Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 874. 9-15 декабря 2024. Брасс. Ланкашир, Партизаны, Flupuzzle и Русские железные дороги в цифре

За отчётную неделю сыграны 7 партий в 6 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них были три новинки – «Брасс. Ланкашир», «Партизаны» и Flipuzzle: 

Брасс: Ланкашир

Партизаны

Русские железные дороги

7 Wonders: Duel

Flipuzzle

Unmatched. Туман над мостовой

Недавно на русском вышли две игры, рассчитанные исключительно на соло-режим: «Ведьмы» и «Партизаны». Они сделаны одним и тем же автором, и по описанию вроде как базируются на схожих механиках и элементах. И там, и там игрок должен проходить некие задания, собирая нужную комбинацию из карт на руках. При этом у всех карт есть по два эффекта: обычный, который можно использовать неоднократно, и мощный, который очень вкусный, но после его применения карта сгорает. И как бы игровой процесс строится на том, что ты постепенно «жжёшь» карты ради мощных эффектов, и должен пройти как можно больше миссий, пока не иссякнет колода.

Было любопытно попробовать обе игрушки, но исходя из тематики первой оказалась «Партизаны». Тут тема близка ко Второй мировой, испанские повстанцы противостоят регулярной армии, и это звучит привлекательнее каких-то там ведьминых проделок в маленьком городке.

Игра, как оказалось, состоит из двух типов карт: большие и маленькие. Большие – это карты игроков, те самые партизаны-сопротивленцы, а также карты заданий-миссий. Маленькие – это карты противников, которые «приделываются» к каждому заданию.

Смысл игры в том, что есть несколько наборов: задание + противники. У каждого задания и каждого противника есть своя сила. Их надо победить, накидывая атаку с карт с руки. Выполнил задание – получаешь очки. Не выполнил – это плохо, два проваленных задания означают поражение в игре. Дело осложняется тем, что некоторые противники имеют приоритет, их надо атаковать в обязательном порядке в первую очередь и только потом можно «бить» задание. Правда, и на картах игрока для таких случаев есть всякие интересные штуки, например, иногда можно просто скинуть какого-нибудь противника в сброс или переложить его на другое задание, чтобы упростить выполнение текущего.

В целом игра довольно проста. Выкладываем на стол карты с руки, выбираем, какой эффект применить, обычный или одноразовый, потом определяемся какое задание выполняем в текущем ходу, и начинаем бить карты противников в этом задании, ну и само задание тоже (чтобы его выполнить, его надо тоже «убить» нужным количеством атаки). Вот и всё.

Правда, за таким незамысловатым процессом определённо скрывается глубина. Во-первых, первая же партия закончилась на пятом ходу. В первом ходу задание провалил, потом выполнил три подряд, потом провалил ещё одно. И на этом партия завершилась поражением. Хотя самих заданий на партию накидывается штук 10, так что 5 – это только середина партии. Рано проиграл.

Проигрыш, скорее всего, обусловлен тем, что мощные эффекты прям жалел использовать. Кажется, они хоть и крутые, но неоправданно дорогие. Терять карту жалко, хотя, очевидно, из двух зол – потеря карты (и даже не одной) или провала задания – нужно выбирать первое.

Во-вторых, в коробке с игрой есть ещё и буклет сценариев. Там, очевидно, сформированы какие-то наборы заданий и соперников и, наверное, с постепенно нарастающей сложностью. Как минимум интересно попробовать, чего там авторы напридумывали.

Вот этим вот «собери карты на нужную сумму» эта игра неуловимо напоминает Friday. Там, правда, чуть иной процесс, да и свойства у карт более другие. И, в целом, Friday, она про прокачку колоды, увеличение мощности карт и постепенный прогресс. В «Партизанах» же всё наоборот, колода не прокачивается, а хиреет. Ни о каком прогрессе речи не идёт, есть только регресс. Но всё равно – идея та же, крутись как хочешь, а нужное количество атак выдай.

