За отчётную неделю сыграно 12 партий в 7 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), среди них было две новинки – «Дальние дали» и «Счастливое число»:

Брасс. Ланкашир

Гонка. Жара на трассе

Дальние дали

Осколки бесконечности

Battle Line

Счастливое число

Наследие Юя

Погоняли тут в «Счастливое число» (в оригинале Long Shot: The Dice Game). Это такой интересный представитель настолок – симулятор скачек со ставками, при этом с использованием механики записей маркерами на листочке.

Игрушка состоит из поля с ипподромом, расчерченном на сектора-клеточки, по которым будут бежать фишки лошадей. Они приводятся в движение каждый ход броском двух кубиков: восьмигранника и шестигранника. Восьмигранник показывает какая лошадь движется вперёд, а шестигранник – на сколько клеток она бежит.

Но просто перемещение лошадей – это ещё не весь ход. Ещё игроки могут сделать пометку на личном листочке, где можно сделать ставку на выпавшую лошадь, либо зачеркнуть цифру в мини-игре типа «лото», и если там вычеркнуть ряд или столбец можно получить уникальный бонус.

Выходит всё это весьма азартно. Тут есть ещё механика, что при движении каждой лошади автоматически двигаются ещё какие-то другие, причём игроки могут «прокачивать» эти дополнительные перемещения, обеспечивая преимущество нужным лошадкам. Плюс можно зарабатывать деньги, можно пытаться делать ставки буквально в последний момент и т.п. Процесс игры динамичный, да и завершается она буквально за полчаса: как только к финишу придут 3 лошадки. После этого все подсчитывают заработанные деньги, у кого их больше всего, тот и победил.

В целом всё очень годно, в компании выходит весело. Вспоминается, правда, «На старт! Внимание! Вскачь!» Там, ведь, тоже симулятор скачек, только там всё ещё более азартно: игра в реальном времени, ставки в реальном времени по принципу «кто первый, тот и успел». Так что при прочих равных поиграл бы ещё именно в «На старт! Внимание! Вскачь!». Но и «Счастливое число» тоже оставила хорошие впечатления.

Попробовал «Дальние дали», она же Faraway. Про неё уже немало говорили, и почти все её хвалили, но как-то так вышло, что особого удовольствия вообще не получил. Это же банальное евро нечто на сбор сетов. Только подход чуть нестандартный: мы накидываем на стол карты, на некоторых есть условия начисления очков – за какие-то ресурсы или за карты какого-то цвета, а потом считаем их «от конца к началу». Это всего лишь означает, что первыми картами надо выкладывать те самые «задания», определяющие за какие ресурсы вы будете получать очки, а потом, собственно, уже разыгрывать эти самые ресурсы.

Инновационный подход? Да, инновационный. Значит ли это, что игра получилась огонь и способна завлечь кого угодно? Совершенно нет. Более того, в моих глазах это просто случилось изобретение нового варианта квадратно-гнездового мышления, столь характерного для евроигр.

Ну и есть ещё вопрос насчёт копошения в собственном планшете. Тут каждый собирает свою комбинацию карт, но новые карты мы тащим с общего рынка. И, наверное, в теории есть опция подрезать что-то у соперника, но т.к. за всю игру разыгрывается лишь 8 карт, пожалуй, выгоднее играть не против кого-то, а то, что приносит очки лично тебе.

В общем, игра себе и игра. Вполне обычная. Попробовал, галочку поставил, знакомство состоялось. Повторять, пожалуй, не хотелось бы. Да, «Дальние дали» играется за 15 минут. Но и эти 15 минут можно потратить на что-то более интересное.

«Брасс» разложили на двоих. Вот, кажется, это не самый оптимальный вариант. Недаром изначально он был задуман как настолка на 3-4 игроков. Вдвоём как-то просторно, общая сеть не особо развивается. Хочется больше жизни. Чтобы после тебя ходил не один человек, а несколько. Чтобы, например, построил ты угольную шахту, а до твоего следующего хода весь уголь раз – и потребили. Возможно, стоит попробовать альтернативный дуэльный вариант, который на обороте игрового поля. Там, получается, локаций меньше, так что должно быть потеснее. Да и денег на старте чуть меньше насыпают, а это положительно влияет на сложность. Короче говоря, надо пощупать эту альтернативную дуэль. А потом и станет понятно, надо ли, вообще, раскладывать «Брасс» на двоих.

В «Гонку» сели на пятерых. Использовали модуль с погодой, а ещё базовые улучшения (те, что без шестерёнки). Нового про игру, пожалуй, ничего не сказать. Всё здесь всё так же хорошо. Ходы делаются быстро, машинки мчат, позиции на поле постоянно меняются. Вот, кто-то вырывается вперёд, а кто-то отстаёт, но все понимают, что это не навсегда.

