Представляю вторую заметку об игре Пуэрто-Рико от читателя по имени Мануш. На этот раз речь пойдёт о том, какое влияние на игру оказывает наличие за столом новичка и как, вообще, ход партии зависит от числа игроков.
Новички.
Для начинающих игроков в Пуэрто-Рико довольно сложно решить, как им действовать в свой ход. Проблема не в том, что они не знают возможности, с этим-то как раз проблем не возникает. У них всегда есть выбор из шести-восьми вариантов, в зависимости от числа игроков за столом. Проблема в том, что именно они должны делать. Очень скоро новички понимают, что есть “более и менее выгодные” действия, и появляется ощущение, что трудностей на пути к победе возникнуть не должно.
Если новичок играет с искушенным соперником, в конце партии он увидит, что более опытный игрок превзошел его по очкам в несколько раз. “Пуэрто-Рико” — это игра, где опыт имеет очень большое значение.
Бывает, что новичкам не везет играть с агрессивными оппонентами. Я сейчас говорю о таких людях, которые считают, что хорошо понимают игру. Тогда новичкам все время придется слушать разглагольствования, мол, есть какой-то “правильный” подход к игре, играть надо “только так”, а некоторые ходы делать не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. Такое поведение часто можно заметить у любителей блэкджека, но там-то замешаны реальные деньги, а в “Пуэрто-Рико” их нет.
Многие действительно верят в миф, будто в игре есть какая-то “правильная” стратегия. Эти домыслы основаны на опыте, но ценность этого опыта часто очень преувеличена. Неискушенные игроки легко предсказуемы, часто отдают преимущество, и этим всегда можно воспользоваться.
Кроме того, главная изюминка “Пуэрто-Рико” — находить новые способы решения проблем. Часто кажется, что игра “сломана”, но, на самом деле, “починить” ее довольно просто, нужно только разработать новую стратегию, коих заложено в игре немало. Основные претензии к “Пуэрто-Рико” выглядят так:
- в партии с новичком побеждает тот, кто сидит после него.
- преимущество дает определенное место за столом.
- одна стратегия всегда побеждает другие.
- игра выглядит как пасьянс, одновременно раскладываемый несколькими участниками.
- количество игроков сильно влияет на игру.
Удовольствие в “Пуэрто-Рико” приносит тот момент, когда вы “ломаете ее код”, понимаете, что все эти проблемы легко решаемы. “Пуэрто-Рико” — это и есть поиск способов решить выявленные проблемы.
Цель данного обзора состоит не в том, чтобы разуверить вас, что эти проблемы существуют. С ними действительно сталкивались игроки на протяжение многих лет. Если вы уже долго играете в эту игру, возможно, вы уже встречались с ними. Гениальность “Пуэрто-Рико” в том, что все эти проблемы можно решить без изменения правил, просто пробуя новые стратегии на пути к победе.
Ощутимые проблемы игры.
- Связка с игроком сидящим справа. Идея в том,что новички неправильно выбирают себе роли, и это дает преимущество игроку, сидящему непосредственно после них (игрок непреднамеренно помогает следующему выиграть).
Как решается: посадить слабого игрока на лучшее место (то, где игрок в начале партии получает кукурузу); раскладывать игру на троих, так как в этом случае проблему легче контролировать; усадить за игру еще одного новичка и развести двоих за столом так, чтобы сделать их “вклад” более равномерным; не разыгрывать партию на пятерых; играть для удовольствия, а не всеми силами стремиться к победе.
Все эти советы не являются совершенными, но они вполне подойдут большинству игроков.
- Дополнительное преимущество от места за игровым столом.
Многие проводили детальный анализ, какое же место лучше всего. На Чемпионате Мира по настольным играм в 2013 году победитель сидел третьим, он на три очка обошел соперника, сидевшего вторым. Годом позже победителем стал первый игрок за столом. Получается, что выиграть может любой.
По статистике онлайн игроков наличие тайла кукурузы в начале игры дает ощутимое преимущество. При игре на двоих распределение побед выглядит так: индиго — 44%, кукуруза — 56%. На троих — индиго 30%, индиго 29%, кукуруза 41%. На четверых — индиго 20%, индиго 20%, кукуруза — 30%, кукуруза 30%.
