За отчётную неделю сыграно 15 партий в 11 различных настолок, среди них была одна условная новинка — юбилейное издание Ticket to Ride: Europe, а ещё впервые за долгое время мы вернулись к «Доминиону», «Цуро», Trans Europa и второму сезону «Пандемии. Наследие»:
Билет на поезд: Европа — Юбилейное издание –
Доминион –
Карта сокровищ –
Пандемия. Наследие. Второй сезон –
Цуро –
Quartermaster General 2nd Edition –
Regicide —
Splendor –
Stockpile –
The Game Extreme –
Trans Europa –
«Доминион»! Как много в этом слове. Папа всех современных колодостроительных игр. Без него не было бы ни A Few Acres of Snow, ни «Звёздных империй», ни линейки Legendary, ни, простите, «Кланка». И знаете что? Игре уже 13 лет, а она ни капли не состарилась. Всё так же приятна и хороша.
Формула «Доминиона» крайне проста. Берём 5 карт на руки, затем можем сыграть 1 карту действия и купить 1 новую карту, сосчитав все имеющиеся монеты. Купленная карта идёт в сброс, затем, когда колода заканчивается, сброс перемешивается и формируется новая колода, чуть лучше старой. Потому что в ней появились новые карты с интересными свойствами. И так ход за ходом, раз за разом, мы добавляем в свои колоды новые карты, улучшаем их, и всё это – чтобы заработать достаточно денег и раздобыть дорогие карточки с победными очками.
В своё время мы набили в «Доминион» почти сотню партий. Играли в базовую коробку, в дополнение Prosperity, и понемногу в Seaside и «Интриги». А сейчас вернулись к самым-самым истокам, самый первый Dominion и самый первый набор карт «First Game». И как же это здорово! Несмотря на все эти колодострои последних лет, «Доминион» всё ещё отлично играется, и дарит приятные ощущения ход за ходом.
Во-первых, это колодостроительная игра, где важен выбор и решения. Ты не можешь сыграть в свой ход все карты и купить всё что угодно, тут всё строго: одну карту сыграть, одну карту купить. Да, эти опции можно расширять, докупив правильных карт себе в колоду, но изначально подход именно такой: одно действие и одна покупка.
Во-вторых, тут нет такого понятия, как торговый ряд, несколько случайно выпавших из колоды карт, часть которых в принципе нельзя купить из-за нехватки ресурсов. Все карты всегда доступны для покупки с самого начала партии. Да, на что-то на старте денег будет не хватать, но это дело наживное. Зато можно сразу же, как только увидел раскладку, строить планы насчёт того, через какие комбинации играть.
В-третьих, тут зашкаливает вариабельность. В каждой конкретной партии задействуется 10 видов карт действий, а всего их в игре 25 разных штук. Так что они могут по-всякому комбинироваться между собой. В какой-то партии какая-то карта может оказаться ненужной, а в другой, наоборот, самой востребованной, потому что будет ещё какая-то карта, вместе с которой они отлично работают в паре.
В-четвёртых, у нас есть ещё и дополнения. Это, конечно, субъективное дело, но помимо базы рядом лежат ещё Prosperity с усиленными вариациями базовых карт и новыми картами победных очков и денег, Seaside с его новыми оранжевыми картами, которые срабатывают не когда их играешь, а на следующий ход, а также Dark Ages, заточенный на всякие эффекты, которые разыгрываются при чистке колоды и выбрасывании из неё карт насовсем. Одних этих 4 коробок точно хватит надолго.
В-пятых, «Доминион» ещё и играется на удивление динамично. Пять карт, иногда можно потянуть из колоды дополнительные, иногда сыграть больше одного действия, но всё равно, всё укладывается в очень короткий промежуток времени, потом покупка, и всё, ходит следующий игрок. А с учётом того, что продумывать свой ход можно заранее, получается, ждать очереди почти и не надо.