Правда, у нас был один гонщик, который вылетел из поворотов три, кажется, раза. И после третьего шансов наверстать упущенное у него не осталось. Но, зато в первой тройке, борьба была напряжённой и шла буквально до самого финиша.

Battle Line как всегда шикарна. Сложные решения, напряжённые бои – вот это всё есть в каждой партии в обязательном порядке. Особенно если играть в усложнённый вариант: без карт тактики, без десяток и сдавать на руки не по 7 карт, а только по 6. Получается очень классно!

В «Осколки бесконечности» не так давно немало наворачивал в соло-режиме, и была мысль, что игра показала уже всё, что могла и поднадоела. Ан, нет! Если усадить за неё живых людей, то она тоже очень хороша. Играли на троих, в таком формате ждать своего хода особо и не приходится. Всё идёт очень бодро, вот, сходил, поатаковал, чего-то купил, и дальше. Кстати, на троих тут есть альтернативный режим, когда атака не разделяется. Вот, сколько набрал очков атаки – по столько и «влетает» в каждого соперника. Но такой формат пока не пробовали, играли в обычном. И так хорошо.

Кампания в «Наследие Юя» продолжается, за плечами очередной сценарий, четвёртый по счёту. На этот раз снова удалось победить, причём без особых затруднений. Сказывается опыт предыдущих партий. Сперва по максимуму качаем себе колоду, высасывая в неё все карты, до которых получается дотянуться. Затем разбухшая колода даёт зазор во времени, позволяющий начать отбивать атаки врагов, а в промежутках, когда натиск супостатов сходит на нет, остаётся только периодически подкапывать каналы.

Из нововведений – в этот раз сделал упор на хижины. Сперва поставил 2 фермы (на еду и на воина нужного цвета), а после строил только хижины. Это здорово помогло прокачать производство, потому как каждая хижина открывает новый слот под игровым полем, куда можно подсунуть карту из руки. Таким образом удалось обеспечить приток бойцов, которые каждый ход отправлялись атаковать чужеземцев.

Ну и если в прошлые разы были какие-то сложности, тяжёлые ситуации, когда, кажется, всё висит на волосе и вот-вот рухнет, в этой партии всё было довольно спокойно. В какой-то момент в колоде оказались буквально практически все поселенцы. Это позволило в последних ходах таки-жечь карты с рук, получая за это дополнительные ресурсы (опять-таки, в основном воинов).

В общем, вот такой трёхтактный подход: колода поселенцев – сражения с врагами – каналы. И всё щедро сдобренное хижинами и производством разноцветных бойцов. Кажется, это и есть победный рецепт. Попробуем его придерживаться и дальше и посмотрим, что из этого получится.

Да, ещё казалось, что финал кампании уже не за горами, потому как из 7 сценариев сыграна уже половина. Но оказалось, что это не совсем так. Кампания длится до 7 побед или до 7 поражений. Почти как в «Что? Где? Когда?», где игра заканчивается, когда зрители или знатоки набирают 6 очков. Но к этим 6 очкам можно прийти за 6 раундов, а можно за 11. Так и тут, получается, кампания в «Наследии Юя» — это от 7 до 13 сценариев. На текущий момент отыграно 4 сценария, есть 2 победы и 2 поражения. Это означает, что до финала кампании ещё от 5 до 9 партий.

Новых элементов в плане «наследия» всё ещё нет. Есть какие-то мелочи, как то: карточки каналов, которые если и отличаются от старых, то только чуть-чуть. Пара новых карт в колоде поселенцев, они, кажется, чуть сильнее базовых, но в колоде на 30-35 карт это ощущается не сильно. Ну и, наконец-то, закончилась эта эпидемия голода, больше не нужно играть карты продовольствия, чтобы его «пережить».

В общем, посмотрим, как оно будет дальше. Действительно ли удалось нащупать победную стратегию и далее кампания пойдёт по накатанной?

Пятая партия в «Наследие Юя». По итогам прошлой победы появляется небольшое нововведение: крепость у врагов. Механически это выглядит так, что в самом правом слоте чужеземцев лежит сразу две карты, их можно одолеть только одним ударом, т.е. для этого ещё нужно как следует подкопить силёнок. А пока крепость каждый ход наносит урон – выбивает одного воина. Так что со старта уже ощущается усложнение. Правда, за счёт одного из поражений получился неплохой бонус – можно выбрать одну ферму, она как бы построена. Берём на добычу еды!

