На Тесере опубликован развёрнутый обзор прототипа игры This War of Mine, позволяющий в полной мере познакомиться с этой новинкой, в которую ещё, в принципе, мало кто играл. Автор обзора отмечает, что игрушка получилась неплохой и чем-то напоминает Arkham Horror и Dead of Winter: тоже кооператив, тоже много текста на карточках и тоже много интересных приключений.
Вот-вот на кикстартере закончится сбор средств на настольную адаптацию компьютерной игры This War of Mine. Стоит ли вписываться в это дело и что это за настолка вообще, сегодня и предлагаю посмотреть. Сразу уточню, что речь ниже пойдёт об издательском прототипе, который представляет собой "почти полную игру", своеобразную демо-версию для ознакомления с продуктом. Но уже по ней легко можно судить о том, что выйдет в итоге, так как не хватает в ней всего ничего.
О чём это?
This War of Mine – игра о выживании мирных жителей во время гражданской войны. Под управление игрокам предоставляется группа обычных людей, обосновавшихся в одном из заброшенных домов города, где нужно продержаться определённое количество дней, до тех пор, пока правительство не возьмёт контроль над ситуацией.
Участники партии стараются сделать всё для выживания подопечных – снабжать их едой, медикаментами и пытаются поддерживать должное моральное состояние, чтобы у людей совсем не поехала крыша от невзгод.
Что в коробке?
Об этом лучше расскажут картинки и описание со страницы This War of Mine на кикстартере, потому что в прототипе лежат не совсем полноценные по качеству компоненты. Основа – куча жетонов и карт, как в любом заправском америтреше, но исполнение будет отличаться в финальной версии.
Рулбук необычен тем, что предлагает игрокам раскладывать игру сразу же, без чтения правил, и от страницы к странице ведёт по каждому отдельному элементу игры – от начальной раскладки и первой фазы хода к последующим. Прочитав эту книжицу до конца, вы как раз отыграете первый раунд и будете знать все возможности и правила игры, после чего можно будет продолжить партию без помощи буклета.
Миниатюры персонажей. Тут всё понятно – те самые люди, которых надо постараться не угробить до конца игры. Каждому соответствует карточка, где расписаны параметры/особенности человечка. В прототипе 6 штук, в отличи от 12-ти в полноценной коробке.
Жетоны ресурсов. Деревом/пластиком в настолке представлены доски, запчасти и вода. Остальное – в виде картонных жетонов разного размера и формы (медикаменты, еда, оружие, инструменты, патроны и др.)
Куча карт стандартного размера. Даже описывать смысла их нет, ими в This War of Mine представлено всё, что только можно: события, локации, предметы, карты-действия и прочее, и прочее:
Схема дома на здоровенном листе глянцевой бумаги, в финальном издании, конечно же, будет выполнена на картоне:
Как в это играть?
В начале партии в доме живут четыре персонажа, карточки которых вытягиваются из колоды случайным образом (в прототипе их 6, в полной версии будет 12). Каждый обладает тремя параметрами – грузоподъёмность, эмпатия и храбрость – плюс каким-либо умением и «недостаткам», типа зависимости от кофе или сигарет.
Живут они в заброшенном доме (игровое поле), заваленном всяким хламом (соответствующие карты раскладываются по определённым местам), разобрав который можно будет найти что-то полезное и освободить место под нужные вещи.
Цель игры – дожить до выхода из колоды событий карты «Перемирие», замешенной в самом низу. Каждый условный игровой день – это раунд, в начале которого тянется новое событие, после чего игроки занимаются «делами по дому». В начале партии персонажи могут совершать 3 действия, заключающиеся в обустройстве своего убежища полезностями, типа кроватей, радио, маленького огородика или самогонного аппарата; разборе хлама, завалов и шкафов в поисках нужных предметов, например, бинтов, лекарств и прочего; и совершении операций с уже установленным оборудованием (верстаки, мышеловки пр.)
This War of Mine – это не совсем стандартный кооператив (о чём подробнее ниже), где все играют против коробки, подбрасывающей вам гадости одну за другой. Бороться приходится, прежде всего, со временем, а не с внешними врагами (хотя мародёров и воров, пытающийся пробраться в ваш забаррикадированный дом, тоже хватает). Проиграть можно двумя способами: либо когда все персонажи умрут, либо кончится одна из пяти стопок маркеров состояний. Кстати, о них.
Главными врагами героев станут Голод, Раны, Горе, Болезни и Усталость. Это 5 параметров, которые перодически возрастают у каждого персонажа, а чтобы их уменьшить придётся искать еду, развлечения, лекарства, ну, и банально спать. Проблема в том, что в городе, охваченном гражданской войной, со всеми этим туго. Да и чем выше значения негативных состояний, тем меньше действий остаётся у каждого отдельного человечка, потому надо делать всё максимально быстро и эффективно. Кризисный менеджмент с постоянно нарастающими проблемами.