В-шестых, и, наверное, это самое главное, тут очень вкусные свойства карт, из которых можно строить классные комбинации. Это же самое важное в колодостроительной игре, чтобы свою колоду было интересно строить. И тут всё это присутствует. Причём, дополнительное удовольствие гарантировано за счёт того, что все эти здоровские карты ты комбинируешь не просто потому, что они вывалились в случайный торговый ряд, а потому что ты сам выбрал какие из них купить (ещё раз см. во-вторых).
В общем, очень доволен возвращением к этой игре. Пусть она супер-абстрактна (и не говорите, что кто-то действительно ощущает, как в ходе партии мы развиваем своё королевство), зато процесс в ней цепляет и не отпускает. Даже 13 лет спустя после своего выхода «Доминиону» есть что предложить игрокам и есть чем похвалиться на фоне всех современных колодостроев.
Сыграли тут впервые за лет, наверное 5, в Trans Europa, хорошую игру о строительстве железных дорог, которую по какому-то недоразумению ещё никто не локализовал. Хотя работы-то, только правила перевести. Ну, ладно, есть ещё поле и карточки, там тоже встречается текст, но уровень его минимальный, это названия городов, сложности для перевода никакой нет.
Сама игра довольно проста. Есть поле в условную клеточку, на нём куча городов, между ними надо строить железные дороги. На старте все игроки получают набор карточек заданий, там указаны города, до которых нужно довести железнодорожные пути. Затем все начинают их прокладывать. Выбираешь любое место на поле и строишь, ход за ходом.
Фишка игры в том, что пути тут одинаковые и в потенциале общие на всех. Изначально-то все строятся из разных точек, но рано или поздно рельсы разных игроков объединяются в общую сеть, и вот у тебя был небольшой куст, а вот ты его соединил с участком другого игрока и уже автоматически попал в те города, до которых этот чужой участок был построен. На этом и строится процесс – надо стараться строить пути самому таким образом, чтобы минимизировать возможную помощь конкурентам и, наоборот, по максимуму паразитировать на чужих усилиях.
Ещё особенность игры в том, что она заставляет сыграть не одну раздачу, а несколько. По итогам партии кто-то успевает выполнить свои задания первым, а все остальные игроки получают штрафные очки в зависимости от своих успехов. И так играется несколько партий, где-то 2-3 штуки, пока кто-то не превысит лимит по штрафам. У кого в этот момент штрафных очков окажется меньше всех, тот и побеждает в игре. Не могу сказать, что поддерживаю подобный подход, всегда кажется странным, когда ты сыграл в игру, а правила говорят о том, что этого недостаточно, и обязательно нужно тут же сыграть ещё раз, а может и не один, но в случае с Trans Europa одна раздача по ощущениям длится минут 10, ну, 15, так что сыграть две-три – вообще не проблема.
Игра, кстати, существует ещё в варианте Trans America, там на поле не Европа, а Америка с американскими городами. А ещё у нас в наборе есть дополнение, позволяющее строить личные участки путей, которые подцепляются к чужим рельсам, но не дают соперникам воспользоваться вашими. Кажется, толком мы с этим допом так никогда и не играли, надо будет попробовать.
А, вообще, игра хорошая. Хотя, повторюсь, не особо известная. На русском не выходила, англоязычные версии в магазинах особо не видны (у нас, так, вообще, немецкая, купленная больше 10 лет назад на amazon.de, когда оттуда можно было брать коробки с бесплатной доставкой). Но если подвернётся случай – обязательно попробуйте, Trans Europa классная.
Ещё поиграли в «Цуро», старенькую уже игрушку от «Звезды», где нужно ходить фигурками по формируемому игроками лабиринту. Каждый ход на поле выкладывается новый фрагмент путей, после чего все фигурки, которые могут двигаться вперёд, делают это в обязательном порядке, словно едут по рельсам без тормозов.
Задача игрока — остаться на поле. Если получилось так, что дорога ведёт тебя за пределы поля, ты вылетаешь из игры. Поэтому подкладывать новые карточки на стол надо с таким расчётом, чтобы для собственной фигурки оставалось пространство для маневров, а соперники, наоборот, по возможности вылетали бы в трубу.
