За отчётную неделю сыграны 9 партий в 6 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них было четыре новинки – «Вторжение с небес», «Долина торговцев», «Кубитос» и «Каррамба!». И ещё мы, наконец-то, завершили кампанию в «Мой город»:

Вторжение с небес

Долина торговцев

Дюна. Империя – Расцвет Иксианцев (эпический режим)

Кубитос

Каррамба!

Мой город

Первое знакомство с «Вторжением с небес» оказалось умеренно неудачным – не сумел пройти ознакомительный сценарий. Сперва всё ковырялся в правилах, потом пытался понять, что выгоднее делать, а потом инопланетяне разгромили базу. Но в целом впечатления неплохие, будет обязательно второй подход.

О чём игра? Это как бы настольный «День независимости» на минималках. Есть некий «стакан», откуда сверху на нас летят инопланетные корабли. Внизу – наша база, которую можно развивать и прокачивать, а также активировать. Инопланетяне работают по жёстким алгоритмам, за базу играет один человек, это исключительно соло-игрушка.

На старте у нас есть 5 шестигранных кубиков. Их надо бросить, а потом поставить на базу, по одному кубику в каждом ряду (ширина базы как раз 5 рядов). Выставляя кубы, мы активируем инопланетян, они тут же летят в нашу сторону на значение кубика. Поэтому вроде как чем больше выпало, тем лучше, но тем и обиднее.

Иногда кубы можно перебрасывать, а когда они расставлены и инопланетные корабли подвинуты, начинается активация базы. Некоторые кубы дают ресурсы – энергию. Некоторые тратят её на уничтожение инопланетных кораблей, а некоторые позволяют двигать фишку по треку изучения инопланетян. Это условие победы – дошёл до конца этого трека – победил.

Но при этом надо не забывать и про корабли чужих, потому что если они долетают до самого низа «стакана», до базы, то теряется жизнь. Кончились жизни – проигрыш. Плюс материнский корабль постепенно опускается всё ниже и ниже, и, если в начале партии его отделяет от низа стакана клеток где-то 20, то к концу их может быть и меньше десятка.

Почему-то думал, что тут будет так: бросаешь кубики, потом как-то модифицируешь их результаты и после расставляешь, но это не так. Бросил – смотри, что выпало и выставляй кубы. Из 5 их 2 белых, если ставишь белый, все остальные незадействованные принудительно перебрасываешь, так что подумать есть над чем. Но в целом всё хорошо. Единственная претензия – одному не так весело играть, уже лучше вдвоём, в полный кооператив.

Но, на минуточку, тут в коробке с игрой скрывается целая кампания с последующими сценариями. И уже сразу понятно, что будут и дополнительные кубики, и базу можно прокачивать, чтобы открывались дополнительные места для размещения кубов, и у инопланетян есть какой-то дополнительный, видимо, особо вредный корабль. Так что будем играть ещё!

«Кубитос» оказалась очень простой игрой. По сути это гонка, где игрокам надо как можно скорее добраться до финиша. Но гонка эта построена на необычной механике – тут используется кубикостроение. Как бы колодострой, только вместо карт – кубики.

В свой ход надо взять целую горсть кубиков (аж 9 штук), бросить их, а потом можно применить выпавшие результаты. Базово тут есть 2 ресурса – шаги, они нужны для передвижения пополю, и монеты, они нужны для приобретения новых кубиков. Бросили кубы, что-то получили, подвинулись по полю, докупили новые кубики, и начинается новый ход.

Далее идут нюансы. Самый главный – мы швыряем много кубиков, и вроде как должны много чего с них получать, но не тут-то было. Дело в том, что как минимум половина граней на кубах пустые. Более того, у части кубиков ничего нет на 4 и 5 гранях. То есть когда в результате броска на большинстве кубиков не выпало ничего – это вполне распространённая ситуация.

В таком случае можно взять кубики, где выпало хоть что-то, отложить их в сторонку, а те, что легли пустыми гранями – перебросить. И тут начинается история про синицу и журавля. Вот когда что-то выпало, можно остановиться и применить эти результаты. А можно рискнуть и перебросить пустые кубы. Вот только если при повторном броске все они вновь лягут пустыми гранями вверх, ход игрока полностью прогорает. В том числе теряются ранее полученные успешные броски. Просто ничего не делаешь. Вот и получается, что надо всё время бросать кубики, и в нужный момент останавливаться.

