Локализованная версия Pathfinder уже успела разойтись по стране и в том числе доехала и до Самары. У меня знакомство с игрой состоится в ближайшие пару недель, а пока предлагаю ознакомиться с развёрнутым обзором, который опубликовал на Тесере тов. Denlerien.
Впечатление об издании
Первым делом получив игру я бросился смотреть срез колоды, т.к. были споры по поводу вот этой фотографии:
Ничего подобного я не заметил. Возможно, дело в микросмещениях карт на этом фото — в любом случае при перевороте колоды рубашкой вверх всё становится незаметным. Случайно угадать какая карта будет следующей — нельзя, а если пытаться высмотреть, наклонятся над столом и т.д. — ну так это всё равно что просто взять и подсмотреть. Хотя не уверен, что и в этом случае это удастся.
Качество печати в целом мне понравилось, хотя встречал жалобы в качестве печати отдельных карт (у кого-то часть карт была бледнее, например). Мне повезло, ничего такого я не заметил. Ну и главное — жалоб на рубашки карт не было ни у кого, только на лицевую сторону (а это значит, что карты не будут выделятся в колоде). В целом цвета не ярки, но это похоже просто такая стилистика. Карты матовые, не лакированы — поэтому создаётся впечатление, что могут появится потёртости, так что, наверное, лучше их одеть в протекторы. Ну или перемешивать аккуратно.
Что касается текста — проблем не замечено. Построение текста такое же как в оригинале (сужу по сканам), сам текст построен так, чтобы снизить вероятность двоякого толкования. Явных ошибок в переводе не замечено.
Касательно содержимого коробки — да, пластикового органайзера нет, есть только картонный вкладыш. Так же в коробке несколько маленьких zip-пакетов. Они удобны для того, чтобы в них хранить небольшие колоды. Колоду благословений (72 карты) в такой не положишь — использовал пакет побольше.
Ещё к минусам отнесу правила игры — мне не понравилось, как они построены, сложно найти нужный момент, если есть вопросы по правилам. В целом их можно было бы сократить в плане основного текста и сделать более чёткими. Но это, скорее, вопрос не к локализации, а к построению правил в оригинальной версии.
Коротко об игре
Что представляет собой игра Pathfinder. Возвращение рунных властителей?
Игру относят к колодстроительным играм, но это не совсем так — да, колода во время игры будет строится, но игровой процесс пойдёт совсем не так как в «Доминионе» или «Громовом камне» — карты разыгрываются и приобретаются совершенно иначе. Да и сброс не замешивается обратно в колоду игрока.
Эта игра — условно приключенческая — сюжета тут очень немного. Наша задача — уничтожить злодеев. Предварительно требуется зачистить (и/или закрыть) локации. Каждая локация представляет собой колоду карт разных типов (при формировании локации указано сколько карт какого типа в ней должно быть). По сути действия игрока сводятся к следующему — нужно открыть карту локации, определить свои возможные действия (обычно уничтожение угрозы или получение карты), разыграть при необходимости часть своих карт, бросить кубики. В зависимости от результата карта может выйти из игры, нанести урон, прийти в руку и т.п. После победы над злодеем (окончательной победы) сценарий завершается, персонажи получают награды (карту, развитие навыка и т.п.).
Грубо говоря, игра представляет собой своеобразный коллективный пасьянс. Игра полностью кооперативная, так что можно играть и одному (как одним персонажем, так и несколькими). Если такой жанр вам не по душе — игра вам не понравится. Так же игра во многом зависит от случайности — дайсы (игральные кости) тут бросаются постоянно. Ну и состав колод локаций, разумеется, не известен.
Подготовка к игре
Подготовка к игре занимает довольно много времени.
Перемешать каждую из 8 колод типов карт (оружие, броня, предметы, благословения, компаньоны, заклинания, преграды, монстры).
В соответствии с картой текущего сценария и числа игроков (а точнее персонажей) отобрать карты локаций.
Сформировать колоды локации согласно карте локации, в которой указано сколько карт каждого типа должно быть в этой локации.
Добавить в колоды локаций злодеев и прислужников случайным образом (игроки не будут знать, в какой колоде злодей, а в какой — прислужник), перемешать колоды локаций.
Перемешать колоды игроков.
Отсчитать 30 случайных карт благословений, сформировав колоду благословений.
При первой игре потребуется ещё сформировать стартовую колоду игроков — в правилах указано, какие предметы должны быть в колоде для каждого персонажа, но можно сформировать колоду и самостоятельно, учитывая ограничения на состав колоды конкретного персонажа (для каждого из них указано сколько карт каждого типа должно быть в его колоде), а так же используя только карты с атрибутом «Начальный уровень». Лично я использовал колоды из правил.