Мы играли втроём и на поле было достаточно просторно. Чаще всего каждая фигурка блуждала сам по себе, пересечения случались эпизодически и далеко не с самого начала партии. Вообще, максимальное количество игроков в «Цуро» — 7, и это тот случай, когда чем людей больше, тем веселее.
Уже где-то при 5 участниках кофликты и пересечения путей случаются значительно чаще, повышается риск «вылететь» за пределы поля, соответственно, возрастает и азарт. Но на и троих было неплохо, тем более, что играется «Цуро» минут за 10-15. Тут всего-то поле 6х6 клеток, каждый ход кладём туда новую и всё. При игре втроём это по 12 ходов на человека. Забавная игрушка, при случае разложим ещё, по возможности большим составом.
Ещё одна старенькая игрушка, которую разложили впервые за довольно много лет – «Карта сокровищ». Простенькая карточная штука на механике «проверь удачу», где нужно открывать карты из колоды и всё время думать – хватит, взять их себе или рискнуть ещё (если вскроется уже открытая масть, всё сгорает и ты не получаешь ничего).
Всё примерно то же самое, за что мы любим «Порт Ройяль», только «Порт» как-то поприятнее и осмысленнее. В «Карте сокровищ» же аж 10 мастей, у каждой есть спецсвойство, да ещё и все эти масти надо хранить на столе перед собой. В результате играть несколько неудобно, для такой маленькой казалось бы игры нужно неожиданно много места на столе. А что касается механики, всё работает, весело, азартно, но «Порт Ройяль», всё же лучше.
В Splendor сыграли вчетвером. Давно не раскладывали таким большим составом, аж непривычно, разобрали всю колоду первого уровня. Как-то уже отвык даже играть на двойках и тройках. Любопытное наблюдение: игроки по неопытности не рассматривают ходы как ресурсы и готовы их тратить без оглядки. Самый частый вариант – если есть возможность взять карточку бесплатно, её автоматически берут, не задумываясь о том, нужна она или нет.
А так в основном получается как раз с картами первого уровня, которые не приносят очков. Смотрите, что получается – цель игры в том, чтобы заработать очки. А тут ход тратишь, карточку берёшь, вроде как в перспективе получаешь ещё и скидку, но очков-то нет. И, возможно, скидка даже не всегда сработает.
Как бы то ни было, финальный счёт был примерно таким: 15-8-6-5. Удалось убежать далеко вперёд за счёт выполнения задания и приобретения карты третьего уровня. Никто из соперников до третьей колоды не добрался вообще. Там как-то подобрались карты, требующие много камней одного цвета, а у всех как-то было всего, но понемножку. Это, наверное, тоже ошибка новичка, не стоит хватать всё сразу, неплохо бы подумать о специализации.
Ну а так Splendor как всегда хорошая, впечатления только положительные. На двоих партии, конечно, получаются более напряжённые и противостояние с оппонентом ощущается там куда более явно, но на четырёх всё тоже очень и очень неплохо.
Сыграли ещё несколько раз в «Биржу», снова по полному варианту, с инвесторами и на усложнённом поле. Всё ещё впечатления неплохие, но вновь чешутся руки попробовать неофициальные альтернативные правила игры, позволяющие покупать и продавать акции тех контор, что хочется и когда хочется, а не по странному алгоритму приобретения лотов. По стандартным правилам «Биржа» демонстрирует стабильно хорошие результаты, и в таком виде её можно смело всем рекомендовать, но хочется большего. Отдельно радует, что она хорошо работает как максимальным составом, впятером, так и втроём. По правилам можно играть и на двоих, но мы на такой формат как-то ещё не решились. Хотя и он должен работать неплохо.
The Game Extreme нам так и не поддаётся. В этот раз даже похвастаться нечем, разложили, колоду прошли, а потом проиграли с 11 картами на руках. Лучший результат – 5 карт – даже не удалось повторить.
