На прошлой неделе в продажу поступила настольная игра Метро 2033 Прорыв, предлагающая любителям настольных игр вновь перенестись в постапокалиптический мир московской подземки. Пока что отзывов о новинке ещё не слышно, но читатель по имени Сергей уже изучил правила и готов поделиться их содержанием.
«Мутанты и радиация правит на земле. Люди могут находиться только под землёй, в московском метро. В этом жестоком мире идёт постоянная война за выживание различных подземных группировок. Кто сможет выйти победителем?»
В "Метро 2033. Прорыв" игроки выступают в роли предводителей фракций и имеют на руках 5 жетонов трудоспособного населения станции. Для победы в игре нужно заполучить еще столько же жетонов.
При подготовке к игре игроки выбирают фракцию, берут все жетоны с ее символом, половину из них выкладывают над картой фракции, остальные перемещают в общий запас на столе. Забегая вперед, отметим, что существенная часть игрового процесса будет связана с перекладыванием жетонов с зоны над картой фракции под нее, и обратно.
Карты фракций
Все остальные карты — станций, героев, ресурсов, караванов и угроз, — замешиваются в одну колоду, из которой каждому игроку сдается по 5 карт рубашкой вверх. Еще три карты выкладываются в центре стола, образуя рынок.
По правилам игры, первым ходит тот, кто последним спускался в метро.
Ход игрока
В свой ход игрок обязан совершить одно из трёх действий.
А) Сыграть карту с руки, заплатив её стоимость, разыграть эффект и взять дополнительную карту с рынка или из колоды. В этом случае игрок выкладывает с руки одну карту в свою игровую зону и оплачивает ее стоимость, т. е. перемещает соответствующее количество жетонов, расположенное выше карты фракции, вниз. После этого он может взять либо открытую карту в центре стола (в этом случае нужно взамен нее вскрыть новую карту из колоды), либо верхнюю карту в колоде.
Б) Сбросить в открытую одну карту с руки в колоду сброса, заполучив её стоимость, и получить карту. Игрок возвращает жетоны, размещенные ниже карты фракции, обратно вверх, чтобы их в дальнейшем можно было вновь использовать. Затем он добирает карту таким же образом, как описано выше. Если стоимость сбрасываемой карты отмечена в иконке красного цвета (активная карта), то после сброса немедленно вступает в силу другие ее эффекты.
В) Сбросить в открытую три карты с руки, не заполучив их стоимость и срабатывание эффектов, и добрать три карты. Это действие позволяет игроку «прокручивать» колоду в поисках наиболее выгодных карт.
Помимо обязательных, есть еще несколько видов действий, которые игрок может совершить в любой момент своего хода, причем их количество не ограничено.
Первое дополнительное действие — очистка. Игрок может сбросить любое количество выложенных перед ним карт любого типа, кроме карты фракции. При сбросе станции жетон с нее отправляется в верхнюю часть фракции.
Второе дополнительное действие — выполнение задания. Задания указаны на картах станций и фракций, суть их заключается в том, чтобы игрок выложил в своей игровой зоне соответствующее количество ресурсов. Задания бывают трех видов, обозначенных цветами: мирные (синие), военные (красные), торговые (зеленые). Мирные и военные задания потребуют только ресурсы одного цвета, а для выполнения торговых заданий можно использовать ресурсы обоих цветов.
Награда за выполнение заданий
Выполняя задание, игрок сообщает об этом соперникам и возвращает все жетоны, которые лежали ниже карты фракции, наверх. Затем он отправляет использованные для выполнения задания ресурсы в колоду сброса.
Если была выполнена миссия с карты станции, то игрок может и ее отправить в сброс, либо оставить на столе, обязательно положив на нее жетон фракции (он учитывается при подсчете общего количества жетонов). При этом на вторую карту станции нужно будет положить 2 жетона, на третью — три.
Задания с карты станции приносят 1, а в некоторых случаях 2 жетона фракции, а также возможность выкладывать ресурсы со скидкой в один жетон (бонус не суммируется). Кроме того, выкладывание следующей станции, принадлежащей к такой же группе (их в игре три и они обозначены значком рядом с наименованием карты), будет стоить на один жетон меньше.
