Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 397. 14-20 сентября 2015. Pocket Imperium, Каркассон, Князья, Twilight Struggle

150920_knazya_06

За отчётную неделю сыграно 8 партий в 7 настолок, в том числе опробовали одну новинку, Pocket Imperium, и новое издание старой игры Князья:

7 Wonders: Sailors – 

Imperial Settlers – 

In Love – 

Pocket Imperium – 

Twilight Struggle – 

Каркассон. Охотники и собиратели – 

Князья (2015) –  

150920_carcassonne_01

Не люблю я Каркассон. Не склонен совершенно к играм на выкладывание тайлов, где нужно общими усилиями класть на стол какие-нибудь плитки, чтобы из них потом формировалось игровое поле. Вот почему-то подобная «доминошная» идея совершенно не привлекает. Но очень редко бывает, друзья просят с ними сыграть. Ну как тут откажешь? Меня же терпят, когда я вынуждаю окружающих знакомиться с какой-нибудь очередной новинкой.

В этот раз играли вчетвером. Два опытных игрока, девушка-новичок и я, играть умеющий, но не горящий желанием. Так как на столе была не классическая версия, с удивлением смотрел на нарисованных в полях животных и фишки хижин, а ещё всё пытался понять, что же тут вместо монастырей, из обычного Каркассона. Оказалось, всё как прежде. Вместо дорог – реки, вместо городов – леса, плюс новшества, рыба в реках (её и добывают хижины, оказавшиеся рыбацкими), да зверьё в полях (на него охотятся лежащие на поле «фермеры»).

Партия протекала без каких-то изысков, запоминающихся моментов не было, разве что удивительно, но победа досталась мне. Ровно на одно очко обошёл опытного каркассонщика и выиграл. Снова играть желания нет никакого, в планах как не было партий в Каркассон, так и не предвидится.

150920_pocket_imperium_01

В Pocket Imperium играли единожды, втроём. Общие впечатления от игры я уже описал, так что позволю себе остановиться на событиях нашей конкретной партии. В самом начале мы расставились так, что я жил как бы в одном углу галактики, а на противоположной стороне были два других игрока.

Уже после первого раунда мы поняли как важно бороться за центр. В конце хода каждый игрок может засчитать себе очки за любой сектор. Сектор – это карта с тремя планетами, две первого уровня, одна второго. Если ты держишь целый сектор, максимум он может принести тебе 4 очка. А если ты занял центр, ты можешь засчитать очки за два сектора. И в ситуации когда соперники получают максимум четыре, ты можешь заработать до восьми очков.

Так что следующие ходы у нас были посвящены тому, как занять центральный ключевой гекс. Мне показалось это достаточно интересное занятие, потому как тут нужно не просто скопить сил больше чем у врага (напомню, в бою корабли всегда автоматически погибают вместе с кораблями соперника в одинаковых количествах, так что чтобы выбить противника из сектора надо скопить больший по численности флот), но ещё и можно попробовать подгадать так, чтобы влететь в центр после того как враги использовали действие «атака». Тогда даже если у тебя там будет всего один корабль, его просто никто не сможет атаковать.

Примерно после третьего хода мы немного удивились, ведь прошло уже порядка четверти часа. Несмотря на заявленное время игры в 30-45 минут нам почему-то казалось, что игра должна быть прям стремительной. А после пятого хода девушка отказалась дальше участвовать в космических боях, так что Pocket Imperium пришлось свернуть. Но желание сыграть ещё осталось. Обязательно как-нибудь соберёмся исключительно опытными игроками в Eclipse.

150920_in_love_01

In Love. В общем зачёте это всего лишь четвёртая партия, а задания уже начали повторяться. Если попадается карточка, которая уже встречалась, мы её просто откладываем в сторону и тянем новую. Как игра, повторюсь, перед нами спорный объект. Тут для победы нужно набрать 4-5 карт заданных цветов, но выпадают эти цвета совершенно случайным образом. Зачастую случается так, что остаётся найти всего одну карту нужного цвета, а тебе выпадает одно, два, три, четыре задания, ты их выполняешь, а того самого цвета всё нет и нет. Но, опять же, как неплохое времяпрепровождение для двоих – вполне годится. К тому же победа всегда сопровождается приятным бонусом, гордо водружаемым на холодильник в магнитную рамку.