Одна быстрая партия в Regicide была ознакомительной. Показал игру товарищу, опытному настольщику. Тот подивился, как это из обычной карточной колоды удалось соорудить хорошую кооперативную настолку, да ещё и непохожую на традиционные карточные игры. Кстати, удалось пройти ровно половину колоды врагов, победили всех валетов и двух дам, а затем потерпели поражение. При случае как-нибудь разложим ещё разок.
Про юбилейный Ticket to Ride: Europe будет отдельная заметка. По партии скажу только, что старая стратегия – брать кучу карт из колоды в начале партии (ходов 10 можно тянуть не глядя) и стараться не строить мелкие участки из 2-3 вагонов в центральной и юго-западной части Европы по-прежнему работают безотказно. Придерживайтесь этих несложных правил и шансы на победы взлетают до максимума. Охота теперь ещё попробовать вариант «Большие города», где все задания крутятся вокруг 8 крупных городов. Возможно с ним игра будет ощущаться более соревновательной.
В «Генералов» в этот раз сели необычным способом. Пять человек, из них двое с игрой знакомы, но умеют играть не за все страны. А тут поделили кто за кого жеребьёвкой. Да так удачно, что один товарищ, ранее воевавший только за Британию, получил Японию с связке с Италией. США и Германия тоже достались игрокам, не горящим желанием управлять именно этими странами. Но, как бы то ни было, война началась.
На старте немцы выкладывают «Стратегию наступления». Неплохая заявка на успех. Британия отвечает прыжком в Австралию. У Америки «Превосходные верфи» и «Морской десант». У Германии против этого есть «Атлантический вал». Япония медленно ползёт к Индии. СССР строит армию на Украине, а дальше начинает пробуксовывать. Строительства армии в руке больше нет. Закладываю две реакции, «Оборона Сталинграда» и «Распутица».
Сбрасываю лишнюю карту каждый ход, а строительства всё нет. Пол руки в атаках на суше, что-то ещё полезное, жечь 4 карты чтобы залезть на Балканы или в Восточную Европу жалко. От безысходности строю флот в Чёрном море. Точно ненужный ход. А затем ещё один спорный – «Выжженная земля», скорее оборонительный статус, который нужно выкладывать, когда дела уже идут не очень хорошо, а не загодя, когда ещё ничего непонятно.
Тем временем Италия доходит до Северной Африки. Навстречу ей через Юго-Восточную Азию движется Япония. Поначалу у Союзников всё было неплохо. Вырвались вперёд по очкам, на старте даже по американскому событию в Западной Европе ненадолго возникла британская армия. Но вот Ось набирает силу, приток по очкам растёт и разрыв сокращается.
Союзники рвутся в бой. США ход за ходом атакует Западную Европу, сжигает карты из колоды за «Атлантический вал», а Британия позже сбрасывает его «Энигмой», но итальянцы вскрывают карты реакции, всё время отстраиваются там заново, в общем Западная Европа никак не падёт. Что ещё хуже, туда добираются и японцы, которым помогает немецкая армия на Ближнем востоке. Германия дошла до Индии через Средиземное море благодаря «Африканскому корпусу».
СССР оказывается в опасности. У немцев появляется ещё и «Блицкриг». Вместе со «Стратегией наступления» это не сулит Советам ничего хорошего. Масла в огонь подливает Италия, сбрасывающая заготовленную «Распутицу». У СССР есть ещё «Оборона Москвы», но это не панацея, а лишь отсрочка поражения на один ход. Британия атакует немцев, США бросает на Германию бомбы и почти сносит всю колоду, но это не мешает немцам занять Москву.
Правда, ненадолго. «Генерал Мороз» зачищает территорию и русские отстраиваются заново. Но не сразу, Ось успевает урвать ещё очков, и вот уже жетоны на счётчике не просто поравнялись, Союзники оказываются немного, но позади.
