Отчёт за неделю с 15 по 21 февраля 2010 года

Berlin 1945*

Dominion** 

Пару недель назад мне пришло электронное письмо от некоего Jose Rivero из Испании. Этот товарищ обратился ко мне с просьбой протестировать его разработку — настольную игру для двоих человек, посвящённую захвату Берлина советскими войсками — Berlin 1945.

Разумеется, я не мог отказаться от такого предложения и вскоре получил все необходимые материалы для игры. Я планировал распечатать поле и карточки и сыграть несколько ознакомительных партий в одиночку, чтобы разобраться с правилами, а потом уже поиграть по-настоящему. Однако ознакомившись с правилами я понял, что так сделать не получится. А всё потому, что в Berlin 1945 применяется система приказов a-la Дипломатия: игроки одновременно пишут на бумаге приказы для своих войск, потом одновременно вскрываются и двигают солдат по игровому полю. Понятное дело, такая игровая система не располагает к соло-партиям. Как бы то ни было, правила игры я изучил, изготовил игровое поле, распечатал, вырезал и разложил по протекторам карточки и вот, на прошлой неделе мы разыграли первую партию в Berlin 1945.

Компонентов в этой настолке немного. Тут есть игровое поле, 50 игровых карт (по 25 для каждого игрока), фишки, обозначающие войска (34 красных — русские, 20 синих — немецкие и ещё 3 чёрных, обозначающих элитные сс-овские дивизии), ещё есть две фишки баррикад и один жетон счётчика ходов. На игровое поле нанесено схематическое изображение Берлина, поделённого на отдельные районы с рейхканцелярией в самом центре. В ходе партии по этим районам перемещаются войска обоих игроков и при встрече вступают в сражения. Исход боёв определяется очень просто — на чьей стороне больше войск, тот и победил. Правда, на результат сражения могут повлиять разыгранные игроками карты.

Партия в Berlin 1945 длится ровно двенадцать ходов. Если в конце двенадцатого хода советские войска дойдут до рейхстага и будут иметь там двухкратное преимущество в живой силе, победа достаётся советам. Если же им этого сделать не удасться, выигрывает Германия. 

Советские войска всегда начинают игру в окрестностях Берлина, разделённые на шесть небольших групп (по четыре фишки в каждой группе). Немцы же всегда выставляют двух солдат в рейхканцелярию, а все остальные силы могут расположить в любом месте игрового поля. Примечательно, что СССР имеет перевес в живой силе. На начало игры общая численность советский войск составляет 24 боевые единицы и в ходе партии советы могут получить ещё 10 единиц в качестве подкреплений. У немцев же есть всего 17 юнитов и 3 — в резерве, которые также могут быть введены в игру как подкрепления. Правда, у Германии есть ещё козырь — три мощных отряда SS (3 чёрных фишки).

Ходы в Berlin 1945 состоят из четырёх фаз:

1. Получение карт;

2. Отдача приказов;

3. Перемещение;

4. Сражения.

В фазу получения карт каждый игрок набирает из колоды одну карту. Всего на руках можно держать их шесть штук. В течение хода можно разыграть сколько угодно карт, но существует ограничение — в руке можно держать только шесть штук. Карт в игре немного (всего по 25 на игрока) и действия их некоторым образом модифицируют игровые правила. С помощью карт отряды могут дальше перемещаться и успешнее сражаться в бою. Некоторые карты позволяют увеличить боевую силу отряда, некоторые — ослабить противника и т.п.

В фазу отдачи приказов игроки в тайне друг от друга записывают на бумаге приказы перемещений, указывая из какого района и в какой они хотят передвинуть войска. При этом СССР может отдать только три приказа, а Германия — сколько угодно.

В фазу перемещения применяются приказы, отданные в предыдущую фазу, и войска перемещаются. Разрешаются приказы так: сначала — немецкие и только потом — советские. Правда, с помощью некоторых карт СССР может перехватить инициативу и походить первым.

Последняя фаза хода — бой. Она наступает если в результате движения в одном районе встретились войска обоих игроков. Бои происходят очень просто — подсчитывается сила каждого из сражающихся отрядов (сила каждого юнита равна 1, сила СС-овца — 2), и тот, у кого сила больше — выигрывает схватку. Проигравший теряет 1 фишку солдата. Если у победителя двойной перевес в силе, проигравший теряет 2 солдат, тройной — трёх и т.д.

Со стороны Berlin 1945 выглядит так: в начале игры советские войска стоят в окрестностях берлина и постепенно сжимают кольцо, направляясь к рейхканцелярии. Немцы же скачут по карте пытаясь потрепать разрозненные отряды советов, пока те не объединились в большие армии. Где-то ближе к середине игры действие переносится на подступы к рейхстагу, а затем происходят финальные бои.

Пока что игра ещё находится в стадии разработки. Я уже видел новую, доработанную версию игрового поля, в процессе тестирования появился FAQ по игре и частично были переписаны правила, но общая концепция игры не поменялась.

Berlin 1945 довольно проста. Правила у неё небольшие по объёму и довольно логичные. Одна партия гарантированно укладывается в 30-40 минут. В двух словах — это быстрая тактическая настолка. Однако на мой взгляд есть достаточно большой минус — необходимость записывать приказы. По мне эта механика отдаёт каким-то далёким прошлым, 50-ми годами XX века (привет, Дипломатия 🙂 ). Возможно среди современных варгеймеров запись приказов на бумаге считается нормой, но мне эта механика решительно не нравится. Думаю, её вполне можно было бы заменить какими-нибудь картами приказов или карточками с номерами секторов. Ещё нельзя не отметить отлично подобранные иллюстрации для игровых карт. 

Не могу сказать, что Berlin 1945 мне очень-очень понравилась, но определённая прелесть в этой игрушке есть. Скорее всего она придётся по душе любителям военных игр, которые будут использовать её в качестве филлера.

Партию в Dominion мы разложили втроём, выбрав десять карт королевства случайным способом. На столе оказались Adventurer, Bueraucrat, Chancellor, Laboratory, Library, Market, Mine, Throne Room, Witch, Workshop.

Я решил так: закуплю Mine, с помощью которой превращу стартовые медяки в серебро, а потом и в золото, а дальше посмотрю на чём строят свои колоды противники и тогда уже буду решать какие карты покупать. Взял себе шахту, ещё бюрократа и стал набивать руку деньгами. Следующим шагом стала покупка ведьм, позволяющих набирать карты и засорять колоды противников проклятиями.

Во второй половине партии я стал активно скупать Market'ы, чтобы иметь возможность быстро "прокручивать" колоду, а также взял несколько тронных залов, появление которых в руке было приятным бонусом. Вскоре стопка шестиочковых карт провинций иссякла, и мы стали подводить итоги партии. Счёт оказался таким — 36:23:19. Победа досталась мне.

Второй раз мы сели за Dominion вдвоём. На стол выпали следующие карты: Bueraucrat, Chancellor, Chapel, Feast, Laboratory, Militia, Mine, Money Lender, Smithy и Village. Увидев на столе Village, я решил не налегать на деньги, а построить колоду из карт. Первым ходом прикупил Канцлера, потом стал скупать Village, Mine, и Feast'ы (которые впоследствие обменивал на Laboratory). Число карт в моей колоде росло очень медленными темпами. С помощью шахт медь постепенно заменялась на серебро, а затем на золото, на смену пиршествам приходили лаборатории.

Когда колода "разбухла" до тридцати карт, я смог прокручивать её за 3-4 хода, спокойно покупая при этом провинции. Тут и до конца партии осталось недолго — каждый ход я брал себе шестиочковую карту победных очков, и вскоре они закончились. Итоги партии показали, что моя стратегия оказалась верной — счёт составил 39:26 в мою пользу.

Может быть Dominion появляется у нас на столе не так уж часто (это были первые партии за последние три месяца), но нам эта игра по-прежнему нравится.

Berlin 1945, Dominion, Отчёты



Похожие записи
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • «Twilight Struggle» — очередные исправления
  • Twilight Struggle: работа над ошибками
  • «Конфликт» — неофициальное дополнение для «Диктатора»
  • See-Know-Buzz — распечатай и играй
    1. ZoRDoK
      27 Фев 2010 из 8:08 | #1

      Будешь всех обыгрывать постоянно — будет ещё меньше появляться =)


    2. detroit
      27 Фев 2010 из 9:40 | #2

      Приказы можно отдавать жетонами как в Игре престолов.

      Либо если критично направление то секции раскрасить 3-4 красками и на жетонах указывать цвет, куда перемещать фишки.

      Юра, передай, пож-ста, эту идею разработчику. Вдруг приживётся 🙂


    3. alt
      27 Фев 2010 из 10:46 | #3

      Сыграли пару раз в этот «Берлин45». Правила сырые, возникло много вопросов. Потом в диалоге с автором ответы на эти вопросы были получены, но второй попытки пока не было. Тем временем, пришло письмо с новым полем, переработанными правилами и изменениями в картах. Не знаю, продвинется ли тестирование дальше. Посмотрим…


    4. hk
      27 Фев 2010 из 17:03 | #4

      @ZoRDoK


      Скорее причина в другом — у нас слишком много настольных игр, в которые хочется поиграть 🙂


    5. hk
      27 Фев 2010 из 17:04 | #5


      detroit :


      Приказы можно отдавать жетонами как в Игре престолов.

      Либо если критично направление то секции раскрасить 3-4 красками и на жетонах указывать цвет, куда перемещать фишки.

      Юра, передай, пож-ста, эту идею разработчику. Вдруг приживётся :)



      Я уже написал по итогам тестовой партии замечание «убрать записи любой ценой» и предложил из заменить жетонами или картами приказов.


    6. hk
      27 Фев 2010 из 17:05 | #6


      alt :


      Сыграли пару раз в этот “Берлин45?. Правила сырые, возникло много вопросов. Потом в диалоге с автором ответы на эти вопросы были получены, но второй попытки пока не было. Тем временем, пришло письмо с новым полем, переработанными правилами и изменениями в картах. Не знаю, продвинется ли тестирование дальше. Посмотрим…



      Тоже получил вторую версию поля и правил, но сыграть ещё не получилось. Я предлагал изменить конфигурацию игрового поля, чтоб центральные секторы были побольше (ну, чтоб не выносить их в сторону на отдельное поле), но, похоже, ко мне не прислушались.


    7. zordin
      27 Фев 2010 из 17:56 | #7

      выв dos de mayo не играли нет?

      один в один

      только карта мадрида по 11 карт и 10 ходов.


    8. hk
      27 Фев 2010 из 22:06 | #8

      @zordin


      Почитал на BGG про Dos de Mayo. Видимо Berlin 1945 — её клон.


    9. ZoRDoK
      28 Фев 2010 из 0:15 | #9

      Один в один.


    10. turusov
      01 Мар 2010 из 5:20 | #10

      выглядит симпатично даже в черно-белом варианте.


      странно, что никто до сих пор не задал главного вопроса: у кого больше шансов на победу, у русских или у немцев??


    11. Scorpius
      01 Мар 2010 из 12:43 | #11

      Кстати…интерестно как продолжаеться тестирование? 🙂 И в свете открывшихся фактов продолжаеться ли оно вообще :)?

      З.Ы.На самом деле игра довольно интересная. Прежде всего интересно насколько именно Берлин 1945 того, разнообразнее чем его оригинал (карточек то, в два раза больше на брата)? Чего там такого сей камрад понапихал, что их в два раза больше стало? И какие ощущения от той, и от той игры (то что практически одинаковые понятно…но вдруг Берлин получше играеться)? Жаль что не получиться сделать конкретный анализ впечатлений и от того, и от того 🙁 . Игра и вправду вроде неплохая.


    12. zordin
      01 Мар 2010 из 18:49 | #12

      если мне зашлют последнюю версию берлина могу сравнть с дос де майо.


    13. Scorpius
      01 Мар 2010 из 20:44 | #13

      Было бы интересно…Но навряд ли Юра согласиться на это. Вроде как разработка чужая, пусть хоть и слямзенная на 90 процентов….


    14. zigzag3600
      02 Мар 2010 из 15:36 | #14

      где можно записатся на тестирование или скачать компоненты?


    15. Jose Rivero
      11 Авг 2010 из 15:50 | #15

      привет друзья, я JOSE RIVERO- автор игры Берлин 1945. Я пишу с Канарские островов, где я живу. Я нашел ваш чудесный blog и review игры и это очень хорошо.

      Now in English, I would like first of all to thank the author of the review for his kind playtesting of the game and for writting his impressions with photos in this web. I must say that there have been a few changes to get better the game flow and fun, a much better board, new counters instead of wooden blocks and a few new cards. Also small changes in the rules, but the main concept is the same.

      I must also say that this game shares similar game mechanisms of 2 de Mayo but it is not a clon of it as someone suggested. The whole strategy and concept is very different. It is not a cat and mouse game.

      The player who plays with German has more difficulties to win to be respectful with the History.

      If someone would like to know more about this game or any other of my games designs , please write to me to : paraplaytesting@gmail.com


      большое спасибо

      конечно я пережил 6 месяцев в чудесная Санкт-Петербург и я обожаю вашу страну Россию


    1. Трекбеков пока нет.