150920_imperial_settlers_05

В Imperial Settlers играли в привычной связке "римляне-варвары", только вместо привычных грубых и неотёсаных мужиков мне в этот раз достались благородные жители Рима. Кажется, это была моя первая партия красной колодой, поэтому я толком не знал что там есть за карты и, вообще, в чём заключаются римские преимущества. Но когда в первый же ход в руку пришла "Администрация", приносящая 1 очко или 1 монету за простройку здания из колоды римлян, я начал что-то подозревать…

Вот только старт не очень у меня задался. Римляне в начале получают 1 дерево, 1 камень, 1 меч и 2 человек. И вот эти самые 2 человека меня немного напрягают. С моей точки зрения очень важно на старте партии обеспечить хороший приток ресурсов, а для этого нужны производственные здания. А что делать, если в руку они не пришли? У Рима есть только один вариант – обменять двух стартовых миплов на дополнительную карту. Но если и на ней не окажется производственного здания, как это случилось со мной?

150920_imperial_settlers_04

В этом случае очевидный ответ – прокачка сделок. У меня в руке были хорошие, как мне казалось, имперские производственные карты (например, фактория и римский банк, приносящие людей и монеты) , и я решил их придержать до лучших времён, рассчитывая построить по втором или третьем ходу. Расчёт был такой, что я успею и ресурсов с них поднять, и очки в конце игры эти здания принесут. Плюс у меня ещё со старта были "Поселенцы", позволяющие строить имперские карты, не ломая ранее выстроенные постройки под фундамент. Но это решение, полагаю, было неверным. Надо было не смотреть, выгодные там карты или нет, а сливать всё в сделки. Были бы ресурсы, а там разберёмся.

Несколько сделок я, всё-таки, выложил, но собирал с них в основном камень. Раз или два были сделки, приносящие людей, но варвары их сбросили с помощью своих особых зданий. Но благодаря администрации и ещё паре зданий с особенностями мне-таки удалось наладить стабильный приток ресурсов. Пару раз я даже завершал ходы совсем без карт, и это при том, что были построены замок и сторожевая башня. Но, всё равно, по ощущениям карт и ресурсов было не очень много. Вот, когда я варварами в сделки уходил, помню, чувствовал, прям гора жетонов приходит в начале хода. В этот же раз такого не было.

150920_imperial_settlers_02

Из-за совершённых ошибок победить варваров не удалось. Они несколько раз рушили хорошие постройки, умело пользуясь "Тёмным капищем", да ещё и имея два "Набега", тем самым получая по 6 очков за каждый мой разрушенный домик. Да и ресурсов, как мне показалось, у противника было больше. Как бы то ни было, итоговый счёт – 63:54. Разрыв не такой уж и большой, но ощутимый. Не один-два очка, а заметное отставание. А, значит, нужно тренироваться играть римлянами снова. Пока варвары кажутся более лёгкой нацией. Да и страшно подумать, а что бы было, если бы мне "Администрации" не пришли. Будем играть ещё!

150920_knazya_04

Не так давно Алексей Калинин выпустил переиздание своей карточной игры Князья, и мы уже успели опробовать эту настолку. Князья – это простая карточная игра о Древней Руси, в которой нужно строить города, защищать их от соседей и в то же время самому захватывать чужие поселения.

Игрушка устроена очень просто. Есть колода, внутри которой скрываются карты пяти типов:

— города (выкладываются на стол перед игроком и приносят очки в конце игры);

— постройки (подкладываются в уже выложенный город, улучшают его характеристики и могут принести дополнительные очки в конце игры);

— войска (используются для захвата чужих городов и для обороны своих);

— летописи (разовые или постоянные события).

В начале всем игрокам выдаётся по 4 карты, после чего все начинают по очереди ходить. Ход – это либо взять 1 карту из колоды, либо сыграть 1 карту из руки. Выбор обычно невелик, если есть что-то хорошее, ты можешь либо построить город, либо прокачать его, либо напасть на любого другого игрока чтобы попытаться отобрать чужой город, либо сыграть на кого-то из соперников какую-нибудь пакостную летопись.

