За отчётную неделю сыграно 6 партий в 3 разные настолки. Среди них были две новинки, Airlines Europe и Tsuro:
Saboteur –
Tsuro –
На игротеку я взял две коробки, Tsuro и Airlines Europe, намереваясь освоить обе игры. Tsuro выглядела попроще, да и надпись «20 минут на партию» на коробке гарантировала быстрое освоение игрушки. Прослышав про какие-то неточности в русском переводе правил, я заранее ознакомился с оригинальным английским текстом. На вид – ничего сложного, и по объёму там буквально один листок.
Итак, Цуро – абстрактная игра для 2-7 человек, которая разворачивается на поле размером 6х6 клеток. В комплект игры помимо поля входят 7 фишек (по одной на игрока), а также 35 тайлов с изображением дорог.
Партия начинается с того, что игроки выставляют свои фишки по периметру игрового поля рядом с нарисованными «началами путей». Затем каждый игрок получает по 3 тайла дорог, остальные формируют колоду. Всё, можно начинать.
В свой ход игрок должен выложить на поле перед своей фишкой один тайл с руки. После этого его фишка перемещается вперёд по «продлённой дороге». Если рядом стояли фишки других игроков, они также двигаются вперёд. После этого игрок добирает из колоды новый тайл и право хода передаётся следующему участнику игры. Задача игрока – остаться на поле последним.
Выбыть из игры довольно просто, достаточно, чтобы твоя фишка ушла за пределы поля, либо столкнулась с фишкой любого другого игрока (в этом случае они обе выбывают из игры). Выполнять эту задачу нужно двумя способами. Во-первых, аккуратно подкладывать себе тайлы, чтобы не выпихнуть свою фишку за поле самостоятельно. Во-вторых, при встречах с противниками класть такие тайлы, чтобы ваша фишка двигалась как задумано, а противник убегал с поля.
Плюс ещё нужно принимать во внимание, что начинают игроки партию с разных уголков поля и поначалу каждый «отстраивает» свой сектор путей, но потом дороги соединяются и тут-то можно воспользоваться отрезком, который построил противник. Или, наоборот, нужно его избегать, потому что чужие дорогие ведут исключительно к поражению.
Имея на руках три тайла всегда можно выбрать что именно выложить на поле и как построить свой путь. Но реально в начале партии можно играть буквально что угодно, лишь бы не выйти за поле первым же ходом. И только когда между фишками начинаются коллизии, когда между игроками остаётся 1-2 свободные клетки, тогда все начинают задумываться, вертеть перед собой тайлы и прикидывать, как же их выгоднее разместить на поле.
Мы отыграли в Tsuro три раза и все остались весьма довольны игрой. Она реально простая, но назвать её интуитивной нельзя, скорее – интуитивно понятной. С одной стороны перед нами абстракция, какие-то фишки и тайлы, а с другой – вполне реальная жизненная ситуация, доступная для понимания каждому: люди бредут по дорогам и не должны выходить за пределы чётко очерченного периметра. И правила и цель игры схватываются на лету, поэтому за Цуро можно смело сажать кого угодно, хоть дошкольника, хоть его дедушку.
С точки зрения набора компонентов тоже никаких сложностей. Поле, фишки, да картонные квадратики с рисунками путей, и нигде никакого текста. Для фишек, кстати, использованы те же модели, что и в Камисадо, только в Цуро они меньше раз в 5 где-то. Небольшие претензии есть к тайлам путей. Они немного не до конца были выдавлены, из-за чего когда мы выламывали их из форм кое-где надорвались края. Но это мелкая претензия, в конце концов никто не мешал воспользоваться канцелярским ножом и аккуратно прорезать бумагу в нужных местах. Плюс ещё субъективно у некоторых тайлов фон немного гуляет, где-то он чуть темнее, где-то чуть светлее. Зато в игре нет никакого текста, только правила прочитать надо разок и всё. На четвёрочку с минусом компоненты по пятибалльной шкале.
