За отчётную неделю сыграно 6 партий в 5 различных настолок, среди них был одна новинка – 7 Wonders: Armada:
Поселенцы –
7 Wonders: Armada –
Jump Drive –
Quartermaster General 2nd Edition –
Undaunted: Normandy –
Так выглядит игра перед начало партии
Даже и не верится, что 7 Wonders: Armada добралась до наших палестин. Ведь помню ещё, как в 2011-м Антуан Боза обещал сделать для «Семи чудес» семь дополнений. Тогда почему-то казалось, что новинки будут выходить чуть ли не каждый год. И что, девять лет минуло, а дополнений вышло только 4. «Новые чудеса», «Города», «Вавилонская башня» и «Армада». Ну, ладно, «Лидеры» ещё, хотя они изначально не входили в анонсированную семёрку. Три оставшихся – это «катастрофы», «мифология» и «4 эпоха» неизвестно будут ли когда-нибудь разработаны. По крайней мере, за последние годы о них особо ничего не было слышно. В отличие от той же «Армады», работа над которой более-менее активно шла года с 2016-го. Ну и, вообще, автора игры сложно упрекнуть в бездеятельности. Как-никак, появились 7 Wonders: Duel, потом доп к ней, и вот уже второй разрабатывается.
«Армада» — это новые карты в каждую эпоху и ещё целое новое направление. Теперь перед каждым игроком будет 2 планшета. Один – это город, как и ранее, где строится чудо из нескольких этапов. Второй – это морской планшет, по которому будут двигаться разноцветные кораблики. Основная идея дополнения в том, что развиваться теперь надо не только на суше, но и на море. И у Антуана Боза получилось очень органично обыграть это дело с помощью несложных правил.
Теперь, когда вы строите красную, жёлтую, зелёную или синюю карту, можно немного доплатить и продвинуть кораблик соответствующего цвета на одну позицию вперёд. Зачем это нужно? Затем, что перемещение корабликов даёт очень приятные бонусы. Красный корабль отвечает за морские сражения, бои после каждой эпохи теперь проходят не только по красным щитам, но и по синим якорям. Жёлтый корабль отвечает за получение дополнительных монет и периодически заставляет соперников терять деньги. Синий приносит дополнительные победные очки. А зелёный, и это наиболее интересный корабль, даёт возможность открывать неизведанные острова, приносящие самое вкусное. Когда вы находите остров, то получаете несколько карт с разнообразными свойствами, одну надо оставить на выбор. Свойства бывают самые-самые разнообразные, разброс – примерно как у лидеров. За партию всего можно найти три острова.
Помимо планшета островов вкусно выглядят и новые карты, замешиваемые в колоду каждой эпохи. На них появляются разные эффекты, невиданные доселе. Например, это могут быть как банальные дополнительные очки, так и прокачка морской военной силы, дополнительные штрафы для противников, возможность атаковать не только соседей, но и игроков, сидящих слева или справа через одного. Короче, больше эффектов, интереснее партия. Общее ощущение от новых карт примерно как от чёрных карт из Cities. Приятное разнообразие.
Сперва на «Армаду» я смотрел настороженно. Новые планшеты потребовали на столе дополнительного места. Значки на морском планшете с корабликами выглядели чуть ли не арабской вязью, но где-то в середине второй эпохи всё стало понятно. На самом деле тут ничего сверхсложного нет. Ну, максимум за 1-2 партию каждый сможет разобраться досконально. Зато окупается всё это сторицей. Новые карты в каждой эпохе – это здорово, больше разнообразия, больше комбинаций. Возможности заставлять противников терять деньги и атаковать больше двух игроков – это усиленное взаимодействие. А на мое вообще воют не с соседями, а все против всех. Наконец, сам корабельный планшет – это целое новое направление развития, которое ещё только предстоит осознать. Но первое впечатление, и, полагаю, оно верное – теперь можно более целенаправленно развивать город, намечая стратегию развития и корректируя её по мере необходимости с оглядкой на товарищей.
Плата за все эти нововведения – дополнительное место на столе (для планшетов с кораблями), дополнительные символы с эффектами (не очень сложное, их довольно быстро все выучат), а также увеличение времени партии, потому что теперь можно не только сыграть карту, но и двинуть кораблик и разыграть какой-то эффект, получаемый при его перемещении. А когда кто-нибудь открывает остров, вообще игра приостанавливается, потому что надо взять несколько карт открытий, присмотреться к ним, расшифровать, что они предлагают, и выбрать самую выгодную. И это, кстати, самые насыщенные впечатления от «Армады», лично мне больше всего понравилось ковыряться в этих открытиях, потому что изначально когда ты их вообще не видел даже просто банально интересно, а что там может быть. Потом, когда все карты станут известны, конечно градус любопытства будет пониже.
