По кубику, по кирпичику, строим «Крошечные города». Впечатления от локализации Tiny Towns

 

Строительство города – пожалуй, одна из самых «заезженных» тем в настольных играх. «Брюгге», «Эра», «Нюрнберг», «Труа», «Лондон», «Мой город», «Сабурбия», «Прага» — вот только несколько названий настолок, сразу же приходящих на ум. Сюда же можно смело отнести «Санкт-Петербург», «Сан-Хуан», а с небольшой натяжкой ещё и «Каркассон». В общем, тематика не нова, но она продолжает развиваться. И сегодня мы поговорим о новой градостроительной игре под названием «Крошечные города».

В оригинале эта игрушка называется Tiny Towns. Впервые она была выпущена в 2019 году, а в 2021 издана на русском языке компанией GaGa Games. Рассчитана игрушка на компанию до 6 человек (есть возможность играть в том числе и в одиночку). Партия в «Крошечные города» укладывается в 45-60 минут.

Состоит игра из персональных планшетов игроков (на них в ходе партии будет вестись застройка), из деревянных фигурок зданий (именно ими и будут застраиваться планшеты), из разноцветных деревянных кубиков (это необходимые ресурсы, из которых будут создаваться здания), а также их карт с указанием свойств и стоимости строений. В плане материалов, печати и прочего тут всё очень хорошо. Планшеты – плотные, карты – увеличенного размера, фигурки домиков и разноцветные кубы – деревянные, не маленькие, приятные на ощупь. Впрочем, в 2021 году другого и не ожидаешь.

Устроено в «Крошечных городах» всё довольно просто. На старте каждый игрок получает по планшету 4 х 4 клетки. На нём в ходе партии предстоит возвести свой город, выставляя туда различные фигурные домики. Как несложно подсчитать, максимум в городке может быть 16 зданий (по одному в каждой клетке). В финале большая часть построек тем или иным способом приносит очки, у кого их будет больше всего, тот и молодец, победил в игре.

Основной принцип, и, по сути, все правила «Крошечных городов» – это процедура возведения зданий. Их в игре несколько типов, и для каждого есть специальная памятка, где указан эффект здания (как оно помогает получать очки), а также что нужно, чтобы его построить. Подход для всех зданий один и тот же – для строительства здания нужно собрать у себя на планшете некую фигуру из цветных деревянных кубов. Условно, собрали «палку» (4 кубика в ряд) – получился рынок, собрали «квадрат» 2х2 куба – возвели церковь, собрали «т-образную» конструкцию – построили таверну, и так далее.

Тут, правда, есть важный нюанс. Нужно собрать не просто фигуру заданной формы, но фигуру из кубиков нужного цвета. Устроено это так – каждый ход игрок берёт деревянный кубик любого цвета и выставляет его на любую клетку своего планшета. В этот момент все остальные игроки тоже должны взять по кубу того же цвета и разместить их на своих планшетах. Затем ход переходит к следующему игроку, тот тоже берёт куб нужного ему цвета, и все остальные также получают по такому же кубику. И так – ход за ходом.

Если после выставления кубика на планшете собралась необходимая фигура для строительства здания, эти кубики можно убрать, а на одну из занятых ими клеток выставить фигурку здания. Причём, сделать это можно в любой ход, необязательно в свой.

Вот и вся игра. Берём из запаса кубики, выставляем их на свой планшет, периодически их оттуда убираем, заменяя набор кубиков нужным зданием. С учетом того, что на планшете можно разместить до 16 зданий, а каждое здание в среднем состоит из 3-4 кубов, для застройки всего планшета нужно сделать порядка 50-60 ходов. Это как раз в пределах часа реального времени – ровно то время партии, что и заявлено издателем.

И тут сразу нужно отметить, что, хотя тема строительства города не нова сама по себе, она не нова и в связке с принципом «тетриса». Строить города из «тетрисных» фигурок доводилось, например, в «Эре» и в «Моём городе», но в «Крошечных городах» используется совершенно другой подход. Сами по себе здания – это не фигурки из тетриса. Фигурку из тетриса сперва нужно собрать и потом она превращается в какое-то здание. Поэтому механика «Городов» совершенно оригинальна. А ещё, можно сказать, что она даже ближе к «тетрису», чем прочие подобные игры, потому что только в «Городах» мы можем наблюдать самый любимый тетрисный момент – когда ты собрал ряд целиком, и он «сгорает». Так и тут – собрал ты нужную фигурку, она «сгорает», превращаясь в новое здание и освобождая территорию для дальнейшего строительства.