Большой плюс Цуро – в неё можно играть практически любым составом, от 2 до 7 человек, то есть она может выступать как в роли дуэльной, так и компанейской настолки. Мы отыграли все три партии расширенным составом от 5 до 7 человек, и эти игры прошли довольно бодро. Правда, чем больше в игре людей, тем выше вероятность, что вы можете проиграть из-за «фактора хаоса», когда после вас действуют ещё несколько игроков, и ситуация поле меняется до неузнаваемости, а вы ничего не можете с этим поделать. Но короткое время партии и общая идея игры — создание путей коллективным разумом затмевают весь хаос, компанией в Цуро интересно и весело играть, а это самое главное.
А вот Цуро на двоих — это прискорбно. Вдвоём это совсем другая игра. Это пустое поле, по которому бродят две фишки, практически никогда не сталкиваясь друг с другом. Игроки рисуют карточками узоры из путей, занимаясь этим полностью автономно друг от друга. Получается какой-то пасьянс, однопользовательская игра, по случайному стечению обстоятельств проходящая на общем поле. Никакого взаимодействия, никакой интриги. Унылый старт, никакая середина и быстрая и неинтересная развязка. Вдвоём лучше сесть во что-нибудь другое. А я, было, надеялся, что это будет быть реально умная дуэльная игра, где надо продумывать свои действия на несколько ходов вперёд. Самое интересное в игре — это когда фишки разных игроков сближаются и каждый ход может оказать влияние ещё и на соседа. Вот только возникают такие ситуации только после середины партии и разрешаются практически мгновенно.
Игра действительно длится порядка 20 минут, как и заявлено на коробке. Если играть большим составом, каждый игрок успевает сделать буквально 3-4 хода и партия заканчивается, так что перед нами по сути хороший, но плохо масштабируемый филлер.
За последний год у Звезды вышло две абстракции в восточной стилистике, это Камисадо и Цуро. Cравнивая их между собой, нельзя не отметить, что Камисадо более сложная и тяжёлая игра (например, я считаю, что она категорически не для девочек), а Цуро – более доступная, весёлая, но всё-таки, менее умная и менее интересная. Кому её можно рекомендовать? Скорее не серьёзным игрокам, а пати-геймерам, почитателям Саботёра и прочих несложных настолок, потому что садиться за Цуро стоит только ради фана и — хотя бы вчетвером или впятером.
После неудачной попытки освоить Airlines Europe на ходу две недели назад, я заранее ознакомился с правилами и теперь бодро вводил игроков в курс дела. За стол мы уселись максимальным составом, впятером, и отыграли партию целиком, от и до.
Airlines Europe – семейное экономическое евро от Алана Муна, известного своей «паровозной» серией игр Ticket to Ride. Его игра Airlines Europe перекликается с Ticket to Ride: Europe, их действие разворачивается на карте Европы, и там и там в ход идут транспортные средства (поезда и самолёты), а в ходе партии игроки строят маршруты между городами. Но это сходство – лишь внешнее, если копнуть вглубь, это совершенно разные игры.
Итак, Airlines Europe, игрушка про развитие европейских авиакомпаний. Она рассчитана на 2-5 игроков, время партия составляет чуть больше часа. В комплекте игры – поле с картой Европы, много-много пластиковых самолётиков, бумажные деньги, разноцветные карты авиакомпаний, а также жетоны победных очков. В ходе игры здесь нужно вкладывать деньги в различные авиакомпании и зарабатывать победные очки, собирая акции самых развитых авиаперевозчиков.
В начале партии на стол выкладывается поле, рядом с ним размещаются кучки разноцветных самолётов, из колоды акций в открытую выкладывается пять карт. Ещё по две таких карты получают и выкладывают перед собой игроки, каждому из которых также достаётся стартовый капитал в размере 8 местных условных единиц. Затем хитрым образом формируется игровая колода акций – в её начало, середину и конец помещаются специальные карты подсчёта очков, при вскрытии которых игрокам будут начисляться очки. Произойдёт это по числу карт – три раза за партию (которая завершается сразу после третьего подсчёта очков).
