За новогодние каникулы было сыграно 17 партий в 12 различных настолок, среди которых было четыре новинки (Between Two Cities, Nyet, Time's Up и Слово за слово) и ещё два новых дополнения (Eclipse: Shadow of the Rift и Поселенцы: Why Can't We Be Friends):
7 Wonders –
7 Wonders: Duel –
Between Two Cities –
Eclipse: Shadow of the Rift –
Grizzled –
K2 –
Nyet –
Quartermaster General –
Time's Up –
Звёздные империи –
Поселенцы: Why Can't We Be Friends? –
Слово за слово –
Партию в Grizzled я в деталях не припомню, но в памяти точно отложилось, что это была победа, мы смогли скооперироваться и «прошли» всю колоду. Отношение к этой игрушке у меня не поменялось. Это скорее лёгкий филлер, не предполагающий серьёзных решений. Ты играешь карты с руки если можешь, а если не можешь, пытаешься сделать правильный выбор, разыгрывая жетон поддержки. Ну и ещё когда есть возможность толкнуть речь, пытаешься угадать правильную угрозу. Серьёзных решений нет, развития нет, каждый ход как бы с нуля ситуация отыгрывается. Приятно партейку-другую разложить, когда не хочется чего-то сильно серьёзного, но не более.
Nyet! на поверку оказалась карточной игрой на взятки с предваряющим партию раундом ставок, где игроки могут определить кто будет ходить первым, выбрать козырную масть, а также ценность каждой взятки в очках.
Ну а дальше всё как обычно, разыгрывается карта, если есть возможность надо играть в масть, если нет, класть козырь или любую другую карту. И всё это в антураже клюквы и балалаек. Мне, если честно, в плане карточных игр с головой хватает покера, «тысячи» и «червей», а игры с традиционной колодой, маскирующиеся под настолки, не заходят совсем.
Between Two Cities оказалась очень простой игрой. В принципе, понравилось, но я ожидал чего-то большего. А тут, прям, минимализмом отдаёт. Может это и укладывается в сегодняшние тенденции на рынке, но хочется чего-то более серьёзного. А то семь раз подряд здания выбрал и всё, игра кончилась. Блин, на подсчёт очков времени уходит примерно столько же, сколько на саму партию.
С K2 у меня прямо феномен, не было ни единой партии, чтобы мне не понравилась. Вот и в этот раз получил огромное удовольствие. Подумываю даже, не разжиться ли дополнением «Широкий пик» или новой игрой на тему горнолазания Mount Everest, но сам себя одёргиваю, и так каждый раз раскладываем летний вариант, ничего не мешает зиму ещё освоить и только потом переходить к дополнениям. А то игр и так навалом.
В 7 Wonders: Duel меня продолжают преследовать неудачи. Впервые смог одержать победу в игре – над новичком, после чего сразу же эпически слил Гале. Главное, сперва едва избежал поражения по науке, потом сам чуть не выиграл по войне (не хватило монет для покупки последней красной карты), потом снова чуть не выиграл по войне (не хватило хода для постройки чуда со щитом), и в итоге проиграл по очкам. Словно головоломка, никак не получается победить. А в обычную версию партию и не помню, сыграли всемером без допов, потому как за столом новички были, и всё.
В Star Realms играли вчетвером, и рисунок партии оказался довольно привычен, хотя и лично мне неприятен. С самого начала дела у меня шли в гору, что совсем не радовало двух соперников, сидящих слева и справа. Разумеется, они обратили на меня пристальное внимание, из-за чего я периодически начинал ход с тремя, двумя, а как-то даже и с одной картой.
В это же время сидящий напротив оппонент чувствовал себя прекрасно. Чистил колоду, скупал хорошие карты и в итоге раскачался так, что за ход раскладывал на столе почти два десятка карточек, занося по 30-40 повреждений. Этого хватило, чтобы за ход уничтожить моего соперника справа, а потом и меня.
В такой ситуации рецепт один – не высовываться. Потому что далее начинается классический "вынос лидера", и первое место занимает второй в общем зачёте игрок, вырывающийся вперёд когда скидывают лидера. Остальные партии не запомнились.
В Слово за слово сыграли разок буквально на коленке. Игрушка прикольная, но, как я написал в обзоре, мне, всё-таки, милее обычная бумажная балда. В крайнем случае могу ещё на телефоне в Ой ё сыграть. В настолках же складывать слова – не самая любимая моя тема.
Time's Up, которую мне довелось опробовать в новогоднюю ночь, оказалась знакомой игрушкой. Короче, это та же самая "Шляпа", только трёхэтапная. Тут нужно объяснять друг другу слова в командах по 2 человека. На объяснение даётся полминуты, чем больше слов успеешь объяснить, тем лучше.