150920_knazya_01

Ни тактики, ни стратегии тут особой нет. Во-первых, очень многое зависит от того кому когда и какие карты придут на руку (тут даже есть карта "Конец игры", с помощью которой можно закончить партию досрочно). Во-вторых, многое определяется поведением самих игроков. Так как все могут атаковать всех, совершенно не исключена ситуация "из грязи в князи", только наоборот, когда ты только что был на коне и владел самым лучшим городом и вот ты уже никто и звать тебя никак.

Зато чего у игры не отнять, так это простоты. Знай себе поигрывай по одной карте в ход, да надейся, что у тебя рука будет посильнее противника. И по времени минут 15, ну, может в самых запущенных случаях 20 на игру уходит.

Позволю себе немного критики в адрес новой редакции игры. Мне кажется делать на картах художественный текст на старославянском вполне допустимо. Печатать его каким-то архаичным кириллическим шрифтом небольшого размера – это уже спорное решение. А вот выбранная цветовая гамма – жёлтый на красном, это совсем никуда не годится. Прочесть такое можно с трудом.

150920_knazya_03

От товарищей слышны были противоречивые отзывы в адрес графических иллюстраций. Кто-то говорил, что карты разукрашены в грязные цвета с плохой полиграфией (как будто исходный файл был недостаточно высокого качества для печати и на карты попали картинки низкого разрешения). Кто-то, напротив, отстаивал противоложную точку зрения: в отличие от первого издания Князей второе пропитано духом старины.

Сам я хочу поругать только один момент. Ну почему на картах усиления города бонусная цифра напечатана прямо в центре карты и не дублируется в верхней части? Из-за этого имея в городе 3-5 карт вместо того, чтобы сложить их аккуратным столбиком я должен "размазывать" их по столу, чтобы всем были видны мои бонусы.

150920_knazya_05

В целом же перед нами всё те же старые добрые "Князья". Те, кто игру любил, скорее всего перейдут на новую версию с обновлённой графикой и немного изменёнными названиями карт. Те, кто не относил себя к поклонникам этой настолки, познакомившись со свежим изданием скорее всего мнения о ней не изменят. Задача, которую ставил перед собой Алексей Калинин, в общем-то, решена. У людей появилась возможность вновь сыграть в памятную игру почти десятилетней давности. Теперь же мы смотрим на него с надеждой и ждём новых, свежих разработок.

150920_7wonders_05

В 7 Wonders: Sailors сыграли дважды. Первая партия была ещё и с проектами из Babel, вторая – без них. Мы, кстати, впервые использовали ещё и новые города из дополнения Sailors. Я ж тут в последнее время заделался ярым пнп-шником, так что и планшеты городов даже изготовил. Напечатал их на обычной бумаге в типографии на лазерном принтере, а потом наклеил на лист пенокартона. Получились отличные планшеты, почти как настоящие. Единственное неудобство, толщина этого пенокартона примерно 5 мм, то есть эти планшеты вдвое толще обычных. А по весу примерно двое легче. Но играть ими вполне удобно. Разве что из-за толщины они в коробку не лезут.

150920_7wonders_01

В первой партии так вышло, что в игре оказались все три новых города (а всего мы играли вшестером). Мне достался Сидон, у которого было изначальное свойство, позволяющее покупать ресурсы с оранжевых карт у любых игроков со скидкой в 2 монеты (т.е. за 1 монету). Чудо за 1 этап приносило 3 очка, за 3 этап 7 очков, а второй этап был необычный, можно взять из коробки с игрой 2 неиспользуемые оранжевые карты второй эпохи и одну из них бесплатно построить.

С учётом оранжевых карт свойство города было полезным, я за партию три или четыре раза приобретал подобным образом недостатоющие ресурсы и сильно жалел, что мимо меня прошла оранжевая карта, дающая ещё одну дополнительную скидку на заморскую торговлю. Я б тогда, вообще, мог бы чужие оранжевые ресурсы бесплатно брать.