Коль скоро перед нами кубикостроительная игра, возникает резонный вопрос, что там за новые кубики можно себе докупить? Их немало! Вот в «Доминионе» в партии всегда есть 10 видов карт, тут чуть меньше – 8. И самих видов немало, потому что для каждого вида дополнительных кубиков есть 7 разных карт со свойствами. В каждой партии они выбираются случайно, так что общий принцип колодостроительных игр выдерживается, реиграбельность тут гарантирована.

Дополнительные кубики дают всякие полезные бонусы. Начиная от банальных дополнительных шагов и монеток, заканчивая страховками от провала при бросках. И дополнительные кубы – это ещё не всё. Тут и поле требует внимания. Оно изобилует точками интереса, остановки на которых позволяют добывать дополнительные ресурсы, чистить стартовую колоду, выбрасывая из неё стартовые слабенькие кубики, а ещё тут можно срывать овации зрителей, что также приносит дополнительные ресурсы и прокачивает лимит руки – количество кубиков, что надо бросить в свой ход.

Вот такая и получается игра. Бежим по полю, собираем коллекцию разноцветных кубов, швыряем их и получаем всяческие приятные штуки. При этом ходы делаются практически одновременно, потому что набрасывают кубы раз за разом все вместе, да и по трассе можно двигаться в любом порядке, за исключением отдельных случаев, когда гонщики игроков находятся рядом с другом другом и может быть важным кто в каком порядке будет перемещаться.

Игрушка довольно-таки простая, кажется, за неё можно посадить прям-прям новичка и будет норм. И при этом весьма вариативная. Помимо разных карточек со свойствами кубов тут есть 4 разные трассы, которые можно по-разному комбинировать, да ещё и наматывать по несколько кругов.

Единственный субъективный минус – высокая роль случая. Если вы не дружите с кубиками, есть риск, что провалы 2-3-4 хода подряд вас сильно расстроят. Тут вроде есть небольшой механизм компенсации неудач, чем сильнее ты отстаёшь, тем больше кубиков тебе разрешается бросать, но если с бросками категорически не везёт, это не помогает.

«Каррамба!», как и предполагалось, оказалась вариацией на тему «Шакала». Всё примерно то же самое, поле, на котором лежат рубашками вверх некие элементы. По ним надо ходить, вскрывать их и применять бонусы. Найти можно монетки, оружие, а также всякие активные элементы, в том числе врагов-нейтралов. С ними можно драться, ещё можно драться с соперниками, и всё это – ради монеток с победными очками.

Базово игра крайне проста, у тебя есть 3 пирата, в свой ход можно выполнить два действия. Это перемещение на 1 клетку или атака. Если пирата убили, он падает за борт и тогда появляется новое действие – вернуть его на поле.

Повторюсь, принцип «Шакала» лежит в основе игры, но местами он очень приятно допилен. Самое главное – монеты не надо таскать на корабль. Находишь её – и она автоматически улетает тебе в хранилище. Ещё постепенно тут уменьшается площадь игрового поля, что делает концовку более динамичной. И ещё когда атакуешь, положено кидать кубик на успех. Иногда из-за этого промахиваешься, так что победа в сражении не гарантируется.

Настолка реально детская, взрослым игрокам такое рекомендовать нельзя, разве что вам очень-очень приспичило сыграть в «Шакала». В таком случае лучше, конечно, взять «Каррамбу», но на самом деле лучше этого не делать, потому что в мире есть огромное количество других, гарантированно хороших игр.

«Долина торговцев» — простенький декбилдинг. Всё примерно привычно, начинаем с небольшой колодой слабых карт, закупаем в неё карты получше и чистим её от карт бестолковых. Вот только цель игры необычная. Тут надо собрать перед собой ряд карт от 1 до 8. Это прямо отдельное действие – положить карту или карты в ряд. Сперва нужно класть карту с ценой 1 ресурс, потом надо набрать 2 ресурса, для этого надо положить одну карту ценой 2 или две карты ценой 1 каждая, но при этом они должны быть одной масти. Потом надо набрать 3 ресурса и так до 8. Кто первый сделал – тот и молодец.

