За отчётную неделю сыграно 3 партии в 3 разные настолки, среди них были 2 новинки:
Lord of the Rings: The Deckbuilding Game –
Сыграл в новику — колодостроительный Властелин колец 2013 года выпуска. Игрушка исключительно карточная. Каждый игрок в ней принимает на себя роль одного из членов братства кольца, после чего все отправляются в путь-дорогу и стараются одолеть как можно больше противников.
С точки зрения комплектации перед нами карточная игра, в которой помимо обычных карт есть небольшие картонные "плашки" — стартовые герои. Но в целом — игра карточная. Здесь есть несколько колод: основная игровая колода, колода маневров, колода противников, стартовая колода и колода "коррупции". Все карты имеют несколько общих параметров: ценность в очках, стоимость, эффект, а также принадлежность к какому-либо типу.
В начале партии каждый игрой (а их может быть от 2 до 5) получает на руку 10 карт. Из них 3 карты — пустышки, у них нет никакого эффекта и приносят они всего 0 очков. Остальные 7 карт дают каждая "+1 к силе". Эти 10 карт перемешиваются, 5 из них игрок берёт себе в руку, а остальные 5 составляют его колоду. В ходе игры надо будет разыгрывать карты из руки, докупать новые карты, убирать сыгранные карты в отбой и добирать из колоды новую руку.
Помимо карт в руке на столе перед игроками лежат 2 общие стопки: коррупция и маневры. Карты из первой стопки иногда приходят в колоду в принудительном порядке. Они бестолковые, полезного эффекта у них нет, да ещё очки отнимают. Карты маневра просто дают +2 к силе. Зачем нужна сила? Это единственный игровой ресурс, за счёт которого покупаются новые карты в колоду и одолеваются противники.
Ещё 2 стопки — враги и основная колода — служат источниками уникальных карт. Рядом с общей колодой всегда лежат 5 карт в открытую — это доступные для приобретения карты. Из колоды противников всегда вскрыта одна карта. Ещё тоже можно приобрести себе (это называется "одолеть противника"), но такие карты обычно стоят весьма дорого.
В свой ход игрок может разыграть сколько угодно карт с руки, применить все их эффекты и купить себе сколько угодно новых карт (хватило бы силы). Приобретённые карты отправляются в персональный отбой игрока, откуда позднее попадают в колоду и в руку.
Короче говоря, Доминион в чистом виде, только немного упрощён. Тут и проклятия, и монеты, и карты действия. Есть даже карты с атакующими и защитными свойствами. Игра получилась проще из-за отсутствия ограничений типа "1 покупка и 1 действие в ход", из-за чего я бы сказал в неё даже легче научиться играть. Вот только из-за радномного выхода карт из колоды не совсем получается с планированием. Если в Доминионе ты заранее видишь десяток доступных карт и можешь примерно прикинуть на чём строить колоду, LOTR: DBG приходится больше упирать на тактику. Смотришь на пяток доступных карт и думаешь, брать себе что-нибудь или нет.
Отличий от Доминиона немного, но они есть. Например, некоторые карты при выходе из общей колоды "атакуют" всех игроков. Несмотря на то, что тут есть категория особо ценных карт (враги), победные очки приносят практически все остальные карты. Правда, по 1-2 штуки, тогда как за одну вражину дают порядка 10 очков сразу.
Свойства карт могут сочетаться и давать интересные эффекты. Например, у меня были две очень подходящие друг другу карты. Первая позволяла взять из колоды 2 карты, одну из них оставить себе, а вторую положить на верх колоды. Эффект второй заключался в том, что надо угадать тип карты, лежащей сверху колоды. Если угадал, получаешь 8 монет в текущем ходу. Это весьма ощутимая сумма.
В общем, первые впечатления очень и очень неплохие. Мне Lotr: Deck Building Game понравилась. Она очень не напряжная, совсем не навороченная (в отличие, например, от Thunderstone) и позволяет окунуть новичка в мир колодостроительных игр чуть ли не проще, чем Доминион. А ещё в игре очень приятный арт — кадры их голливудского фильма. Если будет возможность сыграть, не проходите мимо.