В самом начале мне пришёл Архимед, герой, позволяющий строить зелёные научные карты со скидкой в один любой ресурс. Глядя на него я решил пойти в науку, но немного прогадал. Товарищ справа тоже стал собирать зелёные карты, а так как в первой эпохе именно он отдавал мне свою руку, моё научное развитие оказалось на плачевном уровне.

150920_7wonders_03

Вторая эпоха прошла для меня более благоприятно. Я смог собрать больше зелёных карт и даже один шпионский символ на чёрной карточке, построил две части чуда из трёх и даже сыграл оранжевую карту дипломатии, что позволило мне избержать сражений.

150920_7wonders_04

Кстати, во время подготовки отчёта я обнаружил, что карта дипломатии, это на самом деле никакая не дипломатия. Она не должна была давать мне голубя и не спасала от войны. Это была оранжевая карта, заставляющая всех соперников с голубем скинуть по две монеты. Почему-то во время игры вот эту поломанную монетку с двойкой я не разглядел. И ещё так радовался, ведь эту карту я вытащил благодаря второму этапу чуда, достал её из коробки с игрой в самый последний момент. Так что итоги этой партии можно смело аннулировать.

Третья эпоха прошла для меня не особо успешно. Собрал ещё немного науки, построил пару синих карт и пару гильдий и снова избежал войны (на этот раз честно, подходящая чёрная карта с дипломатией). Кажется, я даже не вошёл в первую тройку по итогам игры.

150920_7wonders_06

Вторую партию я играл за Рим. В начале игры меня посетила мысль, что раз уж мы играем с оранжевыми и чёрными картами и всего в каждой эпохе у нас по 9 карт, это, получается, можно в начале все силы кинуть на отстройку ресурсов, а потом, когда всего будет в достатке, останется ещё достаточно ходов, чтобы построить все возможные дорогие карты, приносящие очки.

150920_7wonders_07

Так я и сделал. В первой эпохе выбирал только коричневые и серые карты и как результат закончил первую колоду, имея множество ресурсов. Во второй эпохе продолжил качать ресурсы, а после начал строить то, что приносит очки. А когда хороших многоочковых карт не было, строил чудо. Да так расстроился, что все его этапы сделал.

150920_7wonders_08

Лидеров сыграл более-менее подходящий, война, очки за синие карты и за части чуда. И до второго этапа толком не сражался. Зато в третьей эпохе сильно ушёл в войну, да ещё сколько мог построил синих и чёрных карт с очками.

Пришла ко мне выгодная красная карта, дающая по очку за коричневые ресурсы, выпала хорошая гильдия, приносящая по очку за каждую коричневую, серую и фиолетовую карту. Лишь однажды выбрать было почти нечего (и так как уже был готов Коллизей, я даже не мог скинут карту в чудо), пришлось взять гильдию, дающую очки за соседские военные победы. Это всего 3 или 4 очка, что мало по меркам третьей эпохи. Но и в этот раз в общем зачёте я не блистал.

150920_7wonders_09

В этот раз впервые не все остались довольны новым дополнением. Кто-то говорил, что с оранжевыми карт стало слишком много. Кто-то был недоволен использованием неофициальных городов-планшетов. Моё же мнение такое, карт количество нормальное, просто надо играть размеренно, не орать, не голосить, а одновремено всем делать выбор и передавать руку дальше. А то у нас в первой партии стоял такой гвалт, хоть падай. Зато ко второй игре все словно отрезвели, стали вести себя значительно тише, что немедленно сказалось на качестве партии – она получилась сильно приятней.

150920_twilight_struggle_01

В Twilight Struggle меня попросил научить играть товарищ. Я немного схитрил и попросил друга, у которого эта игрушка есть, поиграть с нами и заодно рассказать об игре, намереваясь тем самым избежать столь нелюбимого мною рассказа правил. Но вышло немного не так как я хотел и, вот, на часах полвторого ночи с пятницы на субботу. За плечами партии в Князей и 7 Wonders, почти все уже или разошлись или легли спать, а мы раскладываем Мрачную борьбу.