Ну а потом всё становится ещё печальнее. У США заканчиваются карты атаки. Из последних сил они успевают сыграть «Паттона» и занять Берлин, но это лишь на один ход. Немцы отбивают его без особых усилий. А тем временем Италия несёт дополнительные очки за флоты и за территории. Разрыв нарастает, и вот он уже превышает пороговое значение. Ось побеждает.
Да, немцам повезло со статусами, но эта победа – не результат чистого везения. Очень хорошо сыграла Япония, пришедшая на помощь в Западной Европе. Немалую долю в победный рывок внесла Италия со своими дополнительными очками за статусы. А, вот, у Союзников особых успехов не было. Да, СССР довольно долго цеплялся за свои территории, но, вот, Британия и США больше 2 точек снабжения не заняли за всю игру. И толком выбить врага из захваченных земель тоже не смогли. Но это всё не страшно. Главное – все получили удовольствие, плюс ещё и опыт игры за неизвестные колоды.
Про второй сезон «Пандемии. Наследие» будут сплошные спойлеры, так что кто не играл, лучше не читайте, не портите себе впечатления.
Если что, вы предупреждены.
* * *
ДАЛЕЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ
* * *
Горькая шутка, проходить «Пандемию. Наследие» нам помешала… пандемия. Самая что ни на есть всамделишная, коронавирусная. В начале прошлого года мы сели играть во второй сезон с твёрдым намерением не повторять судьбу первого, когда мы делали перерывы на год-полтора между партиями, а потом с трудом вспоминали про всякие игровые подробности. И что вы думаете? Прошлую партию во второй сезон мы разложили в марте 2020-го. Как раз перед локдауном. Полтора года назад. И, конечно, за это время здорово подзабыли, о чём тут игра и как в неё побеждать.
Первые полчаса пришлось листать правила. Разбирались, что надо сделать, чтобы подготовиться к партии, разбирали персонажей, раскладывали стартовые кубы снабжения по городам. Выяснили, что мы дошли до третьего игрового месяца, и март подбрасывает задачку – выполнить 3 любые цели из 5 на выбор. Ну, не совсем три любые, на самом деле надо построить 3 центра снабжения, это обязательное задание, а после него выполнить ещё 2 любых.
Центры снабжения тут выглядят как лаборатории, но по факту это тот же самый поиск вакцины, что мы видели в первом сезоне и обычной «Пандемии» — нужно иметь на руке 5 карт одного цвета, прийти в город этого цвета и потратить там действие. Тогда там возникает белый пластиковый домик и отмечается прогресс задания с центрами снабжения – их надо построить на один меньше.
Остальные задания предлагают широкий выбор действий. Можно прочертить две новых линии снабжения на поле – мы же в прошлом игровом месяце (или полтора года назад реального времени) открыли новую территорию в Северной Америке, нашли там города на суше, а чтобы в них добраться, нужно сперва соединить их линиями с тем городами, куда у нас уже есть доступ.
На эти города завязано ещё одно задание – выполнить поиск в двух городах. Это ситуативная вещь, т.к. чтобы выполнить это задание, надо нарисовать те самые линии снабжения, надо прийти в те самые новые города и, что самое важное, надо иметь в руке карточку этого города, которая ещё должна прийти тебе из колоды. Вот если всё это совпало, тогда ты тратишь действие, стираешь защитный слой на карточке и узнаёшь, что удалось найти в этом городе. Получилось сделать так с двумя городами – задание выполнено.
Ещё одно задание – это исследовать новый регион. Тут на выбор есть Европа, Африка и Южная Америка. Задание комбинируется с самым первым, строительством центра снабжения, т.к. по правилам исследовать можно только если ты этот самый центр уже построил, причём не абы где, а в строго обозначенном городе. И последнее задание, наиболее таинственное – найти некую заброшенную морскую станцию. Сюжетная карта из колоды наследия намекает на её местонахождение – где-то в окрестностях Южной Америки, так что если и исследовать новую территорию – то в первую очередь туда.
