушить любой участок на острове). Если в руке у игрока становится больше 5 карт, он должен сразу же скинуть лишние.
Наконец, игрок вскрывает карты из колоды острова. Их количество указано на специальной шкале затопления. В начале их 2, но в ходе игры это число может увеличиться до 5. На каждой карте острова указана одна из 24-х локаций. При вскрытии каждой карты острова изображённая на ней локация переворачивается светло-синей стороной вверх – теперь она покрыта водой. Если выпала карта локации, которая уже под водой, эта локация погружается на морское дно и удаляется из игры.
Иногда ещё из колоды находок выпадают карты «затопления». В этом случае уровень воды повышается (что может увеличить количество вскрываемых каждый ход карт острова), а уже вытянутые карты острова перемешиваются и кладутся поверх колоды острова (т.е. в ближайшие ходы вода будет прибывать там, где уже есть подтопления).
Для победы игрокам нужно найти все 4 артефакта, т.е. собрать комбинации карт всех 4-х видов. Поражение наступает в следующих случаях: утонули обе локации с изображением любого из ещё не добытых артефактов; тонет какая-то локация, а на ней стоит игрок и ему некуда уйти; уровень воды поднялся до максимума.
Вся игра
Игроки, знакомые с Пандемией, предыдущей игрой Мэтта Ликока, наверняка заметили сходство Запретного острова с этой игрой. И это неудивительно, ведь ЗО, по сути – это упрощённая версия «Вирусов». Тут всё то же самое, только проще. Вместо 8-ми доступных действий из Пандемии (4 вида перемещения, лечение, обмен картами, строительство станции и создание вакцины) осталось только 4: обычное перемещение, лечение (осушение), обмен картами и создание вакцины (поиск артефакта). Станции строить больше не надо, они нарисованы прямо на игровом поле (локации со значками артефактов). Вместо карт эпидемии тут имеются карты острова, вместо вспышек эпидемии – погружение локаций на до океана. Наконец, вместо шкалы распространения инфекции, обозначающей количество карт эпидемии тут есть шкала уровня воды. Соответственно, вместо карт «Эпидемия» — карты «Повышения уровня воды». Разве что в отличие от Пандемии карты «Прилива» не замешиваются в равные по числу карт стопки, а просто тасуются в составе всей колоды, так что теоретически их может выпасть несколько штук подряд.
В общем-то, и Пандемия не относится к числу сложных игр, а Запретный остров — ещё проще. Так что это определённо та игра, за которую можно смело сажать людей, совершенно незнакомых с настольными играми. Только не ждите, что победите с первого раза (даже если играть на минимальном уровне сложности с минимальным стартовым уровнем воды). Ведь тут довольно велика роль случая и победа или поражение часто зависят от порядка карт в колоде. Но многое зависит и от игроков. Как и в Пандемии, тут важен каждый ход. Нужно выжимать по максимуму из каждого действия и использовать свойства персонажей с максимальной отдачей. Только тогда у вас будет шанс на победу.
Карты затопления
Подвержен Остров и «синдрому управляющего», известному по многим другим кооперативным настолкам. Тут не нужно принимать во внимание множество факторов и мучительно выбирать варианты действий в свой ход. Оптимальное решение обычно очевидно и если его кто-то не видит, более продвинутый товарищ по игре тут же сразу подскажет что делать. Причин для спорных ситуаций тут, фактически, нет. Знай себе, беги туда, где можешь осушить как можно больше участков суши, да штопай лоскутное одеяло острова, пока в нём не протёрлись дыры, и оно не развалилось на части.
Вообще, Запретный остров – интересный феномен. С одной стороны это, практически, клон Пандемии. С другой стороны, несмотря на очевидные сходства в правилах, это, всё-таки, немного другая игра. Главное отличие между ними заключается в том, что Пандемия проходит на фиксированной карте мира, тогда как остров выкладывается каждый раз из тайлов местности заново. Ещё в ходе игры некоторые локации могут совсем утонуть и уйти со стола, т.е. игровое поле модифицируется. Теоретически оно даже может «развалиться» на несколько частей, причём в отдельные части игроки даже не смогут пройти (если в команде нет, скажем, аквалангиста, способного перемещаться через отсутствующие тайлы).
Запретный остров – из числа игр, у которых нет практически никаких недостатков. У неё внятные и логичные правила, замечательные компоненты и недолгое время партии. Возможно, она оставляет игрокам не слишком большой простор для принятия тактических решений и изредка может побеждать благодаря рандому, но эти претензии актуальны только для опытных игроков, на внимание которых игра не претендует. К настольным тяжеловесам Запретный остров ни в коем случае не относится. Это семейная игра начального уровня сложности.