Решить эту проблему можно следующим образом: все игроки с кукурузой в начале игры лишаются одного дублона. Благодаря компьютерному анализу удалось вычислить, что такое правило практически идеально балансирует игру. Чего нельзя сказать о правиле, когда всем игрокам в начале партии выдается по тайлу индиго.
Итак, получаем второе правило для баланса игры — каждый игрок, начинающий партию с кукурузой, лишается одного дублона.
Еще один обзор говорит нам о том, что первый игрок дает большую фору остальным участникам партии. Он ходит первым, а затем ему надо очень долго ждать своего хода. В игре на четверых он выбирает роль, затем это делает игрок №2, №3 и №4. Первый раунд заканчивается, и Губернатором становится игрок №2. Затем снова ходят №3 и №4, и только после них №1 может выбрать роль. Вам приходится очень долго ждать своего хода, но этот недостаток компенсируется в течение партии, ведь такие же разрывы будут и у других игроков. Но в этом случае для первых двух игроков очень важно правильно выбрать роли в начале партии, потому что такая ошибка может дорого стоить. Игроку №2 придется особенно сложно, ведь желанную роль может отыграть первый игрок.
Споры, каким должен быть первый ход, идут до сих пор. Я призываю вас подойти к данному вопросу творчески. Тут нет такого, что одна стратегия лучше другой. Просто обратите внимание на то, как поможет вам выбранное действие в долгосрочной перспективе.
В “Пуэрто-Рико” нет мелочей. Если построенное здание долгое время не функционирует, или же колонисты прохлаждаются в Сан-Хуане несколько ходов подряд, значит вы что-то делаете неправильно. Старайтесь использовать все элементы игры эффективно, и тогда рейтинг побед заметно возрастет, а соперники начнут копировать вашу манеру игры.
- Одна стратегия всегда побеждает.
Многие рецензенты жалуются, что есть стратегии, которые невозможно победить. Самое забавное, что в подобных рецензиях всегда разные “непобедимые” стратегии. Вот топ-3 таких стратегий:
- отгрузка кукурузы на корабли.
- покупка верфи.
- постоянное использование Строителя.
Однажды я наткнулся на комментарий, с которым позже согласились многие любители “Пуэрто-Рико”. Сначала кажется, что единственный способ победить, — построить Верфь. Затем создается ощущение, что легче победить, если построить Фабрику. С опытом игроки редко покупают Фабрику и вовсе отказываются от Верфи.
В моей игровой ячейке был схожий эпизод. Мы тоже нашли путь к победе и считали, что он единственный действует безотказно. Для нас это была Гостиница. Мы были просто одержимы этой идеей, покупали Гостиницу при первой же возможности. Это был комфортный вариант игры, который, казалось, работает всегда, ведь мы все играли схожим образом. Кто-то пытался свернуть с проторенной дорожки, но его тут же наказывали сокрушительным поражением. Мы застряли надолго, пока, наконец, кто-то не попробовал иной подход и разбил нас в пух и прах (тогда это была стратегия строительства). Игра раскрылась перед нами с новой стороны, и с тех пор никто уже не покупал Гостиницу.
- Пасьянс, который раскладывают несколько игроков.
В “Пуэрто-Рико” очень много взаимодействия, но оно не всегда очевидно. Часто манера игры ваших оппонентов напрямую влияет на вашу собственную игру. Некоторые партии в “Пуэрто-Рико” действительно могут походить на пасьянс. К слову, иногда это весело. Долгое время я пробовал стратегии, основанные на конкретной роли (за рамками Капитана и Торговца), определенном здании, бонусе и т.д. Было интересно пробовать определенные комбинации и следить, что хорошо работает в связке, а что — нет. Это сыграло важную роль в развитии моих навыков игры в “Пуэрто-Рико”.
После сыгранных партий я понял, что это скорее тактическая игра, нежели стратегическая. Кто-то скажет, что это одно и то же, но два понятия важно различать.
Стратегия — это план действий, направленный на достижение основной цели. Тактика — это продуманное действие, с помощью которого можно решить определенную задачу. Различие их вот в чем: стратегия разрабатывается такая, чтобы постараться получить как можно больше победных очков в конце партии, а тактика применяется для разрешения конкретных краткосрочных задач.
В “Пуэрто-Рико” стратегия часто подбирается в начале партии. Выбор ее основан на вашем опыте. Очевидные тактические ходы, например, блокировка корабля, используются по ходу игры, но не продумываются как-то особенно в перед стартом игры. Основной упор делается на получение максимального количества победных очков. По сути, это действительно может смотреться как пасьянс.
