Читатель Давид перевел подробный обзор настольной игры Roll for the Galaxy. В первой части обзора вы прочтете о базовых сведениях, узнаете об основных правилах и получите немного информации об эффективности построения правильных "движков".
Предисловие.
Я отыграл в Race for the Galaxy порядка 100 партий и как вы уже поняли, являюсь большим поклонником этой игры. Мне было очень интересно узнать, что такое Roll for the Galaxy, но настроен я был по отношению к ней скептически. Была ли это попытка заработать денег на успешном брэнде с помощью использования той же вселенной и добавлением дайсовой механики? Прочитав пару ранних положительных отзывов на игру, я все же решился приобрести ее. Изначально мне это показалось просто хорошей покупкой, но не более того. В итоге я отыграл 17 партий за первый месяц и следующая моя партия будет уже 23. Означает ли это то, что игра превзошла все мои ожидания? Продолжайте читать мой обзор, вы все узнаете.
Обзор игры:
Roll for the galaxy — одновременная для всех участников игра со скрытым выбором возможных фаз хода. Игроки бросают кубики и тайно выбирают их, задавая тем самым возможные действия на ход. Используя эти фазы, игроки строят свою маленькую империю из тайлов (ака игровой планшет). Империя будет состоять из планет и улучшений (исследований). Тайлы вашей империи будут предоставлять вам дополнительные кубики для использования в выборе фаз, а также специальные способности, которые повышают эффективность ваших действий. В игре две основных стратегии: торговля товарами за очки или построение наиболее "дорогой" по очкам империи. Участникам придется использовать обе этих стратегии и дополнительные способности с умом, чтобы победить. Правильная игра требует от участников постоянной слежки за действиями соперников с тем, чтобы использовать их выборы с пользой для себя. И наконец, игроки должны будут наладить экономику своей империи, обеспечив себя достаточным количеством денег для оплаты своих рабочих(кубиков).
Правила.
Предварительная расстановка.
Игроки начинают со своим персональным тайлом фракции (сдвоенной плиткой, состоящей из комбинаций двух планет и/или улучшений) и стартовым тайлом планеты.
Они получат по 3 белых кубика в своем игровом стакане и еще два белых в гражданском населении (общее место неиспользуемых рабочих, которых можно будет нанимать в будущих ходах)
Дополнительные кубики могут быть получены из условий стартового мира. Они могут быть в стакане, населении или представлять собой товары одной из планет.
Игроки берут по два стандартных тайла из мешка. Каждый тайл двухсторонний. Одна сторона — это планета, другая- улучшение(исследование). У игров есть стэки для этих типов тайлов в своей игровой зоне. В начале партии игрок должен выбрать один из тайлов в качестве исследования, добавив его в соответствующий стэк, второй в качестве планеты, проделав тоже самое. Это стартовое правило. Последующие новые тайлы могут быть расположены по желанию игрока в одном из стэков, стэки допускается оставлять пустыми.
Игровой процесс.
Все игроки в тайне друг от друга и одновременно бросают свои кубики за ширмами. На грани кубика может быть одна из возможных фаз или пустота. Планеты, построенные игроками, предоставляют другие цветные кубики. Каждый из них имеют определенный набор символов отличный от других кубиков. Эти кубики имеют по две грани, соответствующие одной или двум фазам игры. У некоторых кубиков может быть от 1 до 3 пустых граней.
Игрокам придется выбирать кубики. Стандартный способ, когда берутся кубики, соответствующие определённой фазе, — при совпадении выпавших граней кубиков с нужными для фазы, но есть много способов, которые позволяют обойти это ограничение. На первом этапе игрок каждый ход должен выбрать одну фазу. Делается это так, игроки кладут один кубик с любым символом на зону определенной фазы, которую они хотели бы использовать. Примечание: вы можете всегда выбирать любую фазу независимо о того, что вам выпало на кубиках (эту часть правил новички путают). Оставшиеся кубики игроки размещают под каждой зоной фаз в качестве "последователей". Как правило, вы размещаете кубики используя соответствующие символы, но их назначения можно менять используя способности "Reassign" от доступных вам исследований или раз в ход пользуясь способностью “Dictate”, которую имеет каждый игрок. Она позволяет вам убрать один любой кубик для того, чтобы использовать любой другой на какой-нибудь фазе.
После того, как все игроки заканчивают этот этап, они одновременно убирают свои ширмы. Все выбранные фазы активируются. Каждый игрок, имеющий кубик на активной фазе (независимо от того, кто выбрал эту фазу), получит возможность использовать по одному действию фазы за каждый кубик в зоне. Второй нюанс, который новички часто путают, это то, что за кубик, выбирающий фазу, тоже дается одно действие. Возможно такое, что несколько игроков выберут одну и ту же фазу, фаза пройдет как обычно, единственное отличие, сыграется меньше других фаз. В игре на двоих бросается основной кубик, определяющий третью фазу (возможно дублирование уже выбранных фаз)
Кубики позволяют игрокам выполнять определенные действия. Некоторые фазы предоставляют игроку выбор из двух возможных действий. Если у него на этой фазе есть несколько кубиков, он может выбрать действия за каждый из них.
