За отчётную неделю сыграно 3 партии в 3 различные настолки:
Commands & Colors: Napoleonics –
Звёздные империи –
Робинзон Крузо –
Из-за угрозы заражения ветрянкой наши стабильные пятничные игровые посиделки временно прерваны, а из-за плохой организованности отдельных товарищей собраться в другом месте мы почему-то неспособны. Остаётся только еженедельная игротека по средам, на которую на прошлой неделе я здорово опоздал с работы и успел сыграть всего в одну игру – Commands & Colors: Napoleonics.
Да и то, партия несколько затянулась, потому что как и в прошлый раз, когда мы разложили Наполеонику, снова возник вопрос без ответа: зачем в этой игре нужны лидеры?
Я неколько раз пролистал правила, открыл на телефоне BGG и бегло просмотрел все подготовленные для игры памятки. Нигде про лидеров толком не говорится. Расписано, как их могут убить и что противник получает за это флаг. А какую пользу приносят лидеры своему владельцу? По обрывкам сведений удалось понять, что лидер даёт возможность игнорировать один флаг, плюс на лидеров завязаны некоторые командные карты. Похоже, это всё.
Специально залез на BGG, забрался в раздел "Вопросы по правилам" на странице C&C: Napoleonics. Один из первых постов – как раз про лидеров. Действительно, кроме игнорирования флага и использования некоторых карт лидеры больше не нужны. Правда, люди пишут, что возможность не отступить – это очень мощно и ею нужно активно пользоваться.
Как бы то ни было, мы разложили самый первый сценарий. Третий раз, по-моему, я сажусь за Napoleonics, и все три раза мы играем в него. Пока ещё не вызубрили все правила, да ещё и перерывы между партиями значительны. Так что каждый раз начинаем с азов.
Мне достались англичане, которые наступают, противник с французами окопался на холме. Диспозиция такая: слева у меня за рекой мощные конники, лидер и резерв пехоты, по центру — много пеших солдат и пара пушечных батарей, справа — слабенькие португальцы. Командные карты, конечно же, на правом фланге. По центру нет практически ничего))
Тем не менее при помощи разведки я кое-как набрал в руку атакующих по центру карточек и сумел организовать кое-какое наступление. Первый флаг заработали именно мои войска, и второй — тоже. А потом начались проблемы. Сначала конница противника удачно атаковала мой правый фланг и выбила там португальских коней и один пехотный отряд. Потом соперник пошёл в наступление по центру и вынес мне пушки, а также сильно потрепал пехоту.
Положение сделалось угрожающим, но противопоставить мне было совершенно нечего. Карт подходящих в руку не приходило, а на тех что есть контратаку было не построить, да и момент с инициативой я полностью упустил. Ещё пара ходов агонии, и я проигрываю со счётом 5-2.
С каждой новой партией играть в Наполеонику становится всё легче. Запоминаются принципы подсчёта кубиков при атаке, откладываются в памяти защитные бонусы холмов и лесов, постепенно учится таблица дальности стрельбы пушек. Думаю, если бы мы играли регулярно, можно было бы уже не заглядывать в многочисленные справочные таблицы, без которых пока не получается.
Ощущения от игры, честно говоря, не отличаются от Memoir '44 и Battlelore (та, что самая первая). Поэтому чисто теоретически, учитывая, что Мемуарами я наелся вдоволь, можно было бы не покупать Napoleonics и играть себе в Battlelore, где у меня ещё много всего вкусного. Ни разу не сыграно дополнение Call to Arms, не опробован эпический формат битв, не распечатана карта с троллем. Но и Наполеоника неплохая, так что не зря я её в прошлом году купил, да ещё и сразу с дополнением. По нынешнему-то курсу такое себе уже вряд ли позволить можно.
Ещё мы ненадолго собирались на настолки на выходных. Успели сыграть в Звёздные империи и (несмотря на протесты некоторых граждан) в Робинзона Крузо. В Звёзные империи играли втроём, по варианту "Охотник", когда каждый может бить только соседа слева. Каждый игрок выбрал свою стратегию. Первый строил колоду на красных картах, позволяющих выбрасывать бестолковые стартовые корабли, а также на жёлтых, выбивающих карты из рук противников. Второй покупал жёлтые и синие корабли, а у меня была сборная солянка с упором на базы.
