Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 223 — Динозавры, буквы и вирусы. 19-25 марта 2012

За прошедшую неделю я отыграл 9 партий в 4 различные настолки. Среди них были две новинки — Веда-Дино, а также новая настолка от Правильных игрУндервуд.

Веда-Дино – 

Майя – 

Пандемия: On the Brink – 

Ундервуд – 

Веда-Дино. Вторая игра от НИЦ «Сила Природы» — настолка о сражениях динозавров за территорию для 2-4 игроков. В ней у каждого игрока есть 9 динозавров и их место обитания – долина. Цель игры – захватить долины противников или перебить всех вражеских доисторических ящеров. 

Игра состоит из 81 карты, а также листка с правилами. Карты в игре бывают трёх типов: динозавры (местные юниты), события (местные заклинания) и локации. Перед началом игры все карты выкладываются на стол. Отряды динозавров расставляются в открытую по соседству с долинами игроков, а между ними формируется игровое поле из карт событий и локаций – они выкладываются лицом вниз квадратом или прямоугольником (в зависимости от количества игроков). Разработчики предусмотрели различные стартовые раскладки для 2-х, 3-х и 4-х игроков. 

Каждый ход игрок может походить одним из своих динозавров. Дальность его перемещения зависит от скорости ящера (помимо скорости у динозавров имеется и ряд других параметров: атака, защита, боевые спецствойсва, размер, а также деление на классы травоядных и хищников). Карточку, на которой останавливается динозавр, игрок берёт себе в руку, не показывая остальным.

Карточки локаций позволяют создавать на поле благоприятный рельеф. Например, на некоторых участках ваши динозавры могут прятаться – противник не может их там атаковать. Некоторые карты непроходимы для отдельных динозавров. На некоторых динозавры не могут останавливаться.

Карты событий бывают самые разнообразные. Например, можно призвать в бой тираннозавра, который вступает в сражение вместо вашего динозавра; можно сжечь разыгранные противником заросли, в которых спрятались его ящеры; можно родить нового динозавра, взамен убитого; можно заставить вражеского хищника пропустить ход и т.п.

Рано или поздно на одной клетке окажутся два динозавра разных игроков. В этом случае между ними разворачивается сражение. Бой разыгрывается следующим образом: сравниваются исходные данные динозавров – у кого атака превышает защиту противника. После этого игроки могут усилить своих бойцов, сыграв на них полученные ранее карты событий, ввести в бой других своих динозавров, применить их спецсвойства, наконец, сбежать из сражения.

Когда у игроков иссякают возможности или желания продолжать бой, определяются итоги сражения. Побеждает игрок, чья сила оказалась выше, но при этом у него выживает только один динозавр – тот, что вступил в схватку последним. Все остальные ящеры, а также использованные в ходе сражения карты, отправляются в отбой.

Ещё в игре можно захватывать чужие долины. Для этого надо дойти до них своим динозавром, встать на клетку с долиной и простоять там один ход. Хотя сделать это не так-то просто, долины изначально окружены недружественными динозаврами.

Как уже было сказано, победить в игре можно двумя способами: либо перебить всех динозавров противников, либо захватить все вражеские долины.

Веда-Дино мне крайне не понравилась. И сейчас я попробую объяснить почему.

1. Правила игры написаны просто отвратительно. Принцип здесь тот же, что и в Веда-Вселенной: сначала перечисляются игровые компоненты, для каждого вида карт приводятся все возможные эффекты и детальнейшие правила их розыгрыша, а только затем авторы переходят к цели игры и стартовой раскладке. Причём, текст написан крайне плохо. Вот вам пример – самое начало правил, описание карточек динозавров:

Карточки динозавров (36 шт. – по 9 для каждой долины)

На карточках динозавров, помимо изображения и названия самого динозавра, его относительных размеров и принадлежности к определённой долине также обозначены: 1) в левом верхнем углу – иконка, указывающая на его принадлежность к хищникам или травоядным, 2) в правом верхнем углу – шкала ДЛИНА ХОДА (она же СКОРОСТЬ) и шкалы НАПАДЕНИЕ либо ЗАЩИТА, 3) в правом нижнем углу – иконка величины динозавра – чем её цвет темнее, тем размеры динозавра больше.