Фишка в том, что одни и те же слова надо объяснять в трёх раундах. В первом это самые обычные объясняшки, словами рассказываешь что там у тебя написано на карточке, например: "Не дружит с кошкой, гавкает, сторожит дом". Товарищ по команде кричит "Собака!", ты тянешь следующую карточку и начинаешь объяснять уже что-то другое.
Во втором раунде те же самые карточки надо будет объяснять уже с ограничениями. Можно использовать только одно слово, и любые позы, напевы, пантомимы. Например, кричишь "Гав!". "Собака!" – снова отгадывает товарищ, и ты смотришь следующую карточку. В третьем раунде говорить нельзя вообще. Только жесты и пантомимы. Молча становишься на четвереньки, и товарищ должен догадаться, что это всё та же собака. Кстати, ровно в то же самое я уже однажды играл, только на телефоне.
Идея прикольная, игра минималистичная в плане компонентов (только карточки, да песочные часы), в компании заходит весело. Поначалу правда, кто-то может испугаться ограничений второго и третьего раундов, но когда в реальности до них доходит дело, внутри компании уже обычно сформированы стойкие ассоциации ко многим карточкам, так что объяснить их не составляет труда.
Да, чуть не забыл сказать, Time's Up – она про отгадывание знаменитых личностей. То есть никаких собак там нет, а вот Евгений Касперский, Моцарт и Вася Пупкин запросто могут встретиться.
После почти десятка партий в Quartermaster General меня начинают одолевать смутные сомнения. Почему-то у нас никак не побеждает команда Оси. Вроде бы, и стараются, и пробуют и так и эдак, а Союзники словно играючи всё равно одерживают верх.
Одну партию я даже сам отыграл за Германию и Италию (кстати, впятером играть тоже можно, нормально получается), и то не смог добиться успеха. Правда, уже после понял, что виноват сам. Вот, объясняя правила новичкам, я всегда отмечаю, что Германии и Италии надо действовать сообща, атакуя либо Лондон, либо Москву. А когда появился шанс реализовать эти слова на практике, я всё провалил.
Во всём виновата моя тяга к картам статусов. Я всё на них смотрел, периодически играл, пробовал зарабатывать дополнительные очки, но это всё было неправильно. Надо было просто тупо переть вперёд, играя карты строительства армий и наземных боёв. Ставишь на поле танк, атакуешь, снова ставишь и снова атакуешь. Арифметика тут проста, двое на одного, это, считай, гарантированный успех.
Вот что нужно было делать: переть на Москву и всё. А дальше уже решать проблемы по мере их поступления. Выдвигается Англия или США в Западную Европу – дать им там отпор. Не выдвигается – тем лучше, давим СССР. В перспективе захватываем столицу и лишаем противника источника победных очков. Вот что я попробую в следующий раз. Осталось только компанию подобрать.
Периодически я с ностальгией вспоминаю теперь уже позапрошлый год, когда мы по пятницам регулярно собирались и раскладывали Eclipse, раз за разом, неделя за неделей. В ушедшем году эта игра тоже появлялась на столе, но уже как-то менее регулярно. Я очень надеялся, что выход второго большого дополнения, Shadow of the Rift, подстегнёт интерес к игре, и, вот, дополнение у нас, на двое новогодние каникулы, у всех есть свободное время, и мы целенаправленно собираемся чтобы сыграть эпическую партию в масштабную галактическую стратегию.
Так вышло, что желающих набралось аж 8 человек. Поэтому у нас получилось не только освоить новое дополнение, но и впервые попробовать режим "одновременной игры", рассчитанный на 7-9 участников, при котором ходить могут одновременно два игрока.
Это отыгрывается двумя большими фишками, гуляющими по кругу – походил, передаёшь следующему игроку, и ходит он, а в это время где-то на противоположном краю стола гуляет ещё одна такая фишка и ходит кто-то другой. С этим вариантом, правда, не работает модуль правил с изменяющейся очередностью хода в зависимости от того кто каким спасовал. С "сеансом одновременной игры" ход всегда передаётся по кругу, но второй спасовавший может выбирать направление передачи хода: по или против часовой стрелке. С восемью игроками мы также впервые замешали в белый мешочек дополнительные жетоны технологий, а в чёрный — дополнительные жетоны репутации, рассчитанные на игру более чем всемером.
