Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 684. 12-18 апреля 2021. Pan Am, Голливуд и много «Генералов»

За отчётную неделю сыграно 8 партий в 5 различных настолок, среди них была одна новинка — Pan Am, а ещё впервые более чем за 10 лет мы вернулись к Hollywood the Card Game:

Салат удачи

Holywood: Card Game

Pan Am

Quartermaster General 2nd Edition

Time’s Up!

На Pan Am я как-то начал засматриваться, ещё когда только увидел первые фотографии игры. Что-то там с самолётиками на карте мира, с примесью экономики, про развитие авиакомпаний и прокладку авиамаршрутов. И, кажется, сильно лучше Airlines Europe, которая в моих глазах сильно не дотянула до Ticket to Ride. А тут, говорят, как раз обратный случай. Хорошая семейка, чуть сложнее «паровозиков», но всё равно очень приятная.

Pan Am – это игра про становление и развитие одноимённой американской авиакомпании, одной из первых вышедшей на глобальный рынок и охватившей перевозками весь земной шар. Игрокам предстоит встать у руля небольших авиакомпаний и привести их к процветанию, чтобы заработать как можно больше денег и вложить их в акции Pan Am, обеспечив себе безбедную старость. В ходе партии тут нужно будет прокладывать на поле авиамаршруты, выполняя при этом ряд условий: нужно иметь подходящий самолёт, а также обзавестись правами на посадку в различных городах.

Игровой процесс основан на механике выставления рабочих в различные локации, после чего одно за другим начинают выполняться действия. Некоторые из них требуют оплаты, и за право совершить такое действие можно торговаться с другими игроками. Но общая картинка такая: мы выполняем условия для строительства маршрутов, собственно, строим их, получаем доход, а затем вкладываем средства в акции. И так – 7 ходов подряд. Затем подсчитывается, кто сколько акций Pan Am приобрёл, у кого их оказалось больше всех, тот и победитель.

Рассчитана игрушка на компанию от 2 до 4 человек, времени на партию нужно порядка часа (на первый раз, понятно, надо закладывать ещё минут 30 на изучение правил). Из компонентов тут есть почти всё, к чему мы привыкли в настольных играх: поле, персональные планшеты игроков, фигурки, всякие фишки, картонные жетоны и, разумеется, карточки. Компоненты все достойно хорошего уровня, отдельно отмечу классные фигурки самолётов.

Мы отыграли пробную партию на троих, и не сказать, что остались очень довольны. Скорее даже, основное ощущение – это некое разочарование. И не потому, что игра оказалась плохой, нет. Просто почему-то я думал, что она будет сильно лучше, понравится с первого взгляда, зацепит процессом с первого хода, и не отпустит до самого конца. А тут, как-то, словно куча каких-то заусениц и отдельных неурядиц, которые мешают наслаждаться процессом. Впрочем, это же первая пробная партия, кто знает, может мы чего-то не распробовали или, вообще, наделали ошибок. Тем не менее, вот что в игре, кажется, не идеальным.

Начнём с того, что не очень понравилась неявная логика игры. С самого начала мы вроде как строим маршруты, то бишь занимаем на поле участки между городами. Но в самом конце побеждает тот, кто купит больше всех акций авиакомпании Pan Am (читай – победных очков). Из-за этого на каком-то этапе надо перевернуть привычный ход вещей с ног на голову: продам я все свои маршруты, сниму с поля все самолёты, лишь бы заработать больше всех денег и перегнать их в победные очки.

Ещё один пример неявной логики – правила прокладки маршрутов. Чтобы проложить маршрут, нужно иметь подходящий самолёт в парке и выбрать действие «проложить маршрут». А ещё надо позаботиться о правах на посадку в начальной и конечной точке маршрута. Для этого надо либо купить аэропорт (это бывает не очень часто), либо запастить цветными карточками. Только вот работают эти карточки сильно сложнее, чем в какой-нибудь Ticket to Ride. Итак, следите за руками, нужно либо: 1) иметь карты начального и конечного города; 2) либо если у вас нет карты одного из городов, нужно сбросить любую карту того же цвета; 3) либо если у вас нет карты одного из городов, нужно сбросить 2 карты одноцветные карты любого другого цвета. Случаи 2 и 3, разумеется, можно комбинировать. Поэтому придумать комбинацию «а как бы мне построить такой-то маршрут» — та ещё задачка.