У динозавров с иконками величины синего и голубого цвета есть специальные навыки: ПРИКРЫТИЕ, СДВИГАНИЕ ПРОТИВНИКА и защита своего с применением карточки УДАР ХВОСТОМ. Динозавр с навыком ПРИКРЫТИЕ как бы прикрывает своих динозавров, усиливая их защиту или нападение (см. Сражение) на один кубик. Динозавр с навыком СДВИГАНИЕ ПРОТИВНИКА (Диплодок, Брахиозавр) один раз за одно сражение может «сдвинуть» (заставить отступить на ближайшую свободную клетку в направлении, откуда произошло нападение) одиночного противника, если тот напал на своего (для Диплодока, Брахиозавра) динозавра. Игрок жестом показывает, что он «сдвигает» противника и отходит Диплодоком или Брахиозавром назад на ближайшую свободную клетку. Если противник применил карточку ГРУППА, ПРИЗЫВ ТИРАННОЗАВРА или в нападении уже участвует более одного динозавра соперника, а также при нападении непосредственно на Диплодока или Брахиозавра, навык СДВИГАНИЕ ПРОТИВНИКА не может быть применён. Навыки «сдвигания» противника и защиты своего с «ударом хвостом» могут быть применены только при запасе хода у Диплодока (Брахиозавра) до клетки, где происходит нападение и только в том случае, если нападают на вас, но никогда, если нападаете вы.

Как вам? Нравится? И учтите, это – первые два абзаца правил. Самые первые два абзаца правил! И остальной текст написан в таком же ключе.

2. Оформление карт – весьма неважное. И это ещё мягко сказано. Красный текст на красном фоне, жёлтый текст на жёлтом фоне, нагромождение несочетающихся элементов – вот, что можно увидеть на картах Веда-Дино. Особенно мне обидно за тексты, которые сливаются с фоном. Ну, вот, как можно было пускать такое в печать? Неужели на карточки вообще никто не смотрел?

3. Самая большая беда игры – скучный, неинтересный игровой процесс. Тотальный рандом с раскладкой, выпадением карт локаций и приходом в руку карт событий. Хаотичные бои, в которых можно потерять любое количество динозавров. Всё это совершенно не располагает к игре.

Пожалуй, единственное, что мне понравилось в Веде-Дино – это силуэт человека, присутствующий на каждой карте динозавра и позволяющий оценить размеры ящера. Всё остальное в этой игре ужасно. И, на мой придирчивый взгляд, её уже ничего не спасёт. Если Веда-Вселенную — предыдущую игру НИЦ «Сила Природы» — ещё можно перевыпустить с более приятным оформлением, то с динозаврами, боюсь, такой номер не пройдёт. И даже крайне низкая цена не может служить оправданием. Играть в это просто невозможно.

Майя на прошлой недели выступила в роли «заманухи», настолки, которую я использовал для знакомства с миром настольных игр знакомой, ранее не игравшей ни во что из настольных игр вообще. 

Дабы сгладить первое впечатление я озвучил не все правила игры – немного упростил работу «ворона». По правилам он запрещает трогать пирамиды, этажи которых обменял предыдущий игрок. А мы играли так: нельзя повторно обменять элементы у этих же двух пирамид. А поменять этажи у одной из них и ещё какой-нибудь другой – можно.

Мы сами подобным образом играли в первые партии в Майя (из-за того, что я поначалу упустил из виду этот нюанс правил). Но практика показала, что в таком виде игра становится проще, доступнее и быстрее. И при этом — не  в ущерб интересности.

Майя со своей задачей справилась. Она произвела хорошее впечатление, а на следующий знакомая позвонила мне и задала вопрос: «Где можно купить вчерашнюю игру?». Кто знает, может быть благодаря этим двум партиям в мире настольных игр появится ещё один адепт 🙂

Первая партия в Пандемию. Играем втроём, с допом – фиолетовой болезнью. В стартовой раздаче у одного из игроков обнаруживается три жёлтые карты. Два хода и два обмена спустя их уже пять. Появляется жёлтое лекарство, и чуть позже мы прощаемся с жёлтой болезнью. Ещё пара ходов и я создаю чёрную вакцину. На следующий ход у нас появляется синяя. Затем – фиолетовая.

Мы уже посмеиваемся над соседним столом, где играют в Пандемию без дополнения, но – заметно менее успешно. И тут вдруг выпадает очередная карта эпидемии. Цепочка вспышек и их маркер добегает до черепа с костями. Увлёкшись вакцинами, мы совершенно забросили тихоокеанский регион, за что и поплатились поражением.