А ещё, если подумать, то, что происходит в игре, похоже на… «Доминион» или какой-нибудь другой колодострой. Вот, смотрите, мы разыгрываем карты, набирая с них некий ресурс, чтобы купить карту с рынка (как бы миссии и противники). Только «купленные» таким образом карты не поступают к нам в колоду, а выбывают из игры. И у нас из колоды, опять же, карты выбывают. То есть с каждым ходом в теории шансы накопить нужное количество ресурсов, они тают. То есть вместо постепенного развития наблюдается размеренная деградация.

Не знаю, чего хотел получить от «Партизан», но после первого знакомства не сказать, что игра сильно как-то впечатлила. По крайней мере от той же Friday восторга было явно больше. Но и ругать «Партизан», вроде как, не за что. Игра как игра. И, уж, точно, работает. Будем пробовать ещё. Через 3-5 партий наверняка появятся более определённые мысли.

* * *

Ко второй партии подошёл с мыслью, что не надо жалеть карты. Вот миссий всего 10, а карт повстанцев 12. Значит, примерно по одной за миссию можно жечь. Как-нибудь, да, справимся. И в начале вроде бы всё было неплохо. Да, карты жгутся. Но зато иногда срабатывают свойства, позволяющие набрать новые карты. И даже немного получилось почистить руку от шпионов.

Но буквально через 3 задания как-то карт стало маловато. А потом и вовсе стало не хватать. И возник новый вопрос. Как быть-то? Колода истощается, становится тоньше и слабее, а миссии-то, наоборот, усложняются. Это сперва на столе лежат 4 карты заданий 1 уровня. Потом же выходят задания 2 уровня и даже третьего. И они, вроде как, чуть но сложнее. Защита миссии мощнее. Надо набрать больше атак, чтобы их вынести. А нечем. Тут и первого-то уровня кое-как справляешься с несложными картами миссий и небольшим количеством карт противников. И как только противников становится больше, а миссии делаются толще, начинается пробуксовка.

Вторая партия завершилась после 6 выполненного задания. На тот момент во всей колоде осталось лишь 3 карты, да и то одна из них – шпион. Оставшимися двумя многого не навоюешь, так что пришлось остановиться. При этом выполнено было миссий на 9 очков, а самый худший результат засчитывается до 11… То есть это твёрдая двойка.

Зашёл на BGG. Там, смотрю, популярная тема для обсуждения. Мол игра что-то сложная больно. Как-то не получается показывать хорошие результаты. И есть ответы: играйте с драфтом. Не сдавайте на старте 12 случайных карт повстанцев, а тяните из колоды по две штуки и выбирайте себе одну из них. Так можно составить себе отряд с комбинациями свойств и сильно повысить шансы на победу. Наверное, разок ещё попробую сдать 12 случайных повстанцев, а потом будем пробовать драфт.

Flipuzzle – это 9 карт, содержащих различные головоломки наподобие лабиринтов, из которых надо выбраться. Каждая карта – это отдельная задачка, но всех их объединяет общий принцип. В процессе движения по лабиринту карту постоянно надо вертеть в руках туда-сюда. При движении вверх, она переворачивается вверх, при движении вправо – вправо, и так далее. И из-за этого происходит какой-то взрыв мозга. Вроде всё понятно, но примерно на 5-м ходу ты теряешься.

Из-за того, что всё происходит в уме, надо постоянно помнить, где «находится» твоя фишка. Которая как бы движется по виртуальным координатам. Кстати, о координатах. Если бы сетка была подписана хотя бы как в «Морском бое», это, пожалуй, сильно бы упростило игру. Так можно было бы размышлять в категориях «иду с клетки Г4 на клетку Г3». А без координат приходится просто помнить, что стою на третьей клетке сверху во втором ряду, дальше двигаюсь на клеточку влево. И на очередной такой операции просто теряешься.

Из-за этого кажущиеся несложными лабиринты на деле почему-то оказываются тяжеловатыми. По крайней мере, с первого подхода «пощупал» три задачки из девяти и ни одной с ходу решить не удалось. Более того, одна, про такси, вообще, показалась излишне сложной (потому что в ней координаты как бы есть, но визуально это совсем неочевидно). Вот такая, вот, забава. Назвать это настольной игрой язык не поворачивается, но в целом любопытно. Попробую как-нибудь ещё.