А это конец III эпохи!
Что в итоге? Дополнение понравилось. Вообще, если говорить о допах к 7 Wonders, отношение к ним у меня разное. Скажем, «Вавилонская башня» не нравится. Модуль с жетонами, меняющими правила – это, вообще, что-то с чем-то. Не знаю, как в это серьёзно играть, когда каждый ход в игре вводится новое правило и их надо всё время держать в голове. Проекты чуть получше, но всё равно скучноваты, так как периодически заставляют строить карты, которые тебе и не нужны. Лидеры уже поинтереснее, заставляют строить стратегию на партию, но иногда огорчают. Скажем, взял ты лидера с бонусом за фиолетовые карты, а в колоду замешались гильдии, от которых тебе толку ноль. И зачем такой лидер в итоге? Больше всего мне нравятся «Города», которые Cities с чёрными картами и неофициальное дополнение Sailors, где тоже появляются новые карты рыжего цвета. Вот Armada – оно предлагает примерно то же самое, только вкуснее. И новые карты в каждую эпоху, и целый новый пласт в игре с длинной аркой развития (а это я тоже люблю).
Где-то тут город на 101 очко!
Можно ли сказать, что это дополнение из разряда Must Have? Пожалуй, нет. И без него 7 Wonders прекрасно играется с чёрными и рыжими картами. Ну, по вкусу можно добавить ещё и белых. С «Армадой» рыжие карты, видимо, не совместимы (хотя это ещё надо пробовать), но игра становится тяжелее и не всем может хватить стола. Хотя мы, вот, сыграли аж ввосьмером и, ничего, как-то уместились. Хотя со стороны и казалось, что на столе полный хаос и какая-то мешанина из карт.
В общем, дополнение годное. Любителям 7 Wonders обязательно обратить внимание. Пожалуй, именно на такую категорию игроков оно и рассчитано. Не на новичков, не на случайных людей, а на тех, кто играет в «Чудеса» давно, долго и плотно. И «Армада» для таких людей – прекрасный подарок. Тут куча всего нового, причём нового кардинально.
В «Нормандию» разложили сценарий № 6, в котором впервые встречаются мортиры, они же миномёты. Это такая интересная штука, чтобы выстрелить, ей сперва нужно выполнить действие «наводка». А когда она стреляет, то бьёт по площадям. Атакует все отряды в заданном квадрате, и свои, и чужие. Против каждого кидается кубик, чтобы определить, попал или нет. И ещё, дальность при выстреле в расчёт не берётся (разве что минимальная дистанция есть, в упор стрелять мортира не может).
Короче говоря, сценарий такой. С одной стороны немцы с мортирами. С другой американцы с типичными бойцами, разведчиками и ещё в резерве снайпер и пулемётчики. Задача подразделений США – занять 2 ключевые точки. Немцы же должны выбить рядовых противника с поля.
Досталась Америка, с самого начала что-то испугался мортиры. Решил подавить её пулемётчиками, а потом добить снайпером, для чего на первом ходу снайпера и купил. И тут же его мортирой и накрыло. Пулемётчики появились чуть позже и действовали несколько эффективнее. Зато соперник ответил разведчиками. Сперва напихал мне в колоду тумана войны, а потом стал подходить ими и потихоньку постреливать в сторону солдат США.
Пробовал отвечать снайперами, но так и не сложилось. Снайпер за всю партию ни одного выстрела в сторону противника не сделал. Пулемётчики, с ними было неплохо, но в целом картинка была печальная. Куча карт тумана войны, избавляться от них сложно, подавление противника – это мера временная, а вперёд продвигаться получалось медленно. В итоге в какой-то момент у меня оба обычных солдата оказались выбиты с поля, не углядел. А по условиям сценария это поражение.
Что тут сказать. Надо было не гоняться за экзотикой, снайперами, там и пулемётами, а с самого начала докупать карты обычных бойцов и гнать их вперёд к ключевым точкам. Глядишь, получилось бы взять нормальный темп, и мортира не успела бы пристреляться. А так – позорный проигрыш. Но есть желание переиграть сценарий, взять реванш!
Потом ещё разложили пару раз Jump Drive. Оба раза позорная неудача. Набрал мало очков, карта всё время приходила не та. Прям, смотришь на стартовой руке, можно пойти в мирные планеты или в военное развитие. Выбираешь мир, а дальше как назло идут карты на войну. Перестраиваешься, а тут снова мирные. Короче говоря, два поражения, но всё равно доволен. Очень классная игра, постоянно заставляет прикидывать, в какую сторону развиваться, что строить, а что сбросить.