И ещё – Запретный остров выглядит так, будто его разрабатывали с вполне определённой целью – сделать «конфетку», игру, которая не просто хороша по содержанию и форме, но и оформлена исключительно привлекательно. Пожалуй, это первая настолка на моей памяти, которая выглядит так, как будто это не «просто» игра, а её подарочное издание.
У меня от Запретного острова остались исключительно приятные впечатления. Это хорошая и очень красивая игра, которую можно смело рекомендовать всем начинающим игрокам.
По исполнению Запретный остров очень похож на Дремучий лес. ) В Дремучий лес ещё не играли, лишь бегло прошлись по правилам, но исполнение и механика выкладывания игрового поля схожи. Ну и тематика иная (к слову, дремучий лес — игра по мотивам славянского фольклора).
@Илья
Не сбивайте людей с толку, ничего значимого общего у этих игр нет
@Braveden
Согласен с Вами! Отдаленно может что-то и напоминает, но общего действительно не так уж и много!
В нашей компании игра прижились достаточно хорошо!
Мне кажется или коробка ужасно помята? =( Как так случилось?
Игра очень здорово оформлена. Лучший подарок ребенку, на мой взгляд.
Меня все время отпугивало сравнение «Пандемик-лайт». А сейчас вижу что нет никаких причин не познакомится с ЗО.
У этих игр есть одна схожая черта — нужно переворачивать тайлы местности. Но сказать, что «ЗО» похож на «ДЛ» это как если бы кто-то заявил, что автобус похож на кухню, потому что и там и там есть двери 🙂
http://www.boardgamer.ru/posylka-ot-igroveda
Игра долго пылилась у меня на полке (оригинальный вариант, куплен очень давно) и была продана без каких либо сожалений. Красивая — компоненты отличные, фигурки классные, коробка просто шедевр. Но игра абсолютно не интересная и достаточно предсказуемая. Дабы не быть голословным: отыграли много партий (семьёй около 20-ти, мой отец отыграл «соло» около 40 партий по вечерам, по 1-2 за вечер). После этого была положена на полку с вердиктом «красиво, но не интересно» и не продана сразу же, так как была очень красивой. 🙂
@Gravicapa
Всмысле такая же галимая как и Пандемия, или в отличие от?
Нет, немножко не так. Сейчас постараюсь сформулировать:
1) «Голимая» — не совсем корректный термин 🙂 Как раз наоборот — она очень понтовая за счёт коробки и компонентов. Даже очень понтовая, поэтому в этом отношении «всё нормально» 🙂
2) Игра сводится к: взял карты, осушил побольше тайлов, встретился с «друзьями», сменял карты, взял фигурку, осушаешь тайлы, пока другие бегут и берут другие фигурки. Ну или сам бежишь и берёшь (хотя карт маловато для повторного взятия). Через какое то время надоедает — однотипно, предсказуемо, зависит от прихода карт затопления — если посыпятся, как «из рога изобилия», то ничего не сделаете вообще.
У меня вторая подобная по ощущениям игра лежит — Ninja vs Ninja. Великолепное оформление, фигурки, поле, кубики — но отыграли 20-25 партий и поняли, что «всё одно и то же»…. Продать не могу — жалко 🙂
@Gravicapa
Это все я понял. А что насчет сравнения с Пандемией?
🙂
Если с точки зрения игрового процесса — Пандемия интереснее, а если ещё с допом, то существенно интереснее.
Если по оформлению — Остров лучше на порядок или два…
Обе игры страдают комплексом лидера — Юра это в обзоре отметил.
@VDmitry
Форбидден айленд — очень пандемия-лайт, игра настолько простая, что попытки поиграть на начальном уровне сложности просто приводят в уныние. игра очень красивая и очень простая, идеально подходит как гейтвейная игра, для завлечения новичков. не больше.
Нифигасе, отыграв 60 партий сказать что игра не интересна… подозреваю что кроме BattleLin-а и Доминьона ни одна игра в моей коллекции не может похвастатся таким наигрышем
Ну я могу объяснить количество партий:
Вначале, как я писал — восторг, и он на 90% от компонентов. Потом заинтересовала механика — не перегружена, доступна ребёнку. А потом поняли, что игра сводится к приведённым мной выше действиям.
