Второй день Игрокона для нас оказался очень быстрым и скоротечным. Официально фестиваль закрывается только в 8 вечера, а мы вынуждены были покинуть его уже в 3 часа дня, чтобы успеть на поезд. Поэтому на Игроконе получилось провести лишь 4 часа, за которые хотелось многое успеть.
С самого утра мне было интересно, выстроится ли перед входом в Центральный дом художника очередь, как и перед первым открытием Игрокона, или же крыльцо будет пустовать. Когда мы подошли к ЦДХ примерно в 10:45, людей почти не было. Но очень скоро образовалась небольшая толпа, которая затем переросла в полноценную очередь, вполне способную посоперничать со вчерашней. Люди шли, а это самое главное! Пока очередь постепенно продвигалась ко входу, мы с Михаилом Парийчуком успели взять интервью у Александра Булгакова, которое вскоре появится на сайте в аудиоформате.
Очередь вновь присутствует
Гостей встречает героиня из Берсерка
Вчерашним вечером я договорился с Димой Павловым посмотреть с самого утра Терра Мистику. Однако вечером, трезво оценив положение вещей я понял, что тратить на освоение игры час-полтора из четырех часов на фестивале жалко. Поэтому мы отправились на авторскую игротеку знакомиться с новыми проектами. Михаил Парийчук стал смотреть новую игру Юрия Ямщикова под названием Москва, а мы с Максимом Гнеушевым и его супругой Евгенией уселись за столик с табличкой Часодеи. Расколотый замок.
Тестировочный стол
Часодеи — это игра по одноименной серии книг, рассчитанной на детей младшего подросткового возраста. По сюжету игры несколько персонажей попадают в заколдованный особняк, где им нужно настроить множество часов. Как только это произойдет, откроется вход в главное помещение, где лежит какой-то важный артефакт. Если игрокам удастся его добыть, это означает победу (игра кооперативная, выигрывают все сразу). Есть и более печальный исход, если закончится счетчик врагов, партия оканчивается проигрышем.
Игровое поле и фишки из полимерной глины
В свой ход тут нужно бросить кубик, после чего можно пойти на столько клеток, сколько на нем выпало. Выброшенные на кубике тратятся также на "настройку часов" (выполняется автоматически) и на сражения с монстрами (бросается шестигранник, 1-3 — неудача, 4-6 — победа). Еще перед началом хода каждого игрока вскрывается карта из колоды событий и применяется ее эффект, плюс у каждого персонажа есть три особых свойства. Мой, например, мог раз в ход получать +2 к кубику в бою и меняться местами с другими персонажами.
Три свойства персонажа
Как мне кажется, перед нами тот случай, когда игра играет игроками. Никаких решений тут принимать не надо, знай топай к ближайшим часам по кратчайшему маршруту, да кидай кубик, если случилась встреча с монстром. Победа или поражение определяется исключительно случайностью, если на кубиках везет, ты найдешь искомый артефакт. Если нет, партия будет проиграна.
Компоненты у прототипа красивые
Разработчики ориентируются на детей, да еще и на поклонников определенной книжкой серии. Как игрушка для фанатов, Часодеи, возможно кому-то и понравятся. Но с точки зрения игрока хотя бы с небольшим опытом, это банальный кинь-двинь. Разработчики заслуживают поощрения за качественные иллюстрации, хороший прототип игры и прекрасные самодельные фигурки из полимерной глины, но основная механика в проекте, увы, безнадежно устарела. На мой субъективный взгляд проекту требуется кардинальная переработка.
Следом я очень хотел посмотреть на покоряющих Сибирь казаков, но Юра Ямщиков был занят, так что мы примкнули к Нюсечке, которая как раз угнездилась за соседним столиком с игрой Кеплер.
Толком и не сфотографировал, так увлёкся игрой…
Кеплер – карточная игра в научно-фантастическом сеттинге про освоение несколькими фракциями какой-то неведомой планеты. Каждый игрок располагает планшетом, где отмечаются ресурсы и повреждения, а также картами в руке. Особенность игры заключается в вариативности розыгрыша карт. Каждую можно сыграть двумя способами, либо построить (выложить на стол), либо скинуть в отбой за ресурсы. Первый вариант требует оплаты, но зато затем карта приносит понемногу ресурсов в начале каждого хода, да еще затем можно использовать особое свойство карты. Второй не требует затрат и обеспечивает разовый ощутимый приток ресурсов. Ресурсы здесь — это хлеб, патроны и стройматериалы. За первый и третий строятся здания, патроны нужны для атак на других игроков. Нападения весьма условны, разыгрываются автоматически, со 100% гарантией, приносят победные очки и отнимают у противника жизни.