С этим одновременным ходом есть интересный нюанс, фишек активного игрока две, розовая и серая. Так, вот, выполнять действие "Research", то есть покупать новые технологии, может только тот, у кого в руках розовая фишка. Это очень правильное решение, потому что иначе невозможно было бы исключить споры кто раньше хочет взять какую-то уникальную технологию. В то же время из-за этого правила покупать технологии получается вдвое реже. В обычном Eclipse можно выполнять Research каждый ход, а так – только через раз. Иногда это неудобно, хочется что-то купить, а нельзя. И приходится выдумывать какой-то другой ход только что протянуть время пока к тебе снова не придёт розовая фишка.
В целом же сеанс одновременной игры себя оправдал. На всю партию у нас ушло где-то 7 часов. Правда, в это время включается и подготовка к игре, и объяснение правил, и уборка всех компонентов в коробку после её завершения. А ещё где-то в середине партии я гонял в магазин за колой и мороженым, так что, непосредственно на саму игру, ушло, пожалуй, часов 6. Считаю, это вполне достойный вариант, учитывая, что игроков было аж восемь.
Что касается нового дополнения, его мы, по-моему, задействовали в полном объёме. У нас в игре было две новых расы, "трансформеры", у которых есть только один ресурс, а также "искажатели времени", умеющие тащить вещи и ресурсы из будущего. Благодаря технологиям и находкам два игрока получили доступ к жетонам эволюции. Мы увидели все новые редкие технологии, а также столкнулись с новым видом враждебных инопланетян – аноманиями, закрывающими проход в новый вкусный гекс, расположенный за пределами галактики. Так получилось, что у нас даже случайно вскрылась "чёрная дыра" – новый промо-гекс.
Самое первое, с чем пришлось столкнуться, это новые расы. Та, что оперирует единым уникальным ресурсом, и умеет строить необычные корабли и звёзды смерти из дредноутов, особо себя не проявила. Счёт по итогам партии был средним, а в процессе каких-то особых супер-ходов я не припомню. Единственное, первый дредноут появился достаточно рано, но сразу же проиграл бой двум инопланетянам. Не повезло с кубиками, плюс на корабле не было щитов -1. Возможно, если бы результат этой битвы был бы иным, рисунок партии сложился бы иначе. Да, ещё у них действий необычные, типа "1 билд, 1 апрейд", или "рисёч и 1 мув". В общем, заочное первое впечатление такое: раса как раса. Немного необычная и тем интересная.
Про вторую расу, так называемых повелителей времени, могу рассказать больше, так как играл за них сам. Тут две основных фишки. Первое, это уникальная технология, синей пушки, доступная на старте. Пушка наносит 3 повреждения, это, считай, почти красное орудие из антиматерии, только ты можешь его использовать изначально. То есть имеем заточку на войну. Второе, это возможность отправлять вещи в будущее и брать их оттуда. Реализовано это с помощью жетонов времени, которые случайно вытягиваются из отдельного мешочка. Максимум их может быть 3 доступных, так что есть небольшой выбор.
Самое интересное, это возможность взять вещи из будущего. Считай, такой кредит. Например, прямо сейчас получаешь 5 науки, а через два хода надо будет отдать 7. Или прямо сейчас берёшь дредноут, а через пару ходов надо будет выполнить действие "Строительство" и потратить 8 материалов. Не сможешь выполнить условие – получи штраф -2 очка. Возможность очень классная, я ей пользовался с наслаждением. Плюс ещё за каждый реализованный жетон +1 очко в конце игры.
Чуть иначе работает отправка вещей в будущее. Например, есть у тебя звёздная база. Ты её с поля снимаешь и через ход ставишь снова. В любой свой сектор, куда захочешь. Это, видимо, такая как бы страховка. Но мне эта возможность не показалась полезной, из будущего "в долг" я вещи брал, а сам туда ничего ни разу не отправил. В общем, раса классная, позволяет сделать хороший ранний старт и тем самым и одновремено отличается от других (новая механика), но есть и похожие черты с военными (Орион, Механема, Пираты) – заточена на ранее развитие.
За новую эволюционирующую расу никто не играл, она по-дурацки расположена на обороте планетов, так что сразу три новые расы в одной партии встретиться не могут. Но у нас были игроки, вытягивающие тайлы эволюции. Я сам на втором ходу взял из будущего немного науки чтобы купить технологию эволюции. Науку потратил, а толку особо не было. Мне выпали дурацкие жетончики типа "+1 корабль колонистов", "возможность менять 3 материала на 2 других ресурса", "-1 к цене постройки истребителей" (вот это бы помогло Механеме). Но так как эти жетоны ещё надо "построить" за действие Research, которого и так не хватало из-за правила розовой фишки, я только в самом конце игры разыграл один жетон, приносящий по 1 очку за каждый 2 гекса под моим контролем, заработав тем самым 4 очка перед финальным подсчётом. В зелёном мешочке остались ещё какие-то жетоны эволюции, которые мы не видели. Возможно там есть что-то интересное.
