За новогодние праздники сыграно 17 партий в 12 различных настолок, среди них было две новинки — «Рес Аркана» и Irish Gauge, а ещё мы сыграли в свежую коробочку Unlock!:
Кодовые имена –
Место преступления –
Рес Аркана –
Руины острова Арнак –
Irish Gauge –
Jump Drive –
Quartermaster General 2nd Edition: Total War –
Splendor –
Time’s Up –
Unlock!: Exotic Adventures – Expedition: Challenger –
Unmatched. Туман над мостовой –
Watergate –
Zombie ’15 –
Доиграли третью коробочку в серии Unlock!: Exotic Adventures. Оформление намекало на путешествие в затерянный мир, где предстоит встреча с динозаврами и, в общем-то, не обмануло. Всё так и есть, мы оказываемся в некоем населённом первобытными ящерами месте, и, как всегда, предстоит решить массу головоломок.
Вот только с загадками в этот раз вышло не очень. Вот буквально пару недель назад мы играли в «Шахерезаду», и было нормально. Прям, как будто под нас собирали. Сложно, но не слишком. Можно пораскинуть головой и найти решение, ну, в крайне м случае, взять подсказку. А вот этот эпизод с динозаврами оказался каким-то излишне тяжёлым. Да, он и формально максимальной сложности, но всё же как-то думалось, что мы справимся. Не справились.
Впечатления остались соответствующие. Часто брали подсказки. Некоторые головоломки вообще не поняли как решать. Но зато как всегда «шестерёнки» — зелёные карты, которые активируют мини-игры в компьютерном приложении – выше всяких похвал. И ещё субъективно динозавров было маловато. Как-то ожидал, что их будет больше, и взаимодействие с ними будет более активным.
Также продолжали играть на новогодних праздниках в Time’s Up! Эта компанейское развлечение отлично заходит в ситуации, когда все просто развалились на диване или сидят за столом с какими-нибудь тарелками или блюдами, где просто нет места для традиционной настольной игры. Вот в этот момент – самое время для Time’s Up!
Особенно было весело, когда мы играли в компании с девочкой, буквально на днях перенёсшей хирургическую процедуру. Свежие швы на животе – прямое противопоказание для Time’s Up!, смеяться нельзя, чтобы не разошлись. И вот это вот выглядит очень любопытно: когда перед тобой человека потряхивает практически беззвучно, потому что он изо всех сил сдерживается, чтобы не расхохотаться 🙂
«Рес Аркану» осваивали на ходу. Сперва было непонятно ничего. Какие-то артефакты, монументы, локации, всё даёт какие-то ресурсы, а некоторые вещи ещё и приносят очки. Чего делать, куда бежать – первые ходы как в тумане. Потом начала прорисовываться структура игры. Тут всё довольно просто.
В начале хода получаем ресурсы (они добываются за счёт карт со специальным значком «урожая»). Потом можем их тратить, чтобы преумножать ресурсы или оплачивать ими розыгрыш карт. Карты бывают личными (те, что лежат в руке) и общественными (те, что лежат на столе). Личные может сыграть только их владелец, общественные – любой игрок, кто первым накопит нужное количество ресурсов. Вот вкратце всё.
А дальше – куча нюансов. В игре 5 видов ресурсов, какие нужней поначалу вообще непонятно (да и после первой партии, если честно, не очень ясно). Общественных карт куча, по идее среди них надо искать комбинации и смотреть что комбинируется с личными картами, но в первой партии это тоже очень непросто. А ещё иногда можно атаковать противников. Правда, атака – это громко сказано. Иногда можно заставить соперника скинуть какие-то ресурсы. Вот так будет вернее.
Короче говоря, меняем шило на мыло, копим ресурсы, покупаем дорогие карты с очками. Вот примерно такая производственная цепочка. Насколько это интересно и увлекательно пока не скажу, потому что при первом знакомстве всё выходит как-то сумбурно. Надо наиграть ещё хотя бы пару партий, туман развеется и будет понятнее, что это такое – «Рес Аркана».
Попробовали сыграть в Iberian Irish Gauge. Это ещё одна железнодорожностроительная игра с уникальной экономикой. Больше всего она, пожалуй, похожа на Chicago Express. Тут мы тоже торгуемся за акции, строим пути для железнодорожных компаний, долями в которых владеем, а также можем развивать местные деревни до городов, чтобы железнодорожные компании приносили больше дохода. И всё это – ради выплаты дивидендов и накопления капитала, потому что в финале побеждает самый богатый.
Игра довольно просто устроена. На поле есть города, между ними поля, да леса – тут нужно будет строить железные дороги. Но чтобы что-то построить, сперва нужно приобрести акцию одной из 5 компаний, представленных в игре. Приобрели – теперь в свой ход можете выставлять на поле её вагончики, 1-3 штуки в зависимости от того, где они строятся. Приехали в деревню – можно усовершенствовать её до города. Это нужно чтобы в перспективе получать больше денег.