Мы когда-то уже играли в «Брасс. Бирмингем», так что «Брасс. Ланкашир» — это как бы новая игра, но, наверное, настолько же новая, как какой-нибудь свежий Ticket to Ride. Общий принцип тот же, игра на 90% (если не больше) та же самая, но есть какие-то мелкие нюансы. Так и тут. Вроде всё то же самое, строим на поле всякие объекты в городах, да развиваем транспортную систему. Зарабатываем очки и наращиваем доход. Только тут нет дополнительного ресурса – пива.

По сути, перед нами практически классическое евро. Игра, в которой надо сперва качать экономический движок, а потом в какой-то момент переключиться с развития экономики на добычу победных очков. Всё это делается с помощью общего поля с изображением части Англии. На нём есть города, соединённые между собой каналами и железными дорогами. Точнее, это места под ещё непостроенные маршруты (как в той же  Ticket to Ride), которые можно проложить в процессе партии.

В ходе игры игроки будут строить на поле всякие объекты, перекладывая на него жетончики с личного планшета. На этом планшете есть постройки трёх типов. Есть мастерские и порты, они между собой увязаны: нужно строить мастерские, чтобы продавать продукцию, и можно строить порты, куда эту продукцию можно вывозить. Ну и ещё надо проложить маршрут от мастерской к порту. Конечно, есть ещё всякие нюансы, что необязательно иметь порт, можно проложить маршрут к локации, где потребляется (или экспортируется) товар, можно возить товары в чужой порт или наоборот, можно строить повсюду порты, чтобы возили к тебе. Но в целом идея такая: мастерские связаны с портами.

В правой части планшета есть условные «заводы», которые производят продвинутые ресурсы. Базово все строения оплачиваются одним ресурсов – деньгами. Но некоторые, в основном продвинутые здания, требуют ещё угля и железа. И именно их и производят те самые «заводы». Тут тоже есть немало нюансов: уголь доставляется по проложенным маршрутам, а железо «телепортируется» куда надо и без них. Изначально, когда на поле ещё ни одного завода нет, и уголь и железо можно покупать с внешнего рынка, который истощается. Затем, если кто-то строить завод, его ресурсы автоматически продаются на внешний рынок. И это, в целом, хорошо, потому что игрок сразу получает за это деньги, а истощение ресурсов на заводе означает, что завод принесёт дополнительные очки. Но идея такая: заводы дают ресурсы.

Наконец, в центре планшета есть корабли. Они не дают ничего, кроме очков. Это как бы самые крутые постройки в игре. Формально они немного увеличивают доход, но по факту это просто постройка, приносящая максимум очков. Тут всё просто: построил – получи. Главное, скопить достаточно денег и чтобы были уголь и железо.

А ещё игра устроена необычным образом: она как бы заставляет играть две партии подряд. Сперва отыгрывается так называемая «эпоха каналов», когда между городами прокладываются водные маршруты. Затем эта эпоха заканчивается, все построенные маршруты с поля снимаются, заодно снимаются самые простенькие здания, и всё как бы начинается заново. Только теперь маршруты надо строить железнодорожные. Ну и некоторые здания на самом деле остаются на поле, то есть всё начинается не совсем с нуля. Но по факту мы как будто бы на одном поле играем в одну и ту же игру, только дважды и во второй раз чуток меняются правила.

Мы сыграли одну партию на двоих, и пока нельзя сказать, что всё очень понравилось. Честно говоря, отталкивает вот этот подход, что всё тут ради очков. Очки эти довольно ощутимо чувствуются, их уши торчат много откуда и как бы субъективно превышают комфортный уровень. Да и этот подход с двукратной партией тоже не вызывает поддержки. Зато остаётся ещё надежда, что если сыграть составом на троих или лучше на четверых, появится ощущение той самой внутренней экономики, которую формируют непосредственно игроки, прямо на общем поле. Вроде бы «Брасс» ценят именно за это. И, будем надеяться, получится эти ощущения получить!