Участники делают свои ходы одновременно. Это значительно ускоряет игру. В некоторых редких случаях порядок все-таки важен (он определяется тайлом дома).
Фазы:
Имеем пять фаз. Они активируются в следующем порядке: поиск, улучшение, освоение, производство, транспортировка
Поиск: за каждый кубик предоставляются две опции на выбор. 1) Stock дает за один кубик 2$ 2) Scout позволяет получить игроку новые тайлы. Если игрок выбрал Scout он может сбросить любое количество непостроенных тайлов из стэка. После этого игрок берет один тайл. Если он предварительно сбросил тайл, то он берет по дополнительному тайлу за каждый сброшенный. Получив тайлы, игрок выбирает сторону планеты либо исследования тайла и кладет их в соответствующий стэк вниз. Например, у Джил 4 кубика под фазой поиска, она получает 4 возможных действия активной фазы. Первым действием она выбирает Scout. Джил ничего не сбрасывает и берет один тайл. Ее полученный тайл не устраивает, поэтому вторым действием она опять использует данную способность. Она сбрасывает уже имеющийся тайл, который ее не устраивает. Теперь Джил получает 2 тайла. Две новых планеты отлично подходят к ее стратегии, она кладет вниз соответствующего стека. После того, как она получила все что нужно, Джил использует способность Stock за оставшиеся кубики и получает 4$.
Улучшение: каждый кубик улучшения дает вам возможность размещать один кубик над вашим стеком исследований. Каждый тайл имеет свою обозначенную стоимость. Когда число на кубике над стеком совпадет со стоимостью исследования, оно входит в игру, а кубик возвращается в зону гражданского населения. Если у вас больше кубиков, чем нужно для размещения исследования, оставшиеся займут место над следующим доступным исследованием. Если под активированным тайлом, нет следующего, неиспользованные тайлы возвращаются в ваш стакан.
Освоение: работает в точности, как и улучшение, только используется стэк планет.
Производство: каждый использованный кубик — это торговый товар планет на вашем планшете. На каждой планете может быть только один товар. Кубики не соответствуют цвету планеты, цвет товара определен цветом, обозначенным на планете (серый ничего не производит). Этими товарами можно торговать за деньги и победные очки в следующей фазе.
Транспортировка: каждый кубик дает вам одну из двух способностей на выбор. Первая опция: Trade. Продажа товаров за 3,4,5 или 6 долларов, в зависимости от цвета планеты. Вторая опция: consume (потребление). Преобразует товары в победные очки. Каждый товар стоит 1 победное очко плюс бонусные очки за каждый кубик потребления и торговый кубик того же цвета что и планета (то есть планеты с коричневым цветом с имеющимся одним товаром и с коричневым кубиком, использованным при выборе фазы, принесут суммарно 3 очка. Фиолетовые кубики обозначают общий товар и могут использоваться при определении как любой цвет. Цвет важен только для получения бонусных очков от потребления. Значения торговли не зависят от цвета кубиков и определяются только по цвету планет.
Фаза очистки: все кубики, использованные для активации фаз в текущем ходу возвращаются в зону граждан (если только они не лежат на исследованиях или планетах). Неиспользованные кубики, включая те, которые активировали способность dictate, возвращаются в стакан. Игроки могут вернуть кубики, обозначающие товар или частично законченное исследование/ планету к себе в стакан забесплатно.
Конец игры.
Все фазы повторяются до того момента, как какой-нибудь игрок не построит 12 миров или исследований на своем поле (все игроки начинают с тремя уже построенными), либо пока общий пул очков, содержащий по 12 очков за каждого участника, не закончится.
В чем же суть?
Теперь, когда мы узнали механику игры, и как она вообще играется, зададимся вопросом на что же она похожа? На что нам нужно обратить внимание, где глубина и что же нам нужно для победы?
Создаем свой движок
Есть очень хороший пример построения собственного движка. Дополнительные бонусы за определенное окончание игры превращают партию в гонку (по моему субъективному мнению гонка здесь сильнее ощущается чем в Доминионе, хотя они схожи по общему методу достижения победы. Задача состоит не в том, как бы набрать больше очков к концу игры. Она заключается в том, чтобы оставить без очков противников в тот момент, когда вы решите закончить игру. Некоторые тактики (например, потребление) создают стабильный движок, а затем используют его, получая очки. Другие заключаются в постройке и постоянном совершенствовании движка до того момента, пока он не станет совсем огромным и не займет все 12 тайлов. Мне нравится такой тип игры, так как я люблю выдумывать новые движки (очень часто для меня предпочтительнее именно они). Разнообразие возможных вариантов движков ошеломляет. Они опираются на три основных типа: торговля, постройка планет, и создание улучшений. Все тактики должны представлять из себя гибриды этих типов. Лучшие движки имеют сильный акцент на одной особенности, но также включают в себя две другие для того, чтобы обеспечить преимущество за счет минимальных усилий и вложений. В каждом направление есть много много поднаправлений, зависящих от того, какую комбинацию технологий вы выбрали. Каждая новая игра дает вам новый старт с различными постройками, вам придется выбирать какие вам необходимы и определять, как они впишутся в ваши стратегии и действия. И даже если вам попадутся те же технологии, броски кубиков изменят вашу стратегию.