Механически это выглядит так: на старте все торгуются за начальные акции (почти как в Chicago Express), а потом по очереди начинают ходить. В свой ход можно сделать 1 из 4 вещей на выбор: выставить на торги новую акцию, продолжить новый участок дороги, развить деревню до города, а ещё можно запустить выплату дивидендов.
Дивиденды – это суть и смысл Iberian Gauge, а также самая странная часть игры. Тут так устроено, что в каждом городе лежит цветной кубик, белый, чёрный или розовый. Также кубики этих цветов забрасываются в непрозрачный мешочек, и когда кто-то выбирает действие «выплата», нужно вытянуть из мешка 3 куба. Какие цвета выпадут – такие города и приносят деньги. Доход получает каждая компания, он делится между держателями акций. Получается, что города могут приносить доход, а могут и не приносить. Деревни же дают денег поменьше, но зато всегда.
Первые впечатления очень сумбурные. Тут всё начинается с аукциона, а это всегда тяжело, когда в новой игре заставляют торговаться за что-то, а ты даже примерно не представляешь ценность и не знаешь, что нужно брать, а что нет, что более выгодно, а что менее. И в дальнейшем как бы тоже надо считать. Когда ты выбираешь действие «выплаты», неплохо бы прикинуть, получаешь ли ты доход сам или кормишь конкурентов. И выбирать его осознанно, либо понимая, что ты получишь больше, либо идя на риск в надежде, что выпадут нужные цвета городов. Как бы то ни было, в первой партии с этим сложно.
И из-за этой странной математики как-то с первого раза Iberian Gauge не особо цепляет. Более того, пытаюсь сравнить её с недавно опробованной Ride the Rails и даже не знаю, какая из этих двух игр более скучна из-за обилия расчётов. Не знаю, короче. Будем пробовать ещё, возможно на троих она не особо и максимальным составов, впятером, пойдёт бодрее, но надежда на это, честно говоря, невелика.
В «Туман над мостовой» сыграли две дуэли, Дракула против Шерлока Холмса. В первой партии Дракула своими приспешниками окружил Ватсона, быстро его загрыз, а потом вступил в жёсткое противостояние с Шерлоком. Тот бегал по всему полю, никак не давал себя догнать, а у Дракулы поджимало время, заканчивались карты. Да и жизней было уже немного. В результате удалось подбежать к противнику, сыграть «Форму зверя» и добить его.
Во второй партии на старте у Дракулы не было защитных карт. По-хорошему, надо было их искать, побегав по полю, но вампиры вновь ринулись в атаку. Покусали Шерлока, погрызли Ватсона, но сами быстро сдулись. Дракула в итоге доел доктора, и даже имел виды на Холмса, но тот быстро провёл серию ударов и победил. Эх, а если бы в начале подкопить защитных карт, всё могло сложиться иначе…
Впервые сыграли в «Кодовые имена» в версии XXL. Это всё те же самые «Кодовые имена», самая первая (розовая) командная версия, только – увеличенная. Всё, коробка с игрой, карточки со словами, схемы для капитанов, карты-метки синего, красного и белого цветов – всё увеличенного размера. На столе занимает сильно больше места, но зато слова легко различить издалека и даже при неидеальном освещении. Неплохой вариант!
В «Арнак» сыграли партию с супругой. На удивление зашло хорошо. Вроде бы всё должно быть как в типичных евро, что-то там получаешь, на что-то там меняешь, чем-то оплачиваешь победные очки. Но тут всё как-то иначе. Постоянно что-то зарабатываешь, прикидываешь, куда что потратить, чтобы получить ещё какие-то ресурсы и выжать из них что-то ещё. И вот эта необходимость постоянно строить мини-комбинации из производственных возможностей, видимо она и цепляет. Интересно докупать новые карты, интересно открывать новые локации. Блин, даже по треку конкистадоров продвигаться интересно! И это при том, что на других игроков, как это часто бывает в евро, особо и не оглядфываешься. Короче, заинтригован. По всем признакам игра не должна была понравиться, а её хочется раскладывать ещё.
Вторая партия тоже прошла хорошо. Пока что раскладываем более простую версию поле (где храм птицы). Ощущения так и не меняются: каждый ход сидишь и думаешь «кручу-верчу, запутать хочу, как бы извернуться, чтобы выжать лишний ресурс», и это – нравится. И то, что партия длится ровно 5 ходов, имеет внятное начало и осязаемый финал, который не за горами – это тоже очень хорошо. В общем, годнота. Обязательно будем играть ещё. Хоть это и – сюрприз-сюрприз – евро.
