Читатель по имени Мануш представляет масштабную статью, знакомяшую начинающих игроков с отличной евро-настолкой Пуэрто-Рико. Материал особо актуален в связи с тем, что относительно недавно эта игра была локализована Миром Хобби и стала доступна для широкого круга российских настольщиков. Всего по игре будет три статьи, эта — первая.
Я дал себе задание прочитать все рецензии на “Пуэрто-Рико”, написанные на BoardGameGeek. Это было делом непростым. Когда я начал, на основной страничке игры было 97 рецензий, еще 5 — на страничке юбилейного издания и 4 — на страничке дополнения. И теперь я прочел их все!
Моя цель заключалась в том, чтобы изучить их от самых старых до новейших и понять, как отношение к игре менялось с годами. Тогда я думал, что современные игроки похоронят “Пуэрто-Рико” и назовут ее устаревшей. К счастью, произошло обратное. Игра адаптировалась к современным настольным реалиям и осталась актуальной. Произошло это потому, что “Пуэрто-Рико” хорошо оформлена и сбалансирована.
Впрочем, я не только читал отзывы, но и играл в нее. Да, у меня нет сотен или даже тысяч сыгранных онлайн партий, которые я встречал у других игроков. Тем не менее, у меня за спиной есть кое-какой опыт, более 50 партий, что мне кажется вполне достойным результатом: 41 партия в экземпляр, который лежит дома, примерно дюжина партий на различных мероприятиях и столько же онлайн. В основном, мы играли втроем или вчетвером, но я опробовал варианты игры при любом возможном количестве игроков. На внутренней стороне крышки своей коробки я всегда записывал, кто играл и кто победил. Это может звучать как святотатство, но мне хотелось запомнить, чья стратегия оказалась верной.
Кому стоит прочитать?
- Если вы никогда не играли в “Пуэрто-Рико”, я расскажу вам, почему эта игра может понравиться.
- Если вы играли в “Пуэрто-Рико”, но она не пришлась вам по вкусу, я попробую переубедить вас.
- Если вы терпеть не можете “Пуэрто-Рико”, я объясню, почему эта игра подходит не для всех.
- Если вы в восторге от игры, я покажу, чем же она вам так нравится.
- Если вы изучаете настольные игры, я постараюсь дать вам представление о том, как игра эволюционировала.
В знак уважения к новым игрокам я не буду подробно разбирать стратегии игры. Я приведу лишь некоторые из самых распространенных стратегий и укажу самые часто совершаемые ошибки. О наиболее действенных стратегиях написано много замечательных статей, но я призываю новичков не читать их. Вся прелесть “Пуэрто-Рико” как раз в поиске лучшей стратегии, поэтому вы лишите себя многих лет наслаждения игрой ради нескольких быстрых побед.
Для кого эта игра?
- Для всех, кто играл и любил играть в “Колонизаторов”.
- Всех, кто любит настолки европейской школы.
- Всех, кому нравятся военные игры с экономическими элементами.
- Всех, кто любит шахматы.
- Если вы любите “Кайлюс”, “Гоа”, “Энергосеть” и “Агриколу”.
Подготовка к игре: сложно или просто?
В ранних обзорах часто писали, что “Пуэрто-Рико” очень долго раскладывать. Многие сейчас с этим спорят. На самом деле, стоит просто положить все компоненты для игры на троих в один пакетик, для игры на четверых — в другой, для игры на пятерых — в третий. Вот и все, так просто!
Еще одна уникальная техника показана на картинке:
Сердце игры — выбор ролей.
Правила игры очень просты.
- Сначала первый игрок (Губернатор) выбирает роль, и все игроки выполняют соответствующее действие.
- Затем следующий игрок выбирает себе роль из оставшихся, и все игроки выполняют соответствующее действие.
- Когда все сходили, по 1 дублону кладется на те роли, которые в этом ходу не были востребованы.
- Звание Губернатора переходит к следующему игроку.
- Теперь повторяем заново.
Ключом к победе в “Пуэрто-Рико” является то, насколько удачно для себя вы будете подбирать роли.
Из чего выбирать?
- Поселенец — получает жетон плантации.
- Строитель — строит различные здания.