Вторая партия. Играем более аккуратно. Стараемся расправляться с «тройками», не допуская вспышек инфекции. Постепенно копим карты на вакцины. Дело идёт медленно, первое лекарство создаётся где-то в середине партии. Зато потом мы разгоняемся: полностью уничтожаем чёрную болезнь, лечим синюю, красную, фиолетовую… Остаётся создать жёлтую вакцину. И, вот, через пол-мира я лечу в Чикаго, бегу в Майями, забираю там пятую жёлтую карту и пятым действием (играл генералистом) становлюсь в Боготу, где есть лаборатория. Для создания вакцины и победы не хватает одного очка.

Фактически, мы уже победили. Осталось лишь продержаться один круг до моего следующего хода. Стараемся изо всех сил – тянем прогноз, чтобы спастись от возможных аутбрейков. Потом играем тихий вечер, чтобы не заболели новые города. И вот, прямо перед тем, как должен начаться мой ход, из колоды выпадает карта эпидемии. Бац! Бац! И в запасе не остаётся синих кубиков. Поражение. И какое обидное – для победы не хватило одного действия! Эх, была бы у нас карта «Borrowed Time»!

Следующую партию раскладываем уже вдвоём. Я радостно потираю руки. Вдвоём ведь играть проще всего (как мне кажется) – карты делятся только на 2 руки и собрать пять одноцветных куда проще, чем при игре втроём или вчетвером. Только начинаем играть, из колоды игроков выпадает «мутация» — в три города добавляются фиолетовые кубики. Потом фиолетовая карта вскрывается из колоды инфекции. Заболевает ещё один город. А потом снова появляется фиолетовая карта их колоды игроков – и в каждый город с одним фиолетовым кубиком добавляются ещё по два. А потом вдруг заболевает один из таких городов и всё – игра проиграна. Фиолетовых-то кубиков в запасе больше нету. И это всего лишь 3-4-й ход! Собираемся с силами и раскладываем игру заново. И снова через несколько ходов погибаем из-за фиолетовых кубиков. На этот раз  — из-за вспышки инфекции.

Фиолетовые аутбрейки, конечно, это очень страшно. Хотя когда играешь, почему-то об этом не думаешь. А ведь кубиков пятой болезни в игре всего 12. А один аутбрейк – это 4-5 штук. Почти половина. Поэтому фиолетовые тройки надо лечить как можно раньше и как можно скорее. Иначе финал будет таким же плачевным, как у нас: за один вечер человечество погибло четыре раза подряд.

Ундервуд – это «карточный эрудит» от Правильных игр. Игра представляет собой колоду из 102 карт с буквами и «заданиями» и поставляется в стандартной «пенальной» коробке ПИ. Суть весьма проста: у игроков на руках есть карты с буквами, на столе имеется общий «пул» и каждый ход надо собирать слова. Все буквы имеют ценность в очках, так что стараться надо придумать такое слово, которое принесёт тебе как можно больше очков. Партия идёт до тех пор, пока кто-нибудь не избавится от своих карт. После этого все подсчитывают очки за собранные слова, а остальным игрокам ещё начисляются штрафы за карты, оставшиеся на руках. По договорённости можно играть несколько партий подряд, пока кто-нибудь не наберёт, скажем, 100 очков. Вот вам всё описание игры в один абзац.

А теперь посмотрим на Ундервуд подробнее.

Начнём с карт. Они делятся на три типа: буквы, «задания» и «ундервуды». В основном колода состоит из букв. На таких картах в центре крупным шрифтом напечатана буква. На манер обычных игровых карт она же продублирована в левом верхнем и правом нижнем углах (как масть и достоинство). Там же, в углах, обозначена ценность буквы в очках. В левом нижнем углу имеется ещё одна цифра – она указывает на количество таких букв в колоде.

Чем «проще» буква, тем меньше она приносит очков и тем больше таких букв есть в игре. Например, «А» присутствует в 8 экземплярах, но каждая такая буква приносит лишь 1 очко. А, вот, твёрдый знак, например, всего один, но зато за него сразу начисляется 10 очков.

В колоде также присутствуют карты «Ундервуд». Это, суть, джокеры – каждую такую карту можно использовать вместо любой буквы. Например, если у вас на руках есть «Ундервуд» и буквы «А», «У» и «К», вы можете составить из них слово «РУКА».

Третий тип карт – это задания. Это карты, содержащие различные условия, выполнение которых позволяет заработать дополнительные очки. Например, есть карта «если ваше слово обозначает животного, очки за него утраиваются». Её можно сыграть если вы, например, составили слово «ВОЛК». Задания-условия бывают разные: «удваиваются очки за согласные в слове», «удваиваются очки, если все буквы в слове – разные» и т.п.