В Манхэттенте во второй партии значительно чётче стала вырисовываться производственная цепочка и схема добычи ресурсов. В начале игры важно обеспечить себя производственными зданиями и инженерами. Скорее даже в первую очередь инженерами, а потом — зданиями (которые инженеры иногда могут строить бесплатно).
На персональном планшете желательно обеспечить рабочие места для 3-4 человек, чтобы за один ход можно было и занять какое-нибудь хорошее место на общем поле, и произвести какие-нибудь ресурсы (деньги, руда) на своём планшете. Спрос на учёных в начале игры невелик, потому как нужны они в основном для производства начинки для ядерных бомб — урана и плутония. А чтобы их сделать у игрока уже должны быть деньги и руда, добывать которые как раз и помогают инженеры.
Это открытие меня немного расстроило. Получается, в каждой партии нужно руководствоваться одним и тем же принципом: в самом начале важно запастись инженерами и успеть урвать производственные здания? По мне было бы лучше, если бы у игроков были разнообразные альтернативные пути развития. Хотя, впрочем, они, возможно, выражаются в производстве финальных ресурсов: урана и плутония.
Мы пока недостаточно освоились с авиацией. Это средство прямого противодействия с помощью которого игроки могут эффективно завалить лидера. Только важно правильно выбрать момент когда уже пора бомбить товарища. Например, если перед кем-то уже лежит одна бомба, а тем паче — две, все реакторы и обогатительные заводы этого игрока должны быть уничтожены. Иначе он успешно произведёт ещё урана или плутония и сделает третью бомбу, которая в партии на четверых-пятерых игроков обычно становится финальной. По идее насылать на других игроков авиацию можно и раньше. В идеале надо бомбить не только заводы по производству ядерных материалов, но и рудники с фабриками, чтобы перекрыть поток денег и урановой руды.
В этой конкретной партии я в полной мере воспользовался эффектом производственной цепочки. У меня на планшете были два отличных рудника, где 1 инженер и 1 любой рабочий могли произвести суммарно 4 руды, фабрика, дающая 2 монетки, а также обогатительные заводы, где монеты, руда и учёные могли добывать уран. Чуток позже появился ещё и реактор, где можно было добывать плутоний из урановой руды без денежных затрат.
За один ход я производил 2 ядерных материала, либо уран, либо плутоний. И умышленно не строил бомбы, а просто копил и то и то, пока не набралась критическая масса. Как только это произошло, я начал выкладывать бомбочки. Сначала одна плутониевая, которая сразу отправилась на взрыв на тестовый полигон. Потом одна урановая и, наконец, ещё одна плутониевая бомба под названием "Эпитафия". Её постройкой я завершил партию, набрав 70 очков при необходимых 50-ти.
С бомбами, кстати, я ещё до конца не определился. По идее можно ведь сосредотачиваться на чём-то одном, производить или уран, или плутоний и создавать бомбы соответствующего вида, но поскольку счётчики и урана и плутония в игре ограничены цифрами "8", мне пока что кажется, выгодно качать и то и то, и делать разные бомбочки.
Эта партия в Манхэттенский проект заняла у нас всего час. Играли вчетвером, за столом были два новичка. Мне игрушка по-прежнему нравится, очень приятный мипл-плейсмент, будем играть ещё!
Строительные работы. Ещё одна игра от латышской компании Brain Games. Карточная, компактная, поставляется в небольшой коробке. Внутри только листок с правилами и стопка карт.В строительных работах каждый игрок становится во главе строительной компании и будет возводить в городе здания. Цель игры — первым построить определённое количество строений.
Игра состоит из карт, которые делятся на два вида: здания и ресурсы. Ресурсов в игре 4 вида: техника, рабочие, стройматериалы и документация (ресурсы ещё делятся на обычные и продвинутые). На каждом здании указано сколько каких ресурсов надо, чтобы его построить. Вот вам и вся игра: копишь необходимые ресурсы и меняешь их на карточку зданий. И так до победного конца.