- Мэр — распределяет рабочих на плантациях и зданиях.
- Ремесленник — производит товары (если у вас для этого есть возможности).
- Торговец — продает товары за дублоны.
- Капитан — отгружает товары на корабли в Испанию, за что получает победные очки.
- Старатель — получает из банка 1 дублон.
Новички, глядя на список ролей, всегда совершают одну и ту же ошибку. Им кажется, что отгрузка товаров — самый очевидный способ заработать победные очки, а строительство зданий почти не эффективно. В этом случае особенную ценность приобретает кукуруза, так как для нее не требуется производственных зданий, и отгружать на корабли ее получается легче.
В конце концов, они открывают для себя стратегию “Строителя”, для которой достаточно одного ценного товара (табака или кофе). Они вдруг понимают, что можно использовать Торговца для получения денег, а затем и Строителя, чтобы заработать необходимые для победы очки.
Но это не все. После этого игроки находят новые стратегии,которые позволяют остановить соперника, играющего “кукурузой\Капитаном” или “Торговцем\Строителем”, и тогда игра становится по-настоящему интересной.
Особые здания позволяют игрокам “обходить” правила или получать бонусы от той или иной роли. Некоторые из них безусловно полезны. Другие только кажутся полезными, но спустя несколько партий вы обнаружите, что толку от них не так много. Есть и здания, которые кажутся бесполезными, но почему тогда эксперты все время приобретают их и одерживают уверенные победы?
Один эксперт по “Пуэрто-Рико” настаивал на том, что первым делом в игре надо покупать Гасиенду. Я пробовал поступать так, и не уверен, что это правильно. С другой стороны, я на сто процентов уверен, что он бы легко победил меня, используя Гасиенду. Я к тому, что потенциал зданий далеко не всегда очевиден.
Каждая роль дает определенный бонус первому игроку:
Бонус Поселенца: каменоломня вместо плантации.
С помощью поселенца можно получать тайлы плантаций. Эти тайлы в сочетании со зданиями помогают производить товары, которые можно продать за дублоны или отгрузить на корабли.
Особенность кукурузы заключается в том, что для нее не надо строить производственные здания. Чтобы получить кукурузу вам понадобится только маркер колониста.
Каменоломня — отличная альтернатива тайлам плантаций, так как дает скидку в дублон на будущее строительство зданий.
Особые здания для Поселенца:
Гасиенда — получите дополнительную плантацию. Барак — возьмите каменоломню вместо плантации. Гостиница — возьмите маркер колониста. Эти здания, как и роль Поселенца в целом, очень важны на начальном этапе игры, потому что помогают быстро обустроить город. Также строить их следует при игре впятером.
Бонус Строителя: скидка в 1 дублон.
Строитель позволяет строить за деньги здания. Если вы играете без дополнений, то они всегда будут одинаковыми.
Особые здания для Строителя:
Университет — возьмите колониста при строительстве. Кажется, что цена Университета несколько завышена. Первый совет по балансу: поменяйте цену Университета и Фабрики.
Бонус Мэра: дополнительный колонист.
Мэр помогает игрокам получать новых колонистов и активировать плантации и постройки. Если здания не активированы, они не приносят ничего. Игроки знают, сколько колонистов будет доступно следующему Мэру (а это может быть число, не равное числу игроков), и строить свою тактику исходя из этих знаний. Особых зданий для Мэра не предусмотрено. Создается впечатление, что новички используют Мэра слишком часто. В большинстве случаев они берут двух колонистов, когда им необходим только один. Старайтесь избегать большого количества колонистов, или они будут томиться в Сан-Хуане, не принося вам никакой пользы.
Бонус Ремесленника: дополнительные товары.
Ремесленник получает товары, в зависимости от того, сколько плантаций и соответствующих им зданий активированы на его личном планшете. Новички всегда злоупотребляют Ремесленником, в то время как опытные игроки пользуются этой ролью с большой осторожностью. Количество товаров ограничено, но это редко становится проблемой, если только все игроки одновременно не производят кукурузу.