С другой стороны, если вы получаете очки, вы не только вырываетесь вперед, но и тормозите своих соперников. Ведь понятно, если вы выбираете Торговца, и его действие помогает вашим соперникам, это большая ошибка. То же самое относится и к Капитану.
Это вопросы стратегии и, хотя решать их непросто, они часто отвлекают от более важных сиюминутных проблем. Вы думаете о собственных действиях, но что будут делать ваши соперники в свой ход? Если они будут торговать, вы тоже сможете торговать. Если они воспользуются ролью Капитана, вы сможете получить победные очки. Если они решать строить, у вас появится возможность также построить что-нибудь полезное для себя. Если они примерят на себя роль Мэра, сможете ли вы пристроить куда-нибудь своего нового колониста? Если они захотят производить товары, сыграет ли это вам на руку, или же новые товары испортятся? Все эти вопросы заставляют смотреть на весь раунд тактически, чтобы в конце добиться поставленных целей и набрать большее количество очков.
Очень важно правильно выбирать роли в момент игры, когда между двумя вашими ходами будет минимальный отрезок времени (1-2-4-1). Есть только два игрока, которые будут выбирать роли, и после них вам снова предстоит ходить. Возможно, вам стоит оставить Торговца в покое, так как соперникам нечем будет торговать, а потом выбрать его и получить дополнительный дублон. Возможно, вам придется выбрать Капитана, чтобы противники не смогли торговать. Вам придется очень внимательно следить за движением на игровом поле,чтобы выжать максимум из ситуации.
Большинство опытных игроков придерживается мнения, что в середине игры следует менять стратегию, придерживаться нескольких вариантов развития игры, чтобы не оставаться слишком предсказуемым. Я рекомендую вообще не думать над стратегией в начале партии, а вместо этого принимать тактические решения, разные для каждого раунда. “Пуэрто-Рико” — это не та игра, где у тебя есть план, и ты пытаешься претворить его в жизнь. Здесь надо плыть по течению и время от времени бороться с ним. Если это звучит интригующе, то игра определенно вам подойдет.
- Количество игроков влияет на игру.
Во многих отзывах можно прочитать, что от количества участников игра сильно меняется. Очень немногие подробно касаются вопроса, в чем, собственно говоря, эти различия. Часто можно прочитать лишь что-то подобное: “Игру на троих легче контролировать, а вот партия на пятерых — полнейший хаос”. 71% голосовавших на BoardGameGeek лучшим сочетанием отметили партию на четверых. Далее идет вариант с тремя участниками. Самым спорным оказался дуэльный вариант: 44% высказались “за”, 48% не рекомендуют тратить на него время.
Наличие зданий — в партии на троих это не проблема. Вы легко контролируете их наличие на поле, можете купить любое нужное вам здание в любой момент. Когда в партии участвует пять игроков, здания исчезают так быстро, что вы и моргнуть не успеваете.
Продажа товаров — если вы играете втроем, на поле продажи товаров всегда найдется местечко. На пятерых вы сможете продать товар только в том случае, если выберете роль Торговца.
Отгрузка — Если в партии три игрока, погрузить товары на корабли легко, но они долго не заполняются, плюс их можно блокировать. Впятером вы не успеете опомниться, как корабли отплывут от берега с полными трюмами.
В общем, если в партии участвует новичок, лучше всего будет сыграть втроем. С ростом его знаний о “Пуэрто-Рико” возможность выиграть появится у всех!
Очень хорошие статьи, прочитала с огромным интересом. Спасибо за труд.
Еще лучше, чем первая часть. Спасибо.
Отличная статья. Всё-таки у игры большие проблемы, т.к. я активно против хомрулов.
@ZoRDoK</
Игра с меньшим количеством дублонов у начинающих с кукурузой и обмен стоимостей фабрики и университета не вполне хоумрул, а вполне себе вариант игры, более сбалансированный, чем классический.
Довольно долго думал, что при игре на троих те, кто купил верфь и порт, выигрывают всегда, и разочаровался в игре, думал, что сломана; но потом таки подобрал под неё стратегию, и убедился, что и в этом случае можно выиграть, причём не чудом, а вполне себе уверенно.
О, це отличные статьи! Ждём третью часть!