На жетонах каждого из типов состояний нарисованы точки, по мере достижения определённого количество которых у персонажа минусуется одно из трёх действий. Если человечку становится совсем худо, то он или еле-еле передвигает ноги и малоспособен помогать товарищам по несчастью (1 действие), либо совсем валяется без сил весь день и отсыпается. Так что за состоянием своих подопечных приходится следить как можно тщательнее, удовлетворяя их потребности.
По мере исследования своего убежища выжившие находят полезные предметы и кучу всякого хлама (типа досок), из которого можно соорудить что-нибудь нужное. Для крафта есть отдельная колода – поначалу игрокам доступны всего несколько предметов (кровать, радио, верстак, печь), но каждый вечер им приходит в голову новая «идея», из колоды тянется новый предмет, который можно собрать своими руками, потратив на это ресурсы.
Рано или поздно, «домашние» запасы начинают заканчиваться, поэтому по ночам приходится совершать вылазки за продовольствием в здания окрест жилища. В ночных рейдах можно добыть всякое полезное, начиная от еды, и заканчивая оружием, только вот опасность на улицах поджидает за каждым углом, так как не вы одни такие хитрые, а банды мародёров и преступников не дремлют.
На рейды можно оправлять 0-3 человека, количество сказывается на весе вещей, которые могут притащить в убежище наши товарищи, да и в случае столкновения с недружелюбно настроенными согражданами толпой отбиться легче. Также ночью в наше жилище могут наведаться «гости», желающие поживиться чужим добром. Для того, чтобы отгонять таких, можно оставлять постовых у двери, которые будут снижать риск кражи.
В принципе, механически в игре всё понятно и стандартно, как в других кооперативах. Утром тянется карта событий из колоды; днём все герои действуют, тратя свои 0-3 действия на расчистку помещений/крафт новых предметов/использование уже созданных; вечером к дверям нашего дома приходят соседи с какими-то предложениями (этакое вечернее мини-событие); на ночь распределяем героев по заданиям – спать (чтобы сбросить усталость), идти в рейд, либо охранять дом. В конце дня подсчитываем раны/голод/усталость/горе, если надо сбиваем их до приемлемых значений лекарствами, едой, отдыхом и т.д. И практически все действия требуют прохождения чеков на десятиграннике. Чисто америтреш.
По большому счёту, цель игры в том, чтобы постоянно меть доступ ко всему необходимому, без чего ваши человечки постепенно сдохнут, и что будет сбивать их отрицательные показатели в нули. Не совсем же обычный кооператив This War of Mine потому, что коробка является по совместительству книгой-игрой. Как это реализовано?
Чуть ли не в каждой колоде (в событиях, в колоде соседей, в колоде рейдов и прочих) замешаны так называемые карточки «скриптовых встреч», назовём их так. Как только персонаж вытянул такую, игра отправляет вас к соответствующему встрече случайному параграфу «Книги скриптов». Там, как в известных многим книгах-играх, описывается ситуация в которую попали герои и предлагается несколько решений, в зависимости от выбора которых вас отправят к параграфу-разрешению ситуации, опишут что произошло и что вы получили/потеряли.
Причём скрипты делятся на пять типов, дифференцированных цветом, от «простых» до «жестоких». В начале партии можно отрегулировать их «уровень», выкинув нежелательные из колоды-генератора цвета. В прототипе This War of Mine предлагается всего по паре примеров подобных встреч для каждого из событий, однако, в полной версии будет лежать толстенькая книжица с художественным описанием и кучей параграфов с ситуациями, в которые попадают персонажи. Обещают 1000 разных событий. Причём появится приложение для мобильных устройств, чтобы было удобнее пользоваться скриптами и скачивать новые для большего разнообразия (хотя куда уж больше тысячи?).
Впечатления
Двоякие. Если не затрагивать оформления и всего связанного (так как это не финальная версия) то к несомненному плюсу This War of Mine относится разнообразие прохождений, которое авторы постарались привнести в настолку как за счёт стандартного для подобного типа приключений множества карточек, так и оригинальными скриптовыми встречами. Основной упор, подобно компьютерной версии, делается на нарратив и общую повествовательность истории, проживаемой уастниками партии вместе с персонажами. Игроков стараются погрузить в атмосферу безысходности военного времени, для чего отлично подходит кризисная составляющая игры.
Постоянная нехватка жетончиков ресурсов, медикаментов и еды заставляет выходить в ночные рейды по местным магазинам. Радуешься каждому найденной банке консервов и боишься встречи с бандой каких-нибудь отморозков вооружённых ножами или, ещё хуже, огнестрелом.
Интересно создавать новые вещи для производства расходников, еду и прочие сигареты. Интересно заниматься менеджментом персонажей: кому спать, кому стоять на страже, кому отдать последний солёный огурец. Интересно делать выбор между «отнять у встреченной на улице женщины банку консервов + повысить Горе своих сволочей-подопечных» и «остаться голодным с возможными катастрофическими последствиями».
Однако, весь этот интерес подогревается именно вашим восприятием художественных текстов, предлагаемыми моральными выборами, желанием отыгрывать роль выживших в опустошённом гражданской войной городе. Другими словами, игроки должны хотеть играть прежде всего в ролевую игру, получать удовольствие от складывающихся ситуаций и их разрешений.
