За отчётную неделю сыграно 16 партий в 6 различных настолок, среди них было две новинки – Адреналин и Остров Pizza:
Quartermaster General –
Room 25 –
Адреналин –
Кодовые имена –
Кодовые имена: Картинки –
Остров Pizza –
Адреналин – представитель жанра «стрелялка». Для настольной игры такая тема – редкость. Сама суть настолок, предполагающих поочередные действия игроков, тяготеет к играм стратегическим. Играм, где нужно считать, чего-то планировать, реализовывать свои задумки. Совместить пошаговость и динамику не так-то просто. Поэтому-то в настольном мире относительно много стратегий и относительно мало представительниц более активных жанров, таких как гонки, стрелялки, драки, широко представленных, скажем, на видеоприставках. Налицо дефицит, а, значит, тем ценнее каждый представитель подобных жанров.
Итак, перед нами стрелялка. Те, кто играл на компьютере в Doom, Quake, Unreal Tournament или более поздние представителей жанра, прекрасно представляют себе о чём идёт речь. Есть некое поле боя, «арена», по которому носятся игроки. Они находят разнообразное оружие, палят из него в друг друга, отыскивают боеприпасы, а иногда подхватывают какие-нибудь усилители, типа суперброни или повышения урона. Вот это всё, только на столе, и предлагает разыграть «Адреналин».
В «стрелялке» главное динамика, и с этим у «Адреналина» всё в порядке. За ход можно совершить 2 действия из небольшого списка: перемещение, атака или подбор оружия или припасов. Так что ход игрока обычно не затягивается. Обычно ты или бежишь и стреляешь, или, если обойма опустела, бежишь и хватаешь боеприпасы. Двигаешь свою фигурку по полю и передаёшь ход дальше.
Но есть нюансы. В игре довольно много оружия с разнообразными эффектами. У каждого оружия несколько режимов стрельбы. И в этих деталях кроется дьявол. Много стволов, множество эффектов, и на практике эффект каждой «пушки» обозначен небольшим рисунком. Из-за этого первая партия в «Адреналин» немного напоминает коллективное разгадывание ребуса. Игроки смотрят на карточки оружия, кто-то лезет в справочник и зачитывает эффект стрельбы. Через пару минут все забывают как работает тот или иной ствол и всё начинается сначала. И ходы в самой первой партии из-за этого делаются не так быстро. Постоянно обнаруживается что кто-то забыл как стреляет его ружьё.
И это понятно. Есть оружия, которые стреляют по прямой. Есть те, что поражают цель только на определённой дистанции. Есть стволы, позволяющие попасть только в противника за стеной, но не рядом с тобой. Есть оружие, способное не только ранить противника, но и переместить его. В общем, нужна практика, чтобы все разобрались как работает тот или иной вид атаки. Иначе так и будет: наступает твоя очередь ходить, а ты переспрашиваешь, как стреляет то, что ты держишь в руках.
Если не касаться нюансов оружия, сама система стрельбы довольно проста и логична. У игрока может быть до 3 оружий. Чтобы подобрать оружие на поле, сперва нужно найти для него подходящий боеприпас. Если он у вас уже есть, вы платите «патроны» в банк и берёте карточку оружия. Стрельнув в кого-нибудь, вы выкладываете карту на стол. Теперь это оружие разряжено, чтобы вновь поднять его в руку, надо снова оплатить боеприпасы. Всего у игрока может быть 3 оружия, если получаешь четвёртое, нужно скинуть одно из имеющихся.
Ещё интересна система повреждений. Когда ты в кого-нибудь стреляешь, то даёшь этому игроку свои жетоны урона. Если у кого-то накапливается 11 жетонов, значит, убит. Все, кто наносил этому игроку ранения, получают очки. Общий принцип такой, кто больше ранений нанёс, тот больше очков и получил. За каждое последующее убийство игрока очков начисляется меньше, что стимулирует не сосредотачивать огонь на одном и том же персонаже, а всё время убивать разных игроков.