Причём, в самом начале я сумел купить синюю базу за 7 монет, позволяющую класть приобретённый корабль наверх колоды. Это свойство несколько раз здорово сыграло, особенно когда удавалось только что купленную карту сразу поднять в руку.
Но победил всё равно красно-жёлтый товарищ. Сначала он вынес соседа слева, после чего мы остались с ним вдвоём, после чего сыграло его преимущество. В его колоде оставались только хорошие карты, а мне один раз пришла рука из стартовых единичек, из-за чего я не сумел ни подлечиться, ни нанести урон сопернику. В итоге – закономерный слив. И оставшееся после партии желание разложить игру ещё раз.
Но тут к нам присоединился четвёртый член компании, и мы достали с полки Робинзона Крузо, причём, русскую версию. Я её ещё прошлой весной с питерского Игрокона привёз, и с тех пор так она и лежала почти год. Итак, за столом – два новичка, да и сами мы правила подзабыли, поэтому выбираем самый первый сценарий, "Выжившие, где нужно сложить на берегу огромную кучу дерева и зажечь её.
Началась партия крайне неудачно. Я был плотником и первые два-три хода безуспешно пытался создавать по 2 вещи сразу, постоянно бросая кубики. Разумеется, выбросить "успех" не получалось и даже возмонжость перебросить любой коричневый кубик за 2 жетона решимости ни разу не помогла. Из-за этого старт не задался. Ни топора, ни силков, ни шалаша. Еды недостаточно, приходится голодать, да ещё и ночевать под открытым небом.
Чуть позже мы нащупали нужное русло: стали активно исследовать остров, пользоваться находками и, особенно помогли замеченные в зарослях звери. Охота – это настоящее спасение! Ведь каждое животное – это и ценное пропитание и шкуры, которые помогают заменить столь нужное дерево. И ресурсы не просто нужны, а очень-очень нужны! Ведь с шестого хода начинает портиться погода, а это значит, что неплохо бы иметь 2-3 уровня крышу, да 1-2 уровня частокол. Иначе за неудачные броски на "тучки" и на красном кубике зверей все игроки будут очень быстро умирать.
Похоже, это и есть оптимальный вариант для прохождения первого сценария. Активное исследование острова, охота, и, безрисковое создание предметов. На старте обязательно нужно изобрести топор, и силки (а также необходимую для них верёвку). Эти предметы обеспечают +1 дерево и +1 еду в ход, ещё один ресурс можно всё время собирать с гекса с лагерем бесплатно, а далее – охота, находки и собирательство. Правда, победить мы всё равно не сумели. Когда началась непогода у нас ещё недоставало дерева на строительство укрытия, поэтому мы постоянно голодали, мёрзли от холода и в конце-концов, разом все и померли.
Нужно отметить, что после почти годовой паузы между партиями в Робинзона правила игры из памяти практически не стёрлись. Периодически, конечно, пришлось заглядывать то в них, то в памятку, но в целом игра шла динамично, никаких "притормаживаний" для изучения правил, ничего такого не было.
Сам процесс по-прежнему увлекает. Во многом это из-за очень заметной кризисности игры. Каждый ход обязательно нужна еда, иначе будут ранения. В самом начале кровь из носу нужно раздобыть дерево на шалаш, иначе придётся терять жизни за ночёвку под открытым небом! Ну и все эти карточки, события в начале хода, приключения при строительстве, исследовании и сборе ресурсов – они очень классные. Робинзон по-прежнему замечательная игра. Хочу сыграть ещё!
По поводу лидеров в Наполеонике. В эту игру не играл, но в Античности лидеры очень важны. Они не только дают возможность разыграть мощные карты лидерства, но и дают хит за шлем на кубике для отряд в гексе с лидером и в соседнем гексе, позволяют игнорировать один флаг (отступление). Неужели в Наполеонике этого нет, сомнительно. Так что посмотрите еще правила внимательнее.
В Наполеонике нет шлема.
Точняк.
Лидер кольбаком только забить противника может…
Все верно в статье: не отступать и пара карт.