Один из популярных настольных жанров в текущий момент – это детективные игры. Подобные настолки предлагают раскрыть подоплёку различных происшествий, как правило криминального толка, восстановить суть событий и выявить виновного, верно определив его мотивы, способы совершения преступления, его орудия, сообщников и прочие обстоятельства дела. Появились игры такого рода за рубежом, но отдельные настолки этого жарна сделаны и у нас в стране. В частности, в этом году компания «Правильные игры» выпустила детективную игру собственного изготовления «Однажды в Чикаго», а сейчас издаётся её логическое продолжение «Однажды в Чикаго. 1930», кампания по сбору средств на которую прямо сейчас идёт на площадке CrowdRepublic.

Эта игра переносит нас в Чикаго конца 1920-х годов. В городе орудуют банды и итальянская мафия, в самом разгаре сухой закон, процветает бутлегерство, и где-то среди всего этого буйства располагается редакция газеты «Чикаго Трибьюн» в роли одного из журналистов которой и предлагают попробовать себя игрокам. То есть речь не идёт о настоящих полицейских расследований, хотя на самом деле то, чем занимаются журналисты «Чикаго Трибьюн» мало от этого отличается. Чтобы докопаться до подоплёки различных событий придётся заниматься типичной детективной работой: осматривать места преступления, опрашивать причастных, отыскивать и изучать улики и, разумеется, самое главное – сопоставлять полученную информацию и делать верные выводы, основанные на известных фактах и обоснованных предположениях.

Как и все прочие детективные игры, «Однажды в Чикаго. 1930» — штука одноразовая. В коробке лежат пять с половиной дел, рассчитанные на однократное прохождение. Правила, правда, предлагают, раскрыв дело, сыграть в него с товарищами, не выдавая в процессе уже известную вам информацию и не делая никаких подсказок, но это, как мне кажется, удовольствие сомнительное. Да, так можно сделать, чтобы обучить кого-то правилам, но повторно проходить дело за делом, это как-то странно. Зачем разгадывать загадку, если решение уже известно?

Пять с половиной дел – это потому, что игра предлагает пять полноценных детективных загадок плюс ещё одно небольшое вводное дело. Оно укладывается буквально в 15-20 минут и служит для знакомства с игрой, местными механиками и приёмами. Разобравшись с ним, можно переходить к полноценным расследованиям, каждое из которых потребует где-то в районе часа-полутора свободного времени.

Формально в «Однажды в Чикаго» можно играть любым составом, количество игроков тут не ограничено. Всё из-за того, что процесс тут довольно специфический, он не предполагает розыгрыш каких-то карт, выполнение действий игроками и т.п. Расследование тут выглядит так – каждое дело – это отдельная брошюра с пронумерованными абзацами, которую надо читать вслух. Делать это может либо отдельный игрок, либо эту брошюру можно передавать из рук в руки, чтобы чтением занимались все участники игры по очереди. Как минимум одного из игроков стоит озадачить ведением записей, чтобы фиксировать полученную информацию. Кто-то ещё может отвечать за изучение улик, за работу с картами города и т.п., но по сути тут всё отдаётся на откуп игрокам, все эти задания можно распределять и перераспределять между собой по собственному усмотрению.

Вернёмся на минутку к брошюрам с пронумерованными абзацами. Самый первый из них содержит вводную информацию по расследуемому случаю, а затем читать эту брошюру подряд нет никакого смысла. Каждый параграф текста тут соответствует какой-то локации или какому-то персонажу и, ознакомившись со вступительной частью, нужно совместно решить куда мы идём дальше, открыть соответствующую страницу и прочитать нужный абзац текста под заданным номером. Получив новую информацию нужно вновь принять решение куда идти дальше, найти нужный абзац и так далее.