Из принципа «тетриса» вытекает ещё одна вещь – игра весьма доступна для понимания. Посадил кого угодно, объяснил задачу – собирай фигурки из тетриса, и всё, можно начинать играть. Да, есть нюансы, касающиеся свойств зданий, да, есть всякие хитрые техники и приёмы строительства, но это уже дело наживное. Главное – игра очень проста и понятна.

Тут возникает важный вопрос. Если игра проста и понятна, если всем каждый ход достаются одинаковые кубы, не будет ли тут какой-то однообразности? И, вообще, не получится ли так, что все просто «списывают» друг у друга, размещая кубики в одних и тех же местах и строя одинаковые здания. Ответ – категорически отрицательный, и причин тому несколько.

Во-первых, для каждой партии предусмотрен разный набор зданий. Грубо говоря, сами типы домиков всегда одни и те же, это церковь, ферма, рынок, фабрика и т.п. Но вот фигурка, которую надо собрать для строительства этих типов построек, а также их свойства варьируются от партии к партии. Перед началом игры нужно взять специальные колоды и сдать из них случайные карты – они-то и определяют эффекты и условия строительства зданий в текущей партии. Это примерно как в «Доминионе», в коробке карт много, но в конкретной партии используется только часть. И за счёт разных свойств и того, как по-разному карты комбинируются друг с другом, достигается реиграбельность.

Во-вторых, каждый игрок ещё и получает возможность построить некое уникальное здание, монумент, который будет доступен только ему одному. Свойства таких монументов довольно мощные и могут даже предопределить дальнейшую стратегию на пути к победе. Поэтому за счёт уникальных эффектов у каждого участника игры возникает необходимость строить что-то своё и вариант «списать» или «подсмотреть, а что там и как строит сосед» даже не рассматривается.

В-третьих, тут есть специальный режим игры, когда никто не выбирает кубик какого цвета взять. Просто берётся специальная колода, каждый ход оттуда вскрывается карточка, что на ней указано – такой цвет все и берут. Изначально это, видимо, была опция для соло-варианта, но потому подумали, почему бы не предложить играть с этой колодой и в компании, когда игроков несколько.

Вот и получается такая небольшая любопытная игрушка про комбинаторику. Собираем на планшете цветные кубы, превращаем их в здания, а потом ещё стремимся сделать так, чтобы там оказались не только нужные здания, но и чтобы расположены они были в нужной конфигурации (это зависит от условий начисления очков за конкретные постройки).

Большой субъективный плюс «Крошечных городов» в том, что мы тут хотя и собираем кубики, а потом обмениваем их на домики, и по описанию это всё очень похоже на то, что происходит в евроиграх, на деле ощущения, что ты играешь в очередное евро нет. Вероятно, это из-за того, что тут нет привычного для подхода, когда ты добываешь всякие ресурсы, возможно перерабатываешь их в другие ресурсы, а потом получаешь за них победные очки. Да, можно сказать, что ресурсами тут выступают цветные кубики, а выставление их на планшет – это то самое накопление, но на деле этого вообще не ощущается. Замена ресурсов на домик – это именно строительство, а не преобразование трёх дров в два победных очка. Ну и в принципе, пока ты играешь, такого понятия как «победные очки», как бы и нет, оно держится за скобками и возникает только в самом конце игры, когда приходит черед подсчитывать, кто сколько заработал.

Для подсчётов, кстати, в коробке лежит большой блокнотик с листочками для записей, примерно как в «Семи чудесах». Теоретически, наверное, счёт можно было бы вести и в уме, но с таким блокнотом выходит куда удобнее.

Ещё из плюсов игры – она может подстраивается под стиль участников, предлагая как крайне мирные и созидательные партии, когда каждый, выбирая новый кубик, учитывает и свои интересы, и интересы товарищей, так и крайне соревновательно-сопернические, когда игроки начинают сознательно брать такие цвета, чтобы загнать соперника в тупик и порушить его планы. Во многом, кстати, это может зависеть от количества участников. Скажем, при двух игроках каждый второй ход можно брать нужный тебе кубик, затруднений вроде бы особых и не предвидится. Вшестером же после тебя делают ходы ещё 5 человек, и что они там навыбирают и удастся ли тебе собрать из этих цветов чего-то удобоваримое – вопрос открытый.

Плюсы:

+ простая и понятная механика;

+ красивые и качественные компоненты;

+ высокая реиграбельность.

Минусы:

— тематика и механика могут показаться вторичными (но это не так);

— любители спокойных семейных игр могут наткнуться на возможности вредить друг другу;

— процесс строительства зданий несколько напоминает головоломку и может «не зайти» некоторым игрокам.

Резюме: «Крошечные города» – несложная, динамичная, приятно оформленная, семейная игра о строительстве города с элементами «тетриса». Рекомендую ознакомиться.

Tiny Towns, Обзоры



Похожие записи
  • No related posts
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.