А теперь перейдём к нюансам. Здания (их в игре 21 штука) выкладываться на стол в виде 3-х стопок по 7 карт. В каждой стопке открыта верхняя карта, т.е. перед игроками всегда есть три доступные здания. Рядом со зданиями выкладываются 4 стопки одинаковых карт продвинутых ресурсов: техника, рабочие, стройматериалы и документация. Карты этих ресурсов имеют разное достоинство. Техника и рабочие — "1", стройматериалы и документация — "3". Наконец, рядом выкладывается ещё колода обычных ресурсов, состоящая всего из двух видов карт: стройматериалы "1" и документация "1". Из неё вскрываются 4 карты.
В свой ход игрок может выполнить следующее: взять в руку 2 вскрытые карты обычных ресурсов; скинуть из руки 2 любые карты и взять карту продвинутого ресурса; построить здание, оплатив его стоимость картами с руки.
Особенность игры в том, что продвинутые ресурсы при оплате строительства уходят в общий отбой и впоследствии замешиваются в общую колоду. Таким образом если в начале партии в колоде есть только мелкие стройматериалы и документация, позже в ней появляется и техника, и рабочие и стройматериалы и документация достоинством "3".
Игровой процесс в Строительных работах весьма незамысловат. Берёшь карты, скидываешь что-нибудь ради хорошего ресурса и, если получается, возводишь здание. Ходы делаются практически на автомате, ни особых выборов, ни решений я тут не заметил.
В начале игры ещё есть какой-то конфликт, если, например, за столом сидят 4 человека. Зданий-то доступных всего три, так что кто-то что-то успеет построить, а кому-то придётся создавать что-то новое, здание, которое вскроется из колоды. А позже, когда в колоде уже появятся продвинутые ресурсы, во всю разворачивается его величество случай. Любому игроку внезапно могут удачно вскрыться хорошие стройматериалы, техника или рабочие, в то время как кто-то другой вынужден ради таких же карт скидывать что-то с руки.
Максимум, может быть, возможна ситуация, когда у игрока на руках есть ресурсы, пригодные для строительства одного из двух зданий на выбор. Но в таком случае решение "какое же здание построить" будет призрачным, поскольку никто не знает какие карты есть на руках у других игроков. Теоретически можно что-то там считать, запоминать кто какие ресурсы собирает, но это — неинтересно.
Случайный выход карт из колоды помноженный на случайно вскрываемые здания практически убивают игру. Мы играли в неё вчетвером и все вздохнули с облегчением, когда партия закончилась. Хорошо хоть, она заняла максимум полчаса с объяснением правил.
Не знаю, возможно Строительные работы будут интересны каким-нибудь совсем-совсем начинающим настольщикам младшего школьного возраста, но в моих глазах это не игра, а просто бездумный пасьянс, в котором тебе на руки приходят какие-то карты, а ты, если получается, обмениваешь их на домик.
Предыдущая игрушка Brain Games — Центральный рынок — была вполне неплохой. Строительные работы — никакая. Будем смотреть игры этой конторы дальше.
«..Каждый игрок принимает на себя роль одного из членов братства кольца, после чего все отправляются в путь-дорогу и стараются одолеть как можно больше противников..»
насколько я помню, соревнование по количеству убитых врагов занимало только Гимли с Леголасом, у остальных были задачи поважнее, нежели меряние пиписьками.
нет, сравнение длины упомянутых инструментов это интересный и традиционный стимул в настольных играх, но при чем тут «Властелин Колец»?
Про LotR.
«Короче говоря, Доминион в чистом виде, только немного упрощён.»
Вообще-то Ascension, а не Dominion.
И не рассказал, что там есть наглухо запечатанная колода суперзлодеев, которую рекомендуют вскрывать только игрокам, уже хорошо знающим игру. 🙂
А ещё в Проекте Манхэттен есть шпионы, про которых ничего не сказано было ни этот раз, ни прошлый, а ведь тоже пользительная штукенция. У нас вот как-то раз именно на шпионаже вылез разбомбленный игрок.
Я Ascension в глаза не видел. Вообще, колодостроительные игры первой волны мимо меня прошли, знаю только Dominion. И до колоды суперзлодеев не дошли, игрушка не моя, компоненты детально не разглядывал )
У нас они себя пока не проявили. Иногда кто-нибудь удачно забегает в чужой университет или рудник, но это редкие эпизоды, из которых пока не складывается общая картина.
В начале партии каждый игроК