На игровом поле присутствуют изображения городов, связанных между собой маршрутами. На каждом маршруте есть от 1 до 3 мест для пластиковых самолётиков – это лицензии на перевозки, которые можно приобрести в ходе игры. Также на поле присутствует счётчик капитализации авиакомпаний, по нему перемещаются 10 разноцветных фишек, закреплённых за авиаперевозчиками.
В свой ход игрок может выполнить одно из четырёх действий:
1. Купить 1-2 лицензии
Игрок может заплатить деньги в банк и поместить на поле самолётик любого цвета – это символизирует покупку лицензии для соответствующей авиакомпании. Помещаются самолёты всегда рядом с родным аэропортом, а затем их можно выставлять рядом с теми городами, куда уже летают суда выбранного перевозчика. Например, для белых самолётов родной город – Москва (очевидно, «Аэрофлот»). Если купить лицензию на перевозки в Анкару (поставить белый самолётик на маршрут Москва — Анкара), то потом можно продолжить маршрут дальше – занять участок между Анкарой и Афинами.
После оплаты денег в банк нужно подвинуть фишку выбранной авиакомпании на счётчике капитализации. Например, самая дешёвая лицензия на маршруте Москва – Анкара стоит $5. Значит, если мы покупаем туда белый самолёт, фишку белой авиакомпании нужно подвинуть вперёд на 5 делений на счётчике.
За это действие можно купить одну или две лицензии, то есть выставить на поле один или два самолёта. Обратите внимание – все самолёты общие, то есть вы можете выбирать любой цвет. Какой именно – поначалу не очень понятно, но в качестве ориентира у всех игроков в начале есть акции двух авиакомпаний. По возможности в начале имеет смысл развивать именно «своих» перевозчиков.
После выставления самолётов на поле игрок должен взять себе в руку 1 карту акций – он может выбрать любую из 5 карт, лежащих в открытую, а если они его не устраивают можно набрать карту из колоды. Причём, неважно, поставил игрок на поле один самолёт или два, карту он получает всегда одну.
2. Получить деньги
Игрок может взять из банка $8. Это не займ, не кредит, а просто подарок. Деньги выдаются даром, отдавать их не нужно будет. А нужны они чтобы покупать новые самолёты, развивать авиакомпании и собирать акции, без которых в этой игре не победить.
3. Пополнить пакет акций
Помните две карты акций, которые выкладываются перед игроками в начале партии? Это называется «пакет акций» — те карты, что выложены перед игроком (а не находятся у него в руке). Этот пакет можно пополнять, разыгрывая карты с руки. В свой ход можно добавить в пакет либо сколько угодно карт одного цвета, либо две разноцветные карты. За каждую карту, добавленную в пакет, игрок получает из банка $2. Зачем нужны деньги я уже объяснял 🙂
4. Получить акции авиакомпании Air Abacus
В игре есть одна «виртуальная авиакомпания», которая не присутствует на игровом поле, но акции у неё имеются. Их можно заработать только одним способом – с помощью специального действия. Для этого нужно скинуть с руки в отбой любую карту акции и взять из отдельно колоды в руку карту акции авиакомпании Air Abacus либо можно скинуть с руки 3 карты и взять 2 акции Air Abacus. Эти акции приходят игроку в руку и их ещё впоследствии надо ввести в игру, пополнив свой пакет акций.
Банальное описание действий по моим ощущениям должно оставлять чувство лёгкого недоумения. Как это всё работает на практике и зачем это нужно? А дело всё в тех самых ключевых картах подсчёта очков, которые разыгрываются трижды за игру.