Несмотря на наличие крепости, принципиально в игре ничего не изменилось. Всё так же сперва поставил пару ферм, потом стал строить хижины. Разве что первой картой на производство поставил создание воинов, чтобы было чем «кормить» крепость в первых ходах. А так – максимально тащил новые карты в колоду и как только стало хватать сил, стал бить чужеземцев.

Вообще, в этой партии было ощущение, что найдена победная стратегия. Ресурсов было завались, большую часть времени на столе словно было бы более половины всего, что есть в коробке: еды, ракушек, дерева и глины. В какой-то момент ракушки и глина даже вычерпались полностью. Ближе к финалу, правда, когда надо было отвлекать людей на строительство последних двух каналов в какой-то момент стало тяжеловато, но тут просто начал жечь карты за дополнительные ресурсы, всё равно колода сильно крутиться уже не будет.

Крепость эту вражескую тоже удалось одолеть. Она, кстати, не выходит из игры насовсем, в следующей партии вновь будет присутствовать, только в полуразрушенном ослабленном варианте. И за счёт этой победы в колоду врагов замешались новые карты, которые не наносят никакого урона сами по себе, но тащат дополнительных врагов. Так что, в следующий раз, видимо, придётся сражаться с большим количеством чужеземцев. Посмотрим, сработает ли победная стратегия в таких условиях.

Ещё одна партия. Снова у соперников есть крепость, только в этот раз ослабленная. Но зато в среди чужеземцев появляются новые враги, которые вместо выбивания карт поселенцев или ресурсов дают добор из колоды врагов. Они кажутся страшными, поэтому в первую очередь концентрируемся именно на них.

В остальном тактика остаётся прежней: тащим себе в колоду как можно больше поселенцев. Сперва строим немного ресурсов, в первую очередь еды, чтобы было за что приобретать новые карточки, а потом начинаем производить цветных воинов, чтобы было чем бить врагов. На первом этапе соперники неприятно выбивают по карте из колоды каждый ход за свою крепость (пусть и ослабленную). Но в целом ситуация контролируемая, никаких серьёзных угроз нет.

Постепенно так всё и идёт: колода хоть и чуть медленнее обычного, но пухнет. Врагов изначально удаётся сдержать, прорывов до 6 карт в ряду нет. Ну и копаем себе каналы, и даже как-то удаётся снести крепость. А как только её не становится, опасаться уже, вообще, нечего. Спокойно достраиваем каналы и побеждаем.

Ещё три победы – и кампания закончится. После этого сценария в колоду соперников добавились ещё карты, которые мощнее обычных. Они выбивают по 2 карты поселенцев за ход, и это безальтернативный эффект, от них нельзя откупиться ресурсами. Посмотрим, достаточно ли такого усложнения будет, чтобы в следующей партии ощущалось хоть какое-то напряжение…

* * *

В следующем сценарии, можно сказать, повезло. В колоде чужеземцев все новые карты замешались в нижнюю часть и стали выходить, только когда экономика уже была достаточно раскачана и готова к любым неожиданностям. Одновременно и не повезло. Если бы эти новые враги появились бы в игре раньше, возможно, было бы как-то интереснее. А так – ну, обычный сценарий.

Всё по накатанной. В начале упор на раскачку колоды и добычу еды, которая для этого нужна. Потом строим ферму с производством цветного воина и далее клепаем хижины. И после каждой тоже начинаем производить солдат, подсовывая под поле карточки, дающие цветных работников.

Никакого вызова не ощущается. Наводнение, когда-то наступавшее буквально на пятки, подстёгивающее и создававшее драму, не ощущается вообще. Каналы строятся, а оно отстаёт от них на 1-2 участка, болтается там где-то вдали. В конце партии, так, вообще, умудрился построить последний канал и уничтожить вообще всех врагов, что были над полем. Чистая победа!

На следующую партию снова появляется усложнение. В колоду врагов замешались ещё карты, теперь это усиленные противники, на борьбу с которыми нужна комбинация из 4 работников. Вот это, вроде бы, по крайней мере посложнее. Лишний работник иногда может решить ситуацию: остаётся на поле дополнительный враг или нет. Но, честно говоря, особой надежды, что игра поменяется с какими-то там 4-5 новыми соперниками нет.

До окончания кампании остаются 2 победы. Возможно, через 2 партии всё и закончится. Кстати, на BGG тоже есть возгласы на тему «что-то слишком легко», и от разработчиков даже есть промо-карта, позволяющая увеличить сложность игры аж 3 способами. Может быть в последней партии надо будет применить эти варианты. А то что-то всё слишком уж просто.