1) В кругу семьи и друзей. С друзьями вообще не пошла — пару партий и никакого желания играть дальше. В кругу семьи — дочке понравилась, поэтому стали раскладывать практически каждый вечер. Вначале нам с женой нравилось, потом наскучило нам, потом дочке. Я остановился бы после 10-й, но ребёнок есть ребёнок — он готов играть хоть по 100 партий в день…
2) Отец у меня любит по вечерам поиграть — я отвёз ему игру и он практически каждый вечер после работы в течение двух месяцев играл. Ну любит от поиграть. И в один прекрасный день он позвонил и сказал, что «эйфория прошла, а играть в эту глупость я больше не буду». И я отдал ему портативного «Мистер Х». Сейчас он в него играет «соло» 🙂
По количеству партий — мы каждый вечер стараемся поиграть. Игр у меня не так много (я не считаю дополнений), поэтому за неделю 10-12 партий «на семью» это совершенно нормально. По выходным ходим к соседям — ещё 2-3 партии. Ну активно мы играем, активно 🙂 И ребёнка я своего отучаю от компьютера, старшую, к сожалению, «упустил»…
По оценке — оценить игру можно объективно, отыграв 15-20 партий. Тогда будут ясны все нюансы, скрытые механики и смысл. Поэтому оценка игры после 2-3 партий может кардинально измениться после 20-й. И дело не в том, что игра надоедает — понимаешь, «пустышка» она или нет. Я в Бэттл уже столько отыграл, что со счёта сбился. И не надоело, скорее наоборот. И играть интересно с противником, отыгравшим такое же количество партий — оба знают, что делать, оба знают психологию оппонента, и вот тогда мозг «включается» на максимум.
Есть какая-нибудь стратегия применимая к этой игрухе? Этот запретный остров на удивление быстро тонет. Когда затопляется участок, то убирается и таил поля и карточка из колоды затопления, и чем меньше этих карточек тем быстрее остров начинает погружаться в пучину. Как с этим бороться?
Не смотря на то, что мы чаще проигрываем игра нравится моему ребенку!
Стратегия проста — не дать затонуть вертолётной площадке и по одному тайлу с артефактами (когда собрали — пусть тонут). И оставлять дорожки для отхода — когда есть вероятность, что вас могут отрезать от площадки, тогда уводить фишку к площадке. Крайние тайлы не восстанавливайте вообще — не тратьте ходы, больше центр. И осушать побольше. А вообще всё зависит от карт затопления — если они в лежат подряд ближе к концу колоды, и потом хоть одна выйдет после перетасовывания вначале — можно идти пить чай… Всё зависит от положения этих самых карт и от выбранных персонажей. Вертолётчика брать обязательно.
Будет нравится,пока не надоесть любоваться на тайлы и фигурки 🙂 Я тоже так реагировал вначале. Игра очень красивая, но «пустая»…
На BGG обсуждались варианты с предателем. Может кто переведёт в двух словах. А то электронный переводчик крайне непонятно переводит.
http://www.boardgamegeek.com/thread/634070/traitor-variant-with-just-the-base-game
http://www.boardgamegeek.com/thread/622697/traitor-variant
— вдвоем играют без предателя.
— курьер не может быть предателем.
— если играет Х игроков, берем 2Х карт честного человека и 3 карты предателя, перемешиваем, все тянут по одной и определяют, кто есть кто.
— вскрывшийся предатель выигрывает, если покидает остров с хотя бы одним сокровищем.
— предатель без сокровища может украсть сокровище сбросив 4 карты. Это «бесплатное» действие, то есть не входит в 3 действия за ход.
— вскрывшийся предатель без сокровища может брать карты сокровищ, тратя действия хода
— когда предатель получает сокровище первый раз, сразу же вскрывается его карта, он получает 2 карты сокровищ и заканчивает ход
— вскрывшийся предатель, несущий сокровище, имеет всего 2 действия в ход
— вскрывшийся предатель не может использовать специальные свойства роли
— вскрывшийся предатель больше не тянет карты из колоды затопления и игнорирует Подъем Воды
— специальные карты предатель может использовать для «отвлечения» — он может передвинуть одного или нескольких исследователей с соседней с ним местности на 1 шаг. Это бесплатное действие.
— вскрывшийсяпредатель должен тратить 2 действия, чтобы войти на незатопленную местность, где есть исследователь
— если на местности с вскрывшимся предателем стоят два или больше исследователей, один из них может потратить два действия, чтобы отобрать сокровище обратно
Спасибо, звучит заманчиво, надо пробовать.
@Gravicapa
Хороший у вас батя. А в Агриколу сольно он пробовал играть довольно заманчиво. Не на 40 расскладов конечно, но я партий 10 сыграл.
@Gravicapa
Хороший у вас батя. А в Агриколу сольно он пробовал играть? довольно заманчиво. Не на 40 расскладов конечно, но я партий 10 сыграл.
На счет крайних карт… Если их не осушать, они утопнут, если они утопнут, колода затопления сократится, и вероятность выпадения центральных квадратов после перемешивания вырастает. Как быть?
На счет вертолетчика согласен, нужная вещь!
На счет оформления, играем давно и на тайлы и артефакты внимания уже не обращаем. Для нас весь секрет кроется в карте «Вода прибывает» вытаскивая ее все выдыхают слово «Бляяяя…» и в кровь попадает приличная доза адреналина.
А игра действительно очень красивая.
У меня нет Агриколы 🙂 Я жду, когда локализация выйдет — тогда попробуем…