Пара карт. Сверху справа постоянный доход, снизу слева — разовый.
По центру снизу стоимость строительства, справа внизу — победные очки.
В центре карты свойство, срабатывающее при активации.
Игрушка интересна своей вариабельностью, реиграбельностью и тем, что в принципе, она уже готова к изданию. Несмотря на достаточно высокий уровень сложности, мы с ходу в ней разобрались и принялись успешно играть (за что спасибо демонстратору Надежде). Тут есть нечто общее с New Era и 51st State, но, в принципе, перед нами самобытный оригинальный проект, который, возможно, способен составить конкуренцию уже упомянутым играм, а также Race for the Galaxy. И это определенно лучший проект из тех, что я увидел на этом Игроконе.
Первый слайд презентации
После краткого знакомства с двумя проектами настало время выступления Николая Пегасова. Ему была отведена роль в течение часа рассказать об итогах работы Мира Хобби в 2014 году и о планах на 2015 год, в том числе, сделать анонс 5 новых игр. Все это проходило в изолированном помещении на втором этаже ЦДХ в зале с микрофонами и телевизором, где Николай демонстрировал слайды.
Из выступления Пегасова мы узнали, что в следующем году МХ планирует выпустить более 70 игр и дополнений (в 2014 году — более 60). Многие игрушки выходят уже не только на русском, но и издаются за рубежом. Всего зарубежные продажи составляют порядка 10% от общего объема продаж МХ.
Николай готов к выступлению
Наиболее успешным проектом стала World of Tanks: Rush, изданная на 10 языках. К ней только-только выпустили дополнение Второй фронт, где появились британские войска и новая техника для уже представленных фракций, и весьма вероятно появление второго дополнения с еще одной новой стороной конфликта — Японией. Также Николай озвучил 5 проектов, которые будут изданы Миром Хобби в ближайшее время: Cut the Rope, Москва-Париж, Эльфийский сад, Метро 2033. Карточная игра и дополнение к Голливуду. Отмечу, что анонсы касались исключительно собственных проектов Мира Хобби, про локализации не было сказано не слова.
После выступления Николай ответил на несколько вопросов, а затем настал через встречи с блоггерами. Во главу стола усадили Александра Булгакова, Алексея Зуйкова и вашего покорного слугу, и в течение часа у нас был сеанс живого общения с аудиторией. Правда, пока шли подготовительные мероприятия я успел перекинуться в Окошки с человеком, без которого этой игры бы не было, с Алексеем Юшиным.
Первая треть встречи была посвящена обсуждению троллей и эльфов на Тесере, редакционной политике Александра Булгакова и дальнейшим планам по развитию интернет-энциклопедии. Алексей Зуйков рассказывал как тяжело ему даются ролики и как много усилий нужно прикладывать, чтобы снять очередной обзор.
Затронули тему негативных обзоров, к которой у каждого оказалось своё отношение. Тот же Алексей не делает видео об играх, которые ему не понравились, просто потому что на это жалко усилий и времени. Я, как известно, пишу обо всех играх, и хороших и плохих, но если мне что-то не понравилось, всегда стараюсь объяснить почему именно. Александр Булгаков придерживается мнения, что все обзоры хороши, и позитивные и негативные, потому что для издателя на пользу идут любые упоминания игры.
Обсудили посещаемость трёх наших проектов. Тут, понятное дело, на первом месте Тесера, где за 4 года количество посетителей возросло с 500 до 4000 человек в сутки. Неплохо идут дела у Алексея Зуйкова, число подписчиков у которого перевалило за 2000 человек. Boardgamer.ru же идёт в кильватере, уже второй год по естественным причинам наблюдается отток посещаемости, когда-то пиковые значения достигали 4000 человек в сутки, сейчас это 2500 посетителей.
Также мы отвечали на вопросы зрителей из зала. Поговорили о популярных сеттингах и сращивании картонных и цифровых форматов, обменялись мнениями о новых издателях и самобытных разработках и путём поднятия рук определили, что почти все зрители смотрят ролики Алексея и заходят на Тесеру, а вот наши с Вадимом Ларкиным и Михаилом Парийчуком подкасты случают заметно меньше людей. Подробно о выступлениях рассказывать не буду, так как практически всё выступление заснято на видео и скоро будет опубликовано.
Встреча несколько затянулась и чуть-чуть выбила нас из графика. В пять часов нам надо было садиться на поезд, так что уже в три дня Игрокон предстояло покинуть. Минут за 10 я ещё раз оббежал выставку, попрощался с теми, кого успел встретить, получил экземпляры нескольких игр и… даже не смог снять прощальную фотографию, потому что в телефоне кончилась память пока записывалось наше выступление.