* * *
«Место преступления» разложил в демонстрационном режиме. Запустил обучающий сценарий, показал как сканировать карточки. Через несколько минут, когда пришло время исследовать место преступления, выдал 3D-очки, куда вставляется смартфон и получается как бы шлем виртуальной реальности. Эффект ожидаем, игрушка нравится. Тем более, что на обучающее дело нужно 10, ну, максимум 15 минут!
Разок ещё разложили «Уотергейт». Как обычно сел играть против президента и в кои-то веки даже выиграл! Впрочем, вряд ли это можно счесть моей заслугой, потому как соперник был совершенно неопытный. Да и то успел, кажется, заработать 3 или 4 красных жетона из 5 необходимых для победы. А так – впечатления очень хорошие. Игрушка классная, тематическая, постоянно держит в напряжении, ощущение перетягивания каната не отпускает до самого финала.
Splendor очень хорошо показала себя в прошлом году, и, вот, не успел начаться 2022-й, а мы снова раскладываем «Роскошь». Показал игру товарищу, знакомому с настолками, но в последние годы не близко. И получается 100% попадание, потому что после партии раздаётся вопрос – как это называется и где купить. Потому что Splendor – действительно классная игрушка и великолепно работает в дуэльном формате. Кто не пробовал, настоятельно рекомендую.
И ещё сыграли в Zombie ’15. Год, наверное, к ней не притрагивались, а она всё такая же классная! Бросает игроков в город, наводнённый живыми мертвецами, и заставляет прорываться через орды живых трупов под тематичный саундтрек, отмеряющий 15 минут – ровно столько длится партия (или даже меньше, если будет досрочная победа или поражение). Хорошая игра. Незаслуженно редко её раскладываем!
В «Генералов» внезапно решили сыграть полную версию, с дополнением где есть самолётики, Франция и Китай. Собрали второй комплект колод (удобно, когда есть два варианта игры, и не нужно пересобирать колоды под ту или иную версию), и погнали.
На самом деле мы давно не раскладывали дополнение, и на то есть причины. С ним игра замедляется. На партию уходит примерно вдвое больше времени, плюс ходы делаются не так быстро и в целом кажется, что оно того не стоит. Проще и веселее разложить 2 партии подряд просто в базу, чем высиживать полтора-два часа с дополнением. Но в этот раз получилось довольно бодро. Возможно это потому, что мне досталась Ось, играл сразу за 3 страны и особо не ощущал даунтайма – почти всегда был мой ход.
Что касается игровых событий, расклад получился любопытный. Японию в начале зажали Советы и Британия. Свои 4 очка она приносила, но больше не развивалась. Германия обмазалась статусами: тут были и «Сухопутные крейсеры», и «Атлантический вал», и «Стратегия наступления» и «Пикирующие бомбардировщики» и даже «Воинская повинность». Правда, «Стратегию наступления» почти сразу убили «Энигмой» и толком в атаку сходить не получилось. Зато Италия резво доползла до Индии и успешно тащила очки.
Примерно до середины партии счёт был примерно равный. Сперва Ось немного отстала, потом чуть выровняла счёт и даже несколько ушла вперёд, но это было некритично. Главное – над Германией сгущались тучи. С самого начала партии держал в руке «Тактические инновации», карту, позволяющую до хода заменить один из сыгранных статусов на новый, с руки, и ждал когда же придёт «Блицкриг». Увы, не пришёл. Сбросился когда впервые активировалась «Воинская повинность».
В какой-то момент Берлин осадили русские, британцы и американцы и-таки сумели его оккупировать. Это стало началом конца. Германия и Италия вошли в бесконечный цикл, когда они пытаются отбить Берлин, а соперники там остраиваются. А Америка ещё и отбомбиться смогла. В итоге в предпоследнем ходу Ось здорово отстала по очкам и проиграла. Увы.
Но партия была хорошая. И дополнение – не так уж оно и страшно. Можно периодически раскладывать игру с ним!
Небольшая опечатка не Iberian gauge, а Irish Gauge
@Roma
Спасибо, поправил.
Теперь мне любопытно когда вы поиграете в Iberian Gauge. В ней нет аукционов и она на мой взгляд ближе всех к полноценной 18xx. Сам я играл два раза, и это было очень интересно, но выводы конечно делать рано.
Популярность «Арнака» меня удивляет. Мохровое евро с кучей ресурсов и обменом шила-на-мыло-на-победные очки, с неприкрытым «треком конкистадоров», с темой, которая натянута на всё это как та самая сова. Совершено не понял хайпа.
@Roma
Не каждому дано понять, обижаться тут не надо…
@Andrew
И речи не было про обиду. Игра добротная, я в неё поигрываю онлайн, но причины шума мне не понятны. Хотя конечно так можно сказать про многие хорошие игры.