Если кто не знает, это глобальная стратегия мирового масштаба, посвящённая холодной войне и охватывающая период с 1945 по 1989 годы, в течение которого территрия всех стран мира стала ареной для борьбы двух сверхдержав: СССР и США. Игрушка построена на карточном движке, каждый ход игроки по очереди разыгрывают с рук карты и затем либо выполняют описанный на карте эффект (а они все имеют историческую окраску и привязаны к конкретным событиям), либо используют указанные на карте очки операций для выполнения различных действий.

150920_twilight_struggle_04

Вся игра крутится вокруг стран, которые нужно захватывать. У каждой страны есть показатель политической стабильности, условная "стойкость". Как только один из игроков разместит в этой стране достаточное количество влияния, он берёт её под свой контроль. Соперник, в свою очередь, может также поместить в страну своё влияние. Если в стране присутствует влияние обеих сторон, чтобы взять её под контроль нужно чтобы разница между твоим влиянияем и влиянием соперника была равна уровню "стабильности" страны.

В плане компонентов это всё реализовано в виде множества квадратных жетончиков с цифрами двух цветов, красные, с серпом и молотом, символизируют влияние СССР, а синие со звездой – влияние США. Причём, жетончики двухсторонние, светлая сторона используется чтобы показать, что влияние в стране есть, но его недостаточно. Тёмной, полноцветной стороной вверх жетон переворачивается когда игрок берёт страну под контроль.

150920_twilight_struggle_03

Суть игры в том, что все страны сгруппированы по регионам: Европа, Ближний восток, Азия, Африка, Южная Америка, Центральная Америка и фокус борьбы за влинияние над ключевыми странами периодически перемещается то в одно место, то в другое.

В игре есть небольшая доля случайности, иногда тут нужно бросать кубик, плюс что-то может решить очерёдность и набор приходящих в руку карт, но в целом перед нами масштабная стратегия, где есть простор для тактических решений и глобальных стратегических задумок.

150920_twilight_struggle_05

Игрушка разворачивается достаточно медленно, я бы даже сказал медитативно и вызывает устойчивые ассоциации с перетягиванием каната, поскольку одни и те же страны время от времени меняют хозяев и не редки такие случая, когда ты делаешь какой-то ход, а затем соперник отменяет то, что ты сделал.

В первой половине игры обычно доминирует СССР, поэтому новичкам рекомендуют отдавать именно его, а тому, кто обучает игре брать под управление США. У нас так и было, только вот то ли я объяснял слишком плохо, то ли играл слишком хорошо, но с набором очков у Советского Союза было как-то не очень. Но, вообще, я партией доволен. Хорошая игра Twilight Struggle. Не такая, чтобы вот в неё каждую неделю заигрываться, но если время от времени раскладывать, впечатления очень приятные.

28 комментариев

  1. i112358

    После какого количества партий или после какого игрового стажа девушка-новичок перестанет именоваться новичком? )

    Собираюсь предложить сыграть в «Pocket Imperium» супруге: к моему удивлению ей очень понравилась «Восьмиминутная империя» (всё-таки не совсем «девочковая» тематика), и счёт по партиям у нас с ней 2:2.

  2. gv.berezovskii

    @i112358
    Когда будет именоваться супругой! 🙂

  3. Red_front

    @gv.berezovskii
    Супруга-новичок? 🙂

  4. gv.berezovskii

    @Red_front
    Еще не супруга. Ждем-с.

  5. Денис II

    Шо за баг на первой фотке? 🙂

  6. чёрный джокер

    Если в Каркассон ОиС выиграл ты — то за столом не было опытных игроков 🙂

  7. чёрный джокер

    И опять же, всё больше и больше, как читателя твоего блога, меня настораживает твоя всеядность (Инлав, Зельеваренье, Князья и т.д) с одной стороны и крайняя степень неприязни с другой (Диксит и Каркассон)?? По мне так Диксит и Каркассон относятся к базовым дисциплинам и не понимание (читай не получение удовольствия) этих игр ставит под сомнение компетенцию любого персонажа (и уж тем более человека участвующего в различного рода отборах прототипов, в качестве члена жюри).

  8. futb_all

    Распечатка TI офигенна!