Лабиринт зеркал
Уходить было очень обидно, ведь Игрокон продолжался без нас целых 5 часов! Но мы тоже не теряли времени. Уже в поезде разложили Лабиринт зеркал Юрия Ямщиков и Надежды Пенкрат, в который успели отыграть дважды, по простым и по усложнённым правилам. Также в поезде с удовольствием сыграли три партии в Зомби кубики. Мне невероятно везло на кубах (наверное, впервые в жизни), так что остальных мертвяков удалось уделать буквально одной левой. Ещё мы сыграли пару партий в карточного "козла", а потом наступило время Находки для шпиона.
Лучшая игрушка Игрокона
В Находку мы сыграли бесчисленное количество раз. Этой игре был посвящён весь вечер, а утром мы привели себя в порядок и снова принялись раздавать карты. Игрушка получилась шикарная, замечательная, крайне увлекательная. Правда, нас было всего четверо, но даже столь малым составом она идёт "на ура", хотя у шпиона довольно велик шанс попаться на первом же вопросе. Не уверен, это из-за малого опыта или малого количества игроков, но шпиону у нас удалось победить лишь 2 или 3 раза (а реально мы отыграли не менее 15 раздач). Но на самом деле Находка – это как раз тот случай, когда неважно, кто побеждает, потому что основное удовольствием приносит собственно игровой процесс.
Второй день Игрокона оказался ожидаемо короче, менее насыщеннее и несколько скомканным по сравнению с первым. Мне определённо не хватило времени и было очень жалко так рано уезжать. Вот бы фестиваль проходил три дня!!!
Самое яркое впечатление второго дня — посетитель с пакетом на голове.
PS: по традиции в ближайшее время появится ещё одна статья об Игроконе, где я уже не буду пересказывать события, а поделюсь общими впечатлениями от фестиваля.
лично мне не понравилась позиция Алексея — не делать негативных отзывов/обзоров. на мой взгляд обзор на то и обзор, чтобы человек со стороны мог понять и решить для себя нужна ему та или иная игра или нет. так что подход Юрия к этому вопросу вызывает отклик. должен быть не пустой флейм, а обоснованное мнение. положительное или отрицательное, но мнение конкретного человека. кстати, как я понял, Алексей делает обзоры для игроведа на заказ и для своего блога. вряд ли на заказ получает только то что ему нравится. в итоге вопрос — не происходит ли тут смешения обзоров и не вызван ли отказ от негатива тем, что завтра придет заказ на обзор по игре от игроведа, а он ее уже поругал…
@Антон
Видео-монтаж требует на порядок больших усилий, чем написание текста, и Алексей говорил, что у него план расписан на 2 месяца вперед. В таких условиях, понятно, что у него выбор — обозреть что-то достойное, или потратить время на фигню. У Юры же, как мне кажется, нет такой двухмесячной очереди того, во что сыграл и что хочется обозреть, поэтому он и может писать и о неудачном опыте игры во что-то.
Согласен. Вообще ребята делают очень много для этого хобби, за что всем им большое спасибо!
@Антон,
Юра Ямщиков уже ниже ответил с чем это связано. Когда на создание одного обзора уходит несколько дней как ни крути приходится выбирать только лучшее. «Два в Кубе» с Игроведом никак не пересекаются и я не очень хочу чтобы они пересекались. Там я делаю видео по работе и беру всё, что есть. Здесь — моё творчество, мои личные переживания и старания. И мне действительно очень жалко тратить уйму времени чтобы снять и смонтировать большой обзор на игру, которая мне не понравилась. Возможно в будущем появится рубрика, в которой я буду давать краткую оценку всем играм, в которые довелось сыграть за месяц\неделю, вот там это будет возможно!
Юр, количество подписчиков у меня перевалило не за 2 тысячи, а уже приближается к шести с половиной! 😉
@Алексей Зуйков
Лёша, но ведь за 2000 перевалило? 🙂
@yushin
На Тесере около 4000, у Юры в лучшие времена тоже было столько. Похоже Алексей всех сделал.
@yushin
Однозначно!))))
@denside
Ну тут стоит учесть, что на Тесере около 4000 посещений в день, а у меня на канале 6500 подписчиков! 😉 Это всё-таки немного разные цифры.
Посещений (визитов) у нас, например, вчера было 7 216 (4 719 уникальных посетителей в сутки, 33 597 просмотров). Около 70 000 уникальных пользователей за август.
Наша статистика без деталей открыта всем и каждому:
http://rating.openstat.ru/site/2098445
Юра, а как впечатления от Лабиринта после партий в поезде?
Только не Надежде, а Наталье :)) а так — здорово, что Кеплер понравился :))
@Юрий Ямщиков вроде как не очень(