Как только такая карта выпадает из колоды игра приостанавливается и проверяется, сколько акций каждой авиакомпании есть у игроков в пакетах акций (т.е. сколько карт какого цвета лежит перед игроками на столе). За акции каждой авиакомпании начисляются очки, количество которых зависит от двух факторов: капитализации компании и количества акций на руках у игрока. Общая схема такова – чем выше капитализация авиаперевозчика (т.е. чем дальше ушла на счётчике фишка авиакомпании), тем больше она приносит очков. Их количество обозначено на счётчике и привязано к «местам». Игрок, у которого больше всего акций компании получает очки «за первое место», владелец следующего по величине пакета – «за второе место» и так далее. Проверяются все 10 компаний и за все 10 начисляются очки.
Чувствую, всё равно не очень понятно, поэтому объясню ещё разок. Смотрите, мы покупаем самолётики и ставим их на поле. Уплаченные за самолёты деньги уходят в банк и поднимают капитализации компании, двигают её вперёд по счётчику, то есть её акции становятся более привлекательными – за них можно выручить больше очков. Построив самолёт, игрок берёт себе на руку 1 акцию, из тех, что выложены в открытую или из колоды. Потом он может разыгрывать их перед собой на стол. Потом выпадает карта подсчёта очков и каждый получает по заслугам, в зависимости от того какие карты акций перед ним выложены, сколько их, и какова капитализация авиакомпании. На самом деле на практике все тоже не сразу понимают о чём игра, но такое состояние длится ровно до того момента, как вскроется первая карта подсчёта очков. Как только игроки получат (или не получат) очки, всем сразу становится ясно откуда они берутся – надо собирать карты акций, а для этого нужно строить самолёты, а для этого нужны деньги.
С одной стороны игрокам выгодно собирать акции той компании, в которую они вкладываются. Но тут есть нюанс – количество фигурок самолётов каждого цвета ограничено, так что в начале какая-то компания может убежать вперёд по счётчику, но потом её фигурки кончатся и её фишка намертво застрянет на достигнутом уровне. Затем её может легко обогнать другая компания, у которой самолёты ещё не истрачены – их также можно будет выставлять на поле, вот только капитализация компании будет расти быстрее, потому что дешёвые маршруты будут уже раскуплены.
Airlines Europe казалась мне простой евроигрой, но по факту я бы отнёс её к играм среднего уровня сложности. Все эти экономические выкладки, на мой взгляд, достаточно непонятны и не очень доступны среднему игроку. Смотрите, тут ни у кого нет «своего цвета» или «своих фишек», мы лишь владеем акциями и располагаем наличностью. Можно провести параллели с Империалом, где тоже ни у кого нет своей страны и все играют за всех. Так и в Авиалиниях. Вот только если в Империале фишки и страна хотя бы временно переходят под твоё управление, в AE царит полная абстракция, строй что угодно и практически где угодно (с небольшим ограничением на продолжение существующих маршрутов). Кому как, а мне когда нет собственной фишки, чего-то, что индивидуализировано твоё, игра кажется скучноватой. Вот такие у меня вкусы. А тут мало нам общих авиакомпаний, есть ещё и некая абстрактная Abacus Airlines, которая даже не присутствует на игровом поле.
Но, к сожалению, Airlines Europe показалась скучной не только мне. Из пяти игроков никто не выразил энтузиазма в отношении игры. Она показалась нам затянутой, и концовка получилась совершенно неинтересной. По крайней мере, я откровенно сидел и ждал, когда же из колоды откроется последняя карточка подсчёта очков.