За счёт этой цели достигается необычное условие для декбилдинга. Вроде как мы обычно прокачиваем свою колоду, а тут ты покупаешь хорошие карты, а потом лишаешься их, чтобы приблизить победу. И, выходит так, что постоянно надо развиваться дальше, чтобы не буксовать.

И ещё сами карты. В коробке есть 6 мини-колод, в партии используются любые три. За счёт этого достигается разнообразие эффектов и возможностей. Каждая колода заточена на что-то своё, так что когда-то будет побольше взаимодействия, когда-то – чистки колоды, а с какой-то колодой даже идёт нестандартный кубик, там, видимо, часто приходится уповать на случайность.

Партия играется минут за 30. Есть ещё какой-то командный режим. В целом всё неплохо, но без восторга. Всё же если и играть в чистый колодострой, лучше уж «Доминион»!

Попробовали «Дюну. Империю» сразу с дополнением, да ещё и в эпическом режиме. Что-то казалось, что в нём надо воевать до 14 очков, а оказалось, всего до 12. По ощущениям – это лишний ход, да и то есть шанс не доиграть до конца колоды конфликтов.

В эпическом режиме немного меняется стартовая колода игроков, вместо одной карты «Дюна» туда докладывается новая карточка, позволяющая сжигать карты за спайс. И в колоду конфликтов не кладётся карта I уровня, воевать сразу начинаем за II уровень, что делает войну ещё более привлекательной. Плюс на старте теперь у всех по 5 отрядов.

Ну и дополнение. Оно меняет элементы игрового поля, пропадает часть зелёных полей и часть полей с жёлтыми треугольниками, где давали деньги и позволяли продавать спайс. Теперь там можно приобретать технологии – новый элемент в виде уникальных свойств игроков, плюс тут же можно продвигаться по новому треку, приносящему приятные ресурсы. Ну и потолстела игровая колода, она увеличилась в полтора раза за счёт новых карт с новыми эффектами и свойствами, срабатывающими при сбросе или сжигании карты. И ещё теперь тут есть новая боевая единица – дредноут, он даёт 3 силы и не погибает после сражения.

В целом нововведения не сильно кардинальные, игра по-прежнему остаётся той же «Дюной», но по мелочи всё поменяли очень классно. Тут тебе и новый трек, и новые бойцы, и новые уникальные свойства, и интересные карточки. И при этом нельзя сказать, что стало сильно сложнее или игра чем-то перегружена, процесс всё такой же комфортный, как и был. Очень доволен, будем играть теперь исключительно с допом.

Закончили кампанию в «Мой город», отыграли последний конверт, главы с 22 по 24. Эх… жалко даже немного, что приходится прощаться. Так-то игра очень хорошая, приятная, да ещё постоянно эти новые мелкие правила её здорово освежали.

Какого-то эпического финала не было. Всё как раньше, немного иначе надо раскладывать тетрисные фигурки-здания, да под конец ещё неожиданно пришлось попрощаться со всеми синим зданиями без шестерёнок. Да так, что у меня их осталось всего 3. А церквей – 4. Так что пришлось крутиться и планировать, как сделать так, чтоб минимум 2 церкви касались одного синего здания.

Неожиданно этот эффект привёл к побочному явлению: под самый конец игры стало возможным планировать последующую застройку. Примерно с середины партии можно было прикинуть, как и где можно разложить церкви и какие здания воткнуть рядом с ними, чтобы собрать максимум очков. Очень любопытно, раньше такого не было. А тут сидишь и смотришь, уже особой разницы нет в каком порядке здания выходят из колоды, ты их и так уже разложил заранее. Правда, за счёт того, что у соперников было больше синих зданий и более ценные церкви, даже выжимая из имеющегося арсенала максимум очков (ну, почти), соперничать с ними при итоговом подсчёты было сложно.

Ещё из нововведений, красными зданиями можно было сажать деревья и ломать камни, а жёлтыми зарабатывать очки, если строишь рядом с деревом. Ну и остались в силе правила железной дороги, надо застраивать нижний ряд и тянуть цепочку зданий одного цвета от порта к железной дороге.

В общем, игра классная. Доволен, что прошли. Выйдет на русском «Мой остров», будем проходить и её! И, может быть, как-нибудь попробуем «свободный режим игры», там, насколько я понимаю, надо играть по правилам примерно середины кампании.