Ну и чтобы закончить с неявными вещами – на поле изображена карта мира, только в крайне непривычной проекции, из-за чего, по крайней мере первое время, испытываешь сильные проблемы с географией. Даже, казалось бы, знакомые города, почему-то оказываются в самых неожиданных и труднодоступных местах. Впрочем, тут объяснения, наверно излишни, лучше один раз взглянуть самому.

И, конечно же, вызывают вопросы «директивы», карточки действий, которые можно приобретать втёмную. Они могут оказаться как бесполезными, так и довольно классными. Баланса тут, кажется, нет. Рассчитывать нужно на удачу – повезёт или нет.

Если задаться вопросом, а что в игре понравилось, тут сложнее. По оформлению – ну, хорошо, но не отлично. Какие-то странные цвета фишек игроков. Четыре модели самолётов, из которых 2 мелких и 2 больших, можно было бы сделать, чтобы они как-то сильнее отличались если не визуально, то хотя бы по размеру фигурок. Неплоха модель с платными действиями и аукционом за право их выполнять (нечто подобное давным-давно видели в Vegas Showdown). Получается, вроде бы, всё не отлично, возможно не хуже, чем «хорошо». Но вот такого, чтобы прям зацепило с первой партии – такого нет. А почему-то рассчитывал на нечто подобное. Всё-таки, свежая новинка, 2020-го года выпуска, почти 8 баллов из 10 на Board Game Geek. Хорошие отзывы, что, мол, почти новый Ticket to Ride, только Ticket to Fly. Но на деле всё не так прекрасно. Да, игра хорошая. Нет, она как-то не зацепила. Хочется попробовать разложить её ещё разок-другой, в надежде, что, всё-таки, выстрелит, но понимаю, что так вполне может и не случиться.

«Салат удачи» — отличный способ закончить игровой вечер. Все уже вроде бы и подустали, но расходиться ещё не охота, вот бы что-нибудь несложное и быстрое раскинуть. И кандидат на такую роль есть, да ещё и отлично вписывается в этот слот.

От Hollywood Card Game хорошо так пахнуло нафталином. Кажется, не притрагивались к ней с 2009 года, то есть уже 12 лет. Это небольшая карточная игрушка про создание фильмов. Принцип такой: собираешь несколько карт одной масти (жанра), а потом запечатываешь их кинозвездной, это получается снятый фильм. Фильмы приносят очки по формуле «количество карт х на звёзды кинозвезды». Отсюда видно, что звёзды очень важны, за ними всегда стоит охотиться.

Устроено это всё так: на столе выкладываются карты в несколько рядом, затем игроки начинают делать ставки. У каждого есть 4 жетона, в свой ход ты кладёшь один жетон на одну из карт в начале ряда. Если там уже лежал чужой жетон, он сдвигается на следующую карту в ряду. Таким образом теоретически можно заранее просчитать кто какую карту может себе урвать, но чтобы это не просчитывалось на 100% у каждого игрока есть опция один раз за игру пропустить ход и один раз за игру сделать две ставки подряд.

Такой своеобразный «драфт» карт проходит 4 раза, после 4 раундов игра заканчивается, все подсчитывают очки. Теоретически круче всего три раунда собирать одну масть, а в четвёртом захапать под этот фильм самую крутую звезду. Соответственно, если кто-то так делает, другие игроки должны всячески этому противодействовать, и, наоборот, подставлять этого игрока, чтобы он получил какую-нибудь слабенькую незапланированную звезду досрочно (в этом случае фильм завершается принудительно).

Всё это очень быстро и просто, укладывается в 20 минут. Небольшая приятная игрушка, не могу сказать, что она какая-то супер крутая, но, по крайней мере в части настолок на голливудскую тематику нравится мне куда больше отечественного «Голливуда».