Далее идут аномалии, новый враждебный вид инопланетян. Когда аномалия вскрывается, это очень страшно. Вылезает такой бронированный корабль, оборудованный розовыми кубами, игнорирующими любые щиты-минусы. И надо решить, аномалия будет спящей, и тогда она охраняет проход в супер-гекс вне пределов галактики, то есть будет сидеть и ждать, пока ты не накопишь силы и не придёшь к ней. Или будет активной, и тогда может улететь, а может и поуничтожать планеты. Убить её можно. Инициатива у неё низкая, так что надо побольше ракет. Или пушек мощных.
Альтернатива – выложить аномалию активированной стороной. В этом случае она может улететь в конце хода и освободить гекс, который потом можно занять. Но есть и минусы, аномалия может прилететь не к врагам, а к тебе. А ещё она умеет случайно уничтожать планеты (что не есть хорошо для игроков). У нас было две или три аномалии, и их достаточно быстро уничтожили. Правда, мы немного накосячили и сразу же открыли супер-гекс (хотя в нём должны были лежать все остальные аномалии). Так-то за него ещё надо было бы побиться!
Больше всего из дополнения мне, пожалуй, понравились новые редкие технологии. У нас их выпадало много, появлялись они щедро, люди их покупали и поэтому получилось так, что каждая раса была в чём-то уникальная. У кого-то были толстые щиты, у кого-то особо мощные розовые пушки. У кого-то ещё сдвоенные туррели. В общем, хотя общая идея "щиты-пушки-ракеты" в игре осталась, всё равно, каждая раса получилась в чём-то уникальной. Вот этого точно недоставало!
У разработчиков во второй раз получилось расширить вселенную Eclipse, не перегружая правила игры. Да, стало побольше нюансов, но все они укладываются в стройную картину, заданную ещё начальными правилами. Несмотря на кучу новых рас, технологий и прочего, конфликтов между компонентами не возникает, никогда не получается так, что игроки не могут решить кто раньше стреляет или кто кого убивает. Всё чётко, ясно, понятно и разложено по полочкам. Shadow of the Rift привносит в игру множество вкусных мелочей. Новые расы, новые технологии, новые находки, новых инопланетян и новые гексы, и всё это здорово вписывается в местный мир. Немного жаль, что не появилось каких-то новых глобальных правил, там, дипломатии или торговли между игрокам, но и без них всё очень хорошо. Дополнение зачётное, разрабтчикам за него огромное спасибо.
Что касается нашей конкретной партии… получилось красиво. Я, например, оказался отрезан в самом начале не то, что от центра, от гексов первого круга. Но зато потом нашёл двигатель, позволяющий летать не то, что через "полдырки", а на любой соседний гекс. Это позволило мне отлично повоевать и захватить столицу игрока, сидяещего за моим соседом слева. В центр я не лез, воевал себе на окраинах, и только под конец атаковал ещё одного игрока, сильно вырвавшегося вперёд белого. На победу у меня шансов не было, но я оттянул на себя его силы, и на его другие сектора тут же бросились другие игроки. А мне потерять два дредноута было не страшно. Всё равно огромный запас материалов позволял мне их остроить. Впрочем, меня потом так атаковать никто и не стал, так что я смог спокойно понастроить монолитов глубоко в тылу и спокойно победил с большим отрывом. Итоговый счёт: 49-36-29-29-27-23-17-11.
Я бы, пожалуй, такой опыт – игру ввосьмером – повторять в ближайшее время не стал бы. Во-первых, у нас за столом было три новичка, то есть реально, можно сказать, что играли пятеро. Во-вторых, если играть, то с людьми дисциплинированными и ориентированными именно на игру, а не на то, чтобы уходить куда-то из-за стола, болтать всякую ерунду и всячески отвлекаться от процесса. Я понимаю, что с партиями по шесть часов это утопия, но тем не менее. В-третьих, если честно, даже на четверых Eclipse дарит примерно те же ощущения, а по времени выходит меньше. Поэтому если и будем играть ещё, наверное, компания будет не такая большая.
Дополнение к Поселенцам пока не прочувствовали. За одну дуэльную партию – Рим против Варваров – попалось от силы пяток новых карт, которые принципиально ситуацию не поменяли. Мы даже очками набрали меньше обычного, 44-44. И, главное, под конец карт на руках ни у кого не осталось, а у Гали был один оставшийся ресурс – украденный у меня камень. За счёт него она и выиграла.
