На сайте клуба настольных игр Triominos.ru опубликован написанный тов. Mazz_O, отзыв об игре Caylus Magna Charta. В нём кратко рассказывается о правилах этой настолки, а затем автор делится своими впечатлениями от игры:
Caylus Magna Carta (далее просто СМС) — настольная игра, в котором роль игрового поля довольно полноценно заменяют карты, чем и отличается от старшего именитого собрата, игры Caylus (обзор читайте в настолко блоге). Придуманная Вильямом Аттиа, СМС отличилась несколькими довольно весомыми званиями — "Лучшая карточная игра" по версии BoardGameGeek Golden Geek и 1 место на À la carte, всё в 2007 году. Рассчитана игра на 2-4 игроков и как оказалось, очень универсальна по любому их количеству без потерь в игровом процессе.
Об игре.
Король сказал — мастер напрягся. Игроки выступают в роли мастеров строителей, которым сам король наказал помочь со строительством своего нового замка (видать во время первого Кайлюса замок выдержал недолго 🙂 ). Строителям, чтобы доставать необходимый для замка материал, надо отстраивать вспомогательные здания. Это как раз является центром игры. Из вспомогательных зданий создается дорога — игровое карточное поле. Игра ведется до тех пор, пока есть что строить в замке, то есть до момента, когда закончатся фишки победных очков.
Раунд состоит из нескольких фаз: обеспечение игроков 2 денежками, фаза действий, фаза сдачи ресурсов на благо замка. Обращаю внимание, что правила игры я описываю для начинающих, по которым мы играли. В ней исключена фаза смотрителя короля, а также облегчены правила постройки спец зданий.
В фазе действий можно сделать одно из нескольких действий:
1) потратить деньгу и купить себе в руку карту здания из персональной колоды. Кстати по-другому пополнить руку зданий нельзя. Копите деньги, господа 😉
2) потратить деньгу и поменять всю руку с картами зданий. берем столько же сколько и было.
3) потратить деньгу и поставить рабочего на вспомогательное здание с целью чего нибудь получить (ресурсы, деньги и тд). Очень приятный и важный момент — ставить можно (и нужно) на здания других игроков. Тогда игрок-хозяин тоже получит бонус.
4) Построить вспомогательное здание. тут все просто — тратишь ресурсы, какие показаны на карте в руке, и ставишь ее последней на дорожке зданий.
5) Построить специальное здание. Эти здания синего цвета и изначально все доступны всем. Строятся только персонально у игрока на личном поле и ничего не приносят окромя победных очков в конце.
6) Спасовать. один из важных моментов игры. Спасовавший больше не может делать никаких действий и ждет, когда остальные спасуют. Спасовать надо вовремя, чтобы во первых успеть получить денюжку (первый спасовавший получает), а также занять хорошее место в очереди сдачи ресурсов на благо строительства замка (при равном количестве сдач первый получает золото).
На строительство сдаются комплекты по 3 ресурса (все разные, каждое можно заменить золотом). За каждый комплект дается фишка с победными очками. Вот и все правила кратко.
Впечатления.
Лично я окрестил игру "бриллиантом семейного Worker Placement'a". В этой игре есть все, что нужно любителям данной механики — разнообразие зданий для постройки, использование этих же зданий для получения необходимого и тд. Самое приятное, что буквально всё в конце приносит победные очки — вспомогательные и спец. здания, деньги и ресурсы в запасе, "построенные части" замка. Из-за того, что игровое поле составляется из карт, можно уже заранее судить о большой реиграбельности СМС, партии будут непохожи друг на друга и каждую игру надо будет прорабатывать отдельную стратегию. Вообще модульное поле — это залог долгого и приятного послевкусия. 🙂
Семейная ячейка восприняла игру очень хорошо, правила удалось объяснить минуты за 3-5 и после этого уже полноценно играть. Игровой процесс затянул всех своей логичностью и малым даунтаймом. В общем в случае с этой игрой могу откровенно и громко заявить — В нашем полку прибыло! Игра по-любому достойна быть в десятке лучших семейных настолок (наше общее мнение).
ИТОГО: Отличная семейная игра для 2-4 игроков с малым даунтаймом и потенциально большой реиграбельностью.