Разумеется, если играешь не один (и если тебе помогают готовить игру), то время подготовки существенно сокращается.
Игровой процесс
Прежде всего расскажу о базовых механиках игры.
Колода благословений. Работает прежде всего как таймер (когда опустеет — игра закончится). Но последняя вскрытая карта так же имеет значение в некоторых случаях — при столкновении с некоторыми монстрами или при розыгрыше карт благословений. При любом числи игроков размер колоды — 30 карт.
Колода игрока. Помимо прочего является так же счётчиком жизни игрока. Если нужно добрать карту в руку, а колода пуста — персонаж погиб.
Рука игрока. Рука игрока служит не только ограничителем количества доступных в данный момент игроку карт (как обычно), но также и определяет максимально возможную потерю здоровья — при получении урона игрок сбрасывает карты с руки, весь урон сверх этого — теряется.
Варианты розыгрыша карт. Карта может быть показана (т. е. остаётся в руке), перезаряжена (убирается под колоду игрока), сброшена (уходит в сброс игрока), захоронена (уходит под карту игрока — обычно становится недоступна до конца партии) или изгнана (уходит в коробку). С учётом того, что колода игрока — это счётчик жизни приходится выбирать как именно разыграть данную карту (если она позволяет разыграть себя разными способами).
Столкновение с картой. При исследовании локации открывается верхняя карта, далее игрок должен пройти «столкновение» с этой картой, т. е. или попытаться получить её (если это оружие, предмет и т. п.) или победить её (если это преграда, монстр и т. п.).
Прохождение проверки навыка. При столкновении с картами требуется проходить проверки навыков. В зависимости от характеристик персонажа он для прохождения проверок бросает разные кости, разыгрывая карты можно добавить новые кости к прохождению проверки. Результат броска кубиков сравнивается со сложностью проверки. Увеличить результат проверки после того как кости были брошены уже нельзя.
Как это работает? Вскрываем карту локации, определяем навык, который нужно проверить, проходим проверку. Просто? И да и нет.
С учётом того, что колода игрока — это его жизнь, приходится искать баланс между количеством разыгранных карт и шансом пройти проверку. Если это проверка приобретения предмета — нужно прикинуть, стоит ли предмет того, чтобы ради него сбрасывать лишнюю карту (т. е. терять очко жизни)? Если это монстр — достаточно ли показать карту или стоит её сбросить, добавив ещё костей к проверке? Или может ещё попросить помощь у других игроков?
А может, стоит проиграть монстру, погасить урон и потеряв тем самым меньше карт (возможно, перезарядив при этом часть из них)? Это имеет смысл, например, если знаешь, что в этой локации злодея нет или если непобеждённый монстр по условиям локации или сценария всё равно изгоняется в коробку. Ну или если победить монстра всё равно нельзя (например, для его победы нужна магия, у а тебя её нет), а ты видишь способ снизить урон.
Кроме того стоит помнить о таймере — колоде благословений. Каждый ход открывается новая карта, размер колоды фиксирован при любом количестве персонажей — 30 карт. Т.е. Всего у игроков 30 ходов. Можно за один ход проводить несколько исследований, но для этого обычно приходится сбрасывать карты благословений или компаньонов (а раз сбрасывать — значит уменьшать счётчик здоровья). Плюс перед дополнительным исследованием карты в руку не добираются — а значит их может быть меньше.
Что касается взаимодействия между игроками — нельзя сказать, что оно здесь активное, но всё же оно есть. Во-первых можно помочь сыграв карту благословения — добавив тем самым ещё один дайс к проверке. Так же могут сработать способности персонажа.
Персонажи
Расскажу немного о способностях персонажей.
Воин Валерос автоматически даёт дополнительный d4 (четырёхгранный дайс) в сражении другим персонажам в своей локации. Кроме того он мастер оружия — вместо того, чтобы сбрасывать его при розыгрыше, он перезаряжает карты оружия (разумеется, это не относится к получению урона).
Бард-полурослик Лем для помощи в своей локации дополнительным d4 должен перезарядить карту. Так же он способен заменить карту с руки на карту из сброса того же типа.
Дварф-следопыт Харск способен помочь сражающимся в другой локации дальним боем, добавив d4 в бою — ему так же нужно перезарядить для этого карту. И как следопыт он может в конце хода посмотреть, что его ждёт в локации, посмотрев верхнюю карту колоды.
Жрица Кайра — способна исцелить персонажа в своей локации (но при этом сама вынуждена сбросить карту). Кроме того у неё есть бонус в сражениях с нежитью.
Эльфийка Мерисиэль любит действовать в одиночку — если она одна в локации, получает дополнительно шестигранный кубик. Кроме того эта плутовка может прервать любое столкновение, легко избежав сложного боя.