Помимо шести брошюр с такими абзацами (1 вводное дело и 5 основных) в коробке с игрой лежат ещё карты городов, на территории которых будут проходить расследования, несколько выпусков газет, а также много-много конвертов с уликами. Собственно, именно конверты и занимают основной объем внутри коробки, их реально очень большое количество, несколько десятков, да ещё и разных размеров. Есть ещё листок с правилами игры и несколько фишек, чтобы отмечать затраченное на расследование время (если вы играли в «Шерлока Холмса» или в «Тайны Аркхэма», тут всё устроено точно также).

По правилам на каждое дело даётся ограниченное количество ходов, если лимит исчерпан, нужно переходить к ответам на вопросы. Правда, правила сразу же говорят, что если время вышло, а дело вы ещё не раскрыли, не обращайте внимания на лимит, продолжайте расследование. Ведь главное – получать от игры удовольствие, а не стараться уложиться в заданный временной промежуток.

Вот примерно так игра и происходит. Читаем вводную информацию, думаем куда пойти, записываем полученные сведения, думаем где можно ещё почерпнуть информацию, читаем новый абзац и так далее, пока не поймём, что дело раскрыто. В этот момент положено посмотреть последнюю страничку брошюры, там есть ряд вопросов, ответы на которые должны дать игроки. Затем нужно отыскать конверт с правильными ответами и проверить себя, получив (или не получив) моральное удовлетворение в зависимости от успешности проведённого расследования.

По сравнению с другими настольными детективами «Однажды в Чикаго. 1930» характеризуется более высоким уровнем сложности. В основном это связано с местным подходом к игре, когда разгадывание дела происходит путем чтения различных пронумерованных параграфов. Сам по себе этот принцип ровно тот же самый, что и в прочих детективных играх – информация выдается порциями, и почти каждый новый кусочек приоткрывает дополнительные возможности насчёт того, где и что ещё можно узнать.

Дело в реализации. В прочих детективных настолках как правило даётся открытый набор вариантов дальнейших действий. Возьмём, к примеру, «Детектив. Игра о современном расследовании». Там на старте выдаётся вводная карточка с описанием фабулы дела и на ней в самом конце обозначены опции: хотите осмотреть место преступления – читайте такую-то карточку, хотите опросить свидетеля такого-то – читайте такую-то карточку, интересует другой свидетель – это карточка с таким-то номером.

Похожий подход практикуется в «Месте преступления», где игрокам выдают карточки локаций и персонажей, с которыми можно взаимодействовать или, скажем, в «Карманном детективе», где тоже всегда есть закрытый перечень карт для дальнейшего ведения дела.

В «Однажды в Чикаго. 1930» всё одновременно так и не так. Тут тоже в начале даётся вводная информация по преступлению, но вот что делать дальше, каким должен быть самый первый и все последующие шаги в расследовании – вот тут на блюдечке варианты никто не приносит. Вместо этого в помощь игрокам карта города и адресный справочник, их нужно изучать, соотносить с упомянутыми в ходе текущего дела персонажами и локациями и тогда уже думать, куда можно сходить и с кем повидаться. Более того, есть ряд локаций, в которые можно ходить в каждом деле (условно, это бар, полицейский участок, архив, библиотека и т.п.) которые могут чем-то помочь, а могут оказаться абсолютно бесполезными.

Почти в каждом настольном детективе рано или поздно игроки оказываются в ситуации, когда информации набралось достаточно много и дальше двигаться вроде особо и некуда, остаётся только сформировать позицию по делу исходя из имеющихся фактов – и это и есть основная загадка игры. В «Однажды в Чикаго» к этому добавляется ещё и постоянный поиск дальнейшего шага, вопрос «куда идти дальше» не отступает на протяжении всего расследования. Именно поэтому игрушка стоит на ступеньку выше по сложности относительно других подобных игр.

Ещё одна особенность игры заключается в том, что у нас тут не просто детектив, а детектив, частично совмещённый с квестом. Вот что такое детективная игра – это когда мы так или иначе получаем набор сведений, а затем должны проанализировать полученную информацию и построить из неё непротиворечивую версию произошедшего, максимально полно восстановив цепочку событий, выявив подозреваемого, определив его мотив и ответив на вопрос, каким образом он мог совершить преступление.