Партия начинается с того, что каждый игрок получает на руки по 7 карт. Оставшаяся колода кладётся в центр стола, верхняя карта с неё переворачивается и выкладывается рядом. В ходе игры рядом с колодой будут появляются новые карты. Это так называемая «лента» — общий запас букв, которые могут использовать все игроки.

Ход игрока в Ундервуде состоит из нескольких фаз. Во-первых, в начале хода надо набрать из колоды 3 карты. Во-вторых, можно сбросить в отбой любое количество карт условий и набрать столько же новых карт (и если пришли карты условий – снова их сбросить и набрать новые карты, и так пока не придут буквы). В-третьих, затем можно составить одно слово и выложить его перед собой. В-четвёртых, в конце хода надо сбросить одну букву в ленту.

Составлять слова можно как из собственных букв, так и из тех, что лежат в ленте. Но тут есть подвох: карты в ленте выкладываются в ряд и, если ты берёшь оттуда букву, ты автоматически получаешь также все карты, выложенные справа от неё (т.е. те карты, что были выложены позже этой буквы). Так что тут надо быть осторожным: например, если у кого-то на руках осталось мало карт, получить несколько букв на руки из ленты будет не самой лучшей идеей, ведь за оставшиеся на руках карты начисляются штрафные очки.

Из ленты можно брать любое количество букв, но хотя бы одну карту в слове надо сыграть из руки игрока. Составить слово только из ленты нельзя.

Партия длится до тех пор, пока кто-нибудь не избавится от всех своих букв. Если в конце хода у игрока на руках не осталось карт (или остались – но только карты заданий), партия завершается. Все игроки подсчитывают заработанные очки, которые начисляются за сыгранные слова. Те, у кого на руках остались буквы или «Ундервуды» получают штрафы – стоимость каждой буквы вычитается из заработанных очков игрока. Каждый оставшийся на руках «Ундервуд» оценивается в -5 очков. Теоретически кто-то даже может уйти «в минус».

Ундервуд – это очень простая и понятная игра. Достаточно привести такой пример – я безо всяких сложностей смог взять и сходу разложить её с родителями (а они у меня вообще не играют в настолки). К тому же она, на мой взгляд, близка к традиционным играм, и уж тем более понятна тому, кто хоть раз в жизни видел Эрудит или Скраббл. Задача игрока тут проста и очевидна: собирай слова, да старайся задействовать самые «ценные» буквы. И партия длится недолго, минут 10-15. И даже если играть серию игр до определённого количества очков, это вряд ли займёт больше 30-45 минут.

Не могу не отпустить пару критических замечаний. Во-первых, в моём экземпляре на картах гуляет цвет фона (от светло-светло коричневого, до просто светло коричневого). Это совершенно ни на что не влияет, лишь наталкивает на мысль о том, что тираж печатался в России. 

Во-вторых, мы снова видим в игре правило, знакомое ещё по Зельеварению – игрок набирает новые карты в начале своего хода, тогда как логичнее было бы брать их в конце предыдущего хода (чтобы до своего нового хода успеть придумать, как же ими распорядиться). Мы, например, давно так и играем в Практикум. Точно такой же вариант реализован в Kingdom Builder. А тут, почему-то, опять надо брать 3 буквы в начале хода и заставлять товарищей ждать пока ты на них смотришь и думаешь, какие из них можно составить слова. Впрочем, это всё легко правится, уже во второй партии мы брали эти три карты заранее, в конце очередного хода (разумеется, помня о правиле, что если у тебя после выкладывания слова не осталось буква – партия заканчивается).

Ундервуд оставила у меня приятные впечатления. Конечно, это игра не для меня, слишком уж она проста и казуальна, но она – работает и вполне подойдёт для новичков, а также для тех, кто вообще не интересуется настолками, но готов сыграть партию-другую в пати-гейм. 

PS: возможно это особенность нашей конкретной компании, но из карт Ундервуда так и тянет выложить какое-нибудь забавное слово или фразу. Возможно, даже, не очень цензурную! 🙂

2 комментария

  1. ZoRDoK

    Динозавры — фарш. 

  2. Durin

    А мы с сыном в «Дино» с большим удовольствием играем. Никакой скуки. И оформление карт как минимум не напрягает. Соглашусь только с тем, что правила написаны ужасно. И никаких разъяснений по ним найти не удается. Приходится постоянно вчитываться в текст, пытаясь понять мысль автора, а иногда и додумывать за него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