Отыграли дуэльную партию в «Туман над мостовой». Невидимка против Холмса и Ватсона. Перед началом партии было понимание, что человек-невидимка, вроде как самый слабый боец в этом наборе, но это не остановило от того, чтобы выбрать именно его. В ходе партии вышло так, что Холмс с Ватсоном вместо того, чтобы загонять невидимку в угол и бить его вдвоём, шли в атаку строго по одиночке, как в каком-нибудь боевике, где против главного героя соперники выбегают биться исключительно по одному.

Однако и в такой благоприятной конфигурации драки человек-невидимка всё равно проиграл. Да, смог вынести Ватсона, в надежде, что оставшиеся в колоде соперника карты Ватсона будут просто засорять руку и не позволят эффективно биться. Надежда не оправдалась. И Шерлоку даже не пришлось добивать невидимку. У того кончилась колода, и он загнулся самостоятельно, без посторонней помощи.

Кстати, в середине партии ещё наступило некое провисание, когда у обоих игроков иссякли карты в руках. И ходы состояли из того, что ты тянешь карту из колоды, смотришь, можно ли её как-то удобоваримо применить, а затем либо бьёшь соперника, либо тянешь ещё. Наверное, надо было играть как-то иначе, стараться копить карты в руках, а потом проворачивать какие-то комбинации, но не вышло.

Но в целом всё равно игра приятная. При случае не отказался бы разложить ещё.

Последний сценарий в кампании в 7 Wonders: Duel пройден. В отличие от прочих, он не особо отличается от игры по стандартным правилам, за одним исключением. Тут нельзя выиграть по войне и науке, но есть новый вариант досрочной победы – первым построить 7 чудес. Да, в этом сценарии чудес можно строить больше обычного, и они не распределяются между игроками на старте, а выкладываются в специальную матрицу наподобие обычных карт в раунде, откуда их можно брать в любой момент. По тому же принципу – строй любое доступное чудо из нижнего ряда.

И вводится дополнительное требование. Ценник на каждое следующее чудо растёт на 1 монетку, то есть строительство обходится всё дороже и дороже. Но эти дополнительные монетки можно не платить, если развивать науку. Каждый уникальный научный символ отменяет требование на 1 дополнительную монетку. И ещё тут чуть иначе работает война. Трек стандартный, только жетоны на сброс монет выкладываются лицом вверх, и когда надо сбросить такой жетон, противник не теряет деньги. Вместо этого ты ломаешь ему чудо. Любое на выбор. Оно улетает назад в матрицу чудес, и его снова потом можно строить.

Ход партии оказался довольно уникальным. Как-то так вышло, что уже в первой эпохе сформировался ощутимый дефицит ресурсов. Кое-что из коричневых и серых карт собрать удалось, но из-за чудес соперника их пришлось поскидывать. И только чудом пришла карта второй эпохи, позволяющая покупать продвинутые ресурсы («тряпку» и «бутылку») за монетки. И всё, других источников этих ресурсов не было, только за деньги.

Любопытно оказалось с наукой. По ней хоть и нельзя победить, но в этом сценарии выпал жетон прогресса со скидкой на чудеса, и его как можно скорее удалось купить. Правда, после строительства первого чуда его практически сразу же разрушил соперник. В какой-то момент стало понятно, что по чудесам победа недостижима, и всё свелось к банальной задаче – заработать как можно больше очков. Дела шли неплохо до самого последнего хода, когда у соперника появилось чудо с бесплатным строительством карты из сброса, и оттуда немедленно появилась карточка гильдии, приносящая по 2 очка за каждое построенное чудо. В этом конкретном сценарии она одна принесла 16 очков и полностью переломила ход кампании.

Партия закончилась с небольшим разрывом 61-63, но победа в кампании присуждается с учётом общего счёта и заработанных за все сценарии достижений. И посчитав все-все-все факторы, мы выявили, что итоговый счёт составил 460-456. Вот такие вот итоги. С минимальной разницей победил игрок, у которого в финальном сценарии очков было меньше. А суммарно по итогам всей кампании – чуть больше.