На первый взгляд всё в «Адреналине» хорошо, но после ознакомительной партии я не могу сказать, что игра мне на 100% понравилась. Мысленно я всё время хочу сопоставить «Адреналин» со «Стальной ареной», которая тоже относится к жанру стрелялок-убивалок. И, хотя это может показаться странным, «Арена» мне нравится больше. В ней как-то всё более ощутимо, более понятно и менее абстрактно. Каждое новое оружие воспринимается как радость. Каждое попадание в соперника ведёт к реальному результату – у того отваливается полезная деталь и становится меньше возможностей. Наконец, там с убийством кого-то из игроков партия заканчивается. Всё, зримый финал.
«Адреналин» же устроен немного иначе. Оружие в нём менее понятно, чем в «Арене», да ещё к нему постоянно требуются патроны. Площадь поля боя невелика, тут не получится убежать, спрятаться или забиться в угол. Любой другой игрок за 1 ход может добежать в любую точку карты и стрельнуть в кого угодно (в этой связи возникает вопрос, а так ли нужно поле). Наконец, когда ты попадаешь в другого игрока, никакой особой радости нет. Ты просто попал. У того просто меняются значения на счётчике ран. И даже если ты кого-то убил, ты просто получаешь очки.
Возможно, кстати, это моя главная претензия к «Адреналину». В «Квейке» на компьютере никаких очков не было. Там были фраги. Убийства, по числу которых всегда и определялся победитель. Понятно, в настольном варианте это реализовать нелегко, поэтому придумывается такой вариант как учёт «вклада» каждого игрока в убийство. Но это решение идёт в разрез с самой идеей стрелялки. А если всерьёз задумываться кого выгоднее атаковать, чтобы заработать больше очков, ещё и ломает динамику. В игре, где главное – подстрелить противника, на мой взгляд не нужно думать о каких-то победных очках.
Впрочем, всё это – только первые впечатления. Мы обязательно будем играть в «Адреналин» ещё, и освоим дополнительные режимы игры. Тут помимо «десматча» есть ещё «доминирование», когда нужно захватывать ключевые точки, а также режим игры с ботом. Хотя бы ради любопытства, надо попробовать.
PS: когда-то я играл в другую настольную стрелялку, Tanhauser от Fantasy Flight Games. Уже плохо помню от неё впечатления, но по крайней мере потому, что там атака разрешалась кубиками, «Адреналин» точно лучше. Тут всё просто – стрельнул, значит, попал.
Вторая партия в «Адреналин» похожа на ситуацию, когда за компьютер усадили играть в стрелялку несколько человек. Кто-то уже играл и знает, что к чему, а кто-то впервые видит клавиатуру с мышкой и начинает разбираться "а как тут ходить", "а как тут стрелять". В то время как люди умелые уже бегают по арене и раздают фраги. Вот у нас именно так и получилось. Новички рассматривали карты оружия, постоянно сверялись со справочником, а более опытные игроки их просто все время атаковали.
И ощущения после этой партии у новичков были ровно такие же как и у меня после первого раза: повторения не особо хочется. Но я-то знаю, что с опытом игра становится лучше. Надо просто сделать так, чтобы все разбирались в оружии. Тогда игра пойдёт лучше, динамичнее. А то, у нас было такое, что я сходил, и, пока до меня дошла очередь, в промежутке между ходами успел навернуть за соседним столом тарелку окрошки.
Кстати, на Board Game Geek нашел неплохую памятку по оружию, помогающую обьяснить новичкам общие принципы условных обозначений. Разделить, так сказать, все стволы по группам И примерно показать как стреляет каждая пушка. Обязательно её напечатаю и буду использовать в следующей партии.
Итого и после двух партий я не могу однозначно сказать, что «Адреналин» – вот прям хорошая игра. Она завлекательная, зацепила меня, и мы будем играть ещё. Но она требует внимания игроков, изучения оружий, и ещё нужно заранее смириться с тем фактом, что первые партии будут медленными.