С первым заданием всё понятно, надо строить центры снабжения. Причём, у нас есть персонаж, которому достаточно всего лишь 3 карт вместо 5. Очень удобно, и выгодно. Второе задание решили сделать с линиями снабжения. Оно самое лёгкое, да и не требует никаких комбинаций карт, хоть со старта партии иди и делай (чем мы и занялись). Третье – прицеливались открыть территорию Южной Америки.
С линиями снабжения всё удалось хорошо. Немного поспорили как их выгоднее рисовать. Тут же действия неотвратимы, придумал, как провести линию – она останется на поле навсегда. Так что желательно учитывать не только как бы получить сиюминутную выгоду, но и как потом с этим жить в последующих партиях. А затем начались неудачи на поле. Тут же как, механизм инвертирован. В первом сезоне мы боролись с болезнями, удаляя из городов кубы заражения, в тут наоборот. В городах лежат кубики снабжения, а когда они заканчиваются появляется болезнь. Вроде всё примерно то же самое, только кубики надо не убирать, а, наоборот, добавлять, но как-то это то ли непривычно, то ли, опять же, сказывается полуторагодовой перерыв, но как-то с поддержанием городов в нормальном состоянии у нас не задалось.
То тут, то там появлялись противные зелёные кубики болезни, а удалять их штатными средствами никак нельзя. Более того, такой город реально начинает рассматриваться как чумной, потому что зайти-то туда можно, а вот оставаться нежелательно. Начнёшь ход с кубом болезни – получаешь рану. Так что лучше убежать сразу, а если остался, надеяться на диспетчера, который выдернет тебя оттуда в свой ход.
Как бы то ни было, эти гадкие зелёные кубы стали возникать то тут, то там. А это же одно из условий поражения. Или закончилась колода игроков, а задания выполнить не успели, или на поле оказались все зелёные кубики, т.е. произошло 8 заражений. Вот эти 8 заражений у нас и случились. Толком ничего не сделали, кроме первого задания с двумя новыми линиями снабжения успели построить ещё один центр. Южную Америку не исследовали.
Обидно, проиграли, но надо хоть выбрать награды. На выбор тут прокачка персонажей, прокачка карт в колоде игроков, прокачка карт в колоде болезней и рост населения на поле. С населением у нас, конечно, случилось не очень хорошо, кубов было много, но не критично. Клеить наклейки на карты нам показалось жалко, такая карта ещё не факт, что придёт на руки, а ресурсы надо отдать уже сейчас. Выбрали новое свойство одному из персонажей – можно выбрасывать кубики не только в тот город, где находишься, но и в соседний. Это, кажется, хорошее свойство, может сэкономить кучу перемещений и, соответственно, действий. Посмотрим, как оно покажет себя в следующей партии.
Хочется надеяться, что дальше у нас всё будет более-менее стабильно и перерывов в полтора года не случился. А то так-то третий (нулевой) сезон «Пандемии» уже вышел, а мы, можно сказать, ещё только приступаем к предыдущему. Надо навёрстывать! Тем более, что игра-то отличная. Очень нравится, хоть и проигрываем.
Доминион в стиме вышел. Всем играть!
Подскажите, пожалуйста, что за набор фишек купили? Очень красивые)
@Аноним
Мы, уж, лучше как-нибудь по старинке, в картон поиграем.
Гуглится в яндексе по запросу «Poker Ultimate», много где в продаже есть.
И всё бы ничего, если бы Доминион не был бы давно сломанным абстрактным барахлом, в котором одна и та же стратегия побеждает, во всяком случае в базе. Поэтому всё комьюнити Доминиона разбежалось ещё лет десят назад.
Видимо мы что то не поняли в правилах Regicide, так как вынесли всю колоду противника не напрягаясь. Масти врагов как то влияют на игроков кроме иммунитета?
@Егор
Вы на сколько человек раскладывали? Мы пока только на двоих пробовали, не выходит продвинуться дальше середины колоды врагов.
@hk
играли вдвоем. Всего всегда хватало, и всех противников били на уровень их сдоровья и захватывали.