  9. SAB

    @чёрный джокер
    наверняка Юра новичкам игры показывает из разряда полегче. Иногда и популяризацией заниматься надо. Новичков сразу в сложную игру не засадишь. А еще бывают такие игроки, которые играют только в игры уровня Catan.

  10. SAB

    @futb_all
    Это стопудово made in Тохтамыш

  11. hk

    @чёрный джокер Я Каркассон не люблю с 2005 года, да и к Дикситу тёплых чувств никогда не испытывал. Странно, что как е-то подозрения на этот счёт появились аж на девятом году работы сайта.

  12. hk

    SAB :

    @futb_all
    Это стопудово made in Тохтамыш

    Оно самое.

  13. hk

    @SAB

    Верное предположение.

  14. futb_all

    @SAB, кто все эти люди?!

  15. SAB

    @hk
    Я просто этим же занимаюсь у себя в городе. Не всегда играю в то что хочу. Но популяризация она такая. А вообще есть игры которые я играю все равно с удовольствием. есть например друг, он приходит с женой в гости, но играет только в CATAN. Мне в принципе тоже нравится в него играть, хотя хотел бы во что то другое.

  16. SAB

    @futb_all
    есть такой коллега по хобби из Херсона. Он делает офигительные пнп своими руками и продает. Эксклюзивный товар, ручная работа. Дороговато конечно, но имхо того стоит.

  17. futb_all

    @SAB, а, тогда, кажется, о нем слышал. Спасибо.

  18. hickname

    чёрный джокер :
    По мне так Диксит и Каркассон относятся к базовым дисциплинам и не понимание (читай не получение удовольствия) этих игр ставит под сомнение компетенцию любого персонажа (и уж тем более человека участвующего в различного рода отборах прототипов, в качестве члена жюри).

    Вот именно, что «по мне». Это не «базовые дисциплины», это то, что проще всего объяснить новичку. Соответственно и интересны они в основном новичкам.

  19. Руслан

    Юрий, а как Вам качество именно этой версии Сумерочный Борьбы? Спрашиваю из корыстных побуждений 🙂 — т.к. себе хочется именно такую. Заранее спасибо.

  20. Антонио

    Twilight struggle- пнп уровень Бог))) вот это качество)

  21. Chan

    Привет, Юра если не секрет откуда такой красивый, язык не поворачивается назвать пнп, вариант Сумеречной борьбы? Тоже хочу такой)

  22. SAB

    @Chan
    Могу ссылочку тут черкнуть, если Юра не против. Ну или на тесере меня найди, там отвечу.

  23. alpas

    пенокартон бывает не только 5 мм, но и 3 мм. первый удобен для изготовления органайзеров, второй, наверное, как раз лучше пускать на планшеты.

  24. hk

    Руслан :

    Юрий, а как Вам качество именно этой версии Сумерочный Борьбы? Спрашиваю из корыстных побуждений :) — т.к. себе хочется именно такую. Заранее спасибо.

    Качество изготовления игры отменное. Жетоны толстые, плотные, поле — шикарное. Этот макет куда лучше официального, и по оформлению и по удобству (например, счётчик одной длинной линейкой куда удобнее и нагляднее квадрата 5х4 в оригинале).

    Единственное, что вызывает у меня нарекания – на картах событий пометки американскими/советскими флагами. Мне они кажутся несколько блеклыми, словно на долю секунды в карты нужно специально вглядываться, чтобы понять где чья. Но это лично моя претензия.

    А, вот ещё. На жетонах СССР раньше был серп и молот, а теперь жёлтая звезда. Серп и молоты были круче 🙂

  25. hk

    @SAB

    Не имею никаких возражений.

  26. hk

    @alpas

    Для планшетов я уже нашёл какой-то «пивной картон» толщиной те же 3 мм.

  27. hickname

    Пивной картон не очень подходит для ПнП — он довольно рыхлый, чтобы впитывать жидкость. Из него подставки под пивные бокалы делают, отсюда и название.

  28. SAB

    http://handmadebykhan.blogspot.ru/
    Вот сайтик нашего умельца из Херсона. Сам порываюсь что-нибудь заказать постоянно, но цены останавливают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