Комната 25 — для меня не новинка. Но играли мы в неё уже почти год назад, да и правила я сам не читал, так что осваивали как в первый раз. Игра воспроизводит сюжет фильма "Куб": группа персонажей попадает в странный лабиринт из комнат. Из него надо найти выход, но не так-то просто. Комнаты постоянно двигаются, меняются местами, да ещё среди них попадаются смертоносные ловушки. Один неверный шаг — и ты труп.
Разворачивается игра на поле размером 5 х 5 комнат. Первоначально все стоят в центральной открытой комнате, все остальные лежат рубашками вверх. Известно, что среди них есть безопасные зеленые комнаты, смертельно опасные красные и желтые, которые игроков не убивают, но жизнь осложнить способны. Игра строится на механизме программирования действий. В начале каждого хода все игроки выбирают два действия, которые будут совершать в текущем ходу. Действия "загадываются" втайне друг от друга. Когда все готовы, первый игрок вскрывает свой жетон первого действия и выполняет его. Затем своё первое действие вскрывает второй игрок и так далее.
Выбор действий невелик. Посмотреть в соседнюю комнату (ту, что ещё не вскрыта и лежит рубашкой вверх, чтобы узнать что там такое). Переместить в соседнюю комнату (шаг на 1 клетку). Толкнуть соседа (переместить в соседнюю комнату другого игрока) и активировать лабиринт. Если первые три действия более-менее очевидны, с активацией лабиринта чуть посложнее. Это действие позволяет сдвинуть целый ряд комнат на 1 позицию. Тем самым меняется конфигурация игрового поля.
В общем виде задача игроков — найти выход из лабиринта. В правилах есть несколько режимов игры. Базово предлагается два варианта, в сети можно найти ещё. По умолчанию можно играть по системе "все заодно", когда игрокам нужно найти комнату с ключом от выхода, а затем комнату выхода, собраться в ней, и "вытолкнуть" её из лабиринта. В этом варианте игрокам противостоит таймер — победить нужно успеть за ограниченное число ходов, а также система безумного лабиринта — в начале каждого хода из специальной колоды вскрываются карты, которые активируют движение комнат помимо воли игроков.
Ещё есть режим с предателем. 1-2 человека в команде могут оказаться стражами лабиринта, чья задача — не выпустить героев наружу. В начале всем раздаются карты лояльности, которые нужно держать в тайне друг от друга. Соответственно, кто-то оказывается "мирным гражданином", а кто-то — "мафией". Вот тут-то действия "толкнуть товарища" и "сдвинуть лабиринт" становятся более востребованными, т.к. "мафия" в нужный момент может подставить мирного гражданина, а то и попросту отправить его на верную смерть, толкнув, например, в комнату с лавой.
Мне «Комната» понравилась. Она довольно-таки проста в освоении, хотя и есть один нюанс — самих комнат в игре около трёх десятков и перед каждым игроком лежит памятка с описанием их свойств. Это может отпугнуть некоторых новичков, хотя, по большому счёту, все эффекты комнат довольно-таки просты для понимания. Ещё привлекает время партии, она укладывается примерно в 45 минут. И даже в самом простом режиме обязательно чувствуется напряжение.
Вообще, в игре намешано много хороших вещей. Это и исследование лабиринта, которое активно проявляется на начальном этапе. И координация с товарищами, когда нужно обсуждать кому какое действие выбрать, чтобы все попали туда, куда нужно. И паранойя, присутствующая в режиме с предателем. Нам ещё настоятельно рекомендовали попробовать режим "команда на команду", когда все герои делятся на 2 группы, и победить может только одна из них. Та, что первым выберется наружу. Либо та, что просто останется в живых. В общем, обязательно будем играть ещё!
Попробовали сыграли и командами. Трое на трое, кто первый выберется из лабиринта, тот и молодец. Или ещё можно победить, если все соперники погибнут. В этом режиме получается куда более напряженный процесс, чем когда все заодно. Воевать-то нужно не только против игры, но и против живых людей. Попробуем ещё с предателями.
После партии в «Кодовые имена. Картинки», мы поняли, что делаем что-то не так. Все потому, что наши подсказки звучали примерно так: "круглое, 2". "Острое, 3" и тому подобное. Мы пытались не связать понятия, а просто называть общие черты рисунков на поле. И подумали, что это неправильно.