В адрес игры есть ещё одна претензия – в ходе партии не очень удобно следить у кого сколько акций какого цвета. Смотрите, перед каждым игроком может лежать до 10 кучек карт (их желательно выкладывать так, чтобы всем было видно сколько карт каждого цвета у вас есть). Например, если играешь полным составом, приходится вертеть головой по сторонам и сопоставлять, у кого сколько зелёных карт, у кого сколько синих и так далее. Положение несколько облегчается тем, что в «Топе» на счётчике всегда будут не все компании, а где-то 3-4, но всё равно, это не очень удобно. Я прямо-таки задумывался о том, насколько удобнее было бы играть в цифровую версию AE, где все игроки были бы автоматически ранжированы по величине пакета акций каждого цвета. Ещё один минус — жетоны победных очков. На пятерых игроков их как-то маловато. В нашей партии я прямо-таки замучился разменивать единички и пятёрки, чтобы каждый раз выдать всем положенное количество очков.
Заметно, что ноги у Ticket to Ride растут из Airlines Europe. Тут и карта Европы с маршрутами, и прототипы заданий (для некоторых авиакомпаний есть ключевые маршруты, проложив которые, компания получает бонус к капитализации), и разноцветные карты, которые нужно собирать игрокам. Вот только ключевой элемент евроигры – система получения очков тут на мой вкус больно замудрёная. Вся эта «пищевая цепочка», когда мы обмениваем деньги на самолёты и карты акций, потом выкладываем эти карты на стол и снова получаем деньги, а потом за выложенные карты начисляются победные очки на мой взгляд чересчур абстрактна и отдаёт нафталином. И это неудивительно, ведь Airlines Europe – это ремейк игрушки Airlines, которую Алан Мун придумал аж в 1990-м, двадцать три года назад. В Ticket to Ride Мун убрал всё лишнее, оставил лишь маршруты, комбинации цветных карт и красивое игровое поле. Игра получилась более простой, но куда более массовой и увлекательной.
Конечно, несправедливо ставить на Airlines Europe крест по итогам одной-единственной партии. Но у меня нет никакого желания садиться за эту игру снова. Слишком она, на мой вкус, вычурная и мудрёная. При том, что обычно я вполне жалую экономические игры, но это, видимо, не мой случай. Возможно, как-нибудь мы сыграем в неё ещё, чуть более узким составом. Может, вчетвером и на более просторном столе она пойдёт лучше?
PS: в рейтинге семейных игр на BGG Airlines Europe занимает 18-е место, а в общем ТОПе настолок – 118-е, так что своя аудитория у неё имеется.
Закончили игровой вечер партией в Саботёра. Восемь человек – неплохое количество игроков для этой несложной игрушки. Было весело. После знакомства с дополнением Saboteur 2 база на первый взгляд кажется слишком простой, всего две противоборствующие стороны, всего две роли. По факту же базовая версия игры ничуть не хуже продвинутой. Играть в неё не менее интересно 🙂 Кстати, любопытное совпадение, во Вредителях, считай, надо делать то же самое, что и в Tsuro — строить дорогу. Только в Цуро путь у каждого свой, а в Саботёре — общий.
Жду коментов «сексист детектед». ))) на этом сайте они популярны, только повод дай ))
Кроме «сексист детектед», ещё есть радость найти опечатки 🙂 Заголовок — «воздушный лионец». 🙂
По теме — о Цуро отзывы игравших диаметрально противоположные. Значит, игра хорошая, нужно будет как-нибудь приобрести.
Странно, а у нас «самолетики» пошли на «ура». Действительно очень на Чигаго экспресс похоже, но менее заморочено.
Соглашусь с azazel. У нас в компании эта игра так же интересна всем как и TtR. Смысл игры — «перехватить» у других игроков наиболее развитые компании до того как из колоды выскочат карты подсчета очков.
Airlines Europe — это хардкорная геймерская экономическая игра. С чего ты взял, что она «семейная»?
Бывалые геймеры (если играют в неё с бывалыми геймерами) всегда а восторге.