В Time’s Up! играли в самодельную детскую версию с героями мультфильмов. В этом варианте сложность игры получается плавающая. Те, у кого есть маленькие дети, прекрасно ориентируются в героях, а те, у кого такой опции нет, вынуждены прибегать к хитроумным уловкам. Например, в этот раз некую «Тиану» объясняли через марку машины «Ниссан», а «Мистера Картофельная голова», кажется, не признал вообще никто. Но в целом было неплохо.

Сыграли в «Генералов». Начало неплохое для обеих сторон. У Германии «Стратегия наступления», у Британии прыжок в Австралию. Немцы начинают понемногу выдвигаться в сторону СССР. Америка плывёт в Европу. Италия почти достигает Индии. Но немного не успевает, приходиться сражаться за Западную Европу.

По статусу там всегда могут строиться британцы, плюс очень раздражает «Морской десант» у Америки: могут атаковать с моря и тут же построиться на суше. Ладно, хоть, у Италии приходит «Бравада», а, значит, можно будет отбиваться до последнего.

Япония тем временем занимает Китай, выставляет статус с очками за Гавайи и начинает приносить по 5 очков в ход, постепенно раскачиваясь до 8. Британия то пытается немного прижать Японию, то строится в Западной Европе. США пару раз туда высаживаются, даже разок играют «Паттона», но их контратакуют и уничтожают. Более того, Италия топит американский флот и на несколько ходов США забывают про Европу.

Это позволяет ещё немного придавить СССР, а Америка тем временем отправляется в Тихий океан. Получает там отпор от Японии, но успевает по ней отбомбиться, скинув аж две карты строительства армии и последнее строительство флота. Позднее это больно скажется на Японии, дополнительных очков ей теперь не видать.

А тем временем основные действия вновь разворачиваются в Европе. Немцы несколько раз сметают с поля армии СССР, раз-другой заходят на Украину, но так и не могут взять Москву. Тем не менее, постепенно разрыв в очках сокращается. Всю игру лидировали Союзники, но где-то к 15-му ходу Ось начала нагонять, а потом и обошла противников, вырываясь вперёд буквально на 2-3 очка.

Ближе к финалу партии Британия и США совместными усилиями полностью уничтожают Италию. В Риме остаётся немецкая армия, но всё равно очень неприятно: потеряны дополнительные очки за флоты, плюс под конец ещё выложили статус «Итальянская империя», который тоже приносил немного пользы. В общем, Доигрывать приходится по схеме «двое против трёх», но у Оси всё равно небольшое преимущество. И оно сохраняется буквально до самого последнего хода, когда США выкладывает «Атомную бомбардировку». С учётом того, что у Америки были «Летающие крепости», это означает -9 очков для Оси (колод к тому времени не было уже ни у кого), и этого хватает, чтобы развернуть ситуацию. Теперь незначительный перевес у Союзников, они и побеждают.

Партия понравилась. Она была достаточно необычной и характеризовалась постоянными боевыми действиями в трёх точках. Во-первых, на подступах к Москве всё время воевали немцы и русские. Во-вторых, у берегов Австралии схлестнулись Британия и Япония. В-третьих, за Западную Европу бились Германия с Италией против Британии и США. Ну и до самого-самого конца было непонятно, кто же победит, да и итоговый разрыв был не очень большим. А это самое ценное, когда напряжение не отпускает до финала.

Потом ещё за вечер сыграли запоем три партии в тех же «Генералов». Первая запомнилась оперативным прыжком Британии в Австралию и дальнейшей экспансией в Индию и даже в Китай. Из-за этого Союзники со старта рванули вперёд по очкам. США давали 4, СССР – тоже 4, Британия в пике до 8.

У Оси же оставалась лишь Европа (6 очков) и стартовый сектор Японии (2 очка). С приростом +8 / +16 перевес Союзников вскоре стал неумолим.

Партия закончилась досрочно, аж на 6-м ходу, когда США последним действием перебросили армию в Лондон и изгнали оттуда британцев. Этого оказалось достаточно, чтобы добить разрыв до 30.