Попробовали сыграть иначе, не называя то, что изображено на картинках, а выдавая общие ассоциации, как в игре со словами. И обнаружили, что это сложновато. Все потому, что тут есть странные рисунки. Улитка в каске, мужик, стоящий на гладильной доске как серфингист, медаль, у которой вместо металлической звезды — морская. В общем, связывать фантастические, несуществующие вещи, нам показалось сложновато.
И тогда мы решились на эксперимент. Смешали в одной партии и картинки, и слова. И получилось лучше, чем просто картинки. Как мы и предполагали. У нас даже была гипотеза насчёт первого закона химии, но она не подтвердилось. Картинки не ухудшили слова. Наоборот, слова улучшили картинки. А посему вот мой вердикт. Обычные "Кодовые имена" лучше. Потому что в "Картинки" можно играть двумя способами. Либо ты тупо называешь то, что нарисовано, и это совершенно неинтересно. Либо ты пытаешься придумать общую ассоциацию к тому, что нарисовано, и это невероятно сложно. Почему-то совсем у нас не зашла эта игра. Лучше уж, со словами.
Лава, 2. Проигрыш первым ходом.
Для закрепления результата сыграли ещё несколько раз в «Кодовые имена» со словами. По сравнению с картинками — небо и земля. Намного лучше, намного интереснее. Думать нужно куда сильнее.
Прекрасно поиграли в «Генерала». Уже месяц, наверное, как игра не появлялась на столе. На фоне последних партий в версию 1914, я даже чуток подзабыл как хороша Вторая мировая. А тут разложили с новичками, взял себе Японию, и понеслось…
И, вроде бы, обычный Quartermaster General по механикам проигрывает 1914. В «Первой мировой» можно играть по 2 карты в ход, что даёт больше возможностей для планирования, но «Вторая мировая» зато проще. Сыграл карту, и всё. И пусть она хаотичнее, потому как пока до тебя снова дойдёт ход, ситуация на поле может существенно поменяться, мне всё равно она очень нравится. И не страшно, что многое может определяться просто выходом ключевых карт из колоды. Зато почти в каждой партии из-за этого получается какая-нибудь уникальная раскладка.
Вон, в этот раз до того довоевались, что японцы дошли аж до Москвы. И даже ненадолго её оккупировали. Ещё из интересных эпизодов – США высадились во Владивостоке, отвоевали Китай, а потом успешно дошли до берегов Германии и ненадолго взяли Берлин. Правда, из-за того, что Германия до этого смогла захватить эвакуированную в Куйбышев столицу СССР, разрыв по очкам всё равно был в пользу Оси. Германия-Япония-Италия победили, что бывает у нас достаточно редко. И, как обычно, после партии в «Генерала» я думаю о том, что скорее бы сыграть ещё.
Остров Pizza оказалась крайне простой настолкой. Есть колода карт, на них — частички пиццы. В свой ход нужно вскрыть из колоды от 1 до 3 карты и, если есть подходящие кусочки пиццы, оставить их себе. В игре 3 масти, а собирать пиццы разрешается только двух цветов. Если пришёл ненужный цвет — игрок штрафуется, нужно либо оставить его себе, сбросив одну из собираемых пицц, либо выкинуть карту с ненужным цветом и сбросить одну из ранее собранных карт.
Некоторые карты позволяют совершить простенькие дополнительные действия. Как то: подсмотреть карты сверху колоды, взять несколько карт и сыграть одну из них, скинуть кусок пиццы у другого игрока, или поменяться с кем-нибудь кусочками. Задача – первым собрать одну полную пиццу.
Побеждает в «Остров Pizza» на мой взгляд игрок, которому больше всех повезёт. В нашей партии это прекрасно проиллюстрировал пример дочери Петра Тюленева. Самая младшая за столом была, а выиграла! С Петром, кстати, мы столкнулись совершенно случайно. Знаете, бывает так, приходишь в пиццерию поиграть с товарищами во что-нибудь, а тут мимо проходит один из ключевых сотрудников «Мира Хобби» и говорит: «Привет» 🙂
Спасибо, Юра, за отзыв по Комнате 25. Но мне кажется, что если не выбирать спец режимы типа «стенка» на «стенку», а играть в «простой побег», то предатели необходимы, без них неинтересно, обязательно нужны «мафии».