Эклипс получился мегаэпический!
Спасибо за мини-обзор NYET — привлекло «клюквенное» оформление, но теперь понятно, что за игра и стоит ли ждать от нее чего-то интересного.
Смотрел видео, где ребята всячески рекламируют «Monikers» (http://www.shutupandsitdown.com/videos/v/review-monikers/). Ещё тогда подумал — было бы круто заиметь такую же на русском языке. Потому как самое скучное в игре в «шляпу» — это сформировать начальный пул карточек. Надо всем раздать ручки, листочки, шляпу опять же найти. А тут — всё уже готово. Перетасовал — и понеслась!
И тут недавно узнал про Time’s Up! Это же оно и есть! То, что нужно. Весь Новый Год в неё резались, правда не команда на команду, а, так сказать, кооперативно. Карточки приятные, персонажи вполне себе узнаваемые. С увеличением количества раундов играть становится всё сложнее и сложнее — до четвёртого раунда так и не добрались (ах, да. раундов там целых пять — посмотрите видео =)
Возникла игровая ситуация при игре в «Eclipse», когда в одном гексе собрались несколько противников. Битва происходит в обратном порядке входа в гекс (отступление из правил). У первой пары соперников у одного из игроков на перехватчиках стоят «Плазменные ракеты»(пушек нет!!!). При удачном броске кубиков — ракеты уничтожают весь флот соперника (первая победа), но битва не заканчивается (ранения на кораблях не восстанавливаются) и происходит следующая битва. ВОПРОС: Могут ли перехватчики первого игрока использовать «Плазменные Ракеты» снова или вынужден отступать из-за того, что он не может нападать??? т.к. в правилах описаны действия, когда «Плазменные ракеты» выпускаются один раз в начале битвы. Второе замеченное в правилах действие — ракетами нельзя уничтожать населения в фазе уничтожения планет(если нет нейтронных бомб).
PS:Зарание спасибо за разъяснение по этой игровой ситуации.
@Стас
ты сам ответил на свой вопрос.
> … и происходит следующая битва.
> … «Плазменные ракеты» выпускаются один раз в начале битвы.
Хотел бы обсудить второй игровой момент:
В одном гексе 3 игрока: первые 2 должны сражаться между собой по правилам входа в гекс. Но есть нюанс, у 3-го игрока установлены «Плазменные ракеты» и исходя из текста правил (Такая битва в одном гексе называется «Сражением» независимо от количества участников в гексе):» Каждое сражение начинается с того, что Корабли один
раз стреляют Ракетами (если они есть), после чего начинаются повторяющиеся Раунды Боя, которые закончатся только тогда, когда на гексе останется только одна сторона.»
Возникает Вопрос:
1) может ли стрелять 3-й игрок ракетами не дожидаясь пока игроки 1 и 2 закончат свою часть сражения?
2) Если да, то «Игрок 3» по своему усмотрению определяет жертв по попаданиям ракет?
ну и Вопрос 3: при игровой ситуации, когда мы согласились с правилами, что ракеты таки-да могут стрелять всегда первыми. Если ракеты имеет «Игрок 1» и «Игрок 3», то Может ли «Игрок 1» направить свои выпущенные ракеты в «Игрока 3» при условии:
а) «Игрок 2» полностью уничтожен, а ракеты, которые имеют шанс попадания летят далее?;
б) «Игрок 2» не полностью уничтожен, и «Игрок 1» пожелал распределить выпущенные ракеты в выбранные цели «Игрока 2» и «Игрока 3″(для уменьшения количества кораблей, которые готовы выпустить свои ракеты в ответ)?
Мы когда играли в «Шляпу» придумывание слов было неотъемлемой и одной из самых весёлых составляющих. Особенно учитывая, что каждый старался написать слова малораспространённые, те, что не особо на слуху. Например, «профитроли» или «гардина».
@Стас
Вы что-то на пустом месте сложности придумываете 🙂
Если в гексе больше двух игроков, сражения всегда отыгрываются попарно. И в каждом сражении могут стрелять только те корабли, которые в нём участвуют. Если сражаются игроки 2 и 3, то игрок 1 сидит со своими торпедами и ждёт боя с его участием. В чужое сражение свои ракеты никто не запускает.
@Стас
Соответственно, в каждом парном бою ракеты попадают только в того, кто в этом бою участвовал. Стрелять в корабль одного игрока, а попасть в корабль другого — нельзя.