В «Однажды в Чикаго» в дополнение к этому периодически надо ещё решать какие-то головоломки и загадки. Иногда очередная улика оборачивается ребусом, над которым нужно отдельно поломать голову, чтобы понять, а, какую полезную информацию для дела она, вообще, даёт. И это скорее типично для каких-нибудь игр серии Exit, нежели чем для детектива.

Что в игре особенно запомнилось, так это сами улики и шикарный способ их подачи. В коробке с игрой лежит целая гора конвертов из так называемой «крафтовой» бумаги, и в ходе расследования к ним периодически попадаются отсылки в виде инструкций «возьмите улику, конверт с таким-то номером». В этот момент нужный конверт нужно выудить из довольно большого количества, вскрыть его и найти, что там лежит внутри. Ощущения очень классные, близки к тем, что бывают в играх с «наследием», когда открываешь конвертик, а внутри что-то новое. Дополнительное удовольствие доставляет и сам материал конвертов, коричневую обёрточную бумагу просто приятно держать в руках.

Ещё один положительный аспект – это газеты. Одна из игровых механик заключается в том, что иногда в качестве улики выступает газетный лист. Газета – это целый набор статей, заметок и объявлений и, как правило, что-то из её содержимого позволяет пролить свет на расследуемое дело. Ключевая информация может содержаться более чем в одном материале, поэтому газеты рекомендуется просматривать внимательно, изучать от корки до корки, чтобы не пропустить чего-то важного.

Ещё нужно обратить внимание на тему игры. Гангстерский Чикаго времён бутлегерства – эта тематика бьёт в достаточно широкую аудиторию. С одной стороны, это уже практически современность. Тут есть газеты, автомобили, магазины, хотя, конечно, по понятным причинам отсутствуют мобильная связь, интернет и соцсети. С другой – это возможность попасть в широкую аудиторию, которая, скажем, любит какую-нибудь «Мафию», а тут предлагают сделать небольшой шаг в сторону, и вроде тоже где-то маячит атмосфера мафиозных группировок, да и игра не предъявляет жёстких требований, не заставляет изучать правила, просто садись, читай и думай.

Ещё нужно отметить, что «Чикаго» хоть и предъявляет к игрокам повышенные требования в плане сложности, зато весьма вальяжно относится к способу игры. Тут никто не заставляет компанию строго сидеть за столом друг рядом с другом. Хотите – развалитесь на диване, упадите на пол, рассядьтесь по креслам. Главное – чтобы всем было слышно, что читает ведущий, и была возможность вертеть в руках улики. А так – в эту настольную игру вполне успешно можно играть даже и без стола.

Плюсы

+ атмосфера гангстерского Чикаго;

+ классные конверты с уликами;

+ широкий простор для догадок, возможность посещать разные места в городе.

Минусы

— механика не нова и уже знакома по «Шерлоку Холмсу» и «Тайнам Аркхэма»;

— кому-то может не понравиться, что местами детектив перемежается квестами;

— не все оценят богатые возможности выбора локаций для посещения.

«Однажды в Чикаго. 1930» — крепкая детективная игра. Она использует проверенные механики, и, хотя и предлагает процесс повышенного уровня сложности, всё-таки это вполне по зубам широкой аудитории. С учетом довольно большого количества альтернатив на рынке на фоне множества других игр настойчиво рекомендовать всем-всем-всем исключительно «Чикаго», пожалуй, я бы не стал, но любителям гангстерско-мафиозной тематики, а также исключительно текстовых детективных игр, таких как «Шерлок» и «Тайны Аркхэма» крайне рекомендую присмотреться к этой новинке.

Сделать предзаказ на игру «Однажды в Чикаго. 1930» на CrowdRepublic