Так что твоя ошибка (и почему игра тебе не понравилась) — в позиционировании, которое ты сам придумал. 🙂
Уважаемые геймеры, игравшие в Airlines Europe, что скажете о традиционных претензиях в её адрес — слишком просторная карта даже для 3-4 игроков, не говоря уже о 2, почти нет возможности влиять на других игроков (и дополнения только подчёркивают серьёзность проблемы). Давно присматриваюсь к играм такого типа (Acquire, Imperial), но играть будем не более чем вчетвером, а часто вдвоём, что же купить, что масштабируется?
Наст_игры в Латвии. Даже не знаю, к какой статье написать, попытался зайти к Владимиру, на Настольные игры в Латвии, пишут «Ресурс заблокирован по решению органов власти». Что за «1984»? Бред какой-то.
Странно, у меня заходит 🙂
плюсую. ресурс по данному ип адресу заблокирован по решению органов государственной власти!
@minis3m
Происки провайдера, скорей всего.
@Vladimir
Я тебе мейлом «весёлые картинки» отправил. Периодически то пробиваешься, то «вне закона». И смех, и грех…
@Vladimir У меня Билайн. Не было возможности подключиться к нормальному провайдеру. Теперь, похоже, буду хлебать счастье полной ложкой.
@Дмитрий
Когда выставленно много самолетов, размер карты в самый раз. Критичных претензий к размеру точно нет. Что значит нет влияния на других? Там же постоянно надо стараться перехватить контрольные пакеты компаниий у других, чтобы выиграть. Единственная претензия, что акции на фондовом рынке доступны игрокам по очереди, и нужных акций может просто не остаться к твоему ходу. А повлиять на получение их другим игроком (перекупить) никак нельзя. Может, если бы можно бы было развивать только те компании, чьи акции есть на рынке, что-то поменялось. А то странная ситуация — прокладка дешевого маршрута дает право купить акции другой, дорогой компании. В двоем, за счет хитрого 3 подсчета она играется не менее интересно. Импереал более «конфликтный».
@azazel
Спасибо огромное за ответ! А как считаете, если бы компаний было не 10, а 7 — для игры это было бы лучше?
@Дмитрий
У меня «Мегафон» и та же хрень. Обновления «черных списков» получают все провайдеры.
Где-то в Интернет-новостях видел, что блокируются сайты на домене wordpress.com. Банять в России со свойственным русской душе размахом… Ну, чтоб два раза не бегать :\
@Igirey Ну если запрет грозненского суда гражданам России смотреть в ютубе ролик о мухамеде для Вас — «русская душа»…
@azazel
@WarVarg
Мы уже успели ещё разок сыграть, вчетвером. Впечатления уже лучше.
Признаю ошибку. Игру сделал автор Ticket to Ride, она выглядит похоже на Ticket to Ride, играется почти так же, но по содержанию — совсем другая, на порядок тяжелее.
Кстати, я не совсем понял в правила AE один момент. Когда выпадает карта «подсчёт очков», игроки разбирают по карточке из 5 доступных акций. Так вот эти карты приходят в руку или сразу выкладываются на стол (в пакет акций каждого игрока)?
На BGG, кстати, нет чёткого ответа. Вот тут http://boardgamegeek.com/thread/638902/clear-the-stock-market склоняются к тому, что карты приходят в руку.
@Дмитрий
В принципе, действительно задействовать все получается редко. А «качаются» вообще штук 5-6. Но в том и сложность — выбрать правильные компании из многообразия. При игре меньшим составом количество компаний и так сокращается по правилам.
@hk
Вроде же все акции с рынка в руку берутся. У нас даже сомнений не было по этому вопросу.
@Дмитрий Chicago express неплохо масштабиру ется, если нет аллергии на поезда конечно. Но на двоих игры подобного типа всетаки не очень. Возможно империал масштабируется не хуже, меня просто его сочетание механики и тематики не впечетляет.
в нашей компании тоже самолетики на ура идут, рассматриваем ее как усложненные поезда. насчет видно не видно — проблемы как то не возникало контролировать у кого сколько акций, временами спрашиваешь, сколько у кого таких то акций, если плохо заметно.