Взаимодействие игроков.
Сильная игра требует понимания стратегий других игроков, целей, которые они преследуют, и их реальных возможностей. Если рассматривать стратегический уровень, вам необходимо будет избегать совершения тех действий, которые помогут вашим оппонентам, в то время как их действия должны помогать вам. На тактическом уровне вам нужно будет быть осведомленным в том, какие действия будут полезными либо бесполезными оппоненту, основываясь на знании того, какие ресурсы ему доступны. У них мало кубиков в стакане? Значит, настало время освоения или улучшения. У них нет тайлов в стеке улучшений? Отличная пора для вашего улучшения. Нет планет, производящих товары? Давайте запустим производство. Как вариант, вы можете создать такой движок, при котором оппоненту будет сложно получить такое же преимущество, как и вам, при активации фазы, не зависимо от того, сколько кубиков он потратит. Обратная сторона ваших действий заключается в том, чтобы постараться определить, что будут делать оппоненты и подготовится к ответным действиям. Может быть такое, что ваше действие не даст вам как минимум такое же преимущество, как и участника, который активировал фазу (допустим, если он имеет технологии, которые дают бонусы за использование определенной фазы) Вам придется принять решение о том, какой уровень вложений целесообразен. Например, если ваш противник выбрал стратегию потребления, вы можете использовать один производственный кубик и один кубик торговли в тоже время для того, чтобы произвести и продать желтый товар за 6$. Это даст вам некоторый запас действий, которые вы сможете потратить на интенсивную тактику улучшений или освоений.
Баланс в эффективности набора победных очков.
Экономическая часть игры неплохо реализована и ее эффективность лежит где-то между обеспечением работы вашего движка и набором очков, правильное использование экономики- важный навык, который требуется для успеха. Дорогая игра (большие постройки, большие потребления) застопорят вашу экономику. Имея малое количество кубиков в вашем стакане и небольшое количество денег, ваши следующие пара ходов будут слабее, чем обычно. А стоит ли это того? Могу ли я сделать что-то лучшее с меньшими ресурсами? А может будет полезнее что-нибудь продать и получить деньги? Или растянуть постройку этого улучшения со стоимостью 6 на два хода, а сэкономленных рабочих отправить на поиск? Вы можете настроить ваш движок улучшениями так, чтобы совершение более затратных действий не сильно сказывалось на вашей экономике. Это позволит вам сконцентрироваться на ваших идеях и тактике, финансовую поддержку которых вы будете получать минимальным количеством действий.
Эффективность кубиков.
Если вы хотите использовать большее количество кубиков за ход, чем оппоненты, вам придется выигрывать (строя сильный движок и правильно балансируя вашу экономику) Это можно сделать различными способами. Во-первых, важно правильно угадывать фазы, которые будет использовать противник. Во- вторых размещение кубиков в фазах, которые выбрали вы и ваш противник, заставит вас использовать их большее количество. Этому может помочь кубики с выпавшими пустыми гранями, способность dictate и любые способности по перераспределению сил, которые вам могут дать улучшения. Очень важно не позволять своим кубикам быть заблокированными недостроенными планетами и улучшениями, либо оставлять их в качестве товаров на долгое время тем самым, вы будете терять дополнительные возможности.
Поиск и постройка хорошего движка
Так много блестящих вариантов развития придет вам в голову в процессе игры, этому будут способствовать новые тайлы, иногда броски кубика, но все это не будет укладываться в вашу стратегию. Внимательное слежение за целью и способность определить наилучший путь к победе — следующие важные навыки. Будьте непреклонны в выборе нужных вам тайлов. Что вам больше поможет? Какой самый короткий возможный путь к обеспечению жизнеспособности вашего движка, и как скоро вы сможете использовать его в полную мощь? Только поиск нужных тайлов будет тратить ваше одно- два действия в фазе поиска и требовать от вас сбрасывать максимально возможное количество тайлов для увеличения числа берущихся. Иногда вы будете работать над таким движком, который даст вам преимущество от фаз, выбранных соперником. Баланс между этим направлением и связанными с взаимодействиями направлениями и эффективностью кубиков, указанными выше, это настоящий вызов. Иногда имеет смысл отложить оптимальное действие на один-два хода для того, чтобы противник тоже не извлек выгоды. Либо вы можете попридержать исполнение вашего тактического плана, чтобы воспользоваться новыми возможностями, которые появились из-за действий оппонента.
«На грани кубика может быть одна из возможных фаз или пустота.»
Какая еще пустота?! Все грани заняты пиктограммами фаз…
Отличная статья!
Спасибо за перевод!