Насчет Кодовых имен. Вот сколько людей, столько и мнений. В нашей компании, словесный коденеймз закинут «на антресоли», играем только в картинки:)
опять не вижу отзывов… сори за оффтоп
Думаю, что жанр «Адреналина» — вообще ни разу не стрелялка. Это игра про переработку кубиков в победные очки, как Lords of Waterdeep и «Артифициум». Причём она похожа больше на «Артифициум», потому что цепочки переработки в основном одноразовые, и надо специально выискивать возможность их результативно применить.
Мне очень понравились:
— антураж, сеттинг и тема
— локализация (например, снайперская винтовка называется «Снайперка». Именно «снайперка»!)
— реально остроумные механики
Но в целом игра совсем не впечатлила. Расстроило следующее:
1. Совсем не просматривается стратегии, только тактика.
2. Данутайм чудовищный, что очень плохо в сочетании с…
3. Нет смысла сидеть за столом не в свой ход и что-то планировать: за время чужих ходов ситуация слишком сильно меняется, и поэтому игра воспринимается как набор бессвязных ситуаций, из которых надо извлечь максимальную выгоду, а не как непрерывнй и осмысленный путь к победе.
@Random_Phobosis
Даутайма нет, только надо одергивать всех любителей посчитать максимум очков и не играть с тугодумами. Игра именно про фан, просто стреляй во все что рядом и до чего можешь дотянуться. Даже можно ввести песочные часы 30 секунд на обдумать ход, если уж совсем тяжко с игроками, не успел выполни базовую атаку заряженным оружием.
Вообще не Lords of Waterdeep, совершенно разные игры и разные механики, ибо тогда любые евро можно свести в переработку кубиков (ресурсов) в ПО.
И планировать и не надо,как уже говорил, просто получать удовольствие и палить в окружающих из всех стволов.
Вся беда в том что ее, почему-то, воспринимают как евро, а это игра про фан и фраги.
@Vladislav
Не-не, центральные задачи в евро очень сильно отливаются. Бывает построение движка, бывает «выбери момент, когда с производства денег надо переключиться на производство VP», бывает «займи и удержи рынок» или «выбери, во что инвестировать ресурсы». Я уже про геометрические задачи и сбор сетов не говорю.
На мой взгляд, наоборот, тема Адреналина перетянула на себя чересчур много внимания. Что-то подобное случилось с Neuroshima Hex: по сути это пазл про составление каскадных цепных реакций, идейно близкий к «три в ряд» (а если точнее, то даже к какой-нибудь Puyo Puyo), но страшненькие мутантики на иллюстрациях убедили немало игроков, что игра — вроде бы стратегия про войну.
ээээ… на заглавной фотке — это Юрий слева? о_О
да ну бросьте, это Петр Тюленев.
@Роман Лавка
Роман, а как играете? Из двух способов: описательный или понятийный?
А вот другие игры за подобные характеристики Юра бы распял.
Ага, Юрий справа.
@
@Random_Phobosis
+1 за евро.
По большому счёту в «Генерале» бывает так, что везёт или не везёт с картами. Но в более широком смысле игра очень зависит от того, что делают игроки. Германии нельзя медлить. Америка должна оказывать существенную помощь Союзникам. Японии непозволительно долго тянуть с захватом Китая.
И есть ещё статусы и реакции. Карты, которые ты играешь сейчас в расчёте на будущее. Которые позволяют выстроить план если не на игру, то на несколько ходов вперёд. Что, кстати, исключает ситуацию, описанную применительно к «Адреналину», когда между твоими ходами ситуация на поле кардинально меняется.
Да что я вам рассказываю 🙂 Если не играли ещё в «Генерала», попробуйте при случае. Правда, отличная игрушка!