Написал текст выше и понял, что игра цепляет прежде всего своей атмосферой и необычностью темы, хотя механически она по сути ничем не отличается от стандартных америтреш коробок. Со своими нюансами (типа создания новых предметов для использования), но игрокам, как и всегда, предлагается тянуть карты и проходить постоянные чеки на n+ с помощью d10 (для боёв есть три специальных кубика с определением урона – рукопашный, холодное оружие и огнестрельное). Не могу сказать, что это плохо – так как мнение евро-геймера, ищущего забористых механик, здесь не котируется – но всё же процесс простоват.
Он неплохо приправлен всяческими нюансами – типа пяти показателей персонажей, требующих поддержания на должном уровне, чтобы не проиграть, или еженощными мародёрскими набегами на ваше жилище, усиливающих кризисность игры – но всё это сделано прежде всего для атмосферы и натянуто на самый простой каркас. Что заслуживает внимания, так это «Книга скриптов» – это такое очевидно напрашивающееся решение для игр, в которых важен антураж, что непонятно почему его раньше не реализовывали авторы настолок. Интересно, что в скриптах есть как просто художественные зарисовки, для эффектности и красоты повествования, так и весьма оргинальные события, типа нахождения пса, которого можно взять с собой в убежище в качестве охранника входной двери.
Если игрок в какои-нибудь Аркхэме получает удовольствие от истории, складывающейся на протяжении партии, то с подобной механикой книги-игры, внедрённой в процесс, впечатлений можно получить ещё больше. По сути, параграфы с выборами в этой книге – это такие же карточки из условной колоды событий, только заключённые в сборник, что позволяет создать куда большее их количество. А электронное приложение может расширить их набор безгранично. В прототипе, скриптов реализовано очень мало – они вообще находятся на нескольких распечатанных А4 листах, в количестве некольких штук под каждое события – просто чтобы можно было понять как это работает.
Ладно, подведу-ка итог своим впечатлениям: This War of Mine – стандартное америтреш приключение с нестандартным антуражем, необычностью которого и завлекает. Причём мякоть игры состоит не только из него – всё время, пока писал текст, пытался найти слова для определения хорошего треша и посредственного. Постоянно всплывали воспоминания об игре Galaxy Scouts, обзор на которую выкладывал когда-то на «Настолкомании» и которая жутко не понравилась, запечатлевшись в памяти чуть ли не в качестве эталона «как делать не надо». Ярчайший представитель пустышек, где бросок кубика – это альфа и омега процесса.
Другое дело Arkham Horror – то же кубикобросательство, но с осознанными и порой важными выборами игроков, возможностями действовать по-разному и прийти к успеху. Пусть даже это видимость и за фразой «лезвие ножа рассекло чёрную кожу на груди монстра» скрывается значение 3-5 на десятиграннике, а за «клинок вонзился глубоко в плоть, достав до самого сердца» стоит 10 – ощущение влияния на процесс имеется, ведь в добротной игре всегда можно выбирать хотя бы между «а» и «б», и повествование пойдёт чуть-чуть по иному пути.
В хороших настолках этого жанра есть собственно игровая часть, механика и решения, в плохих – бессмысленные броски кубов. This War of Mine предлагает первое, её захочется пройти не один раз, просто чтобы посмотреть, что ещё может скрываться за углом супермаркета и узнать, сумеете ли вы продержаться на одной пачке мяса и солёном огурце несколько дней, без сигарет и кофе.
Не люблю давать оценки америтрешу, так как не большой поклонник и всегда найду в механической части изъяны, вот и тут оставлю вас наедине с проблемой выбора – брать или не брать. This War of Mine – это оригинальная смесь из приключенческой игр с книгой, прочитать которую за один присест не получится.
Зачем в это играть?
Думаю, This War of Mine придётся по душе любителям приключенческого америтреша, типа Arkham Horror, Fortune and Glory, Eldritch Horror и Dead of Winter (именно на последнюю пациент похож больше всего по концепции). Единственные опасения оставляет неигровая тема настолки. Хотя популярность компьютерного аналога говорит, что поклонников у сурового бытия немало.
Если вы играете ради истории, а не механики, то TWoM может даже сильно понравиться, ибо авторы попытались сделать упор именно на неё. Только вот всё на английском и текста будет просто до фига, особенно в книге скриптов, так что если с этим у вас проблемы – локализаторов надо трясти.
Честно говоря, жду комментариев от игравших со мной людей, чтобы они дополнили, подтвердили или опровергли вышесказанное, так как оно всё первовпечатлительное. Объективности ради то есть. Свою оценку 7,5 рассматриваю как высокую, ибо терпеть не могу кооперативы =) Мне просто интересно посмотреть на новые события и встречи, а так же, наконец таки, запастись самогоном впрок.
Не знаю как Вы, но лично я давным давно мечтаю о крутой настольной игре на тему рок-музыки Поэтому новость о выходе Rock Stage воспринял с большим энтузиазмом, и вот наконец игра у меня в руках, а обзор на канале. Получилось ли у авторов игры передать драйв и энергетику самого живого музыкального стиля? Смотрите об..