«Поселенцев» раскинули с супругой. Пока сидим дома, предложил самой выбрать что-нибудь дуэльное. Так на столе и появились «Поселенцы». Игрушка не сказать, чтобы из актуального списка «на поиграть». Раскладываем её достаточно редко. В последний раз примерно полгода назад играли, так что потребовалось обновить правила в памяти. И ещё в коробке лежат базовая версия и два дополнения, маленькое «Почему бы нам не подружиться» и большое «Атланты». Их брать не стали. Логика тут простая, в базу играем редко, а дополнения стоит добавлять когда пресытился стандартным набором. У нас такое было, но потом последовал длительный перерыв, так что отсчёт идёт с ноля.
Выпали египтяне против римлян. Египет – нация каменная. Почти все постройки требуют камня, добывать его тоже умеют. И как-то с ними сложилось легко. На старте из общей колоды пришла классная карточка, приносящая 1 очко и 1 монету за каждую серую постройку. И, наверное, без неё было бы сильно труднее. Начальные раунды как раз ушли на раскачку, построил, наверное, 5-6 серых построек. И, считай, каждая шла со скидкой в 1 ресурс (если тратишь монету, она сразу возвращается) и ещё приносила победное очко.
Где-то в 4 раунде выставил ещё одно вкусное здание, когда строишь имперскую локацию египтян, можно заплатить монету и получить за это 2 дополнительных победных очка. Более чем выгодное предложение! Воспользовался им раз 5, пожалуй. Очень хорошее вспоможение на пути к победе.
Ещё везло с картами из общей колоды. Пришло аж три сторожевых башни и ещё замок. Это всё позволило успешно тянуть карты на руку. А вкупе с ещё одним домиком, позволяющим повторно активировать другую локацию, даже замком можно было пользоваться дважды в ход. В результате удалось пролистать всю колоду египтян! В конце партии в ней осталось всего 2 карты. А все остальные были построены, либо в качестве зданий, либо как сделки. На руке имперских карт не было.
По самой игре, с одной стороны неплохо, интересно, ковыряешься, там, в ресурсах, считаешь какую карту за какой построить. На что хватит, что отложить на потом, а что засунуть в сделки. Но взаимодействия, конечно, нет. На соперника практически не смотришь, разве что эпизодически, 1-2 раза за всю партию можно поломать какие-нибудь чужие постройки, да и всё. Считай, партия проходит в соло-режиме, играешь сам с собой и с колодой карт. Смотришь, что пришло и думаешь, как этим разумнее распорядиться. Игра неплохая, но та же 7 Wonders: Duel куда захватывающее (и конфликтнее!).
Партия в «Генералов» вышла категорически провальной для команды Союзников. Германия на старте получила «Стратегию наступления» и «Блицкриг». Италия смогла добраться до Индии и занять её, попутно выбив оттуда британцев. Япония взяла Китай, дошла до Австралии и сыграла ещё 2 дополнительных статуса, за каждый по 1 дополнительному очку.
Союзники им противопоставили следующее: Британия на старте прыгнула в Индию и потом в Австралию, но надолго ни там, ни там не задержалась. СССР занял Украину, сыграл «Шверника», «Выжженную землю» и ещё зачем-то «Оборону Ленинграда», после чего закономерно исчез с лица земли в результате наступления немцев. Теоретически этому могли помешать США, но Америка приплыла к берегам Европы, вынесла армию Германии из Западной Европы, а потом притормозила и стала один за другим играть статусы. И за всю закончившуюся на 9 или 10 ходу партию так и не заняла звезду на западе США.
В общем, итог закономерен. С одной стороны сплошные успехи. С другой – неудачные решения и периодически странные ходы. Игра в одни ворота, досрочная победа Оси с разрывом в 37 очков. Давно такой провальной партии не было.
Играем в «7 чудес» и с чёрными, и с белыми, и с моряками, и теперь с Армадой. Всё хорошо играется 🙂
Подскажите как сбалансировать в 1 издании Генералов союзников? 0 ходом дать оси сыграть по карте навыков или событий?
@Vkl
1) Переместите звезду с западного побережья США на Гавайи
2) Дайте Германии небольшой стартовый бонус: после раздачи карт и выбора стартовой руки вскройте 10 верхних карт из колоды. Из них выберите любой статус и сыграйте его на стол. Германия начинает игру с ним.
Это если простые варианты. Есть более сложные, с начальными статусами о ненападении, они тоже интересные. Подробности см. тут
http://boardgamer.ru/generaly-nachalo-vojny-klassnoe-neoficialnoe-dopolnenie