Во второй партии для Союзников получилась более грустная ситуация. У Британии на старте не было возможности прийти ни в Австралию, ни в Индию. Америка не выдвигалась к району боевых действий, а помогала из-за океана. А СССР хотя и устремился на Берлин, вскоре погряз во встречных боях.

В итоге Австралия и Индия отошли Оси (в Индию даже приехали и Германия, и Япония), но зато Союзники мощно давили в Европе. Давили-давили, да немного не додавили. В какой-то момент показалось, что вот-вот сметут Италию и Германию, но те цеплялись изо всех сил, да ещё и Япония стала приносить по 8 очков в ход, что в итоге и позволило нарастить разрыв до 30.

Третья партия оказалась самой запоминающейся. У Америки на старте не было кораблей, зато пришёл «Сычуань», от которого и пришлось играть.

Британия сразу заняла Австралию, а СССР остался один на один с Германией, обвешанной кучей статусов. Москва довольно быстро пала, хотя и успела потрепыхаться, да ещё и потом периодически контратаковала. Зато Америка сумела прочно обосноваться в Индии, да ещё и отъедала Китай и пару раз сносила флот японцев в Японском море. В результате СССР хотя и почти не приносил очков, зато Союзники получали аж 8 за США, стабильно 4 за Британию (а иногда и по 6, когда та занимала Западную Европу).

Справиться с этим не помогли ни итальянские статусы, ни немецкие «Изобильные ресурсы». Где-то на 17 или 18 ходу разрыв составил 30 очков, что означает победу Союзников. Товарищи упросили доиграть до конца, мол, может у Оси получится перебороть. Доиграли. Не получилось.

7 комментариев

  1. Мишаня Питерский

    А про Голливуд не написал 🙁

  2. Red_front

    > Из-за этого на каком-то этапе надо перевернуть привычный ход вещей с ног на голову: продам я все свои маршруты, сниму с поля все самолёты, лишь бы заработать больше всех денег

    Так это как раз-таки вполне логичное правило, типичный капитализЪм же: на каком-то этапе ты перестаёшь стоять за прилавком сам и становишься уважаемым акционером. Либо вообще скидываешь бизнес на кэш. Всё очень логично.

    > Ещё один пример неявной логики – правила прокладки маршрутов. Чтобы проложить маршрут, нужно иметь подходящий самолёт в парке и выбрать действие «проложить маршрут». А ещё надо позаботиться о правах на посадку в начальной и конечной точке маршрута.

    И здесь вроде бы ничего неявного. Логично, что для прокладки трансатлантического маршрута «кукурузник» не подойдёт. Ну и «права на посадку» — это упрощенный вариант вполне себе реальной необходимости заключать договоры на обслуживание самолёта в аэропортах.

  3. Андрей

    Подскажите, пожалуйста: итальянский флот находится в Бенгальском заливе, при этом на берегу нет итальянской армии. Это правильно?

  4. hk

    @Андрей

    Если вы про фото в публикации, там рядом с флотом есть итальянская армия в Северной Африке, всё как положено.

  5. hk

    @Red_front

    Сыграли ещё пару раз в Pan Am, впечатления сильно лучше. Если подходить к игре с мыслью, что это не Ticket to Ride, всё очень даже хорошо!

  6. sXedge

    про PanAm:
    странно называть неявными вещи, о которых написано в правилах.
    ничего сложного или нелогичного ни в игровой механике, ни в бекграунде игрового процесса нет. хорошая игра, неплохой вариант игры-гейтвея чтобы познакомить новичков с настолками.

  7. hk

    @sXedge

    Соглашусь, в правила это описано, но подходил к игре именно с мыслью, что будет примерно как в Ticket to Ride. В следующих партиях, когда уже было понятно чего ждать, впечатления оказались сильно лучше, см.:

    http://boardgamer.ru/otchyot-685-19-25-aprelya-2021-tortuga-2199-uotergejt-dorozhnye-seti-cuba-libre-pan-am

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