Кампания, повторюсь, шикарная. Всем, кому нравится 7 Wonders: Duel – очень рекомендую. И, возможно, как-нибудь ещё её переиграем, тем более, что в ней, вообще-то, 9 сценариев, а мы отыграли только 7. Ещё 2 каких-то уникальных сценария ещё только предстоит открыть!

А ещё на этой неделе состоялась уникальная партия в «Российские железные дороги». Уникальна она тем, что до этого наворачивал их в соло, а тут – с живым человеком. Правда, не вживую, в онлайне, на сайте Board Game Arena.

Вроде как это была ненастоящая партия, без стола, без картона и даже соперника не видел. Но ощущения от неё совершенно настоящие. Это уж, точно ничем не хуже, чем ворочать картонки за столом в одно лицо. Раньше даже как-то и мыслей не было насчёт того, засчитывать ли в статистику партии, сыгранные по сети. Как-то казалось, что это всё ненастоящее, не всерьёз. А теперь, кажется, что всё было взаправду. По крайней мере на вопрос, что считать настоящей настольной игрой, соло-режим с картонными компонентами или игру с другими людьми, но в цифре, дать однозначный ответ в пользу первого варианта рука не поднимается.

Заодно, кстати, выяснился забавный момент. Когда играл в соло, всегда выставлял стартовые чёрные «рельсинки» на нулевые позиции, откуда они начинали движение по всем трём трекам. А, оказывается, в начале партии они должны стоять на «единичках». Представляете?! Это же почти как начать партию в «Агриколу» без одного мипла!

6 комментариев

  1. Random_Phobosis

    Юра, по твоей наводке я недавно глянул After the Virus. Втянулся и с огромным удовольствием (и потением) всю прошёл.
    Спасибо, что ты про неё в своё время так много писал! Игра — огнина.

  2. Александра

    Спасибо за дневники кампании в 7 чудес Дуэль. Интересно, для новых чудес с Властелином колец тоже токое будет?

  3. hk

    @Александра

    Шансов на появление кампании не так много. Дуэльным чудесам почти 10 лет, и, вот, какой-то энтузиаст делает прекрасную неофициальную кампанию.

    Несколько лет спустя выходит другая похожая игра. Будет ли этот человек переделывать свою кампанию под неё? Или, может, кто-то из фанатов Толкина придумает что- то еще? Возможно, но сколько этого придется ждать — неизвестно.

  4. hk

    @ Random_Phobosis

    В After the Virus базу прошел или доп тоже? В соло или многопользовательском режиме? Много подходов сделал, часто умирал?

  5. Назарчик

    Здорово, что Юрий, наконец открыл для себя БГА! Интересно если будут почаще появляться отчеты о сыгранных там играх! Отлично, что пришли, к выводу, что такие партии вполне, можно засчитывать как обычные. Главное полностью не заменять онлайном, картон. Но круто, что там можно попробовать какие то игры, которые давно хотел или тяжело найти у нас в России, а главное можно найти игроков для игры, в которую не с кем поиграть в живую. Ну и отдельный момент, что можно упороться в какую то определенную игру, и стать типо лучшим в мире по ней))

  6. Random_Phobosis

    @hk
    Я прошёл всё в соло, базу и доп.
    Доп, честно говоря, понравился мне меньше, потому что фиддлинг, новые карты очень ситуационные и в целом кажутся слабоваты учитывая сложность их получения, плюс рандом выхода новых карт очень велик (при всей их ситуационности обычно выходит что-то, что не ложится в страту).

    Пытался и помирал очень много, особенно первые пару миссий, пока пытался понять, как в это вообще играть. Потом полегче пошло.

    Кажется, что в соло очень большое влияние случая, так как нет других игроков, которые могли бы компенсировать периодические ужасно неудачные расклады, которых невозможно избежать. С другой стороны, в соло у меня нет проблем раз за разом рестартовать после «нечестных» поражений, потому что партии очень быстрые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