Особые здания для Ремесленника:
Фабрика — получите дополнительные дублоны в зависимости от того, как много разных товаров вы производите. Это единственный способ получить деньги, если вы не выбираете роль Торговца. Многие уверены, что Фабрика стоит слишком дешево. Сам автор игры рекомендует повысить ее стоимость до 8.
Бонус Торговца: дополнительный дублон.
Торговец дает вам возможность менять товары на дублоны. С его помощью вы можете получить много денег за один ход, поэтому в игре это одна из ключевых ролей. Пространство ограничено четырьмя слотами, и в каждом из них должен находиться отличный от других тип товара. Получается, что, играя Торговцем, вы часто можете получить преимущество перед соперниками.
Особые здания для Торговца: Малый рынок — плюс дублон за продажу, очень дешевое и очень полезное здание, окупается невероятно быстро. Контора — можно торговать одинаковыми товарами. Иногда это необходимо. Большой рынок — плюс два дублона за продажу, делает индиго более привлекательным для производства и продажи.
Бонус Капитана: дополнительное победное очко.
С помощью Капитана можно грузить товары на корабли и получать победные очки. Место на кораблях ограничено, и на каждом корабле может быть только один тип товаров. Вот где ощущается взаимодействие между игроками: блокировка кораблей, принуждение соперников к отгрузке товаров, которые они бы хотели продать и т.д. Игроки должны выполнять действия Капитана, если могут. Все товары, которые не были загружены, “портятся”. Их надо вернуть, если только вы не создали условия для их хранения. Освоить роль Капитана — заполучить ключ к победе, и это не всегда означает, что только вы будете осуществлять загрузку товаров.
Особые здания для Капитана:
Малый склад — можете хранить товары одного выбранного типа, часто недооценивается новичками, Большой склад — можете хранить товары двух типов, Гавань — дополнительное очко за каждую отгрузку, с этим зданием можно получить 4 победных очка за один раунд, Верфь — можете иметь свой собственный корабль, новички часто переоценивают ее значимость.
Бонус Старателя: дополнительный дублон.
Со Старателем можно сделать не так уж много. Он получает дополнительный дублон и все дублоны, которые уже лежат на этой роли. Остальные игроки не получают ничего. Старатель не используется в игре втроем, одного можно выбирать при игре вчетвером, и двух — при игре впятером. В целом, довольно скучная роль.
Основные стратегии.
Игра завершается, если выполняется одно из трех условий: заканчиваются колонисты, маркеры победных очков или пространство в городе одного из игроков. Чаще всего у новичков игра завершается, когда заканчиваются колонисты. У опытных игроков ситуация иная: 45% партий завершаются из-за отсутствия места в городе игрока, 35% — из-за колонистов, 20% — из-за того, что игроки разобрали все маркеры победных очков.
Любая партия в “Пуэрто-Рико” — это история, у которой есть начало, середина и конец. В начале единственное,что имеет значение, это деньги. За короткое время надо успеть построить движок, который будет поставлять вам дублоны, или же даст возможность стабильно отгружать товары на корабль (а лучше всего, попробовать построить оба движка). В середине игры надо постараться притормозить соперников и укрепить собственные позиции. В конце игры следует принять два важнейших решения: стоит ли форсировать события, попробовать быстрее закончить игру и когда лучше строить большие здания.
Пока мы сыграли в ПР всего 1 партию, но, надеюсь, в этом году игра раскроется для нас.
получил игру в дар на др, теперь жду подходящего случая разыграть, спасибо за интересную статью. буду ждать ещё
Отличный краткий анализ
Меня всё время гложет вопрос по поводу каменоломен. Я часто играю вообще без них и не вижу, как это влияет на количество моих побед.
@Njuse4ka
А на какое количество человек ты чаще всего играешь? Они в полной мере раскрываются при игре от 4-ёх человек.
Пару лет назад писал небольшой обзорчик на полезность некоторых зданий при разном количестве людей:) http://tesera.ru/user/Leks/journal/203883/
картинка с уникальной техникой подготовки к игре в нормальном размере, чтобы не сломать глаза:
https://boardgamegeek.com/image/76638/puerto-rico?size=large
@alpas, техника отличная, только не для локализованной версии — там колонисты это бочонки — не сложатся так красиво, а переворачивать каждый бочонок — долго.