Если было выполнено задание с карты фракции, то она просто переворачивается другой стороной, класть жетон на нее не нужно. Наградой станет возможность бесплатно выкладывать ресурсы определенного типа и жетон фракции.
Карты угроз и защита от них
Карты угроз — это мутанты, угрожающие всем фракциям метрополитена. Карту можно сыграть двумя способами: сыграть как защиту или сбросить как монстра.
В первом случае, игрок разворачивает карту монстра на 180 градусов, оплачивает ее размещение, перемещая нужное число жетонов сверху вниз и выкладывает перед собой.
Во втором случае, игрок сбрасывает карту и возвращает наверх указанное на ней количество жетонов. После этого все игроки обязаны защититься от угроз, которые несет монстр. Они обозначены на оранжевых щитах, нарисованных в правой части карты, и бывают нескольких типов: биологические, ментальные, радиационные, физические, эпидемиологические и неизвестные.
Защитой от угроз являются карты с символами защиты соответствующих видов (желтые щиты). Это могут быть карты героев, некоторых ресурсов и монстров, выложенных как защита. Если у игрока будет выложена защита хотя от одного вида угрозы монстра, то он считается победившим в схватке. Игрок сбрасывает карту защиты и может сразу же бесплатно выложить карту с руки. Если видов защиты в игровой зоне оказалось несколько, то игрок может сам решить, какую именно карту с защитой сбросить.
Ну, а в случае, когда защиты от угроз монстра совсем нет, игрок несет потери, которые также указаны на карте монстра. Это может быть сброс карты станции, ресурсов определенного вида, либо всех видов. Потери распространяются только карты, выложенные на стол, при этом ресурсы, выложенные в качестве защиты, не сбрасываются.
После схватки все игроки по очереди добирают карты в руку до пяти штук.
Теперь рассмотрим остальные виды карт.
Карты ресурсов
Ресурсы делятся на 6 видов, объединенных в две группы: военные (оружие, патроны, снаряжение) и мирные (жизнеобеспечение, продукты, ширпотреб). Некоторые карты можно сыграть как защиту от угроз, для этого они выкладываются развернутыми на 180 градусов. В этом случае карта не считается ресурсом и не учитывается в целях выполнения задания.
Карты караванов
Эти карты бывают двух категорий: мирные (синий значок в нижней части карты) и военные (красный значок). Эта карта предназначена для сброса, поскольку все эффекты от нее работают именно при этом действии. Сбросив караван, игрок поднимает наверх указанное на ней количество жетонов. После этого обновляется рынок: открытые карты уходят в сбров, выкладываются новые. Наконец, категория каравана может подействовать сразу на нескольких игроков, если перед ними есть карта станции или перевернутая карта фракции с задание соответствующего вида (синего или красного цвета). Эти игроки получают право переместить вверх еще один жетон, за каждое имеющееся задание.
Карты героев
Эти карты можно применять в двух ипостасях, но в любой из них придется оплатить их стоимость жетонами. Во-первых, это защита от угроз одного типа. Во-вторых, карту героя можно использовать как возможность удвоить количество ресурсов одного из шести видов (в основном, чтобы выполнить условия какого-либо задания), после чего карта уходит в сброс.
Конец игры и дополнительные режимы
Победное условие одно: побеждает игрок, первым собравший в игровой зоне все 10 жетонов, неважно, находятся ли они выше, ниже карты фракций или лежат на картах станций.
Если игра покажется простой, то автор предлагает ее усложнить, введя одно или несколько модификаций:
- для успешного отражения атаки монстра должна быть защита от всех угроз,
- если отражение не удалось, то все жетоны сверху карты фракции перемещаются вниз,
- при выполнении задания жетоны не перемещаются наверх.
Похоже, что взаимодействие между игроками ограничивается лишь выкидыванием монстра, который атакует сразу всех. Жалко. В настольной версии поводов для столкновений было больше, можно было биться героями и армиями.
Наверное, игра будет скучной: выкладывай перед собой пасьянс, да мотай жетончики туда-сюда.