Чародейка Сеони в бою даже без карт заклинаний в руке способна поливать врага огнём — достаточно сбросить любую карту. Ну а разыгрывая карты заклинаний она автоматически перезаряжает их.
Эзрен — волшебник, с большим количеством заклинаний, он способен при розыгрыше чар взять ещё одну карту из колоды в руку (если это заклинание), а при получении из локации магической карты автоматически способен продолжить исследования.
Это только базовые способности персонажей, по мере прохождения сценариев они будут открывать новые способности и роли.
Победа в сценарии
В зависимости от условий сценария победа может принести улучшение навыка (навык определяет какие дайсы ты будешь кидать для прохождения проверки), способности, перечня карт в колоде персонажа или просто случайную карту указанного типа.
Сразу скажу, что получение случайной карты мне не кажется хорошей наградой — по ходу игры можно и так получить множество карт в колоду. С учётом того, что карта даётся случайная — это может быть даже карта базового уровня.
Кроме того, можно получить новую роль. Но тут сразу одно большое «но», а именно…
Локализованные колоды приключений
Карты ролей есть, но доступны они будут только после прохождения третьего приключения. В базовой коробке только приключение №1, плюс участники краудфандинговой компании получили ещё приключение №2 в комплекте. Приключения №3-6 ещё не локализованы. Так же как и колода дополнительных персонажей (которая не только добавляет в игру ещё четырёх персонажей, но и даёт возможность проходить игру 6-ю игроками-персонажами.
Т.е. на данный момент карты ролей в локализованной версии бесполезны, возможности по развитию персонажей ограничены.
Сюжет
Сюжет в игре подаётся текстом на картах сценариев, приключений, в описаниях злодеев. Так же художественный текст присутствует в картах локаций и в промо-картах.
Художественного текста на прочих карт нет, что прискорбно — на многих картах текстовое поле полупустое, там мог бы быть добавлен художественный текст. Плюс на некоторых картах текстовое поле расширено и занимает почти пол-карты — если бы так было везде, то художественный текст можно было бы разместить на большинстве карт.
Такой текст не мог бы способствовать развитию сюжета (всё же карты замешиваются случайно), но определённое очарование мог бы привнести. К примеру на картах с оружием можно можно было бы написать — «Любимое оружие дварфов» или что-то подобное. То же на картах предметов, брони, заклинаний.
Но где особенно хотелось бы, чтобы был художественный текст — так это на картах монстров. Возможно, для знакомых с ролевой системой Pathfinder и её бестиарием это было бы не нужно, но лично мне этого не хватает.
Итог
Что мне понравилось:
интересная механика колода игрока/счётчик жизни — приходится думать, что будет менее рискованно — сбросить карту и увеличить число кубиков или попытаться сохранить карту?
разные способы розыгрыша карт — поначалу все эти «изгнать», «захоронить», «перезарядить» звучат довольно странно, но когда понимаешь их суть — становится интересно;
развитие персонажа между партиями — да, развитие неспешное, но это объяснимо — враги так же должны становится сильнее, а на это нужно время;
игру нельзя назвать головоломкой, но иногда получаются интересные игровые ситуации.
Что не понравилось:
построение правил игры;
перестройка коробки, отсутствие пластикового органайзера;
нет локализованных приключение 3-6 и колоды дополнительных персонажей (так же пока нет 100% уверенности в том, что они будут локализованы);
мало художественных вставок — даже в рамках данной механики художественного текста на картах могло бы быть побольше.
Лично мне игра понравилась, но рекомендовать всем её не могу.
Она, как и, скажем, Громовой камень, сделана в приключенческом антураже, но всё же в силу своего игрового процесса полноценным приключением не является (хотя, на мой взгляд, она ближе к нему, чем упомянутый Громовой камень).
Кроме того, игра полностью кооперативная, в то время как многие ценят соревновательность. Но зато в неё можно играть одному — для некоторых это будет плюсом.
Летсплей
В любом случае, если вас хоть немного заинтересовала эта игра — рекомендую посмотреть видео от Gray Wolf на канале I-Play-Solo (ссылки прилагаются: первая часть, вторая часть).
В первом видео показывается подготовка к игре, во втором — собственно сам игровой процесс на двух игроков от начала и до конца. Мне данное видео кажется очень показательным, т. к. по его просмотру я ожидал получить от игры ровно то, что в итоге и получил.
Вот уже не в первый раз, смотрю на картинки, вроде красиво, вроде ярко.. а потом в описании мелькает восторженное «колодостроительная игра» — и все, хочется отвернуться и вдохнуть свежего воздуха из форточки. :-/
статья обманчива… непонятно почему называется впечатления от локализации
@Завен
В оригинале называется «Pathfinder — впечатление об игре в целом и издании в частности».