также микровпечатление со следующих после этого выходных:
«Прошли еще одни выходные, в которые мы успели поиграть.
Я ни разу не выиграл в КМК =) В одной игре новичок акцентировал внимание на покупке синих спец зданий и пользовался дорогой строений, сам там ничего не строя. и в принципе не промахнулся, но в итоге ему не дали выиграть. Теща успела достроить замок до следующего раунда, когда новичок хотел взять самое дорогое синее здание. приносящее 14 очков. В итоге она и победила на три очка. Вообще синие здания при игре с начальными правилами очень сильные и кто их успел осттроить — тот в большинстве случаев победит. Немного обидно, что главный замысел, отстроить замок королю, менее выгоден.
Во второй игре жена обильно застраивала дорогу строений очень вкусными зданиями и жила приспокойно на дивиденды от построек. В итоге она и победила, скупив большую часть синих зданий.
В моей коллекции эта игра оказалась самой вдумчивой наверное за всю историю. Такая, вроде бы притворяется семейной, но на деле более расчетливая своих соседок на полке. Но тот факт, что игра проста и логична в процессе, позволил семье без остатка втянуться в строительство зданий и отстройки замка.
в выходные я объявил, что начальный уровень игры мы заканчиваем и будем постепенно переходить на игру по стандартным правилам, а там несколько все жёще и ИМХО сбалансированней. К примеру, синие спец здания строятся в два этапа: сначала нужно построить для синенькой резиденцию, и лишь поверх нее можно уже потом будет ставить спец здание. Также вводится наблюдатель короля — он отключает работу некоторых зданий на дороге. Это может помочь охладить пыл лидеру…
В общем отпишу результаты позже»
Плюс Микровпечатление с последних партий:
«на последних выходных я принял волевое решение перейти на стандартный режим игры. Он отличается тем, что синие спец строения строятся в два этапа — постройка представительства, а затем поверх него можно ставить синее здание/памятник. Также вводится наблюдатель от Короля, который будет ходить «вдоль» зданий и блокировать работу некоторых.
По сравнению с игрой по начальным правилам партия получается более насыщенной и, как мне показалось, более сбалансированной. Теперь чтобы получить синее здание, надо потрудиться, а значит акцентировать на них внимание хоть и надо бы, но не стоит недооценивать другие варианты получения очков.
А вот наблюдатель Короля (provost) вообще подразумевает более жесткую игру, если игроки захотят. Также , если даже его не использовать в каверзных целях, он ограничит возможности игроков при массовом и быстром строительстве зданий. В семье, как вы понимаете, при такой игре могут обидеться и вообще больше не сесть за игру. Так что его мы особо не трогали, если кому надо было заставить «Работать» здание, то тот игрок и платил за перемещение.
Вообще Кайлюс Магна карта я сейчас считаю эдаким мостом между более рандомными евроиграми типа Каменного века или Города синей луны и серьезными евроиграми типа Пуэрто Рико, Агриколы, Кубы и тд.
В любом случае, это отличная игра. рекомендую»
Очень заинтересовала игра ))
На самом деле меня описание тоже заинтересовало. И ещё было бы здорово услышать мнение тех, кто играл в обе версии Caylus — и настольную и карточную. Интересно, какая из них увлекательнее.
C названием игры в посте косяк.
http://www.boardgamegeek.com/boardgame/27364/caylus-magna-carta
@hk
Смотря кто что любит. Старший брат комплексней и насыщенней на действия, в то время как КМК лишь вырезка ключевой механики из Кайлюса. Если бы моя семейная ячейка была харкорной и любила напрячь мозг на полную в течение 2-3 часов, точно бы взял Кайлюс.
Скажу только одно — рандома очень мало в обоих версиях игры. Единственный случайный фактор — получение карт зданий в руку.
@Mazz_O
Гм. Ключевая механника в обычном Кайлусе это фаворы. Только правильно используя фаворы можно выиграть. Постройка производящих зданий и расположение работников это базовая механника. Вообщем то есть варианты когда некоторые здания вообще не нужны. Ну и большинство столкновений между игроками идут за фаворы.
В обычном Кайлусе рандом вообще только от действий игроков. Другого просто нету.
@